Бумага осталась в прошлом

Логотип компании
Бумага осталась в прошлом
При реализации подобных проектов не последнюю роль играет их дальнейшее техническое сопровождение со стороны поставщика
Производитель бурового оборудования «Буринтех» (г. Уфа) – достаточно молодое предприятие, фактически ровесник российской индустрии САПР. Поэтому с самого начала его развитие шло по «цифровым» рельсам. 

Исторически сложилось, что для решения конструкторских и технологических задач здесь используют продукты российской компании АСКОН. Начав с простых систем двухмерного проектирования, «Буринтех» в прошлом году фактически завершил построение единой информационной среды, внедрив систему ЛОЦМАН:PLM, которая стала связующим звеном между инженерами и корпоративной информационной системой. О подходах компании, особенностях внедрения рассказывает Денис Игнатьев, директор по операциям НПП «Буринтех».

Представьте, пожалуйста, «Буринтех». Чем занимается ваше предприятие?

Научно-производственное предприятие «Буринтех» в следующем году отметит 15-летие. Мы разрабатываем и производим целый комплекс оборудования для бурения скважин и их капитального ремонта. Причем не по чьим-то чужим чертежам:у нас есть собственное конструкторское подразделение – «Центр разработки бурового инструмента», ЦРБИ, а также технологическая служба. Разумеется, при создании чертежей и моделей используется соответствующее ПО, после чего чертежи передаются производственным подразделениям. 

Какие программные решения используются в процессе создания новых продуктов?

Прежде всего решения АСКОН. Наше сотрудничество с этой компанией началось буквально с первых шагов, мы сразу же начали строить свой бизнес в «цифре». Закупили первые рабочие места – речь тогда шла еще о двухмерном моделировании. Они и до сих пор используются при разработке некоторых наших продуктов. За эти годы к системе добавлены различные модули, а также внедрены новые решения, такие как САПР технологических процессов ВЕРТИКАЛЬ. Трехмерное моделирование мы начали использовать сразу же, как только оно появилось. Для взаимосвязи между конструкторами и технологами внедрили систему ЛОЦМАН:PLM. Нельзя не сказать и о различных справочниках, которые необходимы в работе конструктора и технолога. Программный комплекс ЛОЦМАН:PLM», как я уже говорил, позволяет налаживать связи между системами КОМПАС-3D и ВЕРТИКАЛЬ. 

А сколько рабочих мест было в каждой из этих систем? Каким образом осуществлялось взаимодействие конструкторов и технологов до внедрения ЛОЦМАН: PLM?

В КОМПАС-3D работало больше 20 конструкторов. Раньше взаимосвязь осуществлялась стандартным способом – с помощью телефонных звонков. Информация доводилась до технологов в виде бумажных чертежей. Разумеется, и согласование осуществлялось тоже в бумажном виде. Очень много времени уходило на объяснения и решение различных вопросов по телефону. 

Когда впервые была осознана необходимость внедрения PLM-системы?

Когда началось резкое расширение производства. Росли объемы, ассортимент производимой продукции, соответственно вместе с ними многократно вырос и объем информации. Когда мы начали задумываться о PLM, системы ЛОЦМАН как таковой еще не существовало – компания АСКОН держала нас в курсе этапов ее разработки, и мы внимательно следили за этим. Попутно рассматривали и решения других вендоров. Но ключевую роль сыграл тот факт, что мы уже давно и плотно сотрудничаем с АСКОН, при этом компания предоставляет нам  адекватную техподдержку. И потом, это все-таки своя, российская фирма, поэтому нам с ними как-то проще и комфортнее работать. В Уфе есть региональное представительство АСКОН-Уфа, которое помогает нам в решении текущих задач, связанных с использованием программных продуктов. Согласитесь, трудно было бы не принять решение в пользу выбора PLM-системы от АСКОН. 

Сколько времени занял проект внедрения ЛОЦМАН:PLM?

Около года. Начали, естественно, с интеграции справочников. Затем предварительно обкатали систему на некоторых конструкторских отделах. Иными словами, фактически можно говорить о пилотном проекте. Каждый этап занял примерно два месяца. Дальше внедрение уже пошло в масштабе всего предприятия. В принципе систему мы установили сразу всем сотрудникам, однако первоначально в ней работали только два отдела, а уже затем начали переводить на нее и всех остальных. На сегодняшний день внедрены все модули ЛОЦМАН, которые нам необходимы, и что-то дополнительно устанавливать пока не планируем. А поскольку у нас в «Буринтех» функционируют и другие программные комплексы, стояла задача не просто внедрить, но осуществить интеграцию. Я говорю о бухгалтерско-экономическом ПО, конкретно о продуктах «1С», которые в нашей компании также используются. 

