УправлениеИТ в бизнесе

Дорогие ИТ…

| 11.03.2010
Русский язык позволяет двояко толковать заголовок статьи, но таковы и реалии, связанные с данной аббревиатурой: они и «любезны сердцу», и «недешево обходятся» владельцу.
Русский язык позволяет двояко толковать заголовок статьи, но таковы и реалии, связанные с данной аббревиатурой: они и «любезны сердцу», и «недешево обходятся» владельцу. Эта двойственность в восприятии ИТ бизнесом в немалой степени влияет на рынок аутсорсинга в России

Почему так непросто, так неохотно российские предприятия отдают ИТ на обслуживание сторонним организациям, сказано и написано довольно много. Аутсорсингу мешают как объективные, так и субъективные причины. Я же хочу остановиться на одной из них: привычке российского бизнеса к высокой кастомизации результата деятельности ИТ-подразделения. Именно эта особенность российских ИТ-подразделений делает их дорогими и дорогими.

В погоне за бизнесом

Информационные технологии в России, в отличие от западных стран, пришли «в массы» лишь пару десятков лет назад, находясь до этого на довольстве военных, спецслужб и крупных государственных предприятий. Срок этот весьма небольшой, особенно если учесть, как стремительно менялся бизнес в последние годы. Методы ведения, управления и учета эволюционировали небывалыми темпами. «Креатив» молодого российского бизнеса соседствовал с методиками классической западной бизнес-школы, привнесенными открывавшимися представительствами западных компаний. Результатом такой эволюции стало широкое разнообразие предприятий по типу управления, методам управленческого учета, да и взглядам менеджмента на бизнес в целом. Информационные технологии в свою очередь пытались угнаться за меняющимися требованиями. Они прочно вошли в повседневную жизнь всех видов компаний, но практика их использования сильно отличается, поскольку ИТ всегда соответствуют предъявляемым к ним требованиям.

Своя рубашка ближе к телу
    
Поговорим подробнее о том, как развивалась ситуация. Компьютеры на предприятиях уже появились, а программного обеспечения, особенно в начале 90-х, для них катастрофически не хватало. В этих условиях компании вынужденно брались за разработку собственного ПО: бухгалтерского, складского, банковского. Стремительно меняющееся законодательство вынуждало к постоянному его совершенствованию, что приводило к наращиванию штата программистов. Автоматизация «собственных и уникальных» бизнес-процессов приводила к зависимости от давно работающего привычного собственного ПО, особенно, если предприятие успешно развивалось и разрасталось как численно, так  и территориально.
Спрос рождает предложение, и на рынке появились «коробочные» решения для автоматизации учета. Однако функционал этих продуктов был ограничен только базовым инструментарием, а все оригинальные идеи бизнеса программисты вынуждены были реализовывать уже не в своем, а в стороннем продукте. Если же учесть нюансы учета в различных отраслях, то «коробочные» решения тем более не покрывали их запросов: фармацевтика, строительство, предприятия питания и проч. вынуждены были реализовывать свои собственные надстройки над «коробками».
В настоящее время и этот спрос удовлетворен представленным на рынке достаточно большим количеством отраслевых решений на разнообразных платформах, ориентированных на компании самого разного размера, но привычка доверять только «своим» методам и решениям и по сию пору сильна во многих компаниях. Большинство внедрений программных продуктов для автоматизации сопровождается их переработкой «под себя» в большей или меньшей степени, а практика применения референсных моделей в управлении бизнесом недостаточно распространена в России.
С программным обеспечением ситуация наиболее острая, но и с остальными частями ИТ она проявляется достаточно ярко. Сказывается привычка иметь «под боком» своих системного администратора, инженера технической поддержки и аналитика, доступных мгновенно по телефонному звонку, которые сделают все так, как скажут, а если понадобится — то и переделают (за те же деньги). Своих сотрудников всегда можно по ходу корректировать как по объему работы, так и по качеству, а порой и по скорости. Со сторонней же организацией подобные корректировки всегда чреваты дополнительными расходами, пересмотром договоров и даже обоснованными отказами в выполнении запросов.
    
Охота пуще неволи
    
В предкризисные годы в России вошло в моду внедрение разнообразных систем автоматизации. ERP, CRM, BI… Внедрять что-то на предприятии стало правилом хорошего тона: «не хуже, чем у других», «предприятие нашего уровня не может обойтись без «Системы X»... Эти, и им подобные, изречения служили для объяснения целей и задач ИТ-проектов. Масса бюджетов была потрачена на дань моде, а оценкой эффективности внедрения практически никто не озадачивался. ИТ-подразделения по команде «сверху» брались за внедрение и последующую поддержку затребованных бизнесом приложений, что приводило к активному росту как числа приложений, так и штата ИТ-сотрудников.
Информационные технологии были в этот момент милыми сердцу бизнеса, и даже считались предметом гордости, но возникшая необходимость сокращать издержки привела к осмыслению того, что ИТ недешево обходятся, и частенько в прежнем объеме уже не по карману (в эпоху финансовой нестабильности). В период кризиса бурный рост ИТ-бюджетов сменился стремительным падением, и вопрос взаимодействия ИТ и бизнеса особенно обострился.
    
С глаз долой — из сердца вон
    
Коммерческая компания должна зарабатывать на том, что является предметом ее бизнеса, а занятие непрофильной деятельностью сулит лишь расходы без уверенности в эффективности. Поэтому многие компании задумались о передаче непрофильных подразделений на аутсорсинг. Действительно, зачем содержать уборщицу, если можно нанять клининговую компанию; зачем свой юридический отдел, если  существует множество фирм, готовых представлять твои интересы; к чему нанимать бизнес-аналитика, если его можно заменить консультантом из ИТ-компании? Данный подход логичен и позволяет сосредоточится на эффективности основных процессов, отдав заботу о непрофильной деятельности сторонним организациям. Кризис заставил задуматься об этом бизнес более серьезно.

