IT ManagerИТ в бизнесеИнфраструктура

Новые услуги на базе дата-центров

Алексей Максимачев | 05.04.2011

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Новые услуги на базе дата-центров

На небе облако-рай... Поди, его угадай…

Рынок дата-центров находится в стадии активного формирования. Не смотря на еще не полностью сформировавшийся спрос на услуги ЦОД, операторы активно развивают самые разнообразные сервисы. Уже сейчас можно говорить о появлении новых технологичных услуг, которые становятся окном в будущее.

Дата-центры до последнего времени предоставляли услуги colocation и зарабатывали именно на этом. Их создание было полностью аналогично строительству бизнес-центров: построил дата-центр и сдал его по частям в аренду. Но в последнее время помимо традиционных предложений по размещению оборудования в дата-центрах появились новые услуги с пока еще непривычными для многих названиями, такие как VDS/VPS, SaaS, и т.п.

Кто не применяет новых средств, должен ждать новых бед

Построить серверные в бизнес-центре может позволить себе не каждый собственник или, тем более, арендатор. Они занимают много места, нуждаются в электропитании, нагреваются. Компания, арендующая офис в бизнес-центре и построившая свою серверную, тем самым привязывается к помещению. В связи с этим количество клиентов дата-центров растет год от года. Одним из главных преимуществ дата-центров всегда являлась надежность. Причем, надежность как в повышении доступности, обеспечиваемой резервированием интернет-каналов, так и в бесперебойности работы, обеспечиваемой резервированием источников электричества, специализированными устройствами охлаждения оборудования. Кроме того, хозяева ЦОД предоставляют возможность страховки оборудования, о чем, размещая сервера в бизнес-центрах, как правило, никто не задумывается.

По словам экспертов дата-центра «Миран», услугами которого пользуется наша компания, каждый месяц они заключают две-четыре новые сделки по размещению оборудования. При этом количество переговоров достигает нескольких десятков. Причина такой разницы, вероятно, в очень низкой скорости принятия решения. Интерес к услугам дата-центра есть, но их необходимость пока неочевидна и доверия к размещению информации «на стороне» маловато.
Тем не менее, целесообразность выноса малоприспособленных и привязанных к офису серверных комнат становится все более очевидной. В прошлом году и наша компания, наконец, перевезла оборудование в ЦОД. Кроме того, что об источниках бесперебойного питания и кондиционерах для охлаждения серверной голова больше не болит, дополнительным плюсом переезда оказалась потеря зависимости от одного оператора связи, представленного в нашей старой серверной в бизнес-центре, и возможность подключения практически к любому провайдеру, благо в дата-центре их предостаточно.

Благодаря этому переезду мы смогли объединить информацию из своих филиалов и получили централизованное хранилище информации. Обслуживание информационных систем несколько упало в цене, так как удалось централизовать почти все ИС. Теперь, например, поддержка «1С» в разных городах свелась к стандартизации и обслуживанию одного центрального сервера с этим решением одной компанией — партнером «1С».

Также за счет переезда и аренды канала между двумя основными офисами компании мы построили единую телефонную сеть с центральным сервером IP-телефонии в дата-центре, с единым номерным планом и бесплатными звонками внутри нашей сети независимо от географии. В офисах по всей стране достаточно подключения к Интернету, и каждое рабочее место получает свой короткий номер. При этом нет больше оплаты междугородних звонков между специалистами нашей компании из разных регионов. Да и сотрудники, находясь в командировках по стране и за рубежом, получают свой короткий телефонный номер в корпоративной сети и также доступны и постоянно могут находиться на связи, просто подключив ноутбук к Интернету.

Тем временем, в дата-центрах кроме обычного знакомого всем размещения оборудования появляются услуги облачных вычислений (Cloud Computing) и SaaS (Software as a Service).

