IT ManagerИТ в бизнесеИнфраструктура

Третья «жизнь» корпоративных информационных технологий

Борис Славин | 25.06.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Борис Славин, научный руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового Университета при Правительстве РФ

Каждый человек проживает три этапа своей жизни. На первом этапе, в детстве и юности, человек только формируется, постигает знания, понимает свои возможности. На этапе зрелости человек активно работает, реализует проекты, набирается опыта. Последний же этап может стать этапом заката и воспоминаний, а может — этапом мудрости, когда человек находит гармонию с собой и с окружающей средой. Именно на этом этапе человек имеет шанс стать Человеком с большой буквы, понимающим природу вещей и характер отношений между людьми.

Три этапа можно выделить не только в жизни человека, но и в деятельности предприятий, в истории развития государств и т. д. Например, предприятие на этапе своего возникновения тоже «ищет себя», подчас меняя сферу приложения по несколько раз. На этапе зрелости предприятие активно участвует в рыночных отношениях, поглощает конкурентов, завоевывает новые рынки сбыта. Но только на этапе мудрости (если этот этап не превратился в этап упадка и затухания), предприятие становится частью общества, заботящимся не только о процветании своих акционеров или сотрудников, но и обо всех людях.

Такая же периодизация хорошо ложится и на описание экономических эпох, и целых отраслей, в том числе и на описание информационных технологий. В развитии корпоративных ИТ этап отрочества — это время, когда было непонятно вообще как использовать ИТ, будет ли от них толк. На данном этапе формировались основные достоинства информационно-вычислительных возможностей вовлечения в процесс информатизации большого числа сотрудников предприятия, велась автоматизация решений сложных задач планирования, совместная работа посредством локальных сетей, передача информации через Интернет для глобальных коммуникаций и т. д.

Первая «жизнь» ИТ была столь же светлой и безоблачной, как и детство человека. Те, кто оказался в ИТ на рубеже 1980–90-х годов наблюдали, как буквально на их глазах разрушалась эпоха мейнфреймов, появлялись совершенно новые технологии. Персональные компьютеры, локальные и корпоративные сети, сетевые базы данных, многочисленные программы учета и планирования деятельности, первые эпидемии вирусов. В России бурное внедрение корпоративных ИТ совпало с возникновением частного бизнеса, которого не было в доперестроечную эпоху. И в этом смысле период молодости ИТ в России — это и молодость бизнеса, и молодость самой страны.

«Вторая» жизнь информационных технологий началась на рубеже веков. Наверное, знаменитая проблема «2000 года», под которую айтишники всего мира получили неплохое финансирование, была последним отголоском «первой» жизни — своего рода актом «ребячества» от ИТ. Все знали, что проблема Y2K не является серьезной, но поддерживали всеобщую тревожность и внимание к себе. И все-таки к началу нового века информационные технологии уже перестают быть игрушкой или просто удобным инструментом, они становятся конкурентным преимуществом. Во многом такой запрос на ИТ со стороны бизнеса связан с глобализацией. Именно крупные международные компании встали в авангарде тотального процесса информатизации.

«Вторая» жизнь ИТ — торжество крупных ИТ-компаний, работающих на корпоративном рынке. В первую очередь IBM, SAP, Oracle и с небольшим опозданием Microsoft. За этими лидерами идет череда поставщиков поменьше, которые совместно с бесчисленными интеграторами «закрывали» все, самые сумасшедшие требования бизнеса. «Вторая» жизнь корпоративных ИТ — это еще и торжество профессии CIO, эволюционировавшей от управления сервисом к управлению информацией и информационной архитектурой предприятия... «Вторая» жизнь еще не кончилась, но уже явно видна новая эпоха, эпоха мудрости — «третья» жизнь корпоративных ИТ.

Эпоха перемен

Прежде чем говорить о «третьей» жизни корпоративных ИТ, следует сказать об ИТ вообще в текущую эпоху. До недавнего времени корпоративные ИТ всегда опережали в своем развитии информационные технологии, используемые в обычной жизни человека. Это было связано с тем, что доля компьютеризированных рабочих мест раньше всегда была выше доли семей (или, как принято говорить у чиновников, домохозяйств), имеющих компьютеры. Да и домашние компьютеры были связаны между собой в лучшем случае электронной почтой.

