УправлениеИТ в бизнесе

Прыжок в тропосферу

Алексей Комов | 01.11.2012
Для многих представителей крупного бизнеса риски возможной потери информации перекрывают всю потенциальную выгоду от использования SaaS.
Несмотря на изрядный скепсис со стороны бизнеса в отношении облачных вычислений, этот рынок демонстрирует грандиозный рост — по крайней мере, в исследованиях отраслевых аналитиков. А в ногу с этим трендом в облака стремительно рвется индустрия программного обеспечения: по прогнозам IDC, ежегодный прирост объема рынка SaaS (Software as a Service — «ПО как услуга») в период с 2010 по 2015 год составит более 100%.

По данным исследования Edge Strategies, пока в рамках использования модели SaaS большинство компаний в основном фокусируется на почтовых сервисах, инструментах для удаленной совместной работы, а также приложениях для бухгалтерии и финансовых департаментов. Однако аналитики предсказывают, что в ближайшие годы в России станут востребованными и более сложные бизнес-приложения, такие как CRM и ERP.

«Главное изменение последних лет — начало движения облаков из презентаций на ИТ-конференциях к реальным потребителям», — считает Дмитрий Торшин, генеральный директор «Юниклауд Лабс» (группа компаний «АйТи»). По его словам, процесс внедрения и распространения SaaS-сервисов способствует росту этого рынка на сотни процентов в год, а число реальных организаций, применяющих данную модель потребления ПО, уже измеряется тысячами. По оценке Дмитрия Торшина, к этому привело прежде всего значительное развитие функциональных возможностей SaaS-сервисов, а также рост скоростей интернет-доступа и драматическое падение цен на него — в особенности на мобильный доступ. При этом наиболее востребованными SaaS-сервисами были и остаются те, которые помогают выстраивать взаимоотношения и коммуникации между пользователями. Отсюда популярность приложений, поддерживающих социальные сети и постепенное распространение виртуальных офисных АТС.

Заметен на рынке интерес к системам, решающим насущные проблемы малого бизнеса: например, к онлайн-бухгалтерии или к онлайн-инструментарию для подготовки финансовой отчетности. «Спрос на облачные IP-АТС, CRM и решения для бухучета наблюдается в кругу компаний сектора SMB со штатом до 40 человек», — уточняет Владимир Толмачев, руководитель проектной практики Microsoft компании «СИТРОНИКС Информационные технологии». По мнению Дмитрия Красюкова, заместителя генерального директора компании SAP СНГ, в русле текущих трендов в ближайшее время можно прогнозировать значительный рост доли спроса на SaaS-решения для управления персоналом.

Голый энтузиазм

Основным двигателем прогресса рынка SaaS пока что является энтузиазм разработчиков и поставщиков программного обеспечения, которые разглядели в облачной модели распространения ПО мощный источник дополнительного дохода. «В последние годы крупные вендоры активно продвигают модель SaaS и IaaS, а такая мощная маркетинговая машина не может не генерировать спрос, другое дело, что создан он искусственно и не сравнится с тем спросом, который образуется без «подкормки»», — считает Владимир Толмачев, руководитель проектной практики Microsoft компании «СИТРОНИКС Информационные Технологии».

Однако подталкивание заказчиков в сторону облаков приносит свои плоды. По словам Андрея Довганя, руководителя направления General CRM группы компаний Terrasoft, его опыт свидетельствует о том, что интерес к подобным решениям в нынешнем году достаточно высок, в особенности у малого и среднего бизнеса. «Честно говоря, когда мы выводили SaaS-решения на рынок, то даже не ожидали такого спроса. Несмотря на существующие предрассудки, рынок облачных технологий в России развивается очень активно. Поэтому вопреки распространенному скептицизму мы, в частности, верим, что именно за SaaS будущее российского рынка CRM», — отмечает Андрей Довгань.

По мнению Дмитрия Торшина (группа компаний «АйТи»), отношение к облакам в России остается неоднозначным, но при этом уже практически не осталось компаний, которые не знают о них и не ведут соответствующих пилотных проектов. Даже в конкурсах крупных федеральных компаний при выборе ИТ-решений одним из критериев оценки зачастую является наличие его облачной версии. «Движение в облака пока еще неправильно называть на 100% массовым, но передовые компании уже рассматривают SaaS как важный и необходимый элемент своих ИТ-стратегий», — подчеркивает Дмитрий Торшин.