По небу — облака, по челу — думы

Некоторое время назад на рынок вышла услуга «облачного вычисления». Понятно, что на западном рынке эта тема уже несколько лет является модной. У нас же она стала заметной в последние год-два. Сначала Cloud Computing оказалась интересной узкому кругу потребителей. Сейчас же у дата-центров количество заказчиков на «мощность по требованию» растет с каждым месяцем.
Что же такое «облачные вычисления»? Смысл этого понятия — предоставление конечным пользователям удаленного доступа к вычислительным ресурсам, серверам, хранилищам данных и приложениям через Интернет. Вычислительные облака могут состоять из десятков, сотен, тысяч серверов, размещенных в дата-центрах, и каждому пользователю может быть выделен необходимый именно ему ресурс.

«Облака» — отличный способ уменьшения капитальных расходов в случае неопределенных проектов. То есть, если бизнес начинает какой-либо проект с малопонятными перспективами, ему не обязательно закупать серверы, инфраструктуру, программное обеспечение. Достаточно просто приобрести виртуальную «мощность» в ЦОД и установить или, что еще проще, арендовать необходимые приложения (SaaS). Достаточно обеспечить пользователей компьютерами, выходом в Интернет, и ваш сотрудник получит полнофункциональный доступ ко всем разрешенным ему для использования  корпоративным ресурсам, размещаемым в «облаке» в дата-центре.

А дальше, если проект удался — замечательно, если нет — не много бизнес и потерял, благо можно прекратить аренду в любой момент. Если проекту не хватает мощности — всегда можно докупить еще, не останавливая сам проект. В любой момент мощность и объемы хранения могут быть оптимизированы для каждого бизнес-приложения в соответствии с необходимостью, доступностью, производительностью и требованиями по резервированию и восстановлению информации. Такой подход позволяет компаниям постоянно использовать самые современные технологии без дополнительных капиталовложений.

Кому выгодно

Для малого бизнеса вкладываться в инфраструктуру, строить свою серверную — дорого и долго. Чаще всего, особенно если это start-up, необходимо быстро получить инструменты, чтобы заниматься своим непосредственным делом, производством. Если бизнес не связан с ИТ, то серьезно заниматься ИТ в компании скорее всего некому. Опять же, выгоднее и проще арендовать необходимые «инструменты», то есть мощности и программное обеспечение.
Есть и крупные фирмы, которым может оказаться выгоден Cloud Computing. Например, компании необходимо быстро развернуть целую сеть мобильных офисов продаж на короткое время. При этом, если использовать современные услуги, предоставляемые дата-центрами, нет необходимости закупать программное обеспечение. Тем более, непонятно, что с ним делать потом, когда такое количество офисов окажется ненужным. В этом случае платформу (Platform as a Service, PaaS), инфраструктуру (Infrastructure as a Service, IaaS) или программное обеспечение (Software as a Service, SaaS) выгоднее брать в аренду.

Примером может служить телефония. Вам не нужно покупать телефонную станцию, привозить ее к себе во временный офис, вешать на стену, а после закрытия офиса страдать, не зная, что с этой станцией теперь делать. Можно арендовать полнофункциональную виртуальную телефонную станцию в том же дата-центре и пользоваться телефонией через Интернет.

Самыми знакомыми примерами SaaS являются почтовые службы, такие как mail.ru или Яндекс-почта. Это службы для частных лиц, но кроме них существуют и корпоративные службы, решающие какие-либо задачи компании в целом. Самая популярная облачная CRM-система в мире — SalesForce. В этой CRM работают не десятки или сотни пользователей, а миллионы. Самое важное для таких приложений — возможность масштабирования. Здесь нет других вариантов, кроме хостинга в дата-центрах.

