IT ManagerИТ в бизнесеИнфраструктура

ЦОД для онлайн-торговли

| 25.02.2013

ЦОД для онлайн-торговли

Бизнес Вернера Отто (Werner Otto), основателя Otto Group, начинался с маленького обувного магазина, предпринявшего попытку в далеком 1949 году продавать обувь по каталогу. На 14 переплетенных вручную страницах последнего было представлено всего 28 моделей. Поразительно, но эксперимент оказался настолько успешным, что и по сей день концерн Otto Group, объединяющий уже 123 компании по всему миру, не отказывается от бумажных каталогов. Правда, они могут считаться скорее красивым приложением к онлайн-торговле.

Для обслуживания посетителей интернет-магазинов, проведения логистических операций и автоматизации работы складов Otto Group строит специализированные центры обработки данных (ЦОД) в странах своего присутствия. Об истории создания современного ЦОДа в России рассказывает Иван Алтухов, руководитель отдела системного администрирования и технической поддержки Otto Group Russia.

Вместе продавать веселее

Создание российского ЦОДа было связано, как ни странно, с покупкой международной компании QUELLE. Дело в том, что Otto Group приобрела в 2009 году не весь бизнес QUELLE, а только российскую его часть, которая считалась наиболее прибыльной. Естественно, после завершения сделки потребовалось оперативно интегрировать бизнес-процессы приобретенной компании в бизнес Otto Group Russia. В частности, нужна была единая ИТ-система, охватывающая собой работу call-центров, процессы продаж, логистику, складские операции и прочее.

Несмотря на то что проект касался в первую очередь российских подразделений Otto Group и QUELLE, он был важен для бизнеса всей международной группы. А посему в создании «универсального» ИТ-решения участвовали не только российские, но и немецкие программисты. А вот подготовка инфраструктуры, на которой должна была работать общая ИТ-система, легла на плечи российских специалистов.

После объединения стало понятно, что опираться придется на вычислительные мощности Otto Group Russia, но возможностей действовавшего в Твери ЦОДа явно недоставало. Потребовались новые серверы, телекоммуникационное оборудование и дополнительные площади, на которых все это можно разместить. К счастью, сам ЦОД располагался в собственном здании компании, где и изыскали помещения под дополнительные вычислительные мощности. Следует заметить, что, помимо тверского ЦОДа, у Otto Group Russia есть серверные мощности в Москве, но в столице работает не так много персонала, как в Твери – главным образом аналитики и менеджеры управляющего звена.

Торговля по системе

Универсальная система онлайн-торговли и продаж по каталогам, которая сейчас используется в России представительствами Otto Group и принадлежащей ей компанией QUELLE, была заимствована у немецких коллег, но серьезно дорабатывалась под местные законодательство и логистику. Общая схема поставок такова: товар везут из Германии машинами, а в России его растаможивают. Далее идет складирование. Otto Group Russia имеет складской и логистический центр в Твери, там происходит сортировка товаров и формирование заказов, которые рассылаются клиентам при помощи почты. В настоящее время весь этот процесс обслуживает одна ИТ-система. Ее по праву можно назвать уникальной, поскольку нигде больше в группе столь широкий функционал не используется.

Решение, которое легло в основу российской системы, изначально создавалось для небольших стран, но после серьезных доработок коренным образом видоизменилось. И продолжает меняться. В CRM-системе имеется интерфейс для Контактного центра, учитывающий, что операторы работают как по телефону, так и с электронной, а также обычной почтой. Есть функционал для приемки товара, сортировки, отслеживаются все перемещения по складу и внешняя логистика – и все это внутри одного решения.