Какие сложности возникали в ходе внедрения и как вы их преодолевали? Пришлось ли серьезно менять какие-то бизнес-процессы на предприятии?

Мы не такая уж старая компания. А когда начинали внедрять программные продукты АСКОН были еще моложе. Конечно, у нас были наработанные маршруты. Но вот чем нас подкупил АСКОН и его КОМПАС-3D – они работали по российским стандартам, даже в какой-то степени по советским еще. Ведь ЕСКД (Единая система конструкторской документации. – Ред.) никто не отменял, а мы на своем предприятии всегда старались придерживаться документооборота в соответствии с ней. Поэтому сильно ничего ломать не пришлось. Что-то доработали, что-то дописали, однако глобальной перестройки бизнес-процессов не потребовалось. 

Просчитывались ли экономические выгоды от внедрения ЛОЦМАН:PLM?

Ну, во-первых, процесс согласования технической документации по времени сократился в несколько раз. Немаловажно и то, что больше не расходуется огромного количества бумаги для плоттера. Казалось бы, ну что такое бумага, ведь стоит копейки. Однако если подсчитать по всему предприятию, то будет видно, что мы сэкономили очень неплохо на бумажных копиях. А при этом ведь еще упростилась работа технологов и конструкторов. Наконец, у нас теперь сохраняются базы данных, поэтому мы уже не боимся потерять какую-то информацию о своей продукции. Все данные об изделиях обновляются мгновенно, не нужно бегать и согласовывать каждый штрих, это упрощает процессы изменений, совершенствования и доработок. Но конкретную экономическую эффективность в рублях от внедрения ЛОЦМАН:PLM мы, честно говоря, не просчитывали. Ведь мы не ставили цель окупить систему. Мы развиваемся и не тратим время на вопросы типа «а что нам это даст?». В век цифровых технологий правила игры диктует не финансовая, а бизнес-составляющая. 

Какой объем заняла доработка и кастомизация ЛОЦМАН:PLM в соответствии со спецификой вашего предприятия?

Можно сказать, что доработка ЛОЦМАН и всего комплекса продуктов АСКОН еще не завершена, она продолжается. Это связано не с тем, что комплекс плохой или несовершенный, а с тем, что обстановка снаружи и внутри предприятия постоянно меняется. Бизнес ставит новые задачи, и необходима постоянная доработка. Кто ею занимается? Как мы сами, собственными силами, так и приглашаем для этого специалистов АСКОН. У нас действует договор об оказании техподдержки, и с теми вопросами, которые самостоятельно решить не можем, обращаемся к вендору. 

В каком направлении планируется в дальнейшем развивать программный комплекс АСКОН на вашем предприятии?

Планов всегда много. Программный комплекс АСКОН нас пока устраивает, но мы внимательно рассматриваем новые версии продуктов. В этом году обновили САПР КОМПАС-3D до самой последней версии. Сейчас ведем работу по обновлению версии ЛОЦМАН:PLM. В принципе, когда переходишь на новую версию, всегда приходится что-то дописывать или дорабатывать. Конечно, мы не стремимся сразу же ставить новые версии. Как правило, речь о внедрении заходит уже с выпуском первого сервис-пака. 

Комментарий:
Бумага осталась в прошлом. Рис. 1
Александр Личман, продакт-менеджер системы ЛОЦМАН:PLM АСКОН:

В первую очередь важно отметить, что как только предприятие достигло определенного порога в объемах и ассортименте выпускаемой продукции, сразу же возникла потребность во внедрении PLM-системы. 

Год, понадобившийся на реализацию проекта — срок вполне адекватный и разумный. При этом ценность проекта заключается не только в охвате задач конструкторско-технологической подготовки производства и эффективном использовании Комплекса решений АСКОН, но и в передаче этой информации в цифровом виде по сквозной 3D-технологии дальше в производство, интеграция  продуктов АСКОН с 1С.

«Буринтех» уже смог почувствовать первые результаты от реализации проекта: сократились сроки согласования (а ведь это прямые издержки предприятия), сократилось использование бумажных носителей, что сразу привело к экономии средств, упростился доступ к базе данных. Я уверен, что это еще далеко не все положительные изменения, произошедшие после внедрения PLM-системы.    
При реализации подобных проектов не последнюю роль играет их дальнейшее техническое сопровождение со стороны поставщика. Универсальных решений не существует, как бы нам этого ни хотелось, и возможность оперативного реагирования на запросы заказчика, решение возникающих проблем — это тот путь, который поможет пользователю снизить издержки, неизбежно возникающие при простое системы.

Опубликовано 01.10.2013