УправлениеИТ в бизнесе

Занимательная мифология Open Source

| 03.09.2010

Занимательная мифология Open Source

Многие авторитетные представители ИТ-индустрии из года в год поют мантры о скором наступлении «Эпохи Open Source» в корпоративной ИТ-инфраструктуре. Однако их пророчества не спешат сбываться, в результате чего ПО с открытым кодом и его возможности для нужд бизнеса обрастают домыслами и кишат стереотипами, не имеющими ничего общего с реальностью. Некоторые из них заслуживают того, чтобы быть развенчанными при участии главных экспертов нашего издания – ИТ-директоров.    

Многие авторитетные представители ИТ-индустрии из года в год поют мантры о скором наступлении «Эпохи Open Source» в корпоративной ИТ-инфраструктуре. Однако их пророчества не спешат сбываться, в результате чего ПО с открытым кодом и его возможности для нужд бизнеса обрастают домыслами и кишат стереотипами, не имеющими ничего общего с реальностью. Некоторые из них заслуживают того, чтобы быть развенчанными при участии главных экспертов нашего издания – ИТ-директоров.   

Не исключено, что ряд мифов об Open Source и программном обеспечении на его базе являются следствиями разночтений в существующей терминологии. Запутаться в заимствованных из зарубежного опыта понятиях немудрено, особенно если они созвучны. Не случайно даже в культурной и образованной, насквозь западно-европейской Австрии, можно прямо на улицах встретить просветительские знаки: «No kangaroos in Austria».

Австрийский кенгуру

Говоря о программном обеспечении с открытым кодом, необходимо четко различать открытое и свободное ПО, которые часто перемешиваются в сознании участников рынка, образуя невообразимый хаос в понятийном аппарате. Под открытым ПО принято подразумевать программное обеспечение с открытым исходным кодом, которое может быть создано кем угодно, на любых условиях, в том числе за деньги и на заказ. Но при этом его ключевым признаком является, собственно, сам открытый исходный код, доступный для изучения и изменения, что позволяет дорабатывать ПО в процессе его использования. При этом перечень допустимых действий над открытым кодом может варьироваться от продукта к продукту и оговаривается в лицензии на его использование. Термин «открытое ПО» или «ПО с открытым кодом» произошел от сочетания Open Source – идеологии и торговой марки, созданной международной организацией Open Source Initiative. Именно эта организация диктует правила, которым должны соответствовать лицензии на открытое ПО.

Иным образом обстоит дело с так называемым свободным ПО. Свободное ПО – это не просто статус, как можно подумать из его названия, а модель распространения программного обеспечения, в рамках которой имущественные права на программный продукт предоставляются свободно вместе с самим продуктом, что предусмотрено в его лицензии. Свободная установка, запуск, изучение, модификация и распространение программы без согласия ее автора или иного правообладателя, и без обязательных денежных отчислений – фундамент, на котором зиждется концепция свободного ПО. Принципиальные отличия между открытым и свободным ПО находятся в идеологической плоскости. Апологеты свободного ПО отстаивают идею бесплатного распространения и модификации программных продуктов, тогда как сторонники Open Source рассматривают открытый код лишь как средство доработки и сопровождения программ. При этом лицензии на открытое ПО не требуют, чтобы оно распространялось безвозмездно, хотя многие открытые программные продукты действительно бесплатны.

Неправильная трактовка терминов «открытое» и «свободное» ПО затрудняет понимание их отличий от проприетарного программного обеспечения, правообладатели которого сохраняют за собой полную или значительную монополию на его использование, копирование и модификацию. В результате этого непонимания рождаются мифы, некоторые их которых до сих пор гуляют по ИТ-рынку.

Миф № 1. Проприетарное ПО, в отличие от ПО с открытым кодом, содержит меньше ошибок и обладает более качественной технической поддержкой.

