Модернизация серверного помещения: реальные задачи и практика

Логотип компании
Модернизация серверного помещения: реальные задачи и практика
Задача модернизации центров обработки данных актуальна не только для тех компаний, которые располагают собственными вычислительными площадками, но и для тех, кто всецело полагается на облачные сервисы

Задача модернизации центров обработки данных актуальна не только для тех компаний, которые располагают собственными вычислительными площадками, но и для тех, кто всецело полагается на облачные сервисы. Последнее, как правило, актуально для микропредприятий, имеющих штат до 15 человек.

Что касается малых предприятий, численность персонала которых составляет до 100 человек, а тем более среднего бизнеса, то, как правило, они уже располагают собственными производственными площадями и не могут позволить себе всецело зависеть от каналов связи. Развивая свой бизнес, такие компании накапливают технологические знания и ноу-хау, которые также не готовы переносить в облачную среду. К тому же нередко на начальном этапе компания полагается исключительно на облачные ресурсы, а по мере роста обзаводится собственными серверными мощностями.

Как происходит этот процесс? В большинстве случаев сначала оборудуется небольшое помещение с одной серверной стойкой, затем в нем начинают появляться дополнительное телекоммуникационные шкафы. По мере уплотнения оборудования зачастую происходит даже некоторая дифференциация – например, выделяется стойка с пассивным кроссом. Но в один прекрасный день помещение оказывается тесным, а пассивный кросс – слишком запутанным и слабо документированным, и производить дальнейшие манипуляции с ним становится практически невозможно. Беспорядок  поселяется не только в кабинете или на столе, но и в техническом помещении, и компания начинает понимать, что без модернизации серверной площадки не обойтись.

Пример из жизни

В начале 2016 года в компанию RedSys обратилось довольно крупное предприятие (около 1000 человек) с просьбой оценить состояние инфраструктуры и дать рекомендации по модернизации стихийно возникшего вычислительного комплекса. Как оказалось, местная ИТ-служба  организовала серверную в квадратной комнате около 35 м?, совершенно не приспособленной к размещению соответствующего оборудования: окрашенный водоэмульсионной краской потолок, стены частично покрыты обоями, частично плиткой, на полу линолеум. И, несмотря на то что настенные плитки были уже достаточно старыми, начинали рассыпаться и пылить, в помещении было достаточно чисто.

Вычислительный комплекс состоял из четырех телекоммуникационных стоек. Одна из них представляла собой кросс с размещением активного сетевого оборудования в нижней части и запутанной бородой структурированной кабельной системы. За распределение электропитания отвечала однолучевая система.

Каждая стойка в серверной комнате была укомплектована индивидуальным источником бесперебойного питания, а на стене, напротив фасадов стоек, висели четыре кондиционера. Хотя стойки были нагружены ориентировочно на 2 кВт, мощность ИБП более чем вдвое, а кондиционирование вчетверо превышали необходимый уровень. Сам же комплекс был размещен строго по центру комнаты. Если поддерживать чистоту в помещении и не трогать запутанный сегмент медной проволоки, практически не поддающийся каким-либо манипуляциям и кроссировкам, вычислительный комплекс мог бы еще долго и исправно работать. Но если вдруг отвалится какая-то деталь, вернуть ее на место было бы крайне проблематично, поскольку нужный интерфейс можно просто не найти.

Системный подход

Итак, перед заказчиком встала задача подготовить инженерную инфраструктуру к увеличению мощности ИТ-оборудования и повысить надежность инженерной инфраструктуры. При этом вопрос увеличения нагрузки на ИТ в текущем и следующем году не рассматривался, а остановка работы комплекса была крайне нежелательна.

Надо сказать, подобная ситуация очень типична для многих российских компаний, поэтому три способа ее решения, которые мы предложили заказчику, будут, безусловно, интересны читателям:

·      Первый заключался в организации новой серверной площадки с новым оборудованием в соседнем помещении. (К слову, это наиболее тривиальный вариант, который предложил бы любой интегратор.)

·      Второй способ подразумевал организацию новой серверной площадки в том же или соседнем помещении, но с использованием уже имеющегося оборудования.

·      И наконец, третий способ – не изменяя локации и конфигурации комплекса, привести кросс в репрезентабельный вид, реорганизовать системы электроснабжения (добавить второй луч питания и АВР), изменить схему подключения агрегатов бесперебойного питания для обеспечения резерва, добавить системы пожаротушения и мониторинга влажностно-температурных параметров. И, разумеется, провести косметический ремонт помещения для уменьшения образования пыли.

Плюсы и минусы

Какой же способ выбрать? Как показывает практика, все зависит от дальнейших планов компании. Так, в первом случае вы получаете профессиональную энергоэффективную инженерную инфраструктуру серверного помещения, увеличение подведенной к телекоммуникационным стойкам мощности, возможность проведения регламентных работ с основным оборудованием без остановки вычислительного комплекса и шанс провести миграцию вычислительного комплекса на новую площадку без существенного простоя, то есть в нерабочее время. Однако за все это придется платить.

Во втором варианте стоимость работ будет существенно ниже: эффективность системы кондиционирования можно повысить за счет изменения расположения кондиционеров и организации коридоров. Но в любом случае не получится создать максимальную нагрузку на стойку (в данном проекте мы рекомендовали ограничиться 4 кВт). А при добавлении агрегатов бесперебойного электроснабжения и реорганизации общего электроснабжения будет достигнута возможность проведения регламентных работ с основным оборудованием без остановки вычислительного комплекса, но для миграции потребуется остановить его на довольно длительный срок. Если же ремонтировать и оснащать соседнее помещение, то для переноса и монтажа оборудования,  ПНР, запуска комплекса потребуется не менее недели. В случае же переоснащения в прежнем помещении время простоя существенно увеличится – из-за демонтажа, ремонта и повторного монтажа.

В третьем варианте развития событий у вас остается то, что было ранее, но добавляются некоторые опции, повышающие надежность вычислительного комплекса (в частности, важную роль играют мероприятия по минимизации пылеобразования) – а значит, можно обойтись без его остановки. Будут некоторые отключения пользователей, связанные с переборкой кросса, но это пройдет в плановом порядке и не приведет к аварийным ситуациям. Однако существенно повысить мощность такого комплекса будет затруднительно.

Резюме

Как видим, универсального рецепта в указанной ситуации не существует. И благодаря оценке преимуществ и недостатков в каждом конкретном случае, заказчик может прийти к совершенно неожиданному решению: например, изначально нацеливаясь на экономию, предпочтет создание нового комплекса с куда более широким потенциалом для роста.

Однако хотелось бы отметить, что профессиональная компания должна предлагать своим клиентам несколько подходов, основываясь на своем богатом практическом опыте. Мы в RedSys никогда не навязываем те или иные решения, потому что уверены: наша миссия – в первую очередь предоставить заказчику полную информацию, чтобы у него была свобода выбора. Ведь только так можно помочь компании четко сформулировать задачи модернизации. А наша забота – решить их максимально прозрачно, в полном соответствии с бизнес-целями и при минимальных капитальных затратах.

Опубликовано 23.05.2016

Похожие статьи