Управление ресурсами в эпоху перемен

Логотип компании
В условиях кризиса продажи ERP-систем заметно снизились, однако участники рынка убеждены, что это кратковременное явление.
В условиях кризиса продажи ERP-систем заметно снизились, однако участники рынка убеждены, что это кратковременное явление. Как только экономическая ситуация в стране стабилизируется, Россию ждет очередной бум на внедрение решений для оптимизации управления бизнесом. А это значит, что вопросы определения сущности ERP-систем и требований к ним, а также выбора конкретных продуктов, их поставщиков и подходящего момента для внедрения по-прежнему актуальны для многих компаний.   

Обычно понимание термина ERP ограничивается его дословным смыслом: enterprise resource planning, что означает планирование ресурсов предприятия. Однако к определению того, что же представляет собой современная ERP-система, все разработчики и поставщики подходят по-разному. Причем, различия в трактовках обычно упираются в то, какой функционал с точки зрения той или иной компании должна обеспечивать система. По словам главного эксперта компании «Компас», к.т.н. Игоря Якобсона, на Западе принято считать, что такие подсистемы как WMS (управление складом), EAM (управление фондами), CRM (управление взаимоотношениями с клиентами) и HRM (управление человеческими ресурсами) не должны являться частью ERP-системы. Для этого существуют отдельные продукты, которые в процессе автоматизации бизнеса связываются в единое информационное пространство. Но у крупнейших поставщиков ERP-систем иной взгляд на то, какими возможностями должен обладать их продукт.

Андрей Филатов, руководитель департамента по работе с клиентами компании SAP в СНГ, отмечает, что в соответствии с задачами современного бизнеса SAP поставляет намного более широкий спектр решений, далеко превосходящий по охвату традиционный набор модулей ERP. В качестве примера он приводит подсистемы CRM, SRM, SCM, BI, бюджетирования, планирования и консолидации.

По мнению Натальи Сидоровой, регионального директора Epicor  в России и странах СНГ, ERP-система — это, прежде всего, ядро управления бизнесом, которое дополняется различными инструментами визуализации, анализа, планирования и прогнозирования. Однако в России под фразой «внедрение ERP» может подразумеваться как решение какой-то одной узкой задачи (например, автоматизации управленческого учета), так и комплекса задач в рамках единой информационной системы. Это обусловлено тем, что ERP-системы по архитектуре являются модульными и подразумевают возможность поэтапного внедрения и масштабирования.

«В нашем понимании ERP-системы, помимо функциональности, должны удовлетворять определенным требованиям. Их задача не просто автоматизировать управление финансами, взаимоотношениями с клиентами, производством и логистикой, но и оптимизировать эти процессы», - добавляет к мнениям коллег Владимир Водянов, директор Microsoft Business Solutions в России.

Предпосылки выбора


Дополнительный смысл в понятие ERP-систем привносят изменившиеся предпосылки их выбора. По словам Максима Андреева, руководителя направления бизнес-приложений компании КРОК, в условиях кризиса у заказчиков произошло переосмысление ценности корпоративных информационных систем и изменились требования к ним.

Практически ни одна компания уже не готова тратить несколько лет на  внедрение ERP-системы, а бизнес-эффект от ее использования необходим клиентам в максимально сжатые сроки. «В условиях кризиса основное требование к внедрению ERP — побыстрее да подешевле, то есть системы устанавливаются с минимальными доработками, включая только самый необходимый функционал, гарантирующий пользу для бизнеса», - констатирует Алексей Яковлев, руководитель отдела внедрения бизнес-приложений компании «АйТи». Однако Виталий Баум, старший менеджер по развитию бизнеса компании Ciber, уточняет, что стоимость решения не вызывает вопросов у заказчика, если она адекватна эффективности и выгодам от внедрения.

«Цена и функциональность – это очень важно, однако при выборе ERP компаниям следует учитывать и другие факторы», - подчеркивает Яркко Элонен, руководитель направления решений для торговли и логистики компании Tieto. По его словам, одним из важнейших критериев является оценка технических возможностей интегратора и набор услуг, который он может предоставить клиенту до и после завершения проекта. В частности, заказчики хотят видеть примеры реализации аналогичных проектов, а также заинтересованы в поддержке своих решений на протяжении всего жизненного цикла.

По словам Владимира Скородумова, директора направления отраслевых решений
компании  «КОРУС Консалтинг», активизировались