Хорошо забытое старое

Постепенный переход пользователей ПО на SaaS облегчается для компаний тем, что все они в той или иной мере уже давно используют данную модель, зачастую не отдавая себе в этом отчет. «Когда про облака и SaaS говорят как про что-то очень новое и непознанное, я всегда предлагаю вспомнить о том, что все уже давно пользуются онлайн-сервисами электронной почты, общаются через Skype и имеют аккаунты в социальных сетях — а все это и есть не что иное, как консьюмерские SaaS-приложения», — отмечает Инна Ожогина, эксперт по развитию бизнеса компании SAP СНГ.

«Если говорить о наших продуктах, то для нас все началось с почтовых сервисов на базе Microsoft Exchange Server, которые предоставляли клиентам наши партнеры из своих локальных дата-центров. Рынок SaaS начался с этой услуги неслучайно: практически все частные пользователи давно знакомы с онлайновыми, то есть облачными, почтовыми сервисами, такими как Hotmail.com или Mail.ru, поэтому им было легко начать использовать почту из облака для бизнеса», — комментирует Александра Паришева, менеджер по связям с общественностью компании Microsoft в России.

По словам Дмитрия Торшина («Юниклауд Лабс»), в России рынок специально созданных под модель SaaS бизнес-приложений начинался с инструментов, ориентированных на совместную работу сотрудников небольших компаний, а также на управление бухгалтерией и обеспечение корпоративных коммуникаций. Давно существующие и активно использующиеся бизнесом электронные торговые площадки, по оценке Инны Ожогиной (SAP), тоже можно отнести к разновидности SaaS-сервисов. Однако в последние годы данный рынок развивается в направлении решения более сложных бизнес-задач — в частности, в сторону CRM-систем и решений для управления персоналом, а также решений для управления закупками и систем бизнес-аналитики. Наблюдается и все более тесная интеграция SaaS с мобильными решениями, социальными сетями и технологиями класса Big Data, предназначенными для обработки больших объемов данных. По прогнозам SandHill Group, совокупность этих трендов в будущем окажет даже большее влияние на развитие ИТ-отрасли и экономики в целом, чем в свое время Интернет.

Приступ доверия

По мнению Андрея Довганя (Terrasoft), одним из кардинальных изменений на отечественном рынке облачных сервисов в последние несколько лет стал рост доверия к SaaS-технологиям, хотя еще какие-то два-три года назад в России преобладало очень осторожное отношение к ним. Тогда основным фактором, препятствовавшим развитию рынка SaaS, были массовые фобии заказчиков в отношении безопасности и сохранности данных. «Теперь ситуация меняется в лучшую сторону, поскольку многие компании осознают, что их опасения беспочвенны: крупные провайдеры обеспечивают хранение данных в промышленных ЦОДах, гарантирующих высокий уровень безопасности и доступности данных», — констатирует Андрей Довгань. К тому же, по его словам, на рынке уже доступны SaaS-приложения, которые можно развернуть на площадке клиента. При таком подходе сохраняются все преимущества модели SaaS, но информация физически хранится на серверах использующей ее компании.

 «Рынок SaaS в России активно развивается: появляется много новых интересных предложений как от крупных международных вендоров, которые видят готовность локального рынка к восприятию облачных решений, так и от отечественных сервис-провайдеров, постоянно расширяющих и усовершенствующих портфель предлагаемых сервисов», — вторит коллеге Инна Ожогина (SAP). По ее оценке, этому способствует активное развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования SaaS: в крупных российских городах и за их пределами строятся новые центры обработки данных, становится более доступным и качественным широкополосный Интернет.

В части развития спроса на SaaS, по словам Инны Ожогиной, тоже наблюдается положительная динамика, хотя и не такая значительная, как хотелось бы: многие клиенты все еще присматриваются к облачным сервисам и тестируют их, но уже демонстрируют гораздо большее доверие и понимание преимуществ этой модели для бизнеса. «В России, как и во всем мире, главными тормозами развития модели SaaS остаются безопасность и надежность. Поэтому там, где такие показатели критичны, SaaS-сервисы не развиваются настолько быстро, насколько могли бы: например, сдерживающим фактором развития онлайн-бухгалтерии до сих пор остается страх того, что она может в любой момент быть проверена кем-то извне», — отмечает Дмитрий Торшин («Юниклауд Лабс»).

