IT ManagerИТ в бизнесеИнфраструктура

ОАО МТЗ ТРАНСМАШ: от лоскутной автоматизации к ITSM

Дмитрий Волков | 21.10.2011

ОАО МТЗ ТРАНСМАШ:  от лоскутной автоматизации к ITSM

Мы живем в очень интересный период развития ИТ: облачные технологии, виртуализация серверов и рабочих станций, консьюмеризация ИТ — эти тенденции предъявляют новые требования к мощности, безопасности, возможностям корпоративных ИТ-инфраструктур. Ключевым вопросом становится выбор поставщиков ИТ-услуг, с которыми должны сложиться профессиональные партнерские отношения, основанные на взаимном доверии.

Сегодня я хочу рассказать о нашем 15-летнем сотрудничестве с DEPO Computers и о том, как мы развиваем ИТ-инфраструктуру завода — сначала на базе аппаратных решений DEPO, потом на облачной платформе виртуализации Microsoft Hyper-V. Надеюсь, наш опыт будет полезен всем производственным предприятиям, которые занимаются автоматизацией своих бизнес-процессов.

90-летний опыт работы в области тормозостроения

Без изобретения и внедрения автоматической тормозной техники было бы невозможно развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта. Производство тормозных систем для подвижного состава ж/д и поездов метрополитена — это сложный процесс с гарантией качества и надежности каждого прибора, для технического контроля которых проводятся многоуровневые испытания на стендах, воспроизводящих нагрузку 100, 150 и более пассажирских и грузовых вагонов, что, соответственно, обеспечивает спокойствие пассажиров и сохранность груза. Поэтому ОАО МТЗ ТРАНСМАШ вот уже 90 лет участвует в исследованиях, посвященных разработке и совершенствованию перспективных конструкций тормозных систем и обеспечению непрерывности бизнес-процесса.

Производство — это непрерывный процесс, мы обязаны исключить любые сбои. Над этой задачей трудится большая команда из специалистов самых разных возрастов. Есть старожилы, работающие десятилетиями, есть совсем молодые специалисты, которым все в новинку. И к каждому нужен свой подход при внедрении любых ИТ-систем. Итак, с чего мы начинали?
img


Очень часто ИТ-специалисты шутят: «я помню, когда компьютеры были большими», подразумевая период начала создания и внедрения информационных технологий. Развитие ИТ-инфраструктуры на МТЗ ТРАНСМАШ практически ничем не отличалось от историй развития на других отечественных предприятиях и заводах. Процесс автоматизации начался с работы на аналоговой технике, так называемых табуляторах. Потом это были проекты по внедрению СМ4 и СМ1700, а затем, минуя серию ЕС, мы сразу перешли на персональные компьютеры.

Сначала был автоматизирован расчет заработной платы. Успешное внедрение этого программного решения позволило перейти к задачам экономического блока и технологической подготовки производства. В 90-е годы с появлением «рыночных отношений» условия сильно изменились. Мы понимали, что нам нужно меняться, нужно внедрять и использовать новые компьютерные решения. Чтобы быть конкурентоспособными и удержаться на рынке, необходимо было двигаться в ногу со временем, развиваться, быть гибкими во многих аспектах. На этом этапе развития мы начали сотрудничество с DEPO Computers, компания поставила нам рабочие станции и серверные решения, оснастила автоматизированными рабочими местами отделы.

