УправлениеИТ Директор

Роль CIO вчера, сегодня и завтра

Григорий Рудницкий | 29.07.2013

Роль CIO вчера, сегодня и завтра

Современный CIO, его роль в компании, цели и задачи кардинально отличаются о того, что было 10–15 лет назад.
Современный CIO, его роль в компании, цели и задачи кардинально отличаются о того, что было 10–15 лет назад. Если ИТ-директор вовремя не почувствует эти изменения и не изменится сам, он рискует навсегда остаться лишь исполнителем, хотя мог бы стать основным драйвером инноваций. 
Об этом говорит Руслан Разуваев, руководитель ИТ-проектов компании «Евросибэнерго».

Сама аббревиатура CIO появилась в период интенсивного развития информационных технологий и их влияния на бизнес. В 90-е годы всем казалось, что информационные технологии должны придать бурный рост бизнесу и его эффективности. Тогда роль и статус руководителя по ИТ постепенно возвысилась до уровня CIO. Таким образом, специальная аббревиатура для директора по информационным технологиям CIO стала подчеркивать, что руководитель ИТ службы находится на одном уровне с высшим управленческим звеном в компании (CFO, CEO, COO,…). поднялся менеджеров Но бум сетевых технологий и внедрений программных систем прошел, и сегодня программно-аппаратные решения все чаще стандартизируются, как стандартизируются и сами услуги, оказываемые системными интеграторами и поставщиками. Теперь на первое место выходит умение управлять ИТ-сервисами и технологиями, в том числе и с точки зрения влияния на бизнес в инновационном будущем компании. 

Самое ценное — инициатива

Я очень много размышлял о том, почему руководители ИТ-департаментов столкнулись с проблемой изменения их роли в компании. С одной стороны, конечно, они добивались высокого положения, используя ИТ, но в определенный момент поняли необходимость реального, а не формального соответствия уровню топ-менеджеров компании, а  именно: CIO должен научиться показывать эффекты от инвестиций в ИТ; уметь лучше и глубже разбираться в тонкостях бизнеса; отслеживать и анализировать узкие места в основных жизненно важных  бизнес-процессах компании. Исходя из этого, он решает, куда направлять свои ИТ инициативы, чтобы помочь бизнесу развиваться. В последнее время в некоторых компаниях должности CIO остаются вакантными. И это очень тревожная тенденция. Ведь не на каждом предприятии ИТ-руководитель способен адаптироваться к новой роли — он должен превратиться из специалиста по сетям, серверам и приложениям в руководителя, понимающего тонкости бизнеса своего предприятия, проявляющего инициативу в области повышения эффективности бизнес-процессов и демонстрирующего руководству выгоды от инвестиций в ИТ. 
Почему ИТ-директора оказались не готовы к новой роли? 

Чтобы ответить на поставленный вопрос, достаточно вспомнить, что бэкграунд у всех этих людей инженерно-технический. К примеру, когда я учился на факультете информационных технологий, у нас было три специальности — «программное обеспечение», «защита информации» и «автоматизированные системы обработки информации и управления». Я закончил университет по специальности АСОИиУи  университет в середине 2000-х, и к тому времени уже прослеживались тенденции развития ИТ и смещения акцентов в сторону управления ИТ-активами. Уже тогда было понимание, что нужно учить не только тому, как создавать приложения, программировать, разворачивать сети, строить систему безопасности, но и тому, как управлять комплексом ИТ-активов предприятия. Получается, проблема была прогнозируема, и руководители ИТ-департаментов ринулись получать образование MBA, чтобы не отстать от времени и быть равными в коллективе топ-менеджеров. Но получилось это не у всех. Думаю, что высшая школа обязательно введет новые дисциплины в свои учебные программы по ИТ сервис-менеджменту (ITSM) и эффективности инвестиций в ИТ. Вторая тема является наиболее проблемной сегодня для CIO. Это не преподают в высшей школе и лишь пытаются учить в программах MBA. 

