IT ManagerИТ в бизнесеИнфраструктура

Мониторинг на промышленном уровне

Алексей Комов | 05.08.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мониторинг на промышленном уровне

Эффективность любой современной компании напрямую зависит от информационных систем, которые работают на базе соответствующей ИТ-инфраструктуры. Если ИТ-инфраструктура и все ее компоненты функционируют надежно и бесперебойно, то и информационные системы демонстрируют тот уровень производительности и доступности, которого ждет от них заказчик. В случае сбоев и неполадок в работе ИТ-инфраструктуры - страдает бизнес компании в целом.

В большинстве случаев заказчики прекрасно понимают, что ИТ-оборудование требует непрерывного контроля в плане доступности, стабильности и безопасности работы. Но даже грамотно организованная ИТ-инфраструктура не снимает еще одного важного аспекта стабильности работы информационных систем – вопроса эксплуатации. Увы, как это ни печально, но все сделанное человеком рано или поздно выходит из строя, и даже качество изначального изделия лишь потенциально отодвигает срок, когда произойдет его поломка. Данное правило справедливо и в отношении информационных систем. Огромное количество различных элементов постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, а круглосуточный режим функционирования инфраструктуры в ЦОДах лишь увеличивает вероятность возникновения сбоев и неисправностей.

В подобных условиях необходим грамотно организованный мониторинг, который становится едва ли не одним из главнейших инструментов эксплуатации, позволяющих вовремя выявлять и предотвращать сбои информационных систем, повышая стабильность их работы. Неслучайно мониторинг сегодня является одним из стандартов де-факто в области эксплуатации промышленных систем и центров обработки данных.

Какие задачи решает мониторинг?

Как правило, его функции можно свести к четырем основным группам. Во-первых, он обеспечивает гарантированное оперативное оповещение службы эксплуатации обо всех сбоях в работе. Во-вторых, способствует проактивному обнаружению сбойных ситуаций и снижению времени устранения инцидентов. В-третьих, позволяет получать техническую и статистическую информацию, необходимую для принятия превентивных мер по поддержанию производительности и предупреждению сбоев. И наконец, благодаря мониторингу заказчик имеет возможность оперативно получать техническую и управленческую отчетность о доступности своих ИТ-систем и сервисов.

Иными словами, это не только средство своевременного обнаружения болезни, но и великолепный инструмент для профилактики.

Можно развернуть мониторинг ИТ-инфраструктуры собственными силами, внедрив одно из многих представленных сегодня на рынке профессиональных решений. Однако подобные системы обходятся недешево – как в плане приобретения лицензии, так и в последующей эксплуатации. Поэтому в последнее время все более популярным становится привлечение услуг внешнего – аутсорсингового подрядчика, предоставляющего услуги по профессиональному мониторингу ИТ-инфраструктуры.

Какие выгоды получает заказчик?

В первую очередь, это отсутствие капитальных затрат на закупку оборудования и программного обеспечения. Кроме того, заказчик сможет оперативно получать техническую и управленческую отчетность по доступности и работе ИТ-систем и сервисов в согласованном формате и в соответствии с принятым соглашением об уровне сервиса (SLA). Не стоит забывать и о том, что затраты на развитие и ответственность за сопровождение системы мониторинга при этом полностью несет аутсорсер.

Многие системные интеграторы предоставляют своим клиентам сервис по мониторингу ИТ-инфраструктуры. Так, компания «Открытые Технологии», которая уже не первый год работает в этом сегменте, создала собственный центр мониторинга, сердцем которого является программно-аппаратный комплекс OT-Monix, включающий в себя ряд собственных разработок и ноу-хау. При проектировании данного комплекса специалисты «Открытых Технологий» учитывали требования по обеспечению непрерывности работы информационных систем, опыт и возможности собственного сервисного центра, а также рекомендации ITIL.

В числе особенностей системы OT-Monix можно назвать возможность функционального тестирования информационных систем по определенным сценариям. При включении в мониторинг данной функции заказчик получает возможность проводить функциональное тестирование своих информационных систем, в том числе, имитирующих деятельность различных типов пользователей и различных режимов функционирования.

Все это позволяет организовать самостоятельный мониторинг правильности функционирования системы с точки зрения ее потенциального пользователя – того, кто будет непосредственно с ней работать, или функции, которую система должна выполнять. Наличие таких функций в системе мониторинга открывает широкие возможности при внедрении новых информационных систем или тестировании изменений, вносимых в продуктивные системы. Также данная функция позволяет быстро выявить причины растущего недовольства пользователей.

Кроме того, система OT-Monix позволяет применять интегральные показатели качества функционирования информационной системы. Специалистами «Открытых Технологий» была разработана методика, определяющая показатели качества отдельных элементов информационной системы и ее функциональности и объединяющая все значения в один общий показатель качества функционирования ИС. Настройка и автоматический контроль данных «интегральных» показателей качества встроены в функционал OT-Monix, однако наиболее ценным является именно разработанная методика определения таких показателей и подготовленные шаблоны для основных типовых информационных систем. Таким образом, специалисты, отвечающие за эксплуатацию, получают возможность отслеживать работу информационной системы не только с точки зрения доступности, но и с точки зрения качества ее функционирования - и включать эти параметры в SLA.

И наконец, комплекс мониторинга OT-Monix имеет возможность гибкой настройки подсистемы оповещений, позволяющей определять и согласовывать формат присылаемых оповещений, например, в соответствии с принятыми в компании шаблонами и сценариями. Это влечет значительную экономию средств компании, заказывающей услуги мониторинга, по интеграции оповещений в свою собственную систему регистрации и контроля исполнения обращений.

***

Все вышеперечисленные функции были реализованы по результатам реальных внедрений мониторинга у заказчиков Открытых Технологий. Например, вышеперечисленные функции OT-Monix очень эффективно применяются для контроля функционирования электронных госуслуг.

Журнал IT-Manager № 07/2014    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Алексей Комов

Алексей Комов

Журналист, автор статей, интервью и аналитических обзоров для изданий IT News, IT-Weekly и IT Manager.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».

30.11.2018
«Спутниковые данные программы «Коперникус»: новые возможности для инноваций»

Санкт-Петербург, КВЦ «Экспофорум» (Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, 64/1, зал B3-B5)

07.12.2018
ИТ в Ритейле

Конгресс-центр «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ»