ИТ-диалог власти и жителей Санкт-Петербурга

Логотип компании
ИТ-диалог власти и жителей Санкт-Петербурга
О ключевых достижениях Северной столицы в области автоматизации органов городской власти и информатизации жизни горожан рассказывает председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга (КИС) Иван Громов.

О ключевых достижениях Северной столицы в области автоматизации органов городской власти и информатизации жизни горожан в интервью редакции IT-MANAGER рассказывает председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга (КИС) Иван Громов.

Как вы оцениваете итоги реализации ключевых проектов в сфере информатизации Санкт-Петербурга за прошедший год – какие из намеченных планов удалось воплотить в жизнь?

За прошедший год мы довели до ума дата-центр «Таврический», расположенный на одноименной улице: наконец-то привели его полностью в состояние стопроцентной готовности, реализовав всё в соответствии со стандартами и лучшими практиками современных коммерческих ЦОДов. Кроме того, перевели в этот дата-центр более 63% информационных ресурсов органов власти города. Колоссальным рывком вперед стал переход на сервисную модель видеонаблюдения в Санкт-Петербурге: мы перестали строить каналы связи до отдельных точек сбора видеосигнала и устанавливать там соответствующее оборудование, а вместо этого получаем «картинку» в одной точке – в нашем дата-центре, c использованием отечественного ПО, которое оценивает качество входящего трафика, проверяет его на аутентичность и отсеивает дубликаты. После этого приобретаем видеосигнал по определенной фиксированной ставке, в зависимости от уровня: подъездные камеры, дворовые камеры и камеры в местах массового скопления людей. Они радикально отличаются по техническим характеристикам и, соответственно, сильно отличаются по стоимости: от тысячи до 11 тысяч и более рублей в месяц за «картинку» с одной камеры. Такой подход позволил нам в разы экономить на развитии городской системы видеонаблюдения. Кроме того, мы обеспечили возможность доступа к этой системе по защищенному каналу с любого рабочего места администрации города, в том числе и через Интернет. В настоящий момент в системе насчитывается более 3600 видеокамер – их число постоянно меняется. К концу года рассчитываем довести до 15 тысяч. Это серьезное достижение, поскольку в течение последних семи лет, до того как мы взялись за этот проект, в Санкт-Петербурге было не более полутора тысяч камер видеонаблюдения. Сейчас осуществляем раздачу прав доступа к этой системе различным исполнительным органам власти, а также правоохранительному блоку и другим заинтересованным структурам – все они получают доступ по паролю к данным с того набора камер, который необходим в соответствии с их должностными обязанностями.

Есть ли у вас статистика по снижению количества чрезвычайных ситуаций в связи с развитием системы видеонаблюдения?

Зависимость самая что ни на есть прямая: каждая установленная камера снижает количество совершаемых в зоне ее действия преступлений минимум на 30%, а в ряде случаев до 60-70%. Поэтому все, начиная от губернатора города и заканчивая главами районной администрации, прямо заинтересованы в максимальном ускорении развертывания этой системы.

Как обеспечивается информационная безопасность в этой системе?

В нашем решении этому аспекту уделяется наибольшее внимание: в дата-центре есть как демилитаризованная зона, открытая для доступа по внешним каналам связи, так и полностью закрытый сегмент с совершенно иным набором прав доступа. Такое четкое разграничение прав исключает возможность несанкционированного доступа к закрытой информации. Мы изучили опыт Москвы по предоставлению доступа к системе видеонаблюдения самим горожанам и считаем это пока преждевременным для Санкт-Петербурга. Но если будет сформировано общественное мнение о том, что это необходимо, вернемся к проработке этого вопроса.

Каково состояние и планы развития инфраструктуры электронных госуслуг в Санкт-Петербурге?

В предыдущие годы мы стремительно наращивали количество госуслуг, переведенных в электронный вид, и на текущий момент находимся в шаге от завершения этой работы – осталось обработать не более 15% сервисов от общего объема. При этом у каждой госуслуги существует пять стадий оказания в электронном виде: от возможности узнать о ней до получения требуемого результата по итогам оказания сервиса. Поэтому теперь наша основная задача заключается в том, чтобы довести все электронные госуслуги до пятой стадии и обеспечить возможность жителям города получать любые госуслуги не выходя из дома. Мы четко следуем утвержденному постановлением правительства плану, постоянно корректируя его в части ускорения сроков реализации.

Как обстоят дела с повышением ИТ-грамотности населения в городе?