Этот тезис не требует расшифровки – своим происхождением он обязан навязчивым рекламным лозунгам сторонников проприетарной модели распространения программных продуктов. По словам Сергея Горшенина, начальника отдела технического обеспечения и информационной безопасности ОАО «Светлана», утверждать, что проприетарное ПО содержит меньше ошибок, лучше «заточено» под нужды бизнеса и имеет более высококлассную поддержку, можно было лишь на заре появления ПО с открытым кодом. Но те времена давно миновали, и сегодня открытые программные продукты почти не уступают по качеству и функционалу проприетарным. Что же касается уровня технической поддержки, то он всегда прямо пропорционален стоимости контракта на обслуживание, и никак не связан с выбором между проприетарным и открытым ПО.

Миф № 2. Стоимость приобретения и внедрения программного обеспечения с открытым кодом – главное его преимущество над проприетарным ПО.

По словам Сергея Ершова, руководителя ИТ-отдела ООО «Ремонт, Реставрация, Реконструкция», цена вопроса действительно является определяющим для большинства компаний фактором при выборе того или иного программного решения, но только по отношению к его качеству и эффективности на выходе. Поэтому гораздо более наглядным критерием сравнения различных продуктов является совокупная стоимость их владения, включающая плату за лицензию, издержки на ввод в эксплуатацию, доработку и последующее использование, в том числе затраты на обучение сотрудников, которые используют это ПО, и на его техподдержку. Но этот критерий нельзя рассматривать в отрыве от решения насущных для компании задач. Поэтому в каждом конкретном случае при выборе между проприетарным и открытым программным обеспечением необходимо учитывать все эти факторы в комплексе. Только так можно найти ответ на вопрос, что же в итоге получится «и лучше, и дешевле». Исходя из собственного опыта, Юрий Шойдин, ИТ-директор группы компаний «Интарсия» добавляет, что сэкономить на открытом ПО можно лишь при условии его внедрения силами внутреннего ИТ-подразделения, в противном случае оно может обойтись в разы дороже проприетарного.

Миф № 3. Благодаря открытости кода программное обеспечение более универсально и проще интегрируется с другими решениями.

Этот миф относится к заблуждениям с точностью до наоборот. ИТ-директора сходятся во мнении, что проблемы с сопряжением открытого и проприетарного ПО являются чуть ли не главным препятствием для широкого использования решений первого типа. По оценке Юрия Шойдина, эти проблемы обычно выражаются в использовании разных, несовместимых форматов документов и данных. И если внутри компании они худо-бедно разрешимы, то при осуществлении информационного обмена с объектами, находящимися за периметром корпоративной инфраструктуры, несогласование форматов данных проявляет себя в полной красе, и поделать с этим что-либо трудно. Хотя с каждым годом таких несогласований остается все меньше и меньше, легче от этого пока что не становится.

Миф № 4. Открытое ПО избавляет компанию от коммерческой зависимости, навязываемой ей разработчиками проприетарных программных продуктов.

Подобное заблуждение относится к разряду особо опасных и дорого может обойтись компании. Любое программное обеспечение всегда привязывает заказчика к его разработчикам и технической поддержке. По словам Александра Куприянова, ИТ-директора НПО им. Лавочкина, даже если автором заказного решения с открытым кодом является собственный ИТ-отдел, предприятие все равно попадает в зависимость от него. А вот от кого лучше зависеть – от проприетарного вендора и его партнерской сети или от конкретных людей, работающих в штате компании или даже не имеющих к ней отношения, – еще не известно. При этом, чем уникальнее используемое компанией решение, тем выше вероятность шантажа со стороны того, кто обеспечивает его поддержку. Это традиционный риск, возникающий при использовании ПО с открытым кодом.

Миф № 5. Открытое ПО не подходит для критически важных бизнес-процессов компании.

Безопасность ключевых бизнес-процессов всегда важнее любой экономии на программном решении, поскольку в этом случае сбои в его работе могут обойтись компании слишком дорого. Однако большинство ИТ-директоров категорически не согласно с тем, что открытое ПО и критические бизнес-процессы – вещи несовместные. Этот миф также обязан своим происхождением стереотипам в отношении разницы в уровне и качестве обслуживания проприетарного и открытого ПО. «По опыту работу могу сказать, что проблемы возникают при использовании любого типа программного обеспечения, и в определенных ситуациях их приходится решать собственными силами, невзирая на наличие техподдержки», — комментирует Сергей Горешнин (ОАО «Светлана»). По его мнению, при трезвой оценке рисков, а также правильной настройке и проверке на стабильность компания может использовать для критических процессов как проприетарное, так и открытое ПО. Сергей Ершов из компании «Ремонт, Реставрация, Реконструкция» соглашается с коллегой, добавляя, что в некоторых областях открытое ПО уже полностью, без каких-либо доработок, готово для реализации критически важных бизнес-процессов.

