IT ManagerИТ в бизнесеИнфраструктура

ЦОД для онлайн-торговли

| 25.02.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

ЦОД для онлайн-торговли

Бизнес Вернера Отто (Werner Otto), основателя Otto Group, начинался с маленького обувного магазина, предпринявшего попытку в далеком 1949 году продавать обувь по каталогу. На 14 переплетенных вручную страницах последнего было представлено всего 28 моделей. Поразительно, но эксперимент оказался настолько успешным, что и по сей день концерн Otto Group, объединяющий уже 123 компании по всему миру, не отказывается от бумажных каталогов. Правда, они могут считаться скорее красивым приложением к онлайн-торговле.

Для обслуживания посетителей интернет-магазинов, проведения логистических операций и автоматизации работы складов Otto Group строит специализированные центры обработки данных (ЦОД) в странах своего присутствия. Об истории создания современного ЦОДа в России рассказывает Иван Алтухов, руководитель отдела системного администрирования и технической поддержки Otto Group Russia.

Вместе продавать веселее

Создание российского ЦОДа было связано, как ни странно, с покупкой международной компании QUELLE. Дело в том, что Otto Group приобрела в 2009 году не весь бизнес QUELLE, а только российскую его часть, которая считалась наиболее прибыльной. Естественно, после завершения сделки потребовалось оперативно интегрировать бизнес-процессы приобретенной компании в бизнес Otto Group Russia. В частности, нужна была единая ИТ-система, охватывающая собой работу call-центров, процессы продаж, логистику, складские операции и прочее.

Несмотря на то что проект касался в первую очередь российских подразделений Otto Group и QUELLE, он был важен для бизнеса всей международной группы. А посему в создании «универсального» ИТ-решения участвовали не только российские, но и немецкие программисты. А вот подготовка инфраструктуры, на которой должна была работать общая ИТ-система, легла на плечи российских специалистов.

После объединения стало понятно, что опираться придется на вычислительные мощности Otto Group Russia, но возможностей действовавшего в Твери ЦОДа явно недоставало. Потребовались новые серверы, телекоммуникационное оборудование и дополнительные площади, на которых все это можно разместить. К счастью, сам ЦОД располагался в собственном здании компании, где и изыскали помещения под дополнительные вычислительные мощности. Следует заметить, что, помимо тверского ЦОДа, у Otto Group Russia есть серверные мощности в Москве, но в столице работает не так много персонала, как в Твери – главным образом аналитики и менеджеры управляющего звена.

Торговля по системе

Универсальная система онлайн-торговли и продаж по каталогам, которая сейчас используется в России представительствами Otto Group и принадлежащей ей компанией QUELLE, была заимствована у немецких коллег, но серьезно дорабатывалась под местные законодательство и логистику. Общая схема поставок такова: товар везут из Германии машинами, а в России его растаможивают. Далее идет складирование. Otto Group Russia имеет складской и логистический центр в Твери, там происходит сортировка товаров и формирование заказов, которые рассылаются клиентам при помощи почты. В настоящее время весь этот процесс обслуживает одна ИТ-система. Ее по праву можно назвать уникальной, поскольку нигде больше в группе столь широкий функционал не используется.

Решение, которое легло в основу российской системы, изначально создавалось для небольших стран, но после серьезных доработок коренным образом видоизменилось. И продолжает меняться. В CRM-системе имеется интерфейс для Контактного центра, учитывающий, что операторы работают как по телефону, так и с электронной, а также обычной почтой. Есть функционал для приемки товара, сортировки, отслеживаются все перемещения по складу и внешняя логистика – и все это внутри одного решения.

Строим ЦОД за два месяца

Я готов назвать имя нашего партнера по ЦОД просто потому, что этот партнер этого заслуживает. Собственно, партнерство Otto Group Russia с R-Style началось не с ЦОД, и это сыграло нам на руку: сроки по строительству ЦОД были очень сжатые, и права на ошибку не было. С интегратором уже были налажены доверительные отношения, велась работа по довольно широкой тематике – от телекоммуникационных решений до вычислительных платформ и специализированного ПО для call-центров. ЦОД предстояло строить быстро, дату запуска проекта наши менеджеры установили четко и переносу она не подлежала. Было полгода на все, от проектирования до реализации, а ведь еще и оборудование нужно успеть привезти, а сроки поставки некоторого оборудования - от 12 недель. При этом проект должен быть сделан «под ключ» - от отделки стен и фальшполов до поставки и запуска оборудования. В результате на реализацию оставалось только два месяца. Чтобы уложиться в столь жесткие рамки, ряд требований, некритичных для реализации проекта, были смещены. Исполнители сделали упор в первую очередь на те работы, без которых невозможно ввести ЦОД и информационную систему в эксплуатацию.

Всего одна ночь. Цена неформального общения

Любой специалист знает, что когда строишь ЦОД, всех нюансов проекта не пропишешь. И ночные инсталляции, и дежурства допоздна, и звонки в любое время являются чем-то неотъемлемым от сложных проектных процессов. И здесь я очень благодарен компании-интегратору за человеческий подход. Поставить «железо» могут многие. А положиться можно только на тех, кто не подведет. Очевидно, что строящийся ЦОД и вся его «начинка» должны были соответствовать не только бизнес-задачам, но имеющимся энергетическим мощностям Otto Group Russia. Варианты компоновки дата-центра, конфигурации оборудования обсуждали на московских встречах с R-Style, затем в Твери принимали окончательные решения, согласовывали спецификации и подтверждали закупку. Менеджеры и технические специалисты партнера приезжали на место строительства ЦОДа, обследовали помещение, давали рекомендации по инженерным системам, советовали, какие лучше использовать системы кондиционирования. Несмотря на то что основная техника пришла вовремя, с отдельным сетевым оборудованием возникли проблемы, связанные с изменением законодательства в области сертификации средств криптозащиты. В итоге стало понятно, что часть техники не удастся растаможить вовремя, и было принято решение о ее замене.