Уже много лет по инициативе Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга организуются курсы для обучения жителей города компьютерной грамотности на базе СПб ИАЦ. Они ориентированы на пенсионеров: люди, имеющие пенсионные удостоверения, могут обратиться в СПб ИАЦ и пройти обучение совершенно бесплатно. Мы считаем, что это очень важный социальный сервис. Также с 1 сентября нынешнего года стартует проект, направленный на популяризацию электронных госуслуг в кругу школьников, их преподавателей, родителей и друзей. Он продлится примерно два-три месяца и будет реализован на базе КАИС КРО – комплексной автоматизированной информационной системы каталогизации ресурсов образования Санкт-Петербурга, к которой подключены все школы нашего города. Этой системой мы занимались последние три года, и она уже год, как запущена в эксплуатацию. В данной системе все учителя, школьники и их родители могут посредством интернет-доступа создать личный кабинет, через который осуществляется доступ к детализированной информации о текущей деятельности образовательных учреждений, вплоть до оценок за обучение, которые уже выставляются там, а не в обычные журналы. Среди пользователей этой системы мы проведем конкурс, в рамках которого необходимо пользоваться различными электронными госуслугами города и набирать за это конкурсные баллы. По итогам конкурса лучшие директора школ и преподаватели получат заграничные путевки, а набравшие больше всего баллов школьники – ряд ценных призов, включая новейшие ноутбуки MacBook, планшеты iPad и «умные» часы iWatch. При этом все призы предоставляют спонсоры проекта, то есть мы не тратим на это ни копейки бюджетных средств. Школьникам, участвующим в конкурсе, будут начисляться баллы не только за их действия, но и за действия их родителей и друзей, принявших участие в проекте. Этот проект реализуется нами по образу и подобию аналогичного проекта в Татарстане, но с нашими доработками. В системе КАИС КРО зарегистрировано более 300 тысяч школьников Санкт-Петербурга. По нашим предварительным оценкам, каждый из них привлечет к участию в проекте в среднем пять человек, то есть всего в нем будет задействовано не менее полутора миллионов граждан.

Помимо регионального портала электронных госуслуг, гражданам города доступно мобильное приложение «Госуслуги Санкт-Петербурга» для iOS и Android. Сколько времени и ресурсов ушло на этот проект, кто принимал участие в разработке приложения и каковы планы по его развитию?

Проект был запущен в конце прошлого года. Для начала работы над мобильным приложением мы выбрали самые востребованные у граждан госуслуги: запись к врачу, получение льготных лекарств, получение паспорта, поиск информации о начислении в ГИС ГМП (Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах), очередь в детский сад, сервис «узнай свой ИНН», поиск свободного времени в ЗАГСе и запись на прием, штрафы ГИБДД, а также показания счетчиков коммунальных услуг. Конечно, к наиболее популярным сервисам относятся также услуги Росреестра, но мы сознательно не реализовывали их в мобильном приложении, поскольку считаем, что доступ к информации о недвижимости в нем не нужен.

Готовы ли Комитет и подведомственные ему организации откликнуться на призыв государства об импортозамещении в сфере ИКТ и насколько это усложнит стоящие перед Комитетом задачи?

Страна взяла очень правильный и выверенный курс на импортозамещение во всех секторах экономики. По нашей оценке, ИТ-отрасль наиболее зависима от зарубежных разработок. Например, более 90% программного обеспечения, внедренного в органах исполнительной власти Санкт-Петербурга, имеет иностранные корни. Однако последние три года развития Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра (СПб ИАЦ) не прошли даром: мы научились создавать необходимые нам решения самостоятельно. Большинство программных продуктов создают для нас проверенные временем петербургские подрядчики под нашим руководством. Также мы работаем над заменой уже используемого ИКТ-оборудования на отечественные аналоги. При этом мы фокусируемся не просто на российских, а именно на петербургских разработках. К сожалению, пока выбор невелик: продукты российских производителей представлены далеко не во всех сегментах и существенно уступают импортным решениям. Тем не менее мы отдаем предпочтение устройствам отечественной сборки: персональным компьютерам, камерам видеонаблюдения, а также всевозможным датчикам, используемым в комплексной системе безопасности и охраны жизнедеятельности. Кроме того, начали работу по замене систем управления базами данных. Пока что основная масса используемых нами СУБД это решения Oracle. Но мы с нетерпением ждем, когда появятся схожие по возможностям российские разработки. В целом уже более 60% программного обеспечения, используемого органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, составляют отечественные продукты. Из оставшегося примерно 20-30% приходится как раз на различные СУБД от Oracle, Microsoft и IBM. По моим прогнозам, в течение ближайших трех лет мы сможем увеличить долю используемого отечественного ПО до 80%. Помимо перечисленного, мы по поручению губернатора разрабатываем информационный ресурс, который появится в течение ближайших двух-трех месяцев и будет содержать информацию обо всех закупках города, связанных с импортозамещением. Каждый руководитель будет обязан представлять в личном кабинете на данном ресурсе новые закупки, которые он планирует сделать в следующем году, а также регулярно производимые закупки с горизонтом минимум в два года. Это делается для того, чтобы открыть доступ всем предприятиям Санкт-Петербурга к перечню планируемых городскими властями закупок с подробными техническими требованиями. Кроме того, они будут видеть объемы и стоимость уже совершенных закупок. Все это повысит прозрачность и позволит предприятиям, выстраивая свою рыночную стратегию, ориентироваться на конкретные потребности нас как заказчиков. А перед нами стоит задача не только разработать и визуализировать этот ресурс, но и популяризировать его.

