Информационная поддержка инженерной деятельности

Логотип компании
Информационная поддержка инженерной деятельности
Чтобы правильно организовать работы, кроме прочего, необходимо знать в подробностях всё об объекте ремонта.
Когда перед новой компанией «Газпром центрремонт» был очерчен круг предстоящих ей бизнес-задач, во весь рост встала проблема доведения до состояния, пригодного к эксплуатации, унаследованного ею от предшественницы программного обеспечения. Об этом – рассказ Игоря Решетникова, заместителя начальника САИТиС компании «Газпром центрремонт».

Холдинг «Газпром центрремонт» образован сравнительно недавно, а точнее три года назад, на базе организации «Центрэнергогаз», входящей в структуру «Газпрома» и много лет занимавшейся диагностикой и ремонтом компрессорных станций. Новая структура, кроме исполнения функций головного предприятия холдинга, должна была исполнять еще и функции агента по организации всех ремонтных работ в ОАО «Газпром» – причем качественно и в срок. А речь идет более чем о 80 тыс. объектов,  большинство которых относится к категории критически важных инфраструктур, так как аварийная ситуация на них может привести к тяжелейшим последствиям. 

Чтобы правильно организовать работы, кроме прочего, необходимо знать в подробностях всё об объекте ремонта. Иными словами, иметь под рукой необходимую конструкторскую, технологическую и нормативную документацию.

Поскольку ДОАО «Центрэнергогаз», кроме прочего, занимался и разработкой конструкторской документации, в компании широко использовались продукты компании «АСКОН», в частности КОМПАС и, в меньшей степени, ЛОЦМАН и ВЕРТИКАЛЬ. Причем лицензий было, мягко говоря, в избытке. Чтобы не развивать «зоопарк» программных средств в новой компании (а вместе с людьми в новую структуру перешли и ранее используемые решения), было принято решение строить систему обеспечения технической документации на базе имеющихся в распоряжении продуктов.

Но род деятельности ООО «Газпром центрремонт» кардинальным образом отличался от предшественника (который, кстати, никуда не исчез, а остался одной из компаний в структуре холдинга). Если раньше, как уже сказано, здесь занимались диагностикой и ремонтом газоперекачивающих агрегатов, то сейчас стоит задача управления всем потоком ремонтных работ, осуществляемых в ОАО «Газпром». То есть сами по себе специалисты ООО «Газпром центрремонт» ремонтами не занимаются (в составе компании нет своих ремонтных бригад), но именно эти люди организуют и контролируют весь ремонтный процесс. А посему и задачи перед компанией встали иные.
Решение новых задач потребовало, кроме прочего, создания архива технологических и конструкторских документов, но сгруппированных совсем не так, как это принято в традиционных PLM/PDM-системах. Так, например, уже не стояла задача управлять версионностью, но появилась потребность поиска документа по нескольким классификационным иерархиям. И учитывать, что есть точный и групповой тип. А еще – что есть конкретный агрегат со своими особенностями. Но при этом часть подразделений, занятых разработкой конструкторских документов, в структуре компании сохранилась, и это тоже надо было учесть.
Был и еще один нюанс: система уже не могла быть настроена на работу с ней определенной группы специалистов – ей предстояло стать корпоративной системой, информация из которой должна быть легко доступна различным специалистам, в том числе из территориально удаленных подразделений. Новой системе предстояло стать единой точкой хранения проверенных и корректных документов, а для этого она должна была опираться на существующие корпоративные справочники технологической НСИ.

Началась планомерная работа по переходу из состояния «до» в состояние «после». Менялись задачи, менялся стиль работы и порядок взаимодействия с подрядчиками. И формировался собственный центр компетенции, так как часть службы автоматизации, отвечающая за данное направление, была полностью сформирована из новых людей.

Постепенно к нам приходило понимание, какие ограничения существуют в системе, а к разработчикам – чем наша деятельность отличается от того, что было раньше, и почему наши особенности придется учесть в функционале решения. В результате через год с небольшим мы пришли к системе, которая начала выполнять не только то, что она умеет, а еще и то, что действительно было нужно. Фактически на базе стандартного решения, не потеряв функциональности классической PLM/PDM-системы, мы подошли к новому решению, которое: а) может работать в распределенном режиме, б) может работать со множеством организаций и структурных подразделений, в) передавать хранимые документы и их карточные данные в другие системы, г) группировать документы по множеству критериев. 

