УправлениеИТ Директор

Умные деньги

Александр Куприянов | 20.09.2010

Умные деньги

А какая отсюда мораль,
я сейчас не могу тебе сказать,
 но скоро вспомню.
Л. Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

Жарким июлем перебродило до готовности несколько разновременных кейсов с общим основанием. Ничего дурного в результате не случилось, и внешняя вербальная ассоциация с азимовским «Основанием », по-английски «Foundation», по-арабски «القاعدة = Алькаида», не связана ни с описанными событиями, ни с их толкованиями.

Также необходимо подчеркнуть, что техническим контролем опасных или хотя бы просто неприятных свойств у образовавшегося продукта обнаружено не было. В ходе описываемых событий ни один из представителей вендоров не получил травм, несоместимых с дальнейшей карьерой в российских ИТ-компаниях. Собственно, слегка отклоняясь от темы: не наблюдалось даже надежных корреляционных зависимостей между провалами проектов и карьерными перемещениями прожект-менеджеров. В том числе, в случае краха компании, последовавшего в результате серии провалов.
В свихнувшемся климате сконденсировался умеренно прохладный стиль изложения, плавно скользящий от доверительного зачина «Между нами» к описанию «Ситуации» и далее, вплоть до завершающей «Морали»

Кейс первый. Крутые


Звучное имя ИТ компании не всегда подкреплено качеством работников даже на особо ответственном участке подготовки договора.

Между нами
Чуть-чуть смешно, чуть-чуть рассеянно… В смысле, приходится сдерживать улыбку, рассеянно слушая не блещущий уверенностью рассказ представителя крупного интегратора о достоинствах потенциального решения наших проблем.

Ситуация
Ожидался доклад. Пресноватая разновидность солидно-бюрократического главного блюда с легким ароматом спасительно-противомольной лаванды и приятно-совковым послевкусием. Шоу, в традиционной режиссуре раскрывающее тему наведения порядка в процессах (непременно!), совершенствования и улучшения всего, о чем много меж нас было ранее говорено. В чем мы дошли до крайности, то есть до готовности заплатить заметные и совсем не лишние деньги предприятия за реализацию выраженного в Техническом Задании (эскизном) стремления к счастью.

Событие
Симпатичный молодой человек декламирует ранее заготовленный абстрактный текст. Приемлемая озвучка, скорее аналоговая, чем цифровая…  Бренд-нейм фирма, ее величие и  обреченность на успех проектов, за которые она – непременно твердой рукой – берется. Сколь блестящие люди в ней трудятся... Сколь велики и знамениты в стране ее бывшие и настоящие партнеры.

Восприятие
Крупные ИТ-вендоры - это цвет, элита профессионального сообщества, состоящая не просто из патриотов, а из людей, до кончиков ногтей пропитавшихся и с аппетитом питающихся концепциями большой политики.  Обращающая их, разумеется, концепции, а не ногти, в основу собственного рациона, исполненного изысканного нефтяного привкуса с утонченной газовой нотой, включающего непременный искрометный энергетический коктейль.
Энергетическая держава... Внедренные проекты – по большей части в индустрии нефтегаза и в энергетике, источающие стойкий аромат денег. Больших и легких. Не успевших поумнеть.
Собственно, поэтому – рассеянно.

Одинокая мысль
И на кой мы этим ребятам четырехстраничную анкету заполняли-отправляли?

Результат
Конфуз, ну вроде как у загулявшего в сессию студента, не вышедшего из «штопора» вплоть до самого экзамена. И шпаргалка побоку. Даже неловко как-то, ну как если бы парень собирался в МГУ экзамен завалить, а, придя в себя, обнаружил, что оскандаливается в урюпинском индустриальном техникуме. По тому же предмету.

Мораль
"Будь таким, каким хочешь казаться."
======================================================
Кейс второй. Крутые: работа над ошибками.

Ежели крутая компания демонстрирует небрежность, отсутствие отлаженных внутренних процессов уже в ходе предварительных переговоров – пусть идет…. к нефтегазу/энергетике.

Между нами
Фирма действительно солидная. С крупными специализированными подразделениями, инфраструктурными, разнообразно ERP-шными, интеграционными, укомплектованными хорошими специалистами. Потому внимаю им еще раз.

Ситуация
Новая команда. Явно квалифицированные ребята с неизгладимой печатью интеллекта на лице. Правильный дресскод менеджеров. Благожелательные лица в стиле «преданные без лести».

Событие
-Ну что, будем двойку исправлять?
-М-м-м… Ну, да.

Вполне приветливо. Но вновь общие слова. Ну, или почти. Чуть теплее, выражаясь терминами игры в прятки, но в сложившихся климатических… — это не… не комильфо, пожалуй. Нет внятных ответов на наши вполне недвусмысленные даже не пожелания, требования. Пусть эскизные, но все же в отчетливой формулировке.
Говорю на прощание несостоявшемуся руководителю проекта: «Вы несколько раз подставили свою компанию, произнеся: «Мне не сообщили… я только вчера узнал…» и прочее в том же духе. То есть, Вы доказывали собственные квалифицированность и грамотность за счет унижения репутации Вашего работодателя и коллег».
В ответ, понятно, несогласие. И, вместо постскриптума, через два дня мне — email с предложением ответов на позавчерашние вопросы. Парень оказался действительно интеллектуальный, амбициозный.

