IT ManagerИТ в бизнесеИнфраструктура

Рынок ERP: за все хорошее против всего плохого

Дмитрий Мартынов | 09.07.2015

Рынок ERP: за все хорошее против всего плохого

Существует феномен, связанный с продажами консалтинговых услуг экспертов в сложных областях знаний. Упрощенно назовем его «теория – ничто, практика – всё».

При этом, теория – это не то чтобы существенный инструмент, а единственный инструмент. Дело в том, что специалисты, продающие нам свой опыт, в действительности продают нам следующую теорию: наш практический опыт на предыдущих проектах можно эффективно применить на вашем проекте. Но любой проект – это уникальное мероприятие по определению PMI. В каком объеме применим ваш прошлый опыт? Ответ на этот вопрос тоже представляет собой некоторые теоретические построения. Утрирую? В замечательной книге «Феномен науки» Виталий Турчин доказал нам, что рефлекс условный, безусловный, слово, теория – всё это одно и то же: связь рецепторов с эффекторами в живом организме.

Очередная конференция на тему «как продать больше» проходит под лозунгом «Абсолютная практика. Никакой “воды”»... Моя формула звучит наоборот: «Практика – вчерашний опыт, теория – завтрашний». Эта формула подтверждается начиная с научных успехов Древней Греции (по методу обратной применимости). Но этот материал посвящен рынку ERP-систем (офисные роботы, которые управляют бюрократическим процессом), и у этого рынка есть своя дополнительная специфика.

Входим в круг – это несложно

Звезды рынка ERP нередко называют его больным. Основная проблема – большое количество проходимцев с высоким коэффициентом проходимости. Приходят такие, в идеальных пиджаках, модных галстуках, и начинают втирать вам «за все хорошее и против всего плохого». Рисуют красивые наукообразные, но бессмысленные формулы и заключают договор на 20 млн там, где работы на 200. Делают они это, только чтобы получить 15 на предварительных работах и закрыть их (до запуска системы в эксплуатацию). А затем они уходят, не отвечая за результат и обвиняя заказчика в своих промахах. И кстати, при этом не несут никаких репутационных издержек (это отдельный разговор – я его начал в статье «ERP и бред» в главе «Фокусы в отношениях с интегратором» и еще продолжу в статье «Эффект глупого дельфина», которая выйдет в ближайшее время в журнале «Новости менеджмента»).

Что не так с рынком? Я не сторонник все объяснять коррупцией – это для лентяев, которые не зрят в корень. Вот, например, на рынке систем проектирования или BI такого не наблюдается. А дело в том, что технологии ERP-систем в основе своей настолько просты, что каждый встречный-поперечный может легко порассуждать о космических кораблях. На рынке BI-систем такой проблемы нет. Там любому чудаку, вообразившему себя Наполеоном, зададут простой вопрос типа: «А как вы для нашей задачи будете считать вероятность несовместимых событий?» – и тут же станет понятно, что в математике он не силен.

А в ERP – пожалуйста, все просто. Счета хранятся в одной табличке, договора в другой, и каждый это поймет. Нарисовать эти таблички как два квадратика – тоже пожалуйста. Показать связь 1:n – так эту связь на рисунке даже профессионалы часто путают (чего запоминать, как она рисуется, если и так ясно: одному договору может соответствовать несколько счетов).

Меня как-то попросили помочь одному копирайтеру написать статью. Он нежно описывал, что ERP-система позволяет справиться с большими объемами данных в продажах и в закупках. Когда же я его спросил, понимает ли он, что закупка контейнера с товаром – это одна запись в базе данных, а его продажа – это сто тысяч чеков (большой пул записей), он был потрясен.

То есть вроде бы все очевидно, но не тут-то было. Несмотря на простоту всего того, из чего состоят ERP-системы, даже у успешных команд бывают промахи. Дело же не только в составляющих, но и в количестве взаимосвязей и неопределенностей. Суммарная комбинаторная сложность технологий такова, что ее осилят только «лучшие специалисты» (вот она откуда, страсть к практикам). А кроме технологий, существует еще и огромный пласт работы с живыми людьми – это психология управления. В наше время она успешно подменяется вежливостью и другими бытовыми навыками…

Замыкая круг

А дальше самое интересное, я же не зря взял «лучших специалистов» в кавычки. Как определить качество специалиста на рынке BI? Очень просто – проверяем его знания комбинаторики и теории вероятностей. А как это сделать на рынке ERP, когда мастеров поговорить «за все хорошее» хоть отбавляй? Проверка опыта, описанного в резюме, – это такой огромный вопрос. Подтверждение факта участия специалиста в проекте ничего не говорит о том, был ли проект успешно реализован благодаря его усилиям или вопреки.