А судьи кто?
    
Привыкшие к высокой кастомизации ИТ потребители хотят сохранить ее уровень при передаче на аутсорсинг или, как минимум, надеются потерять не слишком много. Увы, предлагаемые большинством аутсорсинговых компаний услуги типизированы и стандартны, что является следствием борьбы за уменьшение их себестоимости. Конечно, «любой каприз за ваши деньги», и обеспечить требуемый заказчику уровень можно вплоть до постоянного присутствия выделенного сотрудника на его территории. Я даже встречал подобные случаи на практике, но затраты на такого сотрудника неизмеримо выше, чем на штатного… При чем же тогда экономия, ради которой затевалась передача на аутсорсинг? Вторая проблема, с которой я сталкивался, это попытка продажи не того, что хочет заказчик, а того, что умеет исполнитель. При этом исполнитель убеждает заказчика, что именно эти услуги тому и нужны. Не берусь судить, кто прав. С одной стороны, исполнитель зачастую владеет более подходящим инструментарием, с другой стороны — заказчик платит. И нельзя забывать, что, скажем, описанные в IDEF0  бизнес-процессы не каждый бизнесмен умеет «читать», поэтому он и не готов платить за эту «китайскую грамоту».



Врезка
Пример из практики

Одной из известных мне компаний потребовался анализ группы бизнес-процессов с целью последующей их оптимизации и/или автоматизации. Учитывая занятость собственных аналитиков, было принято решение поручить обследование внешнему подрядчику. Во избежание проблем с неправильным толкованием задачи, заказчик сформулировал требования к результирующему документу, включая принятую в компании нотацию описания бизнес-процессов, и жестко привязал их к договору. Исполнитель, аргументируя тем, что лучше знает, как нужно проводить подобные обследования и готовить итоговые документы, в ответ предложил свои формулировки требований и свой вариант нотации, которые коренным образом отличались от требуемого. Но поскольку заказчик хотел в результате получить документ в привычном ему формате, он отказался от услуг первоначально выбранного партнера.


    
Прекрасное далеко
    
Процесс стандартизации информационных технологий и принятия этих стандартов большинством компаний неизбежен, что устранит саму почву возникновения подобных конфликтов. В 2003 г. в IT Doesn't Matter была опубликована статья Николаса Дж. Карра, позднее вышла и его книга о роли ИТ в бизнесе. В России она появилась в 2005 г. под названием «Блеск и нищета информационных технологий. Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом». В этой книге автор сравнивает информационные технологии с коммунальными услугами и утверждает, что стандартизация и удешевление скоро сделают ИТ такими же доступными и простыми в потреблении, как водоснабжение или электричество. Фактически, эту книгу можно рассматривать как гимн аутсорсингу. Сравнение информационных технологий с коммунальными услугами, когда инфраструктурой и обеспечением занимаются профессионалы, а потребитель получает желаемое за конкретную плату, и есть описание полного аустсорсинга ИТ-услуг.
Однако на уровень коммунальных услуг информационные технологии выйдут не так скоро. Аутсорсинг в данной области станет массовым лишь при стандартизации результата. Мне думается, что Николас Карр все же преувеличил масштабы и темпы стандартизации даже для западного рынка, а о российских реалиях я достаточно написал выше. И все же нельзя отрицать, что этот процесс идет достаточно активно. В качестве примера возьмем прокладывание СКС. В отличие от ситуации десятилетней давности подавляющее большинство компаний сейчас доверяют эту работу сторонним организациям. Стоит заметить также, что на сегодняшний день аренда сервера, расположенного в коммерческом ЦОД, перестала быть экзотикой, многие компании используют в качестве ПО для учета типовые конфигурации или поставляемые отраслевые решения, отдавая их поддержку и обновление «на сторону». А «суммирование» двух этих услуг дает нам схему SaaS. Используя готовое программное решение на арендованном и удаленном сервере, приняв эти «стандарты», компания получает существенную экономию по сравнению с содержанием внутреннего штата разработчиков для реализации собственных уникальных пожеланий, для обслуживания «железа» и системного ПО. Отказавшись от уникальности, за которой порой и не стоит ощутимых выгод, компания получает существенную экономию.



Врезка
Пример из практики

В компании, которая использовала ПО собственной разработки, был проведен расчет затрат (как прямых, так и косвенных), которые были потрачены за все годы создания и развития этой системы. Результат оказался крайне неутешительным: приобрести готовое решение было бы дешевле. При этом функционал готового решения шире, зависимость от разработчиков отсутствует, проще поиск и обучение персонала. А оценка «уникальных наработок» показала, что  их полезность не соответствует затратам.



Подведем итоги
    
Пока информационные технологии будут оставаться дорогими в смысле кастомизации, они будут плохо «поддаваться» аутсорсингу, несмотря на свою высокую стоимость. Не все и не всегда можно стандартизировать, не обязательно стандарт должен быть единственным общепринятым, но прогресс в любой отрасли всегда был связан со стандартизацией конечного продукта, и информационные технологии не являются исключением. Экономическая целесообразность неизбежно будет смещать  предпочтения бизнеса в сторону аутсорсинга: как только бизнес увидит, что уникальность уже не дает преимущества, он сделает выбор в пользу решения, которое позволит ему сэкономить.

Дмитрий Кузнецов, начальник отдела информатизации ГК «РусБизнесАвто»

Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021
Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00