ОАО МТЗ ТРАНСМАШ: от лоскутной автоматизации к ITSM

Логотип компании
ОАО МТЗ ТРАНСМАШ:  от лоскутной автоматизации к ITSM
Мы живем в очень интересный период развития ИТ: облачные технологии, виртуализация серверов и рабочих станций, консьюмеризация ИТ — эти тенденции предъявляют новые требования к мощности, безопасности, возможностям корпоративных ИТ-инфраструктур.
Мы живем в очень интересный период развития ИТ: облачные технологии, виртуализация серверов и рабочих станций, консьюмеризация ИТ — эти тенденции предъявляют новые требования к мощности, безопасности, возможностям корпоративных ИТ-инфраструктур. Ключевым вопросом становится выбор поставщиков ИТ-услуг, с которыми должны сложиться профессиональные партнерские отношения, основанные на взаимном доверии.

Сегодня я хочу рассказать о нашем 15-летнем сотрудничестве с DEPO Computers и о том, как мы развиваем ИТ-инфраструктуру завода — сначала на базе аппаратных решений DEPO, потом на облачной платформе виртуализации Microsoft Hyper-V. Надеюсь, наш опыт будет полезен всем производственным предприятиям, которые занимаются автоматизацией своих бизнес-процессов.

90-летний опыт работы в области тормозостроения

Без изобретения и внедрения автоматической тормозной техники было бы невозможно развитие высокоскоростного железнодорожного транспорта. Производство тормозных систем для подвижного состава ж/д и поездов метрополитена — это сложный процесс с гарантией качества и надежности каждого прибора, для технического контроля которых проводятся многоуровневые испытания на стендах, воспроизводящих нагрузку 100, 150 и более пассажирских и грузовых вагонов, что, соответственно, обеспечивает спокойствие пассажиров и сохранность груза. Поэтому ОАО МТЗ ТРАНСМАШ вот уже 90 лет участвует в исследованиях, посвященных разработке и совершенствованию перспективных конструкций тормозных систем и обеспечению непрерывности бизнес-процесса.

Производство — это непрерывный процесс, мы обязаны исключить любые сбои. Над этой задачей трудится большая команда из специалистов самых разных возрастов. Есть старожилы, работающие десятилетиями, есть совсем молодые специалисты, которым все в новинку. И к каждому нужен свой подход при внедрении любых ИТ-систем. Итак, с чего мы начинали?
ОАО МТЗ ТРАНСМАШ:  от лоскутной автоматизации к ITSM. Рис. 1



Очень часто ИТ-специалисты шутят: «я помню, когда компьютеры были большими», подразумевая период начала создания и внедрения информационных технологий. Развитие ИТ-инфраструктуры на МТЗ ТРАНСМАШ практически ничем не отличалось от историй развития на других отечественных предприятиях и заводах. Процесс автоматизации начался с работы на аналоговой технике, так называемых табуляторах. Потом это были проекты по внедрению СМ4 и СМ1700, а затем, минуя серию ЕС, мы сразу перешли на персональные компьютеры.

Сначала был автоматизирован расчет заработной платы. Успешное внедрение этого программного решения позволило перейти к задачам экономического блока и технологической подготовки производства. В 90-е годы с появлением «рыночных отношений» условия сильно изменились. Мы понимали, что нам нужно меняться, нужно внедрять и использовать новые компьютерные решения. Чтобы быть конкурентоспособными и удержаться на рынке, необходимо было двигаться в ногу со временем, развиваться, быть гибкими во многих аспектах. На этом этапе развития мы начали сотрудничество с DEPO Computers, компания поставила нам рабочие станции и серверные решения, оснастила автоматизированными рабочими местами отделы.

Следующим шагом было внедрение CAD-систем с применением электронного конструкторско-технологического документооборота. Рабочие станции DEPO были достаточно мощными и хорошо работали с высокопроизводительными графическими пакетами. В результате была подготовлена основательная информационная платформа для развития и поддержки PLM-решений по управлению всем жизненным циклом изделий.
В течение 10 лет мы развивали и внедряли собственную систему планирования и управления производством, которая смогла бы учесть весь комплекс задач и требований нашего предприятия, а именно — полный цикл дискретного производства: заготовительное производство, механообработка, фрезерная и токарная обработка, обработка на станках с ЧПУ, сборка, гальваника, подготовка отгрузки продукции. На данном этапе процесс автоматизации был постепенный и поочередный (в отдельных подразделениях) из-за отсутствия единой платформы, на которую можно было бы опираться. Решением этих проблем стала организация проекта по внедрению стандартной системы ERP SAP, причем, мы учитывали и не сбрасывали со счетов собственные наработки и сформированный штат специалистов. На сегодняшний день бизнес-процессы на предприятии, начиная от снабжения и заканчивая отгрузкой, адаптированы под стандарт внедренной системы ERP SAP. Она соответствует нашим задачам и способствует их решению.
===============================
Что нужно учесть при принятии решения о внедрении ERP?
  • Нужно четко понимать, что ты хочешь сделать и к чему прийти, то есть должно быть концептуальное понимание проекта. Когда вся цепочка прослеживается, становится понятно, каким образом это можно построить. Итак:
  • Нужно четко понимать рамки бюджета и от этого отталкиваться.
  • Нужно правильно выбрать продукт. Выбор зависит от бюджета и масштабируемости. Продукты должны соответствовать задачам (разумная избыточность).
  • Нужно иметь четкий план по внедрению платформы и видение того, как это все будет взаимодействовать в дальнейшем.
===============================

