Онлайн-ритейлерам пора оптимизировать ИТ

Логотип компании
27.08.2014
Компания Cloudseller провела первое ежегодное обследование почтовых систем 100 крупнейших продавцов Рунета (по рейтингу журнала "Секрет фирмы"). Цель исследования - выяснить, насколько внимательно крупнейшие игроки рынка e-commerce относятся к организации и оптимизации своих ИТ
Компания Cloudseller, официальный партнер Google и поставщик облачных сервисов Google Apps, провела первое ежегодное обследование почтовых систем 100 крупнейших продавцов Рунета (по рейтингу журнала "Секрет фирмы"). Цель исследования - выяснить, насколько внимательно крупнейшие игроки рынка e-commerce относятся к организации и оптимизации своих ИТ.

Объектом для исследования стали почтовые сервисы компаний, так как почтовая система является одной из наиболее важных и консервативных ИТ-систем организации. Выбор системы, ее текущее состояние (архитектура, актуальность, версия) говорят не только об общем уровне ИТ в организации, но и о качестве менеджмента компании в целом. 

Исследование подтвердило прогнозы аналитиков относительно роста доли облачных решений: почти 40% интернет-продавцов предпочитают недорогие, легко масштабируемые SaaS-продукты и получают почтовый сервис по подписке. 

Традиционные vs облачные

Большинство ритейлеров, выбравших облачное решение, используют платные почтовые сервисы корпоративного уровня от Google и Microsoft с облачным хранилищем данных, системой совместной работы и SLA. Бесплатную облачную почту некорпоративного уровня использует не более 10% ритейлеров.

Несмотря на рост доли облачных решений, 55% онлайн-ритейлеров все еще предпочитают традиционные почтовые системы, установленные во внутренней ИТ-инфраструктуре компании или в арендованном дата-центре. Для большинства этот выбор осознан и, по-видимому, связан с недоверием к облакам. Об этом говорит тот факт, что большинство почтовых систем развернуто относительно недавно и являются актуальными. Тем не менее, 9% исследованных почтовых систем были признаны устаревшими, что может свидетельствовать о невнимании руководства к своим ИТ и неготовности оптимизировать бизнес-процессы в усложнившейся экономической ситуации.

Вендоры ПО: спорное лидерство

Среди вендоров почтового ПО, используемого онлайн-ритейлерами, лидирует Microsoft. Продукты этой компании (как традиционные on-premise, так и облачные) используют 28% интернет-продавцов. Значительное количество компаний - 25% - используют недорогие Unix-подобные почтовые системы (Exim, Postfix), которые не могут удовлетворить потребности компаний топового уровня в функциональности. Еще 9% ритейлеров также отдают предпочтение Unix, но выбирают более мощные решения - экономичную Zimbra (4%) и более дорогой Communigate Pro (5%).

Систему обмена сообщениями и совместной работы от Google (продукт Google Apps) выбрали 19% ритейлеров. Бесплатные и нефункциональные хостинговые почтовые системы без SLA выбрали 9% ритейлеров, из них 4%предпочитают "Яндекс-почту".

Онлайн-ритейлерам пора оптимизировать ИТ. Рис. 1

Глубина консолидации ритейлеров

Ритейлеры, недавно объединившиеся в холдинги, еще не успели консолидироваться на уровне ИТ-инфраструктуры и, по-видимому, других бизнес-процессов. Как правило они продолжают эксплуатировать инфраструктуры, которыми пользовались до объединения, и в отношении ИТ до сих пор функционируют как отдельные компании.

Защищенность почтовых систем

Серьезные средства защиты от сканирования, препятствующие анализу почтовой системы, установлены только у 6% интернет-ритейлеров. Некоторые ритейлеры имеют критически уязвимые почтовые и файловые сервера.

Ритейлеры, которые нас удивили

Самый неожиданный выбор. Крупнейший интернет-ритейлер Рунета - РЖД - использует для домена rzd.ru почтовую систему некорпоративного уровня MDaemon образца 2010 года.

Самый серьезный подход. Wildberries.ru демонстрирует не самый экономный, зато по праву самый серьезный подход к ИТ-инфраструктуре, используя MS Exchange образца 2013 года в топовой конфигурации.

Самый бесшабашный админ. FTP-сервер одного из ритейлеров, содержащий в том числе коммерческую информацию, доступен любому заинтересованному пользователю Интернета. Название ритейлера по понятным причинам не публикуется.

Исследование показало, что многие интернет-ритейлеры уже озаботились оптимизацией бизнес-процессов и снижением затрат на ИТ, однако больше половины из топ-100 продолжают тратить значительные ресурсы на поддержание IT-инфраструктуры. 

Похожие статьи