Первым научно-исследовательским проектом по выявлению механизмов влияния ИТ  на экономические результаты бизнеса в России стал проект — IT-Value.ru. Среди его участников Константин Зимин, который выступал на весенней секции Союза ИТ-директоров России. На меня его выступление произвело сильное впечатление. Я услышал именно то, чего ждал — фундаментального подхода к данному вопросу. Конечно, на Западе вопросами оценки эффективности инвестиций в ИТ начали заниматься лет 25 назад, однако в России это произошло только в 2010 году. Но как раньше руководители ИТ-департаментов объясняли бизнесу эффективность вложения в информационные технологии? Чаще всего говорили они этим не занимались, за них это пытались делать системные интеграторы при пассивном участии всего управления по ИТ. Системные интеграторы и вендоры, чтобы убедить бизнес, руководствовались, прежде всего, результатами западного бенчмаркинга. Подразделения, специализирующиеся на бенчмаркинге, есть у Microsoft, у SAP, у многих ведущих мировых ИТ-корпораций. Эти подразделения проводят оценку для конкретных компаний, определяют предполагаемый эффект, к примеру, от внедрения ERP-системы. Константин Зимин как раз и говорил о том, что нельзя руководствоваться бенчмаркингом, поскольку для эффекта, достигнутого западными компаниями, характерны другие исторические условия и экономические предпосылки. Я надеюсь, результаты проекта IT-Value.ru поможет российским CIO более уверенно вести диалог с финансистами и топ-менеджерами по обоснованию инвестиций в ИТна комитетах по бюджету и аудиту. 

Как не стать лишним

Меняются и коммуникации CIO с бизнесом. Изменения коммуникаций в основном и характеризуют этап изменения роли CIO в будущем. Мы все чаще видим, что системные интеграторы начинают напрямую общаться с бизнесом. Они научились понимать бизнес. Получается, что интеграторы, взаимодействуют с топ-менеджерами на этапе подготовки и реализации проекта. Даже перед комитетом по аудиту результаты проекта часто защищает топ-менеджер, а CIO не принимает в этом никакого участия. Нередко в этом качестве выступает финансовый директор. Почему так происходит? 

В книге Бориса Славина «Эпоха коллективного разума» одна из глав посвящена описанию корпоративных информационных систем. Автор сравнивает пирамиду Маслоу с тем, как развиваются ИТ-решения в корпоративной среде: если в компании имеются проблемы на уровне инфраструктуры, ни о каких внедрениях ERP-систем или систем электронного документооборота (СЭД) не может быть и речи.

В корпоративном секторе этап низовой автоматизации можно считать завершенным, наступил этап комплексной интегрированной автоматизации процессов управления ресурсами предприятия. Управление ресурсами предприятия, реализуемое в рамках ERP-систем обеспечивает его безопасность в финансовом смысле. Не случайно в таких приложениях журнал хозяйственных операций, являющийся реестром, в котором отражаются все финансовые транзакции, является ядром всей системы.

Поскольку приходит время стандартизированных ИТ-сервисов и облачных технологий, начинают наблюдаться тенденции, когда кто-то из топ-менеджеров берет на себя роль CIO с точки зрения инициации и управления ИТ проектами, переходит на прямой диалог с интеграторами. приходит Как-правило, это происходит Думаюиз-за того, что отсутствует необходимый драйвер со стороны ИТ-департамента. Инициативы не видно, ИТ-подразделение работает по старинке: поступила задача — выполнили. Если никаких запросов в ИТ-департамент не поступает, значит все хорошо. 