На выходе получаем, что, даже имея желание сделать проект хорошо, интегратор делает его плохо, так как опытные специалисты оказываются фейком и нет качественных способов заранее выявить пробелы в квалификации. А дальше опытного интегратора посещает увлекательная мысль: раз невозможно сделать проект хорошо, стоит ли стараться? Главное, срубить денег в начале, репутационных рисков ведь нет. И постепенно хороший интегратор превращается в проходимца. Он делает это не специально, он просто очень сильно заботится о том, чтобы получить деньги заранее. И он мало заботится о качестве проекта, так как такая забота, как мы выяснили, почти ничего не дает. Круг замкнулся…

Войти легко, выйти сложно

Очень многие мои статьи, посвященные ИТ-рынку, специалисты комментируют приблизительно так: да, все это правда, но наша компания – совсем другое дело… Возразить тут нечего, действительно есть компании, которые гребут против течения, и если б их не было, то и рынка бы тоже не было. Ибо рынок, состоящий только из кидал, существовать не может. Честность – в принципе основа любых высокотехнологичных проектов…

И та же честность, очевидно, является ярким признаком при выборе специалиста. Это к тому, что нерешаемый вопрос определения квалификации имеет надежные решения, и хорошие компании их знают. Прежде всего речь идет о бережном отношении к сложившемуся коллективу, так как прежде чем найти, надо научится не терять. Второй надежный принцип – это достоверная информация из первых уст о достижениях и умениях кандидата. Если кандидата знает и рекомендует тот, кому вы доверяете (без честности тут никуда), значит, можно договариваться. Именно не «брать», а «договариваться», иначе не работает, не дворники...

Ну а если лучшего из лучших никто из знакомых не знает? Можно ли доверять резюме? В этой ситуации нужно опереться на собеседование и, кроме общепринятых признаков профессионала (знание профессионального языка, умение себя преподнести и т. д.), обратить внимание на некоторые косвенные вещи:

Например, хороший ИТ-специалист всегда стремится, чтобы его системы работали и в его отсутствие. Такое стремление имитировать можно, но сложно. Если это программист, то он переживает за свои ранее написанные программы, помнит о них. Помнит ошибки, которые не успел исправить.

Еще один признак – перфекционизм в сочетании с умением вовремя остановиться. Если специалиста волнуют не только очевидные вещи, но и мелкие детали, которые тоже могут повлиять на качество, то он перфекционист. Если он готов в открытую обсуждать, какими качествами системы можно пожертвовать, а какими точно нельзя, чтобы ее вовремя запустить в эксплуатацию, – значит, стремление к совершенству находится под контролем и проект не превратится в долгострой из за отдельных недостатков.

Ну что ж, начав разговор о рынке, мы закончили его разговором о специалистах, что правильно, так как всё здесь зависит от них. В заключение скажу лишь о том, что сильно не рекомендую любителей алкоголя. Впрочем, это уже совсем другая история…

ERP-система

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 08/2015], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

А что IT? А мы работаем, совершенствуемся в популярных технологиях и осваиваемся в новых. И пока до Луны ближе, чем до создания искусственного интеллекта, без работы мы не останемся.
«Пока больше некого назначить, поэтому заткнем дыру тобой. Потом переназначим». Упражнение называется «как убить сломать сотрудника за одно действие: повысить и понизить обратно». Для надежности повторять неоднократно.
Слушания в Конгрессе США, вызов на ковер руководителей Google, FB, Apple, Amazon. Мысли по итогам прочтения стенограммы.

Компании сообщают

Мероприятия

10.09.2020
IT Management Forum 2020

Москва, Новоданиловская наб., д. 6, отель Palmira Business Club

23.09.2020 — 24.09.2020
Форум Индустриальной Роботизации

Санкт-Петербург, Чернорецкий пер. 4-6

28.09.2020 — 29.09.2020
Профессиональная мобильная радиосвязь, спутниковая связь и навигация

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

29.09.2020 — 02.10.2020
SMART INDUSTRY EXPO

Минск, Футбольный манеж

30.09.2020
IT в ретейле: Я - легенда.

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

27.10.2020 — 29.10.2020
HI-TECH BUILDING 2020

Москва, Крокус Экспо