Нет розы без шипов

Риски использования «облаков», конечно, тоже есть. Во многих компаниях вопросы безопасности играют очень серьезную роль, и для них использование «чужих» дата-центров и вообще чего-либо виртуального и «облачного» принципиально невозможно. Часто компании не идут на использование SaaS, если нет формализованных требований к безопасности, потому что в этом случае нет уверенности в соблюдении конфиденциальности при предоставлении «облачных» услуг. Как это — хранить информацию не на своем собственном «винчестере»?! В этом случае, несомненно, важно наличие соглашения о конфиденциальности. Да и доверие к компании, предоставляющей услугу, играет не последнюю роль. С другой стороны, риски утечки информации, как и риски ее потери, существуют и в случае, если вы не используете «облака».

Что будет, например, если электронная почта «отвалилась»? Если эта услуга предоставляется вам собственным системным администратором, максимум, что вы можете сделать, это уволить его. Если же вы покупаете эту услугу у сторонней компании, в договоре SLA прописываются финансовые гарантии. Хотя и в том, и в другом случае, конечно, неработающая услуга удовлетворения не приносит.

Что касается резервирования услуги, то это тоже можно или прописать в договоре SLA или вообще пропускать ту же почту через две независимые компании — поставщиков услуги. Так сказать, SaaS через SaaS. При этом на обоих уровнях (у обоих поставщиков) требовать наличие резервных копий. Доступ сотрудников своей компании к этим резервным копиям можно ограничить, избегая возможных диверсий.

Уровни SaaS могут быть совершенно разными. Приложения могут предоставляться пользователям такими гигантами, как Microsoft и Google, либо меньшими компаниями, но зато их решения более узко специализированы. В конце концов, SaaS может предоставляться бизнесу своими же ИТ-службами. В NAI Becar давно существует информационная система, состоящая из множества онлайновых сервисов, работающих через браузер и объединенных общей системой доступов и единым веб-интерфейсом. То есть, так получилось, что мы уже давно предоставляем своим подразделениям и сотрудникам SaaS. Только теперь, с переездом в дата-центр, эти сервисы стали доступнее и надежнее.

В последнее время мы начали отказываться от покупки своих собственных серверов и хранилищ данных. ЦОД предоставляет нам мощность для организации виртуальных серверов и виртуальные хранилища. Надеюсь, что скоро забуду об устаревших серверах, которые требуют замены, и «винчестерах», давно отслуживших свой срок. Нам предоставляют услугу, и все, что наша компания покупает — это серверная мощность и размер хранилища. Покупка новой техники, ее модернизация, профессиональная эксплуатация и, в конце концов, утилизация старой — забота дата-центра.

Да, кстати, на нашем балансе стало гораздо меньше основных средств вычислительной техники, а услуги дата-центра мы сразу списываем из прибыли. Если не понимаете, о чем речь, спросите у вашего бухгалтера. Он будет доволен.

Об авторах

Алексей Максимачев

Алексей Максимачев

Медицинский центр XXI век.
Работает в отрасли информационных технологий с 1993 года. Опыт работы ИТ-директором более десяти лет. Почётный член Санкт-Петербургского Клуба ИТ-директоров (SPb CIO Club), несколько лет входил в состав правления клуба. Является членом союза ИТ-директоров России (СоДИТ).  Параллельно с основной деятельностью ИТ-директора занимается разработкой и внедрением малых онлайн-сервисов. Является постоянным автором журнала IT Manager и входит в экспертный совет.

Мероприятия

23.09.2018 — 25.09.2018
XII Конгресс "Подмосковные вечера"

Москва, Атлас Парк Отель. Домодедово, Судаково, 92,

26.09.2018
Loginom Day 2018: продвинутая аналитика, легкая в приготовлении

Москва, event-холл «Инфопространство»

02.10.2018 — 03.10.2018
Открытая конференция для бизнеса и ИТ «ACCELERATE»

Москва, Краснопресненская набережная, 14 Экспоцентр

02.10.2018
Практики построения современного трейдинга

Москва, Арарат Парк Хаятт, зал Саргсян

04.10.2018 — 05.10.2018
БИТ Санкт-Петербург 2018

Санкт-Петербург, проспект Медиков, дом 3, Конгресс-центр «ЛПМ»