Но это не так. Уверяю вас, топ-менеджеры с радостью вернут подобные функции CIO, но для этого последний должен доказать бизнесу, что является основным инноватором в области ИТ-проектов. Приведу пример из жизни. Однажды я, еще будучи сотрудником системного интегратора реализуя один из ИТ-проектов, назвал ИТ-департамент ИТ-службой. На том совещании присутствовал начальник управления по ИТ, и моему руководству сильно влетело за такое якобы пренебрежительное отношение к ДИТ. Но, безусловно, я не хотел принизить их роль. Наверное, эта реакция говорит о том, что статус очень важен для СIO, но онданный  не должен быть только формальным. CIO обязандолжен стремиться к тому, чтобы внести такой же вкладвносить свой вклад в развитие бизнеса ,какиИ для этого сконцентрировать свои технические способности и менеджерские знания и навыки на основных бизнес-процессах компании, направить их на повышение эффективности бизнес-процессов. Можно говорить об инновационной системе управления на базе ИТ. «Коробочные» приложения сами по себе не дают конкурентного преимущества, все компании пользуются одними и теми же «коробками», одним и теми же инструментами автоматизации. Нужна инновационная система управления и ИТ-сервисов. 

Хочешь изменений — меняйся сам

От чего и от кого зависит будущая роль и статус CIO? В первую очередь от самого CIO, от того, насколько он может адаптироваться к новой роли - стать помощником бизнесу. И не нужно бояться снижения своей роли и статуса с приходом облачных технологий и вывода ИТ-сервисов на аутсорсинг. Попробую объяснить. Еще со времен СССР все начальники организовывали небольшое «княжество», включающее ведомственное жилье, детские сады и прочие непрофильные активы. Сейчас тенденция пошла на вывод непрофильных активов из компании, и CIO не надо бояться этого процесса, надо учиться управлять ИТ-активами. К активам относятся не только сервера, сети и приложения, но и процессы управления. А потому степень зрелости бизнес-процессов в компании лежит и в плоскости ответственности CIO в том числе, а не только функционального руководителя, напрямую контролирующего тот или иной процесс управления в своем подразделении. 

CIO должен научиться продавать бизнесу ИТ проекты. Звучит это странно, вроде как никто не спорит с тем, что инвестиции в ИТ нужны. Но в последнее время намечается тенденция к сокращению ИТ-бюджетов. Если твой бюджет снижается, значит эффекта от твоей работы не видят и ИТ в твоей компании покрывают лишь базовые потребности автоматизации. Если же драйвером в компании являются ИТ-проекты, CIO должен взять на себя инициативу управления комплексом изменений в компании, катализатором которых являются ИТ проекты. Хорошо, если другие руководители будут переосмысливать изменения в бизнес-процессах и выстраивать их. Но кто станет руководить этим на верхнем уровне? Каждый в своей епархии? Это сложно, и одним из выводов проекта IT-Value.ru является необходимость измерять эффективность ИТ инвестиций в комплексе комплементарных к ИТ активах, а не отдельно по каждому подразделению. В тех компаниях, где функциональные подразделения не готовы к изменению организационных практик, ИТ-проект — это лишь замена одной программы другой, но не это бизнесу не интересно. 

Полагаю, что вскоре могут появиться и новые должности. Они уже возникают в государственном секторе. Речь идет о тех же CIO, но буква “I” теперь расшифровывается, как Innovation. Это и есть будущее CIO: либо стать директором по инновациям, либо оказаться исполнителем в его подчинении. Тогда CIO можно будет назвать просто директором по серверам и сетям. Пока немногие понимают, что должен делать директор по инновациям, но могу сказать абсолютно точно, что его роль конкурентна с ролью директора по информационным технологиям. 

Недавно я изучал требования к CIO в различных индустриях. Как правило, везде нужен сильный управленец, способный выстраивать эффективные отношения с бизнесом. Он должен быть клиентоориентированным, это чуть ли не самая главная характеристика, проактивным и готовым предлагать бизнесу новые решения. Не программные продукты, а именно бизнес-решения. От соответствия этим требованиям и будет зависеть роль и статус CIO в компании.





Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021
Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00