Ситуационный центр: контроль и анализ

Логотип компании
Ситуационный центр: контроль и анализ
Задача ситуационного центра заключается не только в сборе и обработке информации, но и в принятии оптимальных решений на основе полученных данных

Говоря о ситуационном центре, мы обычно представляем себе комнату с огромными дисплеями. Команда операторов отслеживает возникновение критических ситуаций, группа аналитиков помогает руководителю принять верное решение для предотвращения кризиса, например, техногенной катастрофы.

Однако ситуационный центр может быть и совсем другим: с рабочим столом, ноутбуком и системами связи. Здесь гораздо важнее содержание, а не внешний вид.

Задача ситуационного центра заключается не только в сборе и обработке информации, но и в принятии оптимальных решений на основе полученных данных. В этом качестве ситуационные центры могут быть полезны не только государственным органам и предприятиям, но и частным компаниям, которые стремятся держать руку на пульсе. О возможностях ситуационных центров рассказал Алексей Волков, заместитель генерального директора, руководитель направления аудиовизуальных комплексов компании КРОК.

Какие задачи позволяет решать ситуационный центр?

Спектр задач достаточно широкий. Во-первых, это мониторинг объекта управления (это может быть все, что угодно: от сейсмоопасного участка на трассе до инфраструктуры железнодорожного предприятия) вне зависимости от его масштаба, расположения и структурной сложности. Во-вторых, предоставление точных и актуальных данных обо всех  процессах компании. В-третьих, качественная аналитика, быстрое моделирование различных сценариев развития событий, прогнозирование последствий предпринимаемых решений, минимизация рисков и предотвращение развития нежелательных ситуаций и многое другое.

Из чего состоит ситуационный центр? Есть какой-то «базовый набор»?

Рассмотрим пример ситуационного центра, который призван поддержать работу крупной организации. Это целый комплекс составляющих: аудиовизуальное обеспечение (ИТ-решения, связанные с отображением информации, воспроизведением звука и света, а также системы видеоконференцсвязи); инженерное обеспечение (электроснабжение, сети передачи данных, бесперебойное питание, кондиционирование и пр.); технологическое оснащение (ИТ-решения, которые обрабатывают информацию, поступающую от различного оборудования); программное обеспечение (специализированный софт, различные ERP и CRM-системы, которые использует заказчик, автоматизированные системы управления), математические модели и алгоритмы, системы построения отчетности (системы BI) и, конечно, вычислительные мощности и системы хранения информации.

Отдельно акцентирую внимание на внедрении аналитических инструментов. Это программы для сбора статистики из различных источников: с видеокамер, датчиков, экономических и финансовых индикаторов, систем аэрокосмического мониторинга, теленаблюдения, контроля движения транспорта; программы математического и статистического анализа, предназначенные для оценки поступающей информации; программы моделирования, прогнозирования; программы обработки и анализа изображений, используемые для работы с визуальной информацией. Нельзя забывать про рабочие места операторов с консолью для управления и ввода команд, а также коммуникации (телефонная связь, Интернет и т.д.).

Насколько часто ситуационные центры используются для отслеживания текущей ситуации, и насколько часто — для прогнозирования и аналитики?

Ситуационные центры служат для оперативного принятия управленческих решений, контроля и мониторинга различных ситуаций, объектов и процессов. Поэтому задачи контроля и анализа неразрывно связаны между собой. Одно от другого отделить нельзя.

Кто является основным заказчиком ситуационных центров?

В первую очередь, это государственные органы управления. Есть президентский ситуационный центр, министерские и ведомственные. Отмечу, что первый ситуационный центр в России построили в 1986 году после аварии в Чернобыле, когда стало понятно, что нужно комплексное ИТ-решение, которое будет предотвращать подобные катастрофы.

Что-то поменялось с того времени в ситуационных центрах?

Несомненно. За последние несколько десятилетий государственные ситуационные центры сильно изменились. Объемы информации увеличиваются год от года, в таких условиях бумажными отчетами, картой с флажками уже не обойтись.

В сегодняшнем понимании ситуационные центры объединяют самые современные коммуникационные средства и специализированное программное обеспечение, которое позволяет моментально обрабатывать большие массивы данных. Результаты анализа в наглядном формате оперативно передаются на один или множество экранов любого размера — от масштабных видеостен до планшетов и мобильных устройств.

Возьмем, к примеру, ситуационно-аналитический центр Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК). Он позволяет оперативно обрабатывать обращения граждан, осуществлять мониторинг и реагировать на возникновение различных нештатных ситуаций. Более того, контроль несоблюдения графиков движения электротранспорта, возникновение неисправностей в билетопечатающих автоматах, большие скопления пассажиров у касс и многое другое — также задача ситуационно-аналитического центра. Для оперативного анализа деятельности ЦППК на всех уровнях управления в рамках ситуационно-аналитического центра было внедрено BI-решение (Business intelligence, системы бизнес-анализа). Суть в следующем: формируется единая аналитическая база, которая включает геоинформационную систему, внешние корпоративные приложения перевозчика, плюс, осуществляется интеграция с инфраструктурой РЖД, сервисными организациями на подряде и мобильной версией подсистемы управления инцидентами на планшетах специалистов по эксплуатации станций.

Благодаря всем перечисленным приложениям появляется возможность формировать аналитические отчеты, которые, в свою очередь, помогают принимать эффективные управленческие решения. Создание такого ситуационного центра — уникальная практика для отрасли железнодорожных перевозок в России.