Восприятие
Внешние специалисты нам, «домашним айтишникам» (in-house IT), нужны преимущественно для технологического оформления процессов и изложения их понятными серверам/компьютерам/сетевым протоколам и людям выражениями. На широко распростершейся платформе. Ну ладно, мы – домашние, а они что, дикие?.. Мало того, что в их компании собственная процессная неотлаженность цветет пышно, так они нам ее прямо под нос выкладывают, да столь близко, что косоглазие можно заработать.

Одинокая мысль
Не сможет эта фирма превратить интерес собственного высшего руководства к партнерству с нами в живую заинтересованность команды внедрения, а профессиональное честолюбие отдельных специалистов слабовато для фундамента проекта.

Результат
Время прошло … если и с пользой, то лишь для моей коллекции кейсов и журнальной публикации.

Мораль
Знаешь, одна из самых серьезных потерь в битве — это потеря головы.
======================================================
Кейс третий. Мастер из местных

Ежели Вы вляпались в сотрудничество с «великим» партнером, для которого Ваш заказ – мелочь, ищите спасительного Мастера поблизости. Если повезет – Левшу.

Между нами
Июльское марево, породив расслабленные наплывы вяло-медитативных образов, вытащило из прошлого освежающе прохладный октябрьский кейс с энергичным сюжетом.

Ситуация
Перевод магазина на новую для него систему автоматизации торговли. Попутно, разумеется, подновление всего компьютерообразного, добавление интеллектуальной торговой техники, легкая перепланировка торгового зала, развитие сетевой инфраструктуры. Как обычно, в общем. Подобная операция требует слаженности действий и круглосуточной трехсменной работы персонала. Минимизация убытков, то есть недополученной прибыли – дело не только серьезное, но и прозрачно оцениваемое. В персональном плане – премиями и оргвыводами.
Скорость всего процесса зависит, понятно, от персонала магазина и «айтишников» — своих и внешних, вендорских. Решающую роль играет организация работы большого коллектива, проводящего полную инвентаризацию и ввод товара в новую систему.
Завершающая фаза перехода: «Все почти готово».

Событие
Выгрузка базы данных из старой системы в новую, начатая в обед и обещанная завершением к вечеру (19.00, на это время были вызваны люди, готовые начать работу в новой БД по корректировке и уточнению…), к указанному времени была завершена процентов на 20 и скорость процесса прогрессивно падала (было сделано четыре замера через равные промежутки времени).
Мантры «внедрюка» (представителя крупной, бренд-нейм и проч., и проч… ИТ-компании), такие как: «Сервер слабый»; «Вот-вот все будет сделано, остался час-другой!», не оказали заметного влияния на указатель уровня выполнения задачи… После четвертого произнесения стало внятно: процесс движется вкривь и вкось. Шиворот-навыворот и набекрень.

Восприятие
Специалист вендора знает устанавливаемую систему и, главное, методики ее запуска, как дворовые музыканты гитару — два блатных аккорда и не более.

Еще событие
Тряхнув стариной, спрогнозировал продолжительность перегрузки базы в самой тупой квадратичной модели количества операций на «энную» транзакцию. То есть предполагал, что скорость перегрузки прогрессивно падает примерно до середины списка, а затем начинает расти, и к концу процедуры она почти восстанавливает стартовое значение. Выполненные замеры подтвердили корректность сделанных предположений относительно темпа работы неизвестной мне (know-how вендора!) программы.
Получилось чуть менее двух недель... вместо нескольких часов.
Впечатленный полученным результатом, со всей доступной скоростью вытащил на объект (договорился по телефону) местного специалиста, владельца небольшой ИТ-фирмы. Он двумя-тремя хорошо выдрессированными SQL-запросами за несколько часов (к утру) провел перегрузку. Недорого. За половину премии, которую я рисковал потерять в случае провала.

Одинокая мысль
Лучше сразу было вступать в партнерство с небольшой местной, основательно мотивированной на успех, компанией.

Результат
Задержек пуска магазина по вине ИТ не произошло, все слаженно сработали. Более того, оглядываясь на нас, и коллектив магазина трудился настойчиво, старательно и грамотно.  Happy End случился закономерно.
С вендором состоялось долгое и вялое письменное переругивание, обмен сердитыми документами. Больше мы специалистов этой фирмы не приглашали. Работали с умело дрессирующим SQL-аборигеном. К обоюдной радости.

Мораль
Если в мире все бессмысленно, что мешает выдумать какой-нибудь смысл?

Заключение

Россия для Microsoft – мелочь?
После …дцатого сообщения Internet Explorer’а об ошибке, исправленной в других языковых версиях, но недоступной для коррекции в русскоязычной программе, снес его, где только возможно. Этому предшествовали разнообразные обращения в техническую поддержку Microsoft, как с суффиксом Rus, так и без него, и персонально к евангелистам софтверного гиганта. Оказалось, что некоторые ошибки русскоязычной версии так и оставались неисправленными до конца жизненного цикла версии программы. Ну что ж. Российский рынок MS представляется мелковатым? Пусть он будет еще на единицу меньше для этой компании. Сократится в пользу умных денег, обращающихся в нашей стране.
Не в тему?Как раз в нее!

Александр Куприянов, НПО им.Лавочкина, ИТ-директор




Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Как бизнес и учебные заведения адаптируют образование к новым реалиям экономики?
Попробуйте представить ощущения, когда ты занимаешься, вроде бы, прорывными вещами, а тебе объясняют "это, парень, тенденция вчерашнего дня".
Возникает понятное желание поразбираться, иногда на это нужны несколько лет.
Как культура поведения удаленных пользователей влияет на кибербезопасность организации

Компании сообщают

Мероприятия