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Раньше, до создания единого архива финальных документов, информация хранилась где-то в пыльных папках, у кого-то на полке, на разрозненных ПК, на рабочих местах. У многих стояли локальные инсталляции, огромное количество выполненных работ фиксировалось на бумаге. 

Конечно, существуют специализированные решения для хранения документации. Но если на предприятии уже есть инструмент, используя который можно получить необходимый результат?

Можно пробивать деньги (и немалые) на новый проект, убеждать, переучивать… Что, кстати, часто и делается без всякой на то реальной причины. А можно задействовать на полную функциональную мощность те ресурсы, которые уже имеются. Программные инструменты в компании уже были, а любую задачу можно решить различными средствами – главное, в ней разбираться. 

Итак, поскольку «Газпром центрремонту» в наследство достался ЛОЦМАН производства компании «АСКОН», то его и взяли за основу новой системы. И далее последовала кропотливая работа по доводке системы до состояния, необходимого для ее эксплуатации в рамках «Газпром центрремонта».

Не архив ради архива

В 2011 году система была передана в эксплуатацию инженерным службам, но работы по развитию не прекратились, а, наоборот, усилились. Ведь система растет не только за счет удобства работы с интерфейсом – увеличивается количество описываемых уникальных объектов. При этом иногда меняется и состав документации. Если по одним типам объектов главное – это конструкторско-технологический состав документации, то по другим – проект на капитальный ремонт, например, определенного участка газопровода. А это уже другой документ, с другим жизненным циклом, составом, привязками и ограничениями. А некоторые документы содержат информацию, составляющую коммерческую тайну, и режим доступа к ним другой, нежели к остальным документам. Да и управление ремонтами – процесс куда более сложный, чем простое накопление документации. В компании развивается и функционирует множество других прикладных систем, с которыми работают различные ремонтные службы. И в момент, когда пользователю необходим конкретный документ, он должен появиться в той системе, в которой он нужен. Например, в системе диспетчерского контроля работ ТОиР, одной из центральных систем »Газпрома». Документальное обеспечение ремонтами – лишь одна из подзадач. Поэтому проект изначально позиционировался шире, чем замкнутая, пусть даже распределенная, система. Это не архив ради архива.

Архитектура системы построена на центральном сервере, расположенном в центральном офисе нашей компании, к которому по схеме «звезда» подключены серверы удаленных подразделений. В решении предусмотрена сложная система синхронизации, при которой единое семантическое описание распространяется от центра к периферии, а документы через центральный сервер распространяются по подписчикам (удаленные серверы). Постепенно уходит в прошлое модель, когда документация хранится в локальных папках, на сетевых дисках или на ПК пользователей, – сегодня она все больше концентрируется в едином информационном пространстве, а следовательно, пользователи постепенно начинают ориентироваться не на ту информацию, которую им по дружбе или по звонку кто-то пришлет, а на ту, что они могут получить из системы, с которой работают каждый день.

Продолжение следует…

Сегодня мы имеем  решение, по формальным требованиям близкое к тому, что нужно. Казалось бы, этого достаточно, чтобы систему можно было начать загружать информацией, но… мы столкнулись со структурными ограничениями самого продукта. И сейчас обсуждается вопрос, чтобы под нас была сформирована конфигурация – со всеми элементами, которые нам нужны. 

Архив большой. Нескончаемый не только по наполнению, но и по установлению связей, структуризации данных и пр. И каждый раз эти задачи требуют каких-то доработок, интерфейсных переделок. Система, построенная на базе ЛОЦМАН, развивается в глубину, по охвату объектов, и в ширину, по территориальному охвату. 

По достигнутой стратегической договоренности компания «АСКОН» предоставляет безлимитную лицензию на свои продукты для задач ведения архива – это позволит в рамках холдинга свободно тиражировать общую конфигурацию в удаленных и распределенных филиалах. Чтобы каждый мог работать над своим кусочком информации, параллельно имея у себя в профильной информационной системе ту синхронизованную информацию, которая ему необходима.

Впереди еще много работы. Об эффективности внедрения проекта можно будет говорить более или менее конкретно через один-два года, но уже сейчас налицо самый главный плюс: система востребована и принята пользователями.

Опубликовано 28.06.2013