Следующим шагом было внедрение CAD-систем с применением электронного конструкторско-технологического документооборота. Рабочие станции DEPO были достаточно мощными и хорошо работали с высокопроизводительными графическими пакетами. В результате была подготовлена основательная информационная платформа для развития и поддержки PLM-решений по управлению всем жизненным циклом изделий.
В течение 10 лет мы развивали и внедряли собственную систему планирования и управления производством, которая смогла бы учесть весь комплекс задач и требований нашего предприятия, а именно — полный цикл дискретного производства: заготовительное производство, механообработка, фрезерная и токарная обработка, обработка на станках с ЧПУ, сборка, гальваника, подготовка отгрузки продукции. На данном этапе процесс автоматизации был постепенный и поочередный (в отдельных подразделениях) из-за отсутствия единой платформы, на которую можно было бы опираться. Решением этих проблем стала организация проекта по внедрению стандартной системы ERP SAP, причем, мы учитывали и не сбрасывали со счетов собственные наработки и сформированный штат специалистов. На сегодняшний день бизнес-процессы на предприятии, начиная от снабжения и заканчивая отгрузкой, адаптированы под стандарт внедренной системы ERP SAP. Она соответствует нашим задачам и способствует их решению.
===============================
Что нужно учесть при принятии решения о внедрении ERP?
  • Нужно четко понимать, что ты хочешь сделать и к чему прийти, то есть должно быть концептуальное понимание проекта. Когда вся цепочка прослеживается, становится понятно, каким образом это можно построить. Итак:
  • Нужно четко понимать рамки бюджета и от этого отталкиваться.
  • Нужно правильно выбрать продукт. Выбор зависит от бюджета и масштабируемости. Продукты должны соответствовать задачам (разумная избыточность).
  • Нужно иметь четкий план по внедрению платформы и видение того, как это все будет взаимодействовать в дальнейшем.
===============================

Мы растем вместе с растущими компаниями

В 2009 г. стало ясно, что нам не хватает прозрачности в работе завода: слишком много времени приходилось тратить на совещания и обсуждения, наши подразделения отставали по времени взаимодействия друг с другом, не было режима работы онлайн. Проанализировав ситуацию, сложившуюся на МТЗ ТРАНСМАШ, мы приняли решение о реализации проекта по внедрению интегрированной ERP-системы для комплексного управления внутренними и внешними ресурсами предприятия, для нас это был большой шаг в будущее. Начало работ над этим проектом потребовало модернизации нашей ИТ-инфраструктуры, которая была разделена  на четыре этапа: выбор поставщика; проведение комплексного аудита; разработка стратегии модернизации; модернизация ИТ- инфраструктуры.
img
При старте любого проекта очень важно правильно  выбрать поставщика услуг, от этого будет зависеть успех проекта в целом. Наше предприятие  руководствовалось несколькими критериями:
  • долгосрочная история партнерских отношений;
  • наличие высококвалифицированных специалистов;
  • персональный подход к заказчику (единая точка входа, персональный менеджер);
  • наличие опыта в реализации подобных проектов;
  • оперативное решение проблем;
  • человеческий фактор (адекватность и живость общения).
Важно было найти такую компанию, которая будет заниматься всеми направлениями самостоятельно. Наш выбор пал на давнего партнера — DEPO Computers. DEPO Computers с 2009 г. реализует проекты по системной интеграции, создавая гибкие решения на всех инфраструктурных уровнях, начиная с аппаратных платформ. Именно эта гибкость и мощная производственная база, а также компетенции были нам нужны.

Проект стартовал с аудита. Технические специалисты DEPO Computers провели полномасштабный аудит ИТ-инфраструктуры, выявили все проблемные места, которые могли бы помешать реализации наших планов, и разработали стратегию ИТ-развития. В рамках проекта был проведен аудит основных ИТ-систем: программно-аппаратных решений, коммуникационной инфраструктуры, систем управления и контроля. По результатам аудита был создан отчет, который позволил оценить текущее состояние ИТ-инфраструктуры и выявить узкие места для модернизации и последующего ИТ-развития в рамках выбранной стратегии.

Получив текущий срез по состоянию ИТ-инфраструктуры, специалисты компании предложили миграцию ИТ-сервисов ТРАНСМАШа на облачную (виртуальную) вычислительную платформу, что повышало надежность, доступность и управляемость решения. Наш партнер имеет опыт внедрения всех ведущих облачных платформ — VMware, Microsoft Hyper-V, Citrix, XEN, OpenStack. Мы рассматривали все эти решения, в итоге выбрали Hyper-V, обеспечивающую оптимальное функционирование наших текущих сервисов, уже работающих на физических машинах.

