Мобильность на каждый день

Логотип компании
Как известно, конкурентные преимущества практически любого продукта (материального или программного) складываются не только из его реальных потребительских свойств...
Как известно, конкурентные преимущества практически любого продукта (материального или программного) складываются не только из его реальных потребительских свойств, но и из сопутствующего ему сервиса, который рассматривается потребителем как единое целое с базовым продуктом.

С точки зрения потребителя, «сервис» — понятие многоуровневое, и складывается из нескольких составляющих. В частности, при производстве и продаже сложного продукта (не важно какого — информационной системы класса ERP или высокоточного станка с ЧПУ) можно выделить следующие составляющие:
•    предпродажный сервис;
•    сервис поставок;
•    сервис пусконаладки;
•    сервис поддержки.

Любая услуга или материальный продукт, поставляемый заказчику, так или иначе вписывается в эту модель. В частности, при продажах фирма-продавец обеспечивает предпродажный сервис, в процессе доставки продукта до потребителя — сервис поставок, в процессе инсталляции — сервис пусконаладки, и далее, в процессе эксплуатации — сервис поддержки. Фактически, каждая из перечисленных выше услуг— это часть технологической цепочки предоставления продукта.
Для сохранения конкурентоспособности и рентабельности в условиях глобализации компания-поставщик продукта вынуждена идти на внедрение различных решений ради поддержки сервиса, в частности:
•    ИТ-решений, обеспечивающих максимальную оперативность в информировании и принятии текущих решений, поддерживающих продажи и обеспечивающих технологические цепочки (системы класса ERP/CRM/MRP). Фактически эти системы нацелены на автоматизацию существующих бизнес-процессов, то есть логики взаимодействия звеньев производственной цепочки.

•    Программно-аппаратных систем, реализующих мобильность и безопасность пользователей (различного рода туннелирующие и криптографические системы, системы предотвращения угроз и т.д.), то есть решений, которые больше тяготеют к техническим аспектам взаимодействия, чем к логическим.

Симбиоз этих двух составляющих рождает принципиально новую идеологию, а именно — концепцию «мобильного сотрудника в мобильном офисе», то есть сотрудника, который не привязан к конкретному рабочему месту в конкретном офисе. Рассмотрим несколько возможных путей развития этой концепции.

Концепция «свободного офиса»

Свободный офис — это мобильность сотрудников в пределах офиса, то есть такая организация деятельности, при которой у сотрудника нет постоянного рабочего места, и по приходу на работу он занимает любое доступное место. Следует отметить, что «свободный офис» как явление больше распространен на Западе, а в России компании, работающие по подобному принципу, весьма немногочисленны (несмотря на то, что во времена СССР места в «машинных залах» общего пользования больших ЭВМ распределялись по подобному принципу). В качестве ИТ-решений при  реализации такой концепции обычно выступают терминальные серверы и станции, а также корпоративное ПО, адаптированное к работе на терминальных серверах.

Концепция «домашнего рабочего места»

Фактически, это развитие концепции «свободного офиса», в которой в качестве терминальной станции выступает домашний компьютер пользователя, а телефонная связь осуществляется, например, посредством IP-телефонии (IP-телефона или IP-PSTN шлюза, который через Интернет подключен к телефонной станции работодателя). ИТ-решения, применяемые в этом случае, полностью идентичны решениям, которые применяются при организации «свободного офиса», за исключением составляющей информационной безопасности — как правило, в случае организации «домашних рабочих мест» требования к безопасности данных, циркулирующих между терминальным сервером и терминальной станцией на порядок выше требований, предъявляемых к аналогичной системе, работающей в рамках концепции «свободного офиса».

Концепция «виртуального офиса»

По сути, это развитие предыдущих концепций. Виртуальный офис представляет собой офис, территориально распределенный между домашними рабочими станциями его сотрудников. То есть в рамках этой концепции офис как физическое помещение может отсутствовать: вся связь между сотрудниками происходит посредством сетей передачи данных. ИТ-решения в этом случае аналогичны тем, что применяются для «свободного офиса». Один из наиболее распространенных примеров — офис небольшого Интернет-магазина, торгующего, например, музыкой в формате mp3 и лицензиями на ПО: такому магазину физический офис может и не требоваться. Еще один пример: менеджер по продажам, работающий «на выезде». Его задача — иметь актуальную базу товарных остатков, чтобы не продать тот продукт, которого нет на данный момент в рознице, оперативно информировать клиента о возможных дополнительных опциях предлагаемого продукта, оформлять заказы, и, например, определять ключевые даты, связанные с поставкой продукта. В качестве ИТ-решения для такого сотрудника может выступать, например, тонкий клиент CRM/ERP-системы, работающий посредством мобильного Интернета. Фактически, обеспечив подобного сотрудника всем необходимым для работы «в полевых условиях», мы создаем автономную, относительно независимую часть офиса, то есть «виртуальный офис». К преимуществам такого рода организации работ следует отнести сокращение издержек: фактически, при работе в режиме «виртуального офиса» экономится стоимость аренды офиса в пересчете на одного сотрудника.

