IT ManagerИТ в бизнесеИнфраструктура

Третья «жизнь» корпоративных информационных технологий

Борис Славин | 25.06.2014

Борис Славин, научный руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового Университета при Правительстве РФ
Борис Славин, научный руководитель факультета прикладной математики и информационных технологий Финансового Университета при Правительстве РФ

Каждый человек проживает три этапа своей жизни. На первом этапе, в детстве и юности, человек только формируется, постигает знания, понимает свои возможности. На этапе зрелости человек активно работает, реализует проекты, набирается опыта. Последний же этап может стать этапом заката и воспоминаний, а может — этапом мудрости, когда человек находит гармонию с собой и с окружающей средой. Именно на этом этапе человек имеет шанс стать Человеком с большой буквы, понимающим природу вещей и характер отношений между людьми.

Три этапа можно выделить не только в жизни человека, но и в деятельности предприятий, в истории развития государств и т. д. Например, предприятие на этапе своего возникновения тоже «ищет себя», подчас меняя сферу приложения по несколько раз. На этапе зрелости предприятие активно участвует в рыночных отношениях, поглощает конкурентов, завоевывает новые рынки сбыта. Но только на этапе мудрости (если этот этап не превратился в этап упадка и затухания), предприятие становится частью общества, заботящимся не только о процветании своих акционеров или сотрудников, но и обо всех людях.

Такая же периодизация хорошо ложится и на описание экономических эпох, и целых отраслей, в том числе и на описание информационных технологий. В развитии корпоративных ИТ этап отрочества — это время, когда было непонятно вообще как использовать ИТ, будет ли от них толк. На данном этапе формировались основные достоинства информационно-вычислительных возможностей вовлечения в процесс информатизации большого числа сотрудников предприятия, велась автоматизация решений сложных задач планирования, совместная работа посредством локальных сетей, передача информации через Интернет для глобальных коммуникаций и т. д.

Первая «жизнь» ИТ была столь же светлой и безоблачной, как и детство человека. Те, кто оказался в ИТ на рубеже 1980–90-х годов наблюдали, как буквально на их глазах разрушалась эпоха мейнфреймов, появлялись совершенно новые технологии. Персональные компьютеры, локальные и корпоративные сети, сетевые базы данных, многочисленные программы учета и планирования деятельности, первые эпидемии вирусов. В России бурное внедрение корпоративных ИТ совпало с возникновением частного бизнеса, которого не было в доперестроечную эпоху. И в этом смысле период молодости ИТ в России — это и молодость бизнеса, и молодость самой страны.

«Вторая» жизнь информационных технологий началась на рубеже веков. Наверное, знаменитая проблема «2000 года», под которую айтишники всего мира получили неплохое финансирование, была последним отголоском «первой» жизни — своего рода актом «ребячества» от ИТ. Все знали, что проблема Y2K не является серьезной, но поддерживали всеобщую тревожность и внимание к себе. И все-таки к началу нового века информационные технологии уже перестают быть игрушкой или просто удобным инструментом, они становятся конкурентным преимуществом. Во многом такой запрос на ИТ со стороны бизнеса связан с глобализацией. Именно крупные международные компании встали в авангарде тотального процесса информатизации.

«Вторая» жизнь ИТ — торжество крупных ИТ-компаний, работающих на корпоративном рынке. В первую очередь IBM, SAP, Oracle и с небольшим опозданием Microsoft. За этими лидерами идет череда поставщиков поменьше, которые совместно с бесчисленными интеграторами «закрывали» все, самые сумасшедшие требования бизнеса. «Вторая» жизнь корпоративных ИТ — это еще и торжество профессии CIO, эволюционировавшей от управления сервисом к управлению информацией и информационной архитектурой предприятия... «Вторая» жизнь еще не кончилась, но уже явно видна новая эпоха, эпоха мудрости — «третья» жизнь корпоративных ИТ.

Эпоха перемен

Прежде чем говорить о «третьей» жизни корпоративных ИТ, следует сказать об ИТ вообще в текущую эпоху. До недавнего времени корпоративные ИТ всегда опережали в своем развитии информационные технологии, используемые в обычной жизни человека. Это было связано с тем, что доля компьютеризированных рабочих мест раньше всегда была выше доли семей (или, как принято говорить у чиновников, домохозяйств), имеющих компьютеры. Да и домашние компьютеры были связаны между собой в лучшем случае электронной почтой.