Самому проекту по внедрению ERP-системы также сопутствовала серьезная и кропотливая работа, которая велась на протяжении двух лет по двум направлениям. Во-первых, мы посетили крупные машиностроительные заводы, где ERP SAP был внедрен или внедрялся на момент нашего приезда, с целью перенять практический опыт наших коллег, выявить основные преимущества и недочеты системы, а затем выстроить свой собственный план действий для дальнейшей работы, выявить возможные риски. Во-вторых, велась активная работа со специалистами нашего предприятия, с людьми, которые непосредственно должны были участвовать в проекте. Как оказалось, это был один из наиболее сложных моментов, поскольку у каждого имелось свое представление и понимание поставленных задач. Чтобы убедить всех в необходимости внедрение ERP-системы, нужно было найти убедительные доводы и правильно донести информацию. Мы действовали двумя способами: самостоятельно и с помощью приглашенных консультантов из SAP, которые рассказывали ТОП-менеджерам и ключевым пользователям о программе, ее преимуществах и недочетах.
Хочу отметить особо, что без поддержки генерального директора не стоило бы заниматься этим проектом. Очень важно, чтобы первое лицо было заинтересовано и нацелено на конечный результат.

Я очень доволен результатом, которого мы достигли на МТЗ ТРАНСМАШ: было сделано много и за короткий промежуток времени. За три квартала 2011 г. мы сформировали службу технической поддержки, создали структурированную кабельную систему (СКС), построили корпоративное частное облако на основе Microsoft Hyper-V, осуществили миграцию ИТ-сервисов в виртуальную инфраструктуру, модернизировали службу каталогов Active Directory и почтовый сервис Microsoft Exchange, внедрили решения для резервного копирования данных.

Анализируя наше сотрудничество с компанией DEPO Computers в целом, я понимаю, что каждодневная совместная работа, которая велась и ведется, позволила нам решить те задачи, которые мы могли рассматривать только в далекой перспективе, понимая, что они очень затратны и масштабны. Сейчас те решения, которые мы внедряем, опираясь на опыт нашего партнера, соответствуют уровню ИТ-сервисов.

В наше время очень важно уметь управлять активами предприятия, грамотно решать вопросы, связанные с окупаемостью, с поддержанием в актуальном состоянии достаточно большого объема ресурсов. Конечная цель развития ИТ-инфраструктуры МТЗ ТРАНСМАШ сформулирована в рамках стратегии ITSM, она заключается в переходе от традиционной модели управления к схеме, ориентированной на полноправное участие ИТ-подразделения во всех бизнес-процессах. Это уже совершенно новая и красивая работа ИТ на предприятии. Я с гордостью могу сказать, что мы постепенно выходим на уровень управления ИТ-активами. Это здорово. Это движение вперед.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Не успели мы отбиться от вызовов и задач, которые взвалила на нас принудительная удаленка, как уже растут новые вызовы. В частности, нас ждет будущее всеобщей цифровизации, и будущее это будет непременно светлым и радостным, но только если мы в него впишемся.
Как никогда важно задуматься о том, насколько безопасны компьютеры наших работников, которые становятся одним из основных векторов атак для злоумышленников.
Слишком сложно добросовестному поставщику строить базу для предоставления конкретных услуг конкретному клиенту. Слишком просто заказчику выйти из отношений. Поэтому процветают только стандартные простые услуги.

Компании сообщают

Мероприятия

IT Recruiting - HR Forum 2020
Москва, Холидей Инн, ул. Сущёвский Вал, 74
43 110 руб
29.10.2020 — 30.10.2020
08:00
Выставка «СВЯЗЬ-2020»
Москва, г. Москва, Краснопресненская набережная, 14, ЦВК «Экспоцентр»
02.11.2020 — 06.11.2020