Строим ЦОД за два месяца

Я готов назвать имя нашего партнера по ЦОД просто потому, что этот партнер этого заслуживает. Собственно, партнерство Otto Group Russia с R-Style началось не с ЦОД, и это сыграло нам на руку: сроки по строительству ЦОД были очень сжатые, и права на ошибку не было. С интегратором уже были налажены доверительные отношения, велась работа по довольно широкой тематике – от телекоммуникационных решений до вычислительных платформ и специализированного ПО для call-центров. ЦОД предстояло строить быстро, дату запуска проекта наши менеджеры установили четко и переносу она не подлежала. Было полгода на все, от проектирования до реализации, а ведь еще и оборудование нужно успеть привезти, а сроки поставки некоторого оборудования - от 12 недель. При этом проект должен быть сделан «под ключ» - от отделки стен и фальшполов до поставки и запуска оборудования. В результате на реализацию оставалось только два месяца. Чтобы уложиться в столь жесткие рамки, ряд требований, некритичных для реализации проекта, были смещены. Исполнители сделали упор в первую очередь на те работы, без которых невозможно ввести ЦОД и информационную систему в эксплуатацию.

Всего одна ночь. Цена неформального общения

Любой специалист знает, что когда строишь ЦОД, всех нюансов проекта не пропишешь. И ночные инсталляции, и дежурства допоздна, и звонки в любое время являются чем-то неотъемлемым от сложных проектных процессов. И здесь я очень благодарен компании-интегратору за человеческий подход. Поставить «железо» могут многие. А положиться можно только на тех, кто не подведет. Очевидно, что строящийся ЦОД и вся его «начинка» должны были соответствовать не только бизнес-задачам, но имеющимся энергетическим мощностям Otto Group Russia. Варианты компоновки дата-центра, конфигурации оборудования обсуждали на московских встречах с R-Style, затем в Твери принимали окончательные решения, согласовывали спецификации и подтверждали закупку. Менеджеры и технические специалисты партнера приезжали на место строительства ЦОДа, обследовали помещение, давали рекомендации по инженерным системам, советовали, какие лучше использовать системы кондиционирования. Несмотря на то что основная техника пришла вовремя, с отдельным сетевым оборудованием возникли проблемы, связанные с изменением законодательства в области сертификации средств криптозащиты. В итоге стало понятно, что часть техники не удастся растаможить вовремя, и было принято решение о ее замене.

Специалисты R-Style принимали участие не только в монтаже оборудования, но не покидали заказчика и в момент его запуска. На миграцию данных из старых систем в новую была выделена всего одна ночь. Собственно, это единственное время, когда был таймаут в бизнес-процессах, необходимый для подключения нового сетевого оборудования. В работах участвовал весь ИТ-персонал. Подготовительные работы начались с самого утра, а в «час икс» были остановлены все производственные системы и за ночь проделана вся работа. Рано утром оборудование успешно запустили.

Подумываем о хостинге

Объем заказов, поступающих через онлайн-магазин, с момента ввода в эксплуатацию нового ЦОД стал активно увеличиваться. До этого люди чаще использовали бумажные каталоги для выбора товаров и их заказа.

В данный момент хостинг интернет-магазина располагается не у нас, а у немецких коллег, но мы подумываем о том, чтобы переложить часть хостинга на российские плечи. Надо продумать и канал передачи данных, и защиту от хакерских атак, и многое другое. Все эти вопросы активно обсуждаются.

Надо признать, что в Европе онлайн-бизнес Otto Group развернулся гораздо раньше. И дело здесь не только в том, что европейцы раньше построили специализированные центры обработки данных. Просто там сам спектр товаров шире, и они больше подходят для продвижения через Интернет. Продается не только одежда, но и электроника, мебель и так далее. В России же Otto Group предлагает главным образом одежду и текстиль.