Ситуация резко изменилась, когда широкое распространение получили планшеты, смартфоны, а стоимость домашних компьютеров и ноутбуков существенно снизилась. Мало того, что число компьютеризированных различным способом домашних пользователей превзошло количество компьютеров в компаниях и организациях, так еще был сделан скачок в области скорости распространения информации в глобальных коммуникациях. Именно возможности коммуникаций и удобные и дешевые средства доступа к ним привели к созданию новых технологий коммуникации людей, получивших название Web 2.0.

Технологии Web 2.0 — первые технологии, которые завоевали популярность сначала среди населения, а уже потом в корпоративной среде (в виде корпоративных порталов и корпоративных сетей). Аналогичная ситуация, когда технология сначала получила распространение среди населения, а потом уже в бизнесе произошла и с облачными технологиями, которые оказались крайне эффективными при использовании их сотнями тысяч и миллионами людей. Корпоративные ИТ не только отстают в применении, но и принципиально не в состоянии освоить в полной мере технологии социальных коммуникаций и облачных вычислений.

Эпоха мудрости, или СМАРТ ИТ

Казалось бы, мы должны наблюдать закат эры корпоративных ИТ, превращение их в ИТ «из розетки», как предсказывал Николас Карр, и превращение ИТ-директора в «энергетика» от ИТ. Но все-таки у ИТ еще есть шанс на третий этап жизни, этап мудрости. И связан этот этап будет с новой технологией использования сетевых информационно-вычислительных коммуникаций, которая так и не востребована в обычной жизни, — с технологией коллективного интеллекта.

В некотором смысле такие составляющие корпоративных информационных систем, как ERP, CRM, DocFlow и WorkFlow, управление проектами и процессами, являются прелюдией к системам коллективного интеллекта, поскольку объединяют людей и использование алгоритмов и процессов. Единственное отличие подобных систем коллективной работы от коллективного интеллекта состоит в том, что креативность и интеллект отдельных субъектов в таких системах не очень востребован. Весь интеллект заложен в системе ее архитектором, а человек выполняет рутинные, нетворческие функции.

Вместе с тем на современных предприятиях, особенно крупных, все больше востребованы разнообразные системы аналитики, которым необходимо творчество пользователя, его креативные способности. Возможности коллективного применения творческого потенциала сотрудников, причем с привлечением профессионалов извне (например, из экспертных сообществ), способны радикально преобразовать экономику будущего. И здесь ИТ уже понадобятся не как средство обеспечения бизнеса, а как сам бизнес — бизнес по превращению инноваций в деньги.

На осенней сессии Высших курсов CIO провел мастер-класс директор по инновациям компании Делл Джим Стайклетер. Он сказал, что в современную эпоху высокотехнологичное предприятие уже не может обладать монополией на ноу-хау больше нескольких месяцев. Идеи витают в воздухе и практически одновременно приходят в головы инноваторов из разных компаний. Единственная возможность существовать в такой среде — генерировать инновации быстрее, чем они появляются у конкурентов.

И новое предназначение корпоративных ИТ состоит именно в создании сетевой коммуникационной инфраструктуры, предназначенной для поддержки инноваций на предприятии. Это и управление знаниями и идеями, это и вовлечение в развитие организации ее сотрудников, клиентов, партнеров и просто сторонних профессионалов, это и использование интеллектуальных технологий работы с Big Data (семантические алгоритмы, нейронные сети и т. п.). Все технологии такого рода можно объединить одним термином — «СМАРТ ИТ», информационные технологии, которые будут востребованы в обществе знаний (СМАРТ-обществе). Именно СМАРТ ИТ и станет «третьей» жизнью корпоративных ИТ, этапом мудрости.

телекоммуникации

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 05/2014], Подписка на журналы

IBM, SAP, Oracle, Microsoft


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

А вдруг галочку «подтвердить» в экранной форме поставил не ответственный сотрудник, а кто-то другой? А вдруг учётная запись скомпрометирована и ею управляет злоумышленник?

Я первое время ходил на все встречи с диктофоном, что спасал о меня от ситуации, когда я полностью понял собеседника, идеально подстроился, обо всем договорился… но вот о чем договорился и вообще, что обсуждали –, не помню хоть убей.

Слишком сложно добросовестному поставщику строить базу для предоставления конкретных услуг конкретному клиенту. Слишком просто заказчику выйти из отношений. Поэтому процветают только стандартные простые услуги.

Компании сообщают

Мероприятия

GDPR Day Kyiv
ОНЛАЙН
20.10.2020
10:00
HI-TECH Building 2020
Москва, Крокус Экспо
27.10.2020 — 29.10.2020
Integrated Systems Russia 2020
Москва, Крокус Экспо
27.10.2020 — 29.10.2020