Кто есть кто, или Гламурный взгляд на CIO

Логотип компании
Кто есть кто, или Гламурный взгляд на CIO
Лохмат, не брит, в свитере, активен, курит. В каждом приборе видит предмет многоцелевого назначения. Hе верит в каноны и аксиомы, не скован традициями и стереотипами. <br />
Лохмат, небрит, в свитере, активен, курит. В каждом приборе видит предмет многоцелевого назначения. Hе верит в каноны и аксиомы, не скован традициями и стереотипами.

Такая или почти такая картинка, нарисованная в рассказах «Хроники лабораторий» (известной почти всем компьютерщикам старой юмористической саге), издавна возникает в головах всех при упоминании так называемых компьютерщиков, вне зависимости от их статуса или функционала. Но радует то, что время не стоит на месте.

Став невольным свидетелем милой беседы в холле альпийской гостиницы только что прилетевшей из Петербурга стайки ИТ-директоров (конечно же, о работе, о которой я перестала думать, едва сошла с трапа самолета пять дней назад), я вспомнила о том, что мне нужно написать статью. В креслах напротив уютно расположились сплошные очарования в мягких свитерах с оленями, в шапочках с помпончиками — так сказать, ИТ-горнолыжники. Вокруг щебетали их милые спутницы. Если не вслушиваться в разговор, картинка выглядела на редкость гламурно.

Когда Австрия осталась уже позади, дома, оглядев критично свою квартиру на предмет похожести этой дизайнерской норки на квартиру айтишника со стажем и устроившись у камина, открыла ноутбук и начала творить.

Итак, стиль СИО. Сколько уже сказано о портрете современного ИТ-директора! Описаны личностные качества, место в бизнесе. Но как он выглядит в жизни? Какой он внешне? Что носит? Что его окружает? Каков стиль CIO-2011?
Сразу оговорюсь, что рассказ о том, как этот персонаж отдыхает, тактично оставлю за рамками, поскольку и об этом уже много сказано, да и, как мне кажется, в этом номере журнала будет достаточно повествований о времяпрепровождении элитной ИТ-тусовки. Кроме того, не буду касаться профессиональных знаний и навыков, ведь мы говорим о действующих ИТ-директорах, а это значит, они уже ими стали. Упомяну лишь о некоторых особенностях характера, которые, как правило, накладывают отпечаток на стиль человека.

Стоит отметить, что среди ИТ-директоров изредка встречаются и женщины (вот даже так бывает!). А поскольку у мужского и женского пола взгляд на себя, моду и стиль все же разный, позволю себе разделить описание по половому призраку. И пусть простят меня те 98% представителей мужского пола (количество указываю со ссылкой на сайт hh.ru), которые составляют основную массу ИТ-менеджеров в России.
Для начала разделю CIO на виды: Сисадмин, Менеджер, Директор, Гуру. Абсолютно разные мужские экземпляры и различные стили, о которых стоит поговорить.

Сисадмин

Самый простой вид ИТ-менеджера. Как правило, водится в небольших фирмах или фирмах с очень низким уровнем зависимости от ИТ. Очень близок к классическому представлению о компьютерщиках. Для нас менее интересен, но должен быть упомянут, так как является представителем наиболее древнего варианта стиля ИТ.

Внешний вид и аксессуары: конечно, это уже не банальный вытянутый свитер, небритость, лохматость и отрешенность в глазах. Но все довольно обычно и просто: стандартный классический костюм, если не отечественного производства, то уж точно noname. Отечественная машина или недорогая иномарка. В общем, крепкий хозяйственник и внешне и внутренне.

Окружение: коллеги, родственники, семья. Ну что здесь скажешь, консерватор сисадмин, он такой.
Хобби: поскольку в большинстве своем хороший семьянин, потому хобби вещь не такая уж распространенная. Среди популярных — рыбалка в мужской компании, компьютеры, дача, машина, бильярд и боулинг по выходным. Жена и друзья могут вытаскивать раз в год в театр. Читает много технической литературы.

Менеджер

Как правило, все еще больше компьютерщик, чем управленец. Хочет сделать карьеру. Стиль находится в стадии формирования.
Внешний вид и аксессуары: одеваться пытается стильно, очень следит за модой, поскольку пока для ошибки просто не может быть места. Модные гатжеты обязательны, даже если пока еще доходы не позволяют приобретать без напряга дорогие вещи. Иномарка среднего класса. Как правило, съемная квартира или же доставшаяся от бабушки милая квартирка, с мебелью и антуражем ее же времени. Окружает себя стильными вещами, сильно тоскует без отдельного кабинета.