Насколько активно внедряются ситуационные центры в корпоративном секторе?

В условиях непростой экономической ситуации в стране, спрос со стороны коммерческих компаний на ситуационные центры нельзя назвать активным. Хотя интерес у бизнеса к этому направлению, несомненно, есть, особенно у крупных территориально-распределенных организаций. Здесь ситуационные центры помогают топ-менеджменту следить за показателями работы всех отделений и филиалов, регулируя масштаб от федерального уровня до конкретных сотрудников.

Сейчас примерно 2/3 всех заказов на внедрение ситуационных центров — приходится на госструктуры, в числе которых администрации городов и субъектов РФ, министерства и ведомства — как федеральные, так и региональные, а также крупные вузы — МГУ, РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, РЭУ им. Г. В. Плеханова и так далее. Для них в силу специфики деятельности ситуационный центр — неотъемлемая составляющая работы, поэтому здесь количество проектов, наоборот, будет увеличиваться.

А если говорить про компании не федерального масштаба, актуален ли для них «классический» ситуационный центр? Например, региональным логистическим компаниям важно получать и анализировать информацию о доставке грузов, торговым компаниям — о продаже товаров в сети.

Ситуационный центр — это совокупность передовых технологий, поэтому понятие «классики» не является синонимом надёжности и стабильности. Чем больше современных решений в себя включает ситуационный центр, тем эффективнее он функционирует. Данное правило работает вне зависимости от размера организации. Поэтому ситуационный центр актуален для любой компании. Вопрос в масштабах реализации. Информационная система, установленная на мобильном устройстве, тоже может рассматриваться как ситуационный центр.

Что необходимо учесть при создании ситуационного центра «с нуля»?

Ситуационный центр — это, прежде всего, эффективный инструмент в руках команды, которая отвечает за развитие компании. И прежде чем начать этим инструментом пользоваться, важно чётко понимать, какая цель преследуется при создании ситуационного центра. После того, как задача сформулирована, необходимо соотнести возможности ситуационного центра и затраты, связанные с изменением бизнес-процессов в компании и подготовкой ИТ-инфраструктуры. И если на чаше весов цель перевешивает затраты, значит ситуационный центр необходим.

В качестве первого шага я рекомендую выбрать надёжного партнёра из списка профессиональных ИТ компаний, которые специализируются на системной интеграции, и, как следствие, имеют большой опыт создания ситуационных центров. Это правильный путь, который в конечном итоге позволит быстро, технологически грамотно и с минимальными затратами достигнуть поставленной цели.

Какой модернизации требует ситуационный центр, как часто ее нужно проводить?

Мы живем в эпоху прогресса, и вы сами знаете, как существенно увеличились объемы информации, которой надо оперировать для того, чтобы оставаться в конкурентном поле. Что будет еще через 5 лет — можно только догадываться. Поэтому модернизации требуют все компоненты ситуационного центра — телеком-системы, системы обработки и хранения данных, системы отображения информации. При строительстве ситуационных центров обязательно надо учесть тот факт, что модернизация рано или поздно потребуется.

Как именно происходит модернизация ситуационного центра? Он же должен работать постоянно.

Модернизация центра, работающего в режиме 24х7, организовывается по той же схеме, что и модернизация дата-центров. Помимо основного ситуационного центра создается резервный, который постепенно заполняется информацией. Как только ее объем достигает критической отметки, а оборудование морально устаревает, возникает потребность в строительстве нового центра, а существующий полностью мигрирует в резервный, который на время строительства становится основным. А вновь построенный становится резервным. И так по кругу, каждые 5-6 лет. Таким образом, работа ситуационного центра не прекращается ни на минуту.

Насколько внедрение ситуационных центров трансформирует бизнес-процессы в компании, и в чем это выражается?

Трансформация происходит очень серьезная. В значительной степени это административный шаг, когда руководитель понимает, что в некоем пространстве, являющимся ситуационным центром — не важно, что это, комната или просто отдельное рабочее место, – он может прийти и получить информацию, текущий срез с неким прогнозом, посмотреть предыдущие данные по статистике, сравнить с сегодняшними. Все это очень дисциплинирует коллектив, позволяет ставить четкие задачи. С появлением ситуационного центра выстраивается четкая методология всех бизнес-процессов, строгий регламент всей структуры компании, где каждое подразделение, каждый сотрудник знает, что он должен сделать, чтобы донести информацию до ситуационного центра, какие критерии внести. С другой стороны, становится понятнее, какие подразделения компании не нужны. В целом, это очень структурирует и затраты, и мышление, и саму организацию компании.

То есть ситуационный центр автоматически становится сердцем компании?

Да, можно сказать и так.

Какие технологические тенденции наиболее актуальны для этого рынка, что, по вашему мнению, «выстрелит» в ближайшем будущем?

Я думаю, это все, что касается искусственного интеллекта, прогнозирования той или иной ситуации. Когда эксперт дает оценку на основе собранной им информации, она остается субъективной. У каждого эксперта свои критерии оценки, поэтому на основе оценок нескольких экспертов выводится некое среднее значение, исходя из которого, руководитель принимает решение. Искусственный интеллект собирает эту информацию за вас, помогает определить текущий вектор событий и предлагает разные варианты действий — рисковые и консервативные.

В развитие искусственного интеллекта сейчас вкладываются большие корпорации, и я думаю, что в будущем нас ждут интересные изменения в этой области, в том числе и применительно к ситуационным центрам.

Опубликовано 16.11.2015

Похожие статьи