Специалисты R-Style принимали участие не только в монтаже оборудования, но не покидали заказчика и в момент его запуска. На миграцию данных из старых систем в новую была выделена всего одна ночь. Собственно, это единственное время, когда был таймаут в бизнес-процессах, необходимый для подключения нового сетевого оборудования. В работах участвовал весь ИТ-персонал. Подготовительные работы начались с самого утра, а в «час икс» были остановлены все производственные системы и за ночь проделана вся работа. Рано утром оборудование успешно запустили.

Подумываем о хостинге

Объем заказов, поступающих через онлайн-магазин, с момента ввода в эксплуатацию нового ЦОД стал активно увеличиваться. До этого люди чаще использовали бумажные каталоги для выбора товаров и их заказа.

В данный момент хостинг интернет-магазина располагается не у нас, а у немецких коллег, но мы подумываем о том, чтобы переложить часть хостинга на российские плечи. Надо продумать и канал передачи данных, и защиту от хакерских атак, и многое другое. Все эти вопросы активно обсуждаются.

Надо признать, что в Европе онлайн-бизнес Otto Group развернулся гораздо раньше. И дело здесь не только в том, что европейцы раньше построили специализированные центры обработки данных. Просто там сам спектр товаров шире, и они больше подходят для продвижения через Интернет. Продается не только одежда, но и электроника, мебель и так далее. В России же Otto Group предлагает главным образом одежду и текстиль.

Развитие

У нас масса планов. Мы уже внедрили виртуализацию и объем виртуализованных вычислительных мощностей растет, мы изучаем возможности private сloud, мы в рынке и знаем тренды. Но KPI ИТ-специалиста – это не внедренные инновации. Инновации – это интересно, перспективно, но не главное. Наш KPI – это прежде всего надежная, отказоустойчивая и хорошо защищенная корпоративная информационная система (КИС), всегда доступные и удобные ИТ-сервисы. Именно это для бизнеса принципиально. Поэтому мы не консервативны, но осторожны. У внедрения есть стоимость и ROI, и за модой мы точно не погонимся. Собственно, в этом мы с R-Style также друг друга хорошо понимаем: компания никогда не «разводила» на модные новинки, у нас единые оценки эффективности этой работы. Также меня устраивает, что есть реальная комплексная ответственность за внедрение. Скажем, когда возникают вопросы к технике, есть вариант: выяснять отношения с вендором или пытаться как-то иначе решить проблему. В Otto Group Russia пришли к выводу, что, имея под рукой телефон надежного эксперта в лице российской компании, решать подобные вопросы все-таки намного проще. Поэтому проекты спорятся, и мы продолжаем работать.

Почему не стоит работать по ночам

Советы коллегам давать – дело неблагодарное, у каждого свой опыт и своя специфика. При этом, думаю, можно масштабировать и применять наш довольно консервативный, осторожный и скептический взгляд на новомодные маркетинговые оболочки, которыми наводнен ИТ-рынок сегодня. К примеру, корпоративная мобильность. Люди все активнее используют мобильные устройства, позволяющие из любого места подключиться к корпоративной почте, отвечать вовремя на важные письма. У того же R-Style есть такие решения. Но это вовсе не значит, что я побегу это внедрять. Потому что у каждой компании есть правильный момент в бизнесе, готовность или, напротив, неготовность ИТ-инфраструктуры к принятию такого рода изменения (например, если бизнес-процессы и ИС внутри компании не выстроены, то о мобильности думать рано). К моменту старта проекта по ЦОД в бизнесе назрела реальная потребность в консолидации вычислений, увеличении производительности. Бизнес понимал проект, поддерживал его. Это принципиально важно. Далеко не всегда крупный ИТ-проект завершается удовлетворенностью бизнеса, который не вникает в нюансы, технологии. Именно поэтому, наверное, я бы рекомендовал перед внедрением новшества оценить ту систему ценностей, оценки эффективности, которая сейчас работает на предприятии. Эта система оценки эффективности должна быть формализована, и в этом случае она может распространяться и на ИТ-подразделение (у нас у каждого сотрудника ИТ есть свои KPI, и они понятны). Если есть система ценностей, то и ИТ-проект будет работать, не будет саботироваться внутри предприятия. Построив дата-центр, мы свой план, свою задачу полностью выполнили, выложились. И я делаю все, чтобы в проектах всегда хватало сил, а партнер был надежным, всегда доступен для связи. Чтобы поменьше работали по ночам, ведь наши родные ждут нас после рабочего дня, им тоже необходимо наши внимание и поддержка.

Журнал IT-Manager № 02/2013    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

23.10.2018
Северо-Западный форум Cisco

Санкт-Петербург, Гостиница Астория

24.10.2018
Как построить маршруты торговых представителей и увеличить продажи на 15-20%?

Москва, Москва, Ленинградский проспект, 39, строение 14, офис 203-204, Центр логистики.

26.10.2018
Цифровая трансформация для Руководителей и Собственников бизнеса

Москва, Озерковская наб. 26, отель «АКВАМАРИН» (М. Новокузнецкая, Третьяковская), конференц-зал «ЭМЕРАЛЬД» (1 этаж)