Насколько мне известно, параллельно с решением задач по импортозамещению региональные власти все чаще используют в процессе информатизации свободное программное обеспечение (СПО) и Open Source. Как с этим обстоят дела в Санкт-Петербурге?

Больше половины используемых нами решений созданы на базе СПО, и при написании технических заданий на разработки нашим подрядчикам мы строго придерживаемся курса на СПО и открытый код. Но при этом существуют некоторые специализированные отраслевые задачи, для решения которых использование СПО по разным причинам невозможно или неэффективно. Тем не менее год от года доля СПО и Open Source в общем объеме потребляемого нами ПО растет в среднем на 10%, что позволяет нам существенно экономить расходы на лицензионные отчисления.

Как Вы оцениваете результаты работы электронной записи детей в школы Санкт-Петербурга в этом году? Чем на Ваш взгляд обусловлен произошедший сбой? Какие организационные и технические меры можно и нужно было, по Вашему мнению, принять для того, чтобы избежать этой ситуации?

В первую очередь необходимо понимать, что прием заявлений в первые классы обеспечивался 1 февраля 2015 года и обеспечивается по настоящее время единой системой – «Межведомственной автоматизированной информационной системой предоставления в Санкт-Петербурге государственных и муниципальных услуг в электронном виде», МАИС ЭГУ. Это значит, что все заявления, которые подаются как через портал государственных услуг Санкт-Петербурга, так и через МФЦ, автоматически попадают в базу данных МАИС ЭГУ и в последующем передаются в информационную систему Комитета по образованию. Перед началом открытия приема заявлений нашим Комитетом и «Санкт-Петербургским информационно-аналитическим центром были проведены все необходимые мероприятия по подготовке МАИС ЭГУ к бесперебойной работе. В частности, в соответствии с нагрузочными испытаниями, неоднократно проводимыми в декабре 2014 и январе 2015 года, МАИС ЭГУ была подготовлена к приему до 360 тыс. обращений в минуту, что в несколько раз превышало ожидаемый единовременный наплыв пользователей портала – родителей детей соответствующего возраста.

Как мы все помним, 1 февраля 2015 года были зафиксированы факты замедления работоспособности портала. В ходе технических экспертиз было выявлено, что к системе было сформировано около 10 млн. нерелевантных запросов, которые системы пыталась обработать. Таким образом, реальная нагрузка превысила максимально ожидаемую более чем в 220 раз. Несмотря на серьезность атаки, система защиты МАИС ЭГУ не позволила нарушить функционирование системы в целом. Все городские МФЦ продолжали прием заявлений в штатном режиме. А служба технической поддержки портала своевременно приняла меры, не допустившие остановку приема заявлений через портал. В течение 1 февраля всего через МАИС ЭГУ было принято 41,3 тыс. заявлений, из них 15 тыс. заявлений – через портал и 26,3 тыс. заявлений – на базе всех МФЦ города.

В настоящее время в целях снижения рисков повторения ситуации, сложившейся 1 февраля 2015 года, Комитет по информатизации и связи согласует с Комитетом по образованию новый регламент предоставления услуги по записи детей в первые классы и техническую реализацию приема электронных заявлений на услугу в 2016 году.

Какие возможности открывает портал «Наш Санкт-Петербург» жителям города? Какова роль в этом проекте Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга?

Наш является создателем портала «Наш Санкт-Петербург». Каждый житель может сообщить о городских проблемах и проконтролировать проводимые работы. Так, на портале «Наш Санкт-Петербург» граждане могут отправить сообщения по вопросам благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства, по проблемам незаконных объектов торговли, нарушению земельного законодательства и т.д. Отправленное сообщение попадет к конкретному чиновнику, отвечающему за решение конкретного вопроса.

Необходимо отметить, что портал «Наш Санкт-Петербург», это абсолютно новая форма взаимодействия между гражданином и чиновником, и что немаловажно – публичная, написать в ответе отписку практически невозможно. Администрация города, а также районные администрации и управляющие компании имеют возможность получать достоверные и своевременные сведения о проблемах в городе, так как о них напрямую сообщают жители, подтверждая свои сообщения фотоматериалами.

Процесс по рассмотрению, поступивших на модерацию сообщений от граждан, занимает один рабочий день, то есть проблема, с которой обратился гражданин, рассматривается модератором и при условии соблюдения правил работы сообщение направляется конкретному исполнителю. Как известно, в соответствии с 59-фз «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» срок на рассмотрение и предоставления ответа составляет 30 дней. Однако, на портале «Наш Санкт-Петербург» удалось добиться более сжатых сроков.

На портале разработан раздел «Карта событий», в котором на карте Санкт-Петербурга отображаются маркерами все поступившие сообщения жителей города с ответами на них. Также на портале можно ознакомиться с утвержденными городскими адресными программами и планируемыми работами, узнать сведения об управляющих организациях и муниципальных образованиях.

Опубликовано 18.06.2015

Похожие статьи