Из-за таких предрассудков и стереотипов, по словам Владимира Толмачева («СИТРОНИКС Информационные Технологии»), и сегодня остаются заказчики, которые предпочитают быть уверенными, что все данные лежат у них «под столом». В частности, для многих представителей крупного бизнеса риски от возможной потери бизнес-информации до сих пор перекрывают всю потенциальную выгоду от использования SaaS. «Это подтверждается нашей проектной практикой в крупных компаниях: здесь применение SaaS сводится к спорадическим экспериментам», — констатирует Владимир Толмачев. В то же время, по его словам, уже существуют компании, для которых SaaS является неотъемлемой частью бизнеса.
Александра Паришева (Microsoft) объясняет это постепенным достижением ИТ-зрелости, характеризующей высокий уровень конкуренции на рынке, которая требует от компаний повышения эффективности деятельности и снижения издержек. «В условиях нынешней экономической ситуации все больше руководителей задумывается о том, как оптимизировать внутренние бизнес-процессы компаний без существенных затрат. Именно поэтому все больше компаний испытывают на себе облачные технологии и, как правило, остаются довольными результатом», — поясняет Александра Паришева. Исследование отношения малого и среднего бизнеса к облачной модели потребления ИТ, проведенное по заказу Microsoft, показало, что руководители компаний всерьез задумываются об использовании облачных технологий, а те, кто уже делает это, отмечают, что в их бизнесе произошли значительные перемены к лучшему: 59% респондентов заявили, что бизнес стал более продуктивным, 57% отметили экономию издержек, а 24% опрошенных убеждены, что благодаря облачным технологиям их компании стали более инновационными. Причем 52% владельцев среднего и малого бизнеса в России считают, что в самом ближайшем будущем облачные платформы и технологии станут основой ИТ-инфраструктуры их компаний.

Насущная экономия

Одним из главных преимуществ SaaS для бизнеса с момента зарождения этого рынка провозглашалась оптимизация расходов на ИТ и снижение совокупной стоимости владения ПО. Однако зачастую такая экономия достигается не в лоб, за счет разницы в стоимости SaaS-решений и традиционного ПО, а благодаря оптимизации бизнес-процессов или более эффективному расходованию ресурсов. В качестве примера, подтверждающего справедливость данного тезиса, Владимир Толмачев приводит использование Microsoft Lync в проектной практике Microsoft в компании «СИТРОНИКС Информационные Технологии». По его словам, целью проекта стал поиск оптимального инструмента для коммуникации сотрудников, которые проводят большую часть рабочего времени вне офиса — на встречах с заказчиками. При этом его нужно было внедрить, не погрязнув в бюрократиии обойдясь без существенных изменений в ИТ-инфраструктуре компании.

«Мы купили сервис через Microsoft Online Services и уже через неделю использовали его по подписке. Теперь, когда к нам приходят новые сотрудники, мы просто докупаем лицензии на них, что и есть отличный пример эластичности SaaS», — подчеркивает Владимир Толмачев. По его словам, основная выгода от применения данного решения заключается в экономии времени сотрудников, за счет чего компания получает ощутимы возврат от инвестиций. «Около часа в неделю у сотрудников высвободилось только благодаря тому, что они теперь тратят меньше времени на поездки в офис ради работы с документами или совещаний. По нашим расчетам в год каждый сотрудник экономит благодаря этому 54 часа», — рассказывает Владимир Толмачев.

Другой жизненный пример приводит Александра Паришева: в августе нынешнего года группа компаний «Связной» перевела корпоративную почту в облачную среду Microsoft Office 365. Использование облачного сервиса Microsoft Exchange Online для развертывания 11 тыс. почтовых ящиков позволило не только увеличить их размер в десятки раз, но и сократить совокупную стоимость поддержки корпоративной почты более чем вдвое. По предварительным оценкам, экономия расходов на поддержку корпоративной почты достигнет $600 тыс. в год. Помимо этого, использование облачного сервиса позволило «Связному» высвободить ресурсы собственного ЦОД, тем самым повысив производительность критических для бизнеса приложений.

