"ВТБ24" рассказал о своей новой ИТ-платформе

Логотип компании
"ВТБ24" рассказал о своей новой ИТ-платформе
Руководство одного из ведущих российских розничных банков "ВТБ24" представило журналистам проект построения новой банковской ИТ-платформы.
Руководство одного из ведущих российских розничных банков «ВТБ24» представило журналистам проект построения новой банковской ИТ-платформы. Масштабы подобных проектов всегда поражают своей грандиозностью, так было и на этот раз. Сергей Русанов, директор департамента банковских и информационных технологий «ВТБ24», отметил, что уже завершен первый этап реализации ИТ-стратегии банка, в ходе которого уже построены все основные элементы базовой стратегической ИТ-платформы, причем не просто построены, а уже принесли свои первые бизнес-результаты. Банк начал свою работу в 2005 году, использовав в качестве ИТ-платформы наследуемое решение «БИСквит», но уже спустя 3-4 года руководство «ВТБ24» отчетливо осознало, что планы по бурному стратегическому развитию и географическому расширению на базе устаревшей ИТ-платформы не осуществить. В 2009 году была запущена в эксплуатацию АБС Profile, с помощью которой банк реализовал управление своими продуктами, а также аналитическую CRM-систему. Разработка ИТ-стратегии началась в банке  в 2011 году. Тогда была поставлена задача технологического обновления и перехода на новую ИТ-структуру. При этом основой стратегической ИТ-архитектуры должно было стать конечное число мощных промышленных систем и их SOA-интеграция на платформе Oracle, а также внедрения управления маркетинговыми кампаниями на платформе Teradata. В последующие 2012-2014 годы банк осуществлял планомерный переход к стратегической ИТ-архитектуре в формате взаимосвязанных проектов, каждый из которых обеспечивает реализацию тех или иных компонентов единой интеграционной платформы. В 2015 году планируется завершить переход ряда бизнес-областей банка на внедренную платформу. В течение трех лет руководство «ВТБ24» намерено перевести 80% транзакционной нагрузки на новую платформу. 

Что касается бизнес-показателей, которые, по словам Сергея Русанова иллюстрируют качественные возможности новой ИТ-платформы, то за три года увеличилось число клиентов банка (с 9,6 млн. до 16 млн.), банкоматов (с 5,7 тыс. до 10 тыс.), POS-терминалов (с 18 тыс. до 72 тыс.), выросло количество офисов (с 606 до 1066), пользователей «Телебанка» (с 1,24 млн. до 2,14 млн.), а также активных карт (с 6,2 млн. до 13,5 млн.). Банк работает почти во всех регионах России, его телекоммуникационная сеть построена по централизованной модели.

Ядром целевой ИТ-архитектуры «ВТБ24» являются решения компании Oracle. Прежде всего, речь идет о едином фронтальном решении, построенном на базе Oracle Siebel, переход на которое был завершен в 2014 году. Таким образом, сегодня 26 тысяч сотрудников банка работают в единой автоматизированной системе, выполняя все операции по продажам и обслуживанию из единого интерфейса. Интеграционная банковская шина «ВТБ24» создана на базе Oracle Fusion Middleware. Она объединяет свыше 40 ИТ-систем банка, которые через нее обмениваются запросами на скорости более 50 запросов в секунду. Такая шина, по словам Сергея Русанова, позволяет обслуживать более 15 млн. клиентов банка по всей территории страны, используя все каналы связи. Также на продуктах Oracle реализован единый клиентский каталог, содержащий 40 млн. записей. В числе прочих элементов ИТ-архитектуры - новая версия «Телебанка», запущенная в 2014 году, «Кредитный конвейер», позволяющий оценивать потребности и возможности клиента для выбора наиболее оптимального кредитного предложения, а также единое корпоративное хранилище данных, построенное на базе решений Teradata, SAS BI и Oracle Exadata. Формирование и консолидация всех элементов ИТ-стратегии сделала возможным заключения с клиентом долгосрочного договора комплексного обслуживания, по которому через свой мультивалютный Мастер-счет клиент получает доступ ко всем услугам банка. Уже заключено свыше 78 тысяч таких договоров. 

Говоря о ключевых элементах целевой архитектуры, Сергей Русанов отметил запуск Единой фронтальной системы во всех точках продаж банка, контакт-центр (за два года уровень автоматизации в нем вырос в 10 раз), «Телебанк 2.0» (объем операций в нем за год вырос в 3 раза), «Мобильный банк ВТБ24» (за год количество клиентов увеличилось на 50% и составляет 250 тысяч, среднемесячный чек на одного клиента - 40 тыс. рублей), работа с проблемными активами (за год снизились затраты на сбор проблемной задолженности от 27% до 67%), аналитический CRM на базе решений Teradata.

Касаясь темы аппаратной поддержки новой ИТ-инфраструктуры банка, Сергей Русанов напомнил журналистам, что у «ВТБ24» в настоящий момент имеется 7 Центров обработки данных (общая площадь более 1200 кв. м.), все они находятся в Москве. Всего в ЦОДах используется 2400 серверов, а совокупный объем систем хранения данных составляет свыше 3 петабайт дискового пространства. Среди поставщиков оборудования Сергей Русанов упомянул компании Oracle, HP, IBM, Hitachi и EMC. Активно применяется в «ВТБ24» и технология виртуализации - как серверов, на базе VMware vSphere 5.5, так и рабочих мест (внедрено более 9 тыс. виртуальных рабочих мест). Все работы по внедрению ведут компании «Неофлекс», «Техносерв Консалтинг» и другие российские системные интеграторы. Ведется разработка и внутри самого банка, однако Сергей Русанов отметил, что внутренняя разработка сводится к минимуму. Всего в штате «ВТБ24» работает около 50 программистов. 

Банк «ВТБ24» и банковская группа «ВТБ» регулярно приобретают новые банки с последующей консолидацией их ИТ-активов. Одним из последних по времени таких присоединений стало приобретение «ТрансКредитБанка» в 2013 году. Это достаточно крупный банк с разветвленной региональной сетью. В данный момент завершены все интеграционные процессы, а также трансформация региональной сети бывшего ТКБ. 

Плановый объем инвестиций «ВТБ24» в ИТ в 2015 году составляет 8,3 млрд. рублей. Это на 1 млрд. меньше, чем в 2014 году, поскольку, как подчеркнул Сергей Русанов, базовые элементы ИТ-платформы уже выстроены, а сейчас требуется их развивать и тиражировать, переводя весь транзакционный график на новую платформу. По его словам, все инвестиции были сделаны своевременно, еще до снижения курса рубля по отношению к доллару и евро. 

Комментируя ситуацию с дальнейшим развитием антироссийских санкций, которые могут привести к прекращению поставки и поддержки ПО со стороны западных вендоров, Сергей Русанов выразил уверенность, что с поддержкой никаких проблем возникнуть не должно, благодаря наличию большого числа компетентных и квалифицированных специалистов по решениям Oracle и других вендоров, в то же время он признал, что с обновлением ПО в этом случае могут возникнуть сложности, хотя и эти сложности, по его словам не будут носить катастрофического характера. 

Опубликовано 26.02.2015

Похожие статьи