Концепция «распределенного офиса»

Это довольно распространенный как в России, так и на Западе подход, который подразумевает нахождение частей одного предприятия в различных географически распределенных точках. Наиболее показательный пример реализации такой концепции — распределенный Call-center, когда операторы, отвечающие на звонки абонентов, могут находится в различных городах и странах, связанных между собой на уровне сетей передачи данных. ИТ-решения в этом случае подобны применяющимся для реализации концепции «свободного офиса», с гораздо более глубокой проработкой вопросов ИТ-безопасности и ориентацией на массовость (применительно к ИТ-решению).

Вообще, при реализации любой из перечисленных выше концепций, вопросы ИТ-безопасности выходят на передний план, поскольку в основном данные, передаваемые между мобильным сотрудником и основным сервером, относятся, как минимум, к коммерческой тайне, охрана которой, по сути, и есть главная задача ИТ-безопасности.

Сотовая и IP-телефония

Отдельно стоит остановиться на таких аспектах реализации концепции «мобильного сотрудника», как сотовая и IP-телефония. В связи с высоким уровнем проникновения этих видов связи «в массы», у организаций, которые планируют создавать мобильные рабочие места, появляются практически неограниченные возможности по телефонизации сотрудников. Например, в ряде случаев достаточно иметь программный либо аппаратный SIP-сервер, чтобы связать в единую офисную телефонную сеть несколько офисов, располагающихся в различных городах, не оплачивая при этом дорогостоящие междугородные разговоры операторам дальней связи. Снижение стоимости услуг операторов мобильной связи (особенно для крупных корпоративных клиентов) приводит к тому, что в некоторых офисах ряд сотрудников используют в повседневной деятельности исключительно мобильную связь, вообще не пользуясь «традиционной» телефонией.
Если рассматривать «мобильный офис» изнутри, то на первый план выходят специализированные ИТ-решения, или их части, предназначенные для работы мобильных (либо удаленных) сотрудников. Проще говоря, корпоративные системы должны иметь возможность работать как с удаленными, так и с мобильными пользователями, а в идеальном случае — уметь организовывать «обособленные подразделения», которые, в случае потери связи с основными серверами, будут работать локально, синхронизировавшись с основным после восстановления связи.

«Мобильные»  проблемы

При всей радужности нарисованной выше картины в процессе перехода на «мобилизацию» сотрудников и офисов могут возникнуть проблемы. Основная — это проблема контроля и оценки. Дело в том, что переходя от «традиционной» к «мобильной» концепции работы, организация вынуждена пересматривать критерии эффективности каждого сотрудника, и сам подход к такой оценке: эффективность начинает измеряться не в «человекочасах, проведенных в офисе» или «посещенных совещаниях», а в чем-то другом, абсолютно конкретном. Например, в количестве новых контрактов или решенных запросов, и т.д. Следует отметить, что в последнее время модно стало использовать системы учета рабочего времени, что потенциально может служить «фактором перекоса»: хорошо и плохо работающие сотрудники «по часам» получат одинаковую оценку.
Вторая проблема состоит в том, что при переходе от «традиционной» к «мобильной» концепции топ-менеджмент зачастую продолжает считать, что он управляет компанией, основывающейся на «старых» принципах, в то время как работа компании в режиме «мобильности» требует в том числе переосмысления принципов управления. Тем не менее, не следует считать, что переход к концепции «мобильного офиса» всегда связан с проблемами.  В ряде случаев, при грамотном расчете, переход к «мобильному офису»  не только происходит безболезненно, но и позволяет существенно улучшить управляемость компанией и ее эффективность, а также сократить издержки, особенно в случае грамотного баланса между «мобильной» и «традиционной» частями офиса.

Александр Башкиров

Опубликовано 24.12.2009