ИТ по-новому

Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора компании SAP СНГ, подчеркивает, что SaaS, или ПО как услуга — это, прежде всего, другая модель использования ИТ. Она избавляет клиента от необходимости покупать ПО и оборудование и реализовывать масштабный проект внедрения приобретенного решения со значительными модификациями и доработками «под себя». Кроме того, клиенту не нужно самостоятельно организовывать службу поддержки данного решения, поскольку он приобретает у сервис-провайдера услугу, предусматривающую все перечисленные выше компоненты. Однако, по мнению Дмитрия Красюкова, достичь экономических преимуществ от применения SaaS клиенты могут лишь с помощью стандартных и легко масштабируемых приложений, которые должны без излишних сложностей интегрироваться с решениями, размещенными на стороне клиента или в других облаках. В противном случае экономические преимущества от использования облачных сервисов сводятся на нет.

Помимо экономии Андрей Довгань (Terrasoft) отмечает такое преимущество SaaS, как быстрое начало работы с сервисом и возможность предварительного тест-драйва. «SaaS меняет общие подходы к ведению бизнеса: ПО как сервис предоставляет возможность пользоваться им удаленно в любой точке мира, а значит, ускорить работу с данными и принятие решений и, как следствие, быть более продуктивным», -— подчеркивает Андрей Довгань.

При этом Дмитрий Торшин («Юниклауд Лабс») отмечает, что SaaS далеко не всегда является более дешевым решением в сравнении с традиционной моделью потребления ПО. Это подтверждает ценовая политика Microsoft: стоимость «коробочной» версии пакета офисного ПО с бессрочной лицензией сопоставима со стоимостью подписки на облачную версию пакета сроком всего на 1 год. «В случае длительного использования облачные сервисы обходятся даже чуть дороже, чем обычное ПО, если пересчитать затраты на них на несколько лет вперед», — считает Дмитрий Торшин. Зато пользователи получают свободу доступа к данным, а администраторы — централизованное управление настройками действующего ПО, хранение корпоративных данных в защищенных дата-центрах, а также возможность быстрого приобретения дополнительных лицензий для новых сотрудников и деактивации старых лицензий для уволенных, чего не позволяет ни одно «коробочное» решение.

«Не будем также забывать и об информационной безопасности: поставщики облачных сервисов, как правило, имеют хороший штат квалифицированных специалистов в данной области, которые далеко не всегда по карману средним, а тем более небольшим компаниям», — добавляет Александра Паришева (Microsoft). Кроме того, по ее мнению, централизация способствует более эффективной защите данных. А в совокупности все вышеперечисленные факторы позволяют компаниям, использующим SaaS, сосредоточиться на ключевых бизнес-задачах, не отвлекаясь на непрофильные для них информационные технологии.

Комментарии:

Дмитрий Торшин, генеральный директор ООО «Юниклауд Лабс» (группа компаний «АйТи»):
Главное изменение последних лет – начало движения облаков из презентаций на ИТ-конференциях к реальным потребителям.

Владимир Толмачев, руководитель проектной практики Microsoft компании «СИТРОНИКС Информационные технологии»:
Для многих представителей крупного бизнеса риски от возможной потери бизнес-информации до сих пор перекрывают всю возможную выгоду от использования SaaS.

Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора компании SAP СНГ:
SaaS или ПО как услуга — это, прежде всего, другая модель использования ИТ: она избавляет клиента от необходимости покупать ПО и оборудование и реализовывать масштабный проект внедрения приобретенного решения со значительными модификациями и доработками.

Инна Ожогина, эксперт по развитию бизнеса компании SAP СНГ:
Рынок SaaS в России активно развивается: появляется много новых интересных предложений как от крупных международных вендоров, которые видят готовность локального рынка к восприятию облачных решений, так и от отечественных сервис-провайдеров, которые постоянно расширяют и усовершенствуют портфель предлагаемых сервисов.

Александра Паришева, менеджер по связям с общественностью компании Microsoft в России:
Поставщики облачных сервисов, как правило, имеют хороший штат квалифицированных специалистов в данной области, которые далеко не всегда по карману средним и, тем более небольшим компаниям.

Андрей Довгань, руководитель направления General CRM группы компаний Terrasoft
:
ПО как сервис дает возможность пользоваться им удаленно в любой точке мира, а значит, ускорить работу с данными и принятие решений, и как следствие быть более продуктивным.


Облачные технологии ERP-система Виртуализация SaaS

Журнал: Журнал IT-Manager, Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021
Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00