Развитие

У нас масса планов. Мы уже внедрили виртуализацию и объем виртуализованных вычислительных мощностей растет, мы изучаем возможности private сloud, мы в рынке и знаем тренды. Но KPI ИТ-специалиста – это не внедренные инновации. Инновации – это интересно, перспективно, но не главное. Наш KPI – это прежде всего надежная, отказоустойчивая и хорошо защищенная корпоративная информационная система (КИС), всегда доступные и удобные ИТ-сервисы. Именно это для бизнеса принципиально. Поэтому мы не консервативны, но осторожны. У внедрения есть стоимость и ROI, и за модой мы точно не погонимся. Собственно, в этом мы с R-Style также друг друга хорошо понимаем: компания никогда не «разводила» на модные новинки, у нас единые оценки эффективности этой работы. Также меня устраивает, что есть реальная комплексная ответственность за внедрение. Скажем, когда возникают вопросы к технике, есть вариант: выяснять отношения с вендором или пытаться как-то иначе решить проблему. В Otto Group Russia пришли к выводу, что, имея под рукой телефон надежного эксперта в лице российской компании, решать подобные вопросы все-таки намного проще. Поэтому проекты спорятся, и мы продолжаем работать.

Почему не стоит работать по ночам

Советы коллегам давать – дело неблагодарное, у каждого свой опыт и своя специфика. При этом, думаю, можно масштабировать и применять наш довольно консервативный, осторожный и скептический взгляд на новомодные маркетинговые оболочки, которыми наводнен ИТ-рынок сегодня. К примеру, корпоративная мобильность. Люди все активнее используют мобильные устройства, позволяющие из любого места подключиться к корпоративной почте, отвечать вовремя на важные письма. У того же R-Style есть такие решения. Но это вовсе не значит, что я побегу это внедрять. Потому что у каждой компании есть правильный момент в бизнесе, готовность или, напротив, неготовность ИТ-инфраструктуры к принятию такого рода изменения (например, если бизнес-процессы и ИС внутри компании не выстроены, то о мобильности думать рано). К моменту старта проекта по ЦОД в бизнесе назрела реальная потребность в консолидации вычислений, увеличении производительности. Бизнес понимал проект, поддерживал его. Это принципиально важно. Далеко не всегда крупный ИТ-проект завершается удовлетворенностью бизнеса, который не вникает в нюансы, технологии. Именно поэтому, наверное, я бы рекомендовал перед внедрением новшества оценить ту систему ценностей, оценки эффективности, которая сейчас работает на предприятии. Эта система оценки эффективности должна быть формализована, и в этом случае она может распространяться и на ИТ-подразделение (у нас у каждого сотрудника ИТ есть свои KPI, и они понятны). Если есть система ценностей, то и ИТ-проект будет работать, не будет саботироваться внутри предприятия. Построив дата-центр, мы свой план, свою задачу полностью выполнили, выложились. И я делаю все, чтобы в проектах всегда хватало сил, а партнер был надежным, всегда доступен для связи. Чтобы поменьше работали по ночам, ведь наши родные ждут нас после рабочего дня, им тоже необходимо наши внимание и поддержка.

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 02/2013], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

А что IT? А мы работаем, совершенствуемся в популярных технологиях и осваиваемся в новых. И пока до Луны ближе, чем до создания искусственного интеллекта, без работы мы не останемся.
«Пока больше некого назначить, поэтому заткнем дыру тобой. Потом переназначим». Упражнение называется «как убить сломать сотрудника за одно действие: повысить и понизить обратно». Для надежности повторять неоднократно.
Слушания в Конгрессе США, вызов на ковер руководителей Google, FB, Apple, Amazon. Мысли по итогам прочтения стенограммы.

Компании сообщают

Мероприятия

10.09.2020
IT Management Forum 2020

Москва, Новоданиловская наб., д. 6, отель Palmira Business Club

23.09.2020 — 24.09.2020
Форум Индустриальной Роботизации

Санкт-Петербург, Чернорецкий пер. 4-6

28.09.2020 — 29.09.2020
Профессиональная мобильная радиосвязь, спутниковая связь и навигация

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

29.09.2020 — 02.10.2020
SMART INDUSTRY EXPO

Минск, Футбольный манеж

30.09.2020
IT в ретейле: Я - легенда.

Москва, Холидей Инн Москва Лесная

27.10.2020 — 29.10.2020
HI-TECH BUILDING 2020

Москва, Крокус Экспо