Мы растем вместе с растущими компаниями

В 2009 г. стало ясно, что нам не хватает прозрачности в работе завода: слишком много времени приходилось тратить на совещания и обсуждения, наши подразделения отставали по времени взаимодействия друг с другом, не было режима работы онлайн. Проанализировав ситуацию, сложившуюся на МТЗ ТРАНСМАШ, мы приняли решение о реализации проекта по внедрению интегрированной ERP-системы для комплексного управления внутренними и внешними ресурсами предприятия, для нас это был большой шаг в будущее. Начало работ над этим проектом потребовало модернизации нашей ИТ-инфраструктуры, которая была разделена  на четыре этапа: выбор поставщика; проведение комплексного аудита; разработка стратегии модернизации; модернизация ИТ- инфраструктуры.
ОАО МТЗ ТРАНСМАШ:  от лоскутной автоматизации к ITSM. Рис. 2

При старте любого проекта очень важно правильно  выбрать поставщика услуг, от этого будет зависеть успех проекта в целом. Наше предприятие  руководствовалось несколькими критериями:
  • долгосрочная история партнерских отношений;
  • наличие высококвалифицированных специалистов;
  • персональный подход к заказчику (единая точка входа, персональный менеджер);
  • наличие опыта в реализации подобных проектов;
  • оперативное решение проблем;
  • человеческий фактор (адекватность и живость общения).
Важно было найти такую компанию, которая будет заниматься всеми направлениями самостоятельно. Наш выбор пал на давнего партнера — DEPO Computers. DEPO Computers с 2009 г. реализует проекты по системной интеграции, создавая гибкие решения на всех инфраструктурных уровнях, начиная с аппаратных платформ. Именно эта гибкость и мощная производственная база, а также компетенции были нам нужны.

Проект стартовал с аудита. Технические специалисты DEPO Computers провели полномасштабный аудит ИТ-инфраструктуры, выявили все проблемные места, которые могли бы помешать реализации наших планов, и разработали стратегию ИТ-развития. В рамках проекта был проведен аудит основных ИТ-систем: программно-аппаратных решений, коммуникационной инфраструктуры, систем управления и контроля. По результатам аудита был создан отчет, который позволил оценить текущее состояние ИТ-инфраструктуры и выявить узкие места для модернизации и последующего ИТ-развития в рамках выбранной стратегии.

Получив текущий срез по состоянию ИТ-инфраструктуры, специалисты компании предложили миграцию ИТ-сервисов ТРАНСМАШа на облачную (виртуальную) вычислительную платформу, что повышало надежность, доступность и управляемость решения. Наш партнер имеет опыт внедрения всех ведущих облачных платформ — VMware, Microsoft Hyper-V, Citrix, XEN, OpenStack. Мы рассматривали все эти решения, в итоге выбрали Hyper-V, обеспечивающую оптимальное функционирование наших текущих сервисов, уже работающих на физических машинах.

Самому проекту по внедрению ERP-системы также сопутствовала серьезная и кропотливая работа, которая велась на протяжении двух лет по двум направлениям. Во-первых, мы посетили крупные машиностроительные заводы, где ERP SAP был внедрен или внедрялся на момент нашего приезда, с целью перенять практический опыт наших коллег, выявить основные преимущества и недочеты системы, а затем выстроить свой собственный план действий для дальнейшей работы, выявить возможные риски. Во-вторых, велась активная работа со специалистами нашего предприятия, с людьми, которые непосредственно должны были участвовать в проекте. Как оказалось, это был один из наиболее сложных моментов, поскольку у каждого имелось свое представление и понимание поставленных задач. Чтобы убедить всех в необходимости внедрение ERP-системы, нужно было найти убедительные доводы и правильно донести информацию. Мы действовали двумя способами: самостоятельно и с помощью приглашенных консультантов из SAP, которые рассказывали ТОП-менеджерам и ключевым пользователям о программе, ее преимуществах и недочетах.
Хочу отметить особо, что без поддержки генерального директора не стоило бы заниматься этим проектом. Очень важно, чтобы первое лицо было заинтересовано и нацелено на конечный результат.

Я очень доволен результатом, которого мы достигли на МТЗ ТРАНСМАШ: было сделано много и за короткий промежуток времени. За три квартала 2011 г. мы сформировали службу технической поддержки, создали структурированную кабельную систему (СКС), построили корпоративное частное облако на основе Microsoft Hyper-V, осуществили миграцию ИТ-сервисов в виртуальную инфраструктуру, модернизировали службу каталогов Active Directory и почтовый сервис Microsoft Exchange, внедрили решения для резервного копирования данных.

Анализируя наше сотрудничество с компанией DEPO Computers в целом, я понимаю, что каждодневная совместная работа, которая велась и ведется, позволила нам решить те задачи, которые мы могли рассматривать только в далекой перспективе, понимая, что они очень затратны и масштабны. Сейчас те решения, которые мы внедряем, опираясь на опыт нашего партнера, соответствуют уровню ИТ-сервисов.

В наше время очень важно уметь управлять активами предприятия, грамотно решать вопросы, связанные с окупаемостью, с поддержанием в актуальном состоянии достаточно большого объема ресурсов. Конечная цель развития ИТ-инфраструктуры МТЗ ТРАНСМАШ сформулирована в рамках стратегии ITSM, она заключается в переходе от традиционной модели управления к схеме, ориентированной на полноправное участие ИТ-подразделения во всех бизнес-процессах. Это уже совершенно новая и красивая работа ИТ на предприятии. Я с гордостью могу сказать, что мы постепенно выходим на уровень управления ИТ-активами. Это здорово. Это движение вперед.

Опубликовано 21.10.2011

Похожие статьи