Окружение: тянется к компании указанных ниже типов. Имеет свои тусовки, которые, как правило, никак не связаны с работой. Часто не имеет постоянно партнера по жизни, т.к. считает, что еще ищет свой путь. Или же давно имеет семью, которая становиться тихим болот… простите, оплотом по жизни.

Хобби: уже мечтает обо всех модных увлечениях (см. ниже). Многие из них пробует, если удается попасть в компанию к нижеследующим подвидам, но пока относится к этим занятиям как к имиджевой принадлежности, не получая реального удовольствия. При этом все еще катается с девушкой в парке на коньках и ездит по выходным на шашлыки. Стремление вверх заставляет его читать массу литературы по менеджменту и много работать.

Директор

Уже топ-менеджер, но еще не гуру. Трудится в крупной компании, в очень-очень крупной. Уровень дохода давно уже позволяет перейти на достаточно высокую ступеньку. Это действительно модный не мальчик, но муж. Модно, ну очень модно иметь диплом МВА или МВI. Таких обожают женщины. Он просто идеален с точки зрения стиля.
Внешний вид и аксессуары: костюм от hugo boss или Armani, дорогие часы, запонки, ручки, зажигалки и т.д.. Даже если директор еще начинающий, обязательно довольно дорогая машина. Все необходимые гаджеты в наличии. Правда, иногда любит разнообразить свои устройства чем-нибудь не очень продвинутым, но очень имиджевым. Например, вместо навороченного коммуникатора небрежно вытаскивать из кармана последнюю «нокию» за пару тысяч долларов и вместо Ipad иметь стильный и неадекватно дорогой Sony Vaio. Квартира в квартале бизнес-класса или иное просторное жилище — рукотворное дизайнерское творение, с обязательными элементами умного (ну очень умного!  дома.

Окружение: обособленная тусовка, где много таких, как он, куда не так просто попасть не избранному. Очень много вращается в бизнес-сообществе, что, скорее, связано с карьерными интересами, чем с внутренним желанием, хотя искренне убежден в обратном. Любит показать себя на различных мероприятиях. Красавица жена. Очень часто и дети уже имеются.
Хобби: предсказуемо до тошноты, особенно среди московской ИТ-тусовки. Все исключительно модно: горные лыжи, яхтинг, дайвинг, теннис. Абонемент в элитный тренажерный зал (иногда просто лежит на видном месте). Любит путешествовать, особенно за рубеж. Часто грань между работой и хобби может быть несколько размыта.

Гуру

Это самый интересный представитель с точки зрения стиля. Гуру - это не состояние профессионального статуса или больший по сравнением с директором объем знаний, это состояние души. (Директор порой может быть даже большим профессионалом, или занимать гораздо более высокую позицию.) Его основная особенность —  яркая печать интеллекта во лбу и утомленный взгляд человека, уже почти все повидавшего на своем веку. Впрочем, может быть очень живым. Если удается поймать и хоть на полчасика привлечь к общению, этот редкий вид оказывается удивительным собеседником, со множеством интересов, в том числе и неожиданных (например, сальса, варган или фехтование). Он уже давно никому ничего не доказывает, а главное — он уже давно все доказал себе самому. Поэтому здесь дипломы уже не в цене, здесь уже принято преподавать\выступать самому, и, как это ни странно, не столько как дань моде, сколько по влечению души. Поверьте женщине, это самый привлекательный вид, очень неплохо выглядящий и при этом абсолютно не зацикленный на собственной внешности и всяких побрякушках. Это удачное сочетание комфорта и прогресса.

Внешний вид и аксессуары: может прийти на заседание правления в гавайской рубашке или на корпоративный вечер в джинсах и смешной футболке. У многих из Гуру в шкафу найдется не одна пара-тройка костюмов дорогих марок, но на данном этапе для себя они уже давно выбрали просто удобную одежду и обувь, а костюмы одевают в большинстве своем на работу или же по очень, ну очень официальным поводам. Гуру окружают очень функциональные вещи и предметы, тут они уже давно не гонятся за модой, но внимательно следят за прогрессом. Если у Гуру есть «айпад», то это не потому, что все его коллеги бродят как зомби с этим акссесуаром под мышкой, а потому, что ему действительно нравится яблочная продукция и комфортно пользоваться этим гаджетом.
Окружение: давно могут сами позволить себе выбирать людей для общения. Достаточно четко разделяют работу и личную жизнь, особенно оберегая последнюю. Очень часто имеют близких друзей среди себе подобных и начинают дружить «семьями».

