УправлениеИТ в бизнесе

Мониторинг на промышленном уровне

Алексей Комов | 05.08.2014

Мониторинг на промышленном уровне

Эффективность любой современной компании напрямую зависит от информационных систем, которые работают на базе соответствующей ИТ-инфраструктуры.

Эффективность любой современной компании напрямую зависит от информационных систем, которые работают на базе соответствующей ИТ-инфраструктуры. Если ИТ-инфраструктура и все ее компоненты функционируют надежно и бесперебойно, то и информационные системы демонстрируют тот уровень производительности и доступности, которого ждет от них заказчик. В случае сбоев и неполадок в работе ИТ-инфраструктуры - страдает бизнес компании в целом.

В большинстве случаев заказчики прекрасно понимают, что ИТ-оборудование требует непрерывного контроля в плане доступности, стабильности и безопасности работы. Но даже грамотно организованная ИТ-инфраструктура не снимает еще одного важного аспекта стабильности работы информационных систем – вопроса эксплуатации. Увы, как это ни печально, но все сделанное человеком рано или поздно выходит из строя, и даже качество изначального изделия лишь потенциально отодвигает срок, когда произойдет его поломка. Данное правило справедливо и в отношении информационных систем. Огромное количество различных элементов постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, а круглосуточный режим функционирования инфраструктуры в ЦОДах лишь увеличивает вероятность возникновения сбоев и неисправностей.

В подобных условиях необходим грамотно организованный мониторинг, который становится едва ли не одним из главнейших инструментов эксплуатации, позволяющих вовремя выявлять и предотвращать сбои информационных систем, повышая стабильность их работы. Неслучайно мониторинг сегодня является одним из стандартов де-факто в области эксплуатации промышленных систем и центров обработки данных.

Какие задачи решает мониторинг?

Как правило, его функции можно свести к четырем основным группам. Во-первых, он обеспечивает гарантированное оперативное оповещение службы эксплуатации обо всех сбоях в работе. Во-вторых, способствует проактивному обнаружению сбойных ситуаций и снижению времени устранения инцидентов. В-третьих, позволяет получать техническую и статистическую информацию, необходимую для принятия превентивных мер по поддержанию производительности и предупреждению сбоев. И наконец, благодаря мониторингу заказчик имеет возможность оперативно получать техническую и управленческую отчетность о доступности своих ИТ-систем и сервисов.

Иными словами, это не только средство своевременного обнаружения болезни, но и великолепный инструмент для профилактики.

Можно развернуть мониторинг ИТ-инфраструктуры собственными силами, внедрив одно из многих представленных сегодня на рынке профессиональных решений. Однако подобные системы обходятся недешево – как в плане приобретения лицензии, так и в последующей эксплуатации. Поэтому в последнее время все более популярным становится привлечение услуг внешнего – аутсорсингового подрядчика, предоставляющего услуги по профессиональному мониторингу ИТ-инфраструктуры.

Какие выгоды получает заказчик?

В первую очередь, это отсутствие капитальных затрат на закупку оборудования и программного обеспечения. Кроме того, заказчик сможет оперативно получать техническую и управленческую отчетность по доступности и работе ИТ-систем и сервисов в согласованном формате и в соответствии с принятым соглашением об уровне сервиса (SLA). Не стоит забывать и о том, что затраты на развитие и ответственность за сопровождение системы мониторинга при этом полностью несет аутсорсер.

Многие системные интеграторы предоставляют своим клиентам сервис по мониторингу ИТ-инфраструктуры. Так, компания «Открытые Технологии», которая уже не первый год работает в этом сегменте, создала собственный центр мониторинга, сердцем которого является программно-аппаратный комплекс OT-Monix, включающий в себя ряд собственных разработок и ноу-хау. При проектировании данного комплекса специалисты «Открытых Технологий» учитывали требования по обеспечению непрерывности работы информационных систем, опыт и возможности собственного сервисного центра, а также рекомендации ITIL.

В числе особенностей системы OT-Monix можно назвать возможность функционального тестирования информационных систем по определенным сценариям. При включении в мониторинг данной функции заказчик получает возможность проводить функциональное тестирование своих информационных систем, в том числе, имитирующих деятельность различных типов пользователей и различных режимов функционирования.

Все это позволяет организовать самостоятельный мониторинг правильности функционирования системы с точки зрения ее потенциального пользователя – того, кто будет непосредственно с ней работать, или функции, которую система должна выполнять. Наличие таких функций в системе мониторинга открывает широкие возможности при внедрении новых информационных систем или тестировании изменений, вносимых в продуктивные системы. Также данная функция позволяет быстро выявить причины растущего недовольства пользователей.

Кроме того, система OT-Monix позволяет применять интегральные показатели качества функционирования информационной системы. Специалистами «Открытых Технологий» была разработана методика, определяющая показатели качества отдельных элементов информационной системы и ее функциональности и объединяющая все значения в один общий показатель качества функционирования ИС. Настройка и автоматический контроль данных «интегральных» показателей качества встроены в функционал OT-Monix, однако наиболее ценным является именно разработанная методика определения таких показателей и подготовленные шаблоны для основных типовых информационных систем. Таким образом, специалисты, отвечающие за эксплуатацию, получают возможность отслеживать работу информационной системы не только с точки зрения доступности, но и с точки зрения качества ее функционирования - и включать эти параметры в SLA.

И наконец, комплекс мониторинга OT-Monix имеет возможность гибкой настройки подсистемы оповещений, позволяющей определять и согласовывать формат присылаемых оповещений, например, в соответствии с принятыми в компании шаблонами и сценариями. Это влечет значительную экономию средств компании, заказывающей услуги мониторинга, по интеграции оповещений в свою собственную систему регистрации и контроля исполнения обращений.

***

Все вышеперечисленные функции были реализованы по результатам реальных внедрений мониторинга у заказчиков Открытых Технологий. Например, вышеперечисленные функции OT-Monix очень эффективно применяются для контроля функционирования электронных госуслуг.

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 07/2014], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Conversations – конференция для бизнеса и разработчиков
ОНЛАЙН
12 900 руб
21.06.2021 — 22.06.2021
09:00–18:00
Apple Tech Business Week
Санкт-Петербург, IT-пространство для бизнеса Resonance Space
22.06.2021 — 24.06.2021
VI Конференция ЦИПР-2021
Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, дом 13, «Нижегородская Ярмарка»
15 000 руб
23.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00