Миф № 6. Проприетарное ПО – носитель лучших бизнес-практик.

За неоспоримое достоинство проприетарных информационных систем их разработчики часто стремятся выдать то, что заложенный в эти системы функционал зачастую представляет собой отработанные на чужом опыте бизнес-процессы, следование которым должно способствовать успеху в бизнесе. Этим, в частности, объясняется необходимость перестройки и оптимизации бизнес-процессов компании при внедрении таких систем. Их разработчики, противопоставляя свои шедевры программному обеспечению с открытым кодом, часто заявляют, что последнее требует при внедрении существенно более значительной кастомизации, которая может не принести желаемого эффекта (т.е. успеха в бизнесе).

По мнению Олега Вайнберга, ИТ-директора ритейловой сети «Компьютер-центр «Кей», утверждение о том, что лучшие бизнес-практики являются достоинством – заблуждение, сродни тому, что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. ИТ-решения – это всегда ноу-хау, всегда эффективный инструмент для конкурентной борьбы, поэтому никто и никогда не продаст никому секрет безусловного счастья и успеха в бизнесе. Этого придется добиваться самостоятельно, не зависимо от типа используемого ПО. Заплатив же кучу денег за «лучшие практики», любая компания может превратиться в типичного середняка. Даже проприетарный софт, напичканный бизнес-практиками, требует адаптации под текущие бизнес-задачи, и если компания не осознает это, то она будет обречена на конкурентную борьбу одинаковыми средствами с точно такими же, как она, поклонниками «лучших бизнес-практик».

В сухом остатке

В завершение этого небольшого разоблачительного обзора хотелось бы подчеркнуть, что в нем перечислены далеко не все, а лишь некоторые, наиболее навязчивые стереотипы в отношении использования открытого и проприетарного ПО. Одна из причин удивительной живучести этих мифов заключается в том, что и открытый код, и проприетарность, и свобода ПО – это фундаментальные концепции распространения и использования программных продуктов, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы для всех участников рынка. Они продолжают вести конкурентную борьбу друг с другом, причем борьба ведется, в основном, в идеологической плоскости, поэтому апологеты различных точек зрения противопоставляют друг другу эмоциональные, а не рациональные аргументы. Используемые для этого агитационные и пропагандистские методы подпитывают старые мифы и порождают новые. Чтобы избавиться от них, нужно постараться абстрагироваться от идеологии и почаще делать осознанный выбор умом, а не сердцем.

==========================================================
КОММЕНТАРИИ CIO

Олег Вайнберг, ИТ-директор «Компьютер-центр «Кей»:
«Выйти из строя может любое ПО, но для проприетарного решения справедлива поговорка: нет такой стены, через которую не может перешагнуть верблюд, груженный золотом.»

Александр Куприянов, ИТ-директор НПО им. Лавочкина:
«Выбор программного решения необходимо осуществлять разумно, исключив посторонние по отношению к бизнесу факторы, в том числе идеологические.»
 
Сергей Ершов, руководитель ИТ-отдела ООО «Ремонт, Реставрация, Реконструкция»  
«Максимальной эффективности от внедрения и использования ПО необходимо добиваться правильной подготовкой и ведением проекта, пониманием его задач и целей. Внедрение открытого ПО не может быть целью, целью может быть правильное обеспечение бизнес-процессов предприятия с заданной эффективностью.»

Сергей Горшенин начальник отдела технического обеспечения и информационной безопасности ОАО «Светлана»:
«При покупке и внедрении проприетарного ПО часть рисков можно переложить на интегратора, что не всегда возможно при использовании продуктов с открытым кодом.»

Юрий Шойдин, ИТ-директор группы компаний «Интарсия»:
«В нашей компании использование свободного ПО ограничивается только второстепенными процессами.»

Текст: Алексей Комов


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021
Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00