Хобби: упомянув сальсу и фехтование, я не шутила. Эти люди ценят жизнь во всех ее проявлениях, и даже если одно из хобби — дегустация вин, то это не по причине моды (как правило, такие мероприятия — прежде всего тусовка «избранных», что больше привлекает Директора). Они выбирают йогу и искусство в различных его проявлениях, как виды самопознания. Грань между хобби и работой четкая, но часто сама работа может быть видом хобби.

Есть еще один подвид, несколько отличающийся по стилю и по поведению — это CIO, ушедший в бизнес, т.е. человек, организовавший свой бизнес или перешагнувший в другую область — общее управление, финансы, коммерцию и т.д. Но мы сейчас говорим о стиле ИТ, а не о бизнес-стиле, поэтому, отметив этот подвид, позволю себе не останавливаться на нем, а двигаться дальше.

Итак, закончив с мужчинами, рассмотрим противоположный пол в области ИТ. Женщины-директора уже сами по себе уникальны в данной среде (2-4% по сравнению с уже упомянутыми 98-96% особями сильного пола в данной профессии — это вам не шутки) и выделяются из разнообразной мужской толпы уже как минимум наличием соответствующих первичных признаков (длинные волосы, юбки, сумочки, обувь на каблуках). И здесь я бы опять-таки выделила четыре типа: Сухарь, Стерва, Своя в доску и Блондинка. У каждой свой неповторимый стиль во всем — от одежды до поведения.

Сухарь

Помните партийных лидеров? Женщины без пола и возраста. Она айтишница, и этим все сказано! Как правило, это женщина в возрасте — очень хорошо помнит, что такое перфокарта. Часто, бывший программист. В мозгу все параллельно-перпендикулярно. Так же и во всем, что окружает.

Внешний вид и аксессуары: классическая Людмила Прокофьевна Калугина из «Служебного романа». Обычно отсутствие маникюра, очень часто очки. К гаджетам относится спокойно, очень утилитарно подходит к выбору техники. Машину часто сама не водит, но если водит… Ух!..

Окружение: коллеги. Старые друзья. Родственники. В общем, так все получилось. Клуб по интересам тут не создашь.
Хобби: Очень часто — глава семьи. Вышивание хобби не назовешь, да и домохозяйки из таких редко хорошие получаются. Работа, в основном, и является главным хобби.

Стерва

В ИТ-области, как это ни странно, встречается редко. Она, пожалуй, единственная из представительниц женской диаспоры в нашей профессии, кто четко знает, чего хочет. Как правило, карьеристка. Не всегда сама обладает глубокими знаниями в ИТ, но умеет использовать людей и является на редкость искусным менеджером. Такие бывают в любой профессии. Это, несомненно, накладывает отпечаток на все, что касается стиля. Пожалуй, ближе всего к мужскому типу «Директор». Бизнес-вумэн.  Она много знает, даже порой больше чем другие представительницы женского пола в ИТ. Имеет несколько дипломов.

Внешний вид и аксессуары: ухожена, я бы даже сказала, очень ухожена. Салоны красоты вписаны в жесткое рабочее расписание. Да и вообще вся жизнь по расписанию. Сумочка от Luis Vuiton. Костюм от Танцуриной. Всегда «с иголочки». К гаджетам относится без фанатизма: имеет все, что нужно для работы, в остальном отдает предпочтение имиджевым вещицам. Машина всегда респектабельна. Жилище добротно, модно, но поскольку обычно Стерва много работает или тусуется, пусто и необжито.

Окружение: товарки ее круга и коллеги. Хотя ее многие несколько побаиваются, так что в большинстве это все-таки либо такие же, как она, и друзья из нерабочей среды.
Хобби: модные. Пожалуй, см. хобби «Директора». Может, иногда более зажигательна в отдельных мероприятиях. Очень часто имеет ребенка, при этом далеко не всегда, к сожалению, в наличии муж. Впрочем, это относится и к представительницам остальных видов.

Своя в доску

Работая в мужском коллективе, становиться больше своим парнем, чем руководителем, чем очень гордится.
Внешний вид и аксессуары: любит быть в центре внимания и одевается ярко, но, к сожалению, не всегда стильно. За брендами, как правило, не гонится. Любит оригинальные вещи. Громко разговаривает и частенько ведет себя довольно вызывающе. При этом достаточно практична. В доме и машине все функционально и порой скучновато. Но всегда есть свой стиль, что, как правило, очень греет, даже если выглядит не совсем гармонично.