Ситуация резко изменилась, когда широкое распространение получили планшеты, смартфоны, а стоимость домашних компьютеров и ноутбуков существенно снизилась. Мало того, что число компьютеризированных различным способом домашних пользователей превзошло количество компьютеров в компаниях и организациях, так еще был сделан скачок в области скорости распространения информации в глобальных коммуникациях. Именно возможности коммуникаций и удобные и дешевые средства доступа к ним привели к созданию новых технологий коммуникации людей, получивших название Web 2.0.

Технологии Web 2.0 — первые технологии, которые завоевали популярность сначала среди населения, а уже потом в корпоративной среде (в виде корпоративных порталов и корпоративных сетей). Аналогичная ситуация, когда технология сначала получила распространение среди населения, а потом уже в бизнесе произошла и с облачными технологиями, которые оказались крайне эффективными при использовании их сотнями тысяч и миллионами людей. Корпоративные ИТ не только отстают в применении, но и принципиально не в состоянии освоить в полной мере технологии социальных коммуникаций и облачных вычислений.

Эпоха мудрости, или СМАРТ ИТ

Казалось бы, мы должны наблюдать закат эры корпоративных ИТ, превращение их в ИТ «из розетки», как предсказывал Николас Карр, и превращение ИТ-директора в «энергетика» от ИТ. Но все-таки у ИТ еще есть шанс на третий этап жизни, этап мудрости. И связан этот этап будет с новой технологией использования сетевых информационно-вычислительных коммуникаций, которая так и не востребована в обычной жизни, — с технологией коллективного интеллекта.

В некотором смысле такие составляющие корпоративных информационных систем, как ERP, CRM, DocFlow и WorkFlow, управление проектами и процессами, являются прелюдией к системам коллективного интеллекта, поскольку объединяют людей и использование алгоритмов и процессов. Единственное отличие подобных систем коллективной работы от коллективного интеллекта состоит в том, что креативность и интеллект отдельных субъектов в таких системах не очень востребован. Весь интеллект заложен в системе ее архитектором, а человек выполняет рутинные, нетворческие функции.

Вместе с тем на современных предприятиях, особенно крупных, все больше востребованы разнообразные системы аналитики, которым необходимо творчество пользователя, его креативные способности. Возможности коллективного применения творческого потенциала сотрудников, причем с привлечением профессионалов извне (например, из экспертных сообществ), способны радикально преобразовать экономику будущего. И здесь ИТ уже понадобятся не как средство обеспечения бизнеса, а как сам бизнес — бизнес по превращению инноваций в деньги.

На осенней сессии Высших курсов CIO провел мастер-класс директор по инновациям компании Делл Джим Стайклетер. Он сказал, что в современную эпоху высокотехнологичное предприятие уже не может обладать монополией на ноу-хау больше нескольких месяцев. Идеи витают в воздухе и практически одновременно приходят в головы инноваторов из разных компаний. Единственная возможность существовать в такой среде — генерировать инновации быстрее, чем они появляются у конкурентов.

И новое предназначение корпоративных ИТ состоит именно в создании сетевой коммуникационной инфраструктуры, предназначенной для поддержки инноваций на предприятии. Это и управление знаниями и идеями, это и вовлечение в развитие организации ее сотрудников, клиентов, партнеров и просто сторонних профессионалов, это и использование интеллектуальных технологий работы с Big Data (семантические алгоритмы, нейронные сети и т. п.). Все технологии такого рода можно объединить одним термином — «СМАРТ ИТ», информационные технологии, которые будут востребованы в обществе знаний (СМАРТ-обществе). Именно СМАРТ ИТ и станет «третьей» жизнью корпоративных ИТ, этапом мудрости.

Ключевые слова: телекоммуникации

Журнал IT-Manager № 05/2014    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Компания: IBM, SAP, Oracle, Microsoft

Об авторах

Борис Славин

Борис Славин

Член правления Союза ИТ-директоров России, основатель экспертной сети Expinet.ru, научный руководитель факультета прикладной математики и ИТ Финансового университета при Правительстве РФ.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

15.11.2018
Teradata Форум 2018

Москва, Отель «Ритц-Карлтон»

15.11.2018
Docsvision User Day 2018

Москва, ул. Поклонная, д.3 (м. Кутузовская), конференц-центр Newsroom

20.11.2018
Intel® Innovation Day – Осень 2018

Москва, Россия, г.Москва, Новинский бульвар, 8, стр.2 Лотте Отель Москва

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».