Цифровые компетенции регионов

Логотип компании
Цифровые компетенции регионов
Программа «Цифровая экономика» имеет свои показатели и сроки их достижения. При этом у каждого региона существуют свои программы. Как привести их к общему знаменателю?

В конце августа была принята одна из первых версий программы «Цифровая экономика» в виде паспортов по национальным проектам, тогда же министр цифрового развития Константин Носков собрал региональных ИТ-руководителей, чтобы обсудить перспективы реализации проектов в регионах. Как достичь целей, поставленных федеральным центром? Эта тема вызывает очень много вопросов, и на некоторые из них попытались ответить участники круглого стола, который состоялся 15 ноября в рамках конференции «Особенности региональной цифровизации», прошедшей в Санкт-Петербурге.

Модератор дискуссии Павел Хилов обозначил ключевые вопросы. Он предложил обсудить приоритеты программы и критерии их отбора в регионах, подготовку государственных и муниципальных служащих к работе в условиях цифровой экономики, существующие барьеры, нормативное регулирование и возможность кооперации между регионами при реализации программы. Программа «Цифровая экономика» имеет свои показатели и сроки их достижения. При этом у каждого региона существуют свои программы. Как привести их к общему знаменателю? Как приоритеты выбирать региону, чтобы вписаться в программу?

Цифровые компетенции регионов. Рис. 1
Виктория Кузнецова

«Ленинградская область наряду с другими регионами несет ответственность за реализацию проекта, – начала диалог с участниками председатель Комитета по связи и информатизации Ленинградской области Виктория Кузнецова, – и мы призываем коллег изложить свою точку зрения на имеющиеся проблемы». По ее словам, Комитет сформировал ряд поручений и направил их в группу под руководством губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, которая координирует работу Госсовета России по вопросам цифровой экономики. «Мы планируем создать экспертный совет по цифровому развитию, – продолжила Виктория Кузнецова. – Необходимо организовать проектные офисы, существенно изменить подход к подготовке кадров, их сертифицированию и оценке компетенций, к премированию. Мы внесли предложения и по изменению системы закупок, чтобы сотрудничество заказчика и разработчика стало более гибким».

Однако сегодня не все первые лица регионов России полностью включены в процесс. Как поднять их интерес к этой теме? По мнению г-жи Кузнецовой, хорошим инструментом, например, может стать нестандартный, но эффективный рейтинг цифрового развития региона. По аналогии рейтинга инвестклимата АСИ, результаты которого подводятся на ПМЭФ. В Ленинградской области есть уже пять приоритетных проектов, связанных с развитием региона.

Цифровые компетенции регионов. Рис. 2

Андрей Стрельцов, начальник Управления информационных технологий, связи и документооборота Тамбовской области рассказал о проблемах. По его словам, у каждого региона есть одна или несколько сфер деятельности, которые являются драйверами ее развития. В частности, Тамбовская область – агротехнический регион, где на долю сельского хозяйства приходится 60%. И, конечно, всех производителей интересует высокая добавленная стоимость. «Поэтому цифровизация сельского хозяйства в нашем регионе является основным драйвером, и все строится вокруг нее, – подчеркнул г-н Стрельцов. – Чипирование животных для мониторинга состояния здоровья, датчики на поле, использование беспилотных устройств, спутниковое зондирование – эти решения сегодня реализуются в Тамбовской области. Но до тех пор, пока у нас не будет в полном объеме инфраструктуры, удовлетворяющей потребности цифровизации, работа не станет эффективной. В настоящее время, например, все упирается в проблему быстрой доставки товара из одного пункта в другой».

По мнению Андрея Стрельцова, также необходим единый стандарт госуправления, поскольку сейчас гражданин получает одну и ту же услугу по-разному в каждом из российских регионов. Ведь, к сожалению, в своем цифровом развитии регионы различаются очень сильно. А потому один из возможных выходов – внедрение «коробочных» решений на всей территории страны. Нужна типизация, реализованная при помощи федерального центра. Начальник Управления добавил, что в Тамбовской области уже семь лет работает единая платформа для предоставления услуг гражданам и бизнесу.

Продолжила дискуссию заместитель председателя Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга Ольга Решетова: «Для кого мы делаем цифровую трансформацию? Мы делаем это для граждан и бизнеса. Санкт-Петербург как быстрорастущий регион делает это вместе с нашими соседями, Ленинградской областью». По словам г-жи Решетовой, одним из приоритетов является создание «умного города». Особенно в отрасли ЖКХ и транспорта – основных болевых точках мегаполисов. В этих сферах традиционно много жалоб со стороны граждан. Другая важная тема – строительство. Для строителей функционирует «Единый строительный портал», и город готов безвозмездно делиться с регионами этим программным решением, которое уже зарекомендовало себя с лучшей стороны.

Цифровые компетенции регионов. Рис. 3
Ольга Решетова

Но главный приоритет, мне мнению Ольги Решетовой, – это человек. По статистике, 70% жителей Северной столицы работают не по профессии, многие вынуждены трудиться в тех сферах, в которых не получили достаточных знаний. Как помочь человеку стать успешным в работе, перепрофилироваться и влиться в новую «цифровую» струю? «Мы инициировали проект «Платформа развития человеческого капитала», в котором предусмотрена как профориентация ребенка, так и переобучение взрослого человека. Мы помогаем построить маршруты в будущем и адаптировать горожанина в мире цифры», – добавила заместитель главы Комитета. Говоря о подготовке кадров, Ольга Решетова сказала, что в «Платформе развития» заложена программа тестирования, которая поможет руководителю точнее определить навыки и умения работника, понять, какие функции он может выполнять.

С коллегой согласился заместитель руководителя администрации губернатора Новгородской области, начальник управления администрации по развитию цифровой экономики и информационно-коммуникативных технологий Николай Курмышев. Он отметил, что приоритет Новгородской области – качество жизни населения, в связи с этим год назад в регионе инициирован соответствующий проект НТИ. Вторая цель, по словам г-на Курмышева, рост экономики за счет производительности труда. А потому в области делают акцент на ИТ-отрасль, как наиболее быстро развивающуюся. Третий – повышение эффективности госуправления. «Это три приоритета, три фильтра, через которые мы пропускаем все проекты для определения финансирования. Мы запускаем пилотные проекты и успешные тиражируем. И мы также готовы делиться опытом с другими регионами», – подчеркнул Николай Курмышев.

Оживленное обсуждение вызвала тема правовых барьеров. Ольга Решетова предложила создание новых моделей регуляторных «песочниц», чтобы помочь правильно писать законы, основываясь на опыте пилотов. Цель таких «песочниц» – не переделывать наспех принятые нормативные документы, а создавать их, учитывая все аспекты, фильтруя предложения.

Коллегу поддержал Андрей Стрельцов (Тамбовская область). Он также считает, что региону должно быть дано право на создание прототипа, на тестирование, на пилот. По его мнению, многие проблемы возникают из-за того, что на федеральном уровне не было проведено прототипирование.

Цифровые компетенции регионов. Рис. 4

Говоря о переподготовке кадров, Виктория Кузнецова предположила, что эту тему можно отдать на откуп бизнесу, оставив вузам фундаментальное образование. С ней согласилась Ольга Решетова, добавив, что необходимо провести «цифровую трансформацию в головах». Директор Высшей школы цифровой культуры Университета ИТМО, советник ректора Елена Михайлова уверила участников круглого стола, что ИТМО постоянно модернизирует свои учебные планы и дисциплины и приводит их в соответствие с требованиями бизнеса. Но таких вузов, как ИТМО, единицы. Они не в состоянии подготовить все необходимые цифровые кадры. Решением может стать сетевая модель, где вузы-драйверы будут формировать стандарты для массового обучения.

Цифровые компетенции регионов. Рис. 5

Использование опыта других регионов и готовность делиться своим стали лейтмотивом круглого стола. Участники пришли к выводу, что необходима грантовая поддержка успешных проектов на федеральном уровне, тех, которые выдерживают условия масштабируемости, показывают реальный эффект. Надо тиражировать реальные кейсы регионов. Кроме того, нужны единые образовательные методики для подготовки кадров цифровой экономики, государственная поддержка и стандартизация отечественного софта для государственных органов. Нужна кооперация исполнительной и законодательной власти. Настало время настоящих партнерских отношений не только между регионами, но и с бизнес-сообществом, с научным сообществом. Именно в таком диалоге можно строить и развивать цифровую экономику. Государственные ИТ-менеджеры предложили создать единую экспертную переговорную площадку с Министерством цифрового развития и выразили готовность принимать активное участие в ее работе.

 

Опубликовано 21.11.2018

Похожие статьи