Окружение: свои. И этим все сказано. Даже руководство попадает под это определение, а если не попадает, то скорее будет меняться руководство, ну, в смысле, работа, поскольку комфортная обстановка важнее. Очень много знакомых типа «Сисадмин». Часто одинока, имеет большое количество родственников.
Хобби: может быть даже рыбалка, поездки с палатками и песни у костров. Любит путешествовать. Редко ходит по модным тусовкам.

Блондинка

Вы видели когда-нибудь лохматую блондинку? Я не шучу. Представьте, что женщина может на работе увлечься процессом так, что о существовании зеркала вспомнит лишь в машине, по дороге домой? Кстати, машина может быть как маленькой яркой в ромашку, так и пафосной «БМВ», но она всегда приметна. Сразу оговорюсь: раз мы рассуждаем об ИТ-блондинках, то, к сожалению, стереотипы из анекдотов тут не подходят.

Вне зависимости от цвета волос Блондинка — это ИТ-гламур, а он и в Африке гламур. Обычно всем своим внешним видом она противопоставляет себя прочим женщинам из ИТ, и даже бизнес-леди. И если бы не глаза и первые же услышанные вами слова, то ее вполне можно было бы принять за легкомысленную представительницу богемной тусовки. Очень часто это ИТ-менеджер, выросшая из руководителя проекта. В большинстве своем умница, но мужчины редко доходят до анализа ее профессиональных качеств, даже если говорят обратное. Она ИТ-директор, она улыбается красивее остальных коллег, выглядит небрежно, но, как правило, хорошо, а если она еще и умеет что-то, ну что тут поделаешь — «у каждого свои недостатки».

Внешний вид и аксессуары: когда в холл гостиницы, где проходит CIO-саммит, входит блондинка на «шпильках» и с маленькой собачкой под мышкой, вряд ли у кого-то мелькнет мысль, что она из ИТ-сообщества.
В сумке и голове беспорядок. Не всегда идеален маникюр, но всегда идеально подобран гардероб. Вещи оригинальны, часто не очень практичны. Она следит за модой, но, как правило, создает свой стиль, при этом не гоняясь за известными брендами. Блондинка энергична, а потому мобильна, машину водит сама.  Конечно же, у нее на вооружении есть различные гаджеты, но иногда модному IPhone она с радостью может предпочесть удобный и не гипер-навороченный розовый телефон.

Окружение: люди, которые ей приятны. Дозирует работу, может быть даже иногда чуть больше, чем надо (чем принято в ИТ-среде) уделяет времени личной жизни, т.е. очень широкий круг ее общения не связан с ИТ.
Хобби. Представьте двух лохматых блондинок, ИТ-менеджеров не самых маленьких компаний Петербурга и Москвы, утром, где-то в Сорренто. Представили? Да, этот подвид очень любит путешествовать. Блондинка любит спорт, но редко занимается им профессионально, а модным он оказывается только лишь потому, что раз все ее окружение на горных лыжах, ну и она там. Ну, а уж если ее окружение на йоге, то приглядитесь: где-то неподалеку Блондинка свернулась в замысловатую позу и думает (!) о жизни.

Уфф… Надеюсь, дорогой читатель, я не очень утомила своими размышлениями на тему стиля в жизни CIO?

… Еще раз посмотрела на огонь искусственного камина, бордовый тренажер на фоне бордовых портьер и маленькую черную карманную собачку, свернувшуюся клубочком в ногах. Отложила в сторону любимый Ipad. И подумала: это все-таки не так важно, как ты одет и какие гаджеты у тебя в руках, насколько пафосны и гламурны окружающие тебя вещи и люди, главное чтобы это не была всего лишь попытка гнаться за модой или знаками, соответствующими (по твоему мнению) людям твоего профессионального круга и статуса, к которому ты стремишься.

Главное, чтобы тебе было действительно комфортно в твоем образе, с тем, что и кто тебя окружает, даже если со стороны кажется, что это не подходит тебе по положению. Главное, чтобы была гармония внутри и гармония с окружающим миром, ведь ИТ-директор — это прежде всего человек, а счастье — это когда у человека есть все, что нужно для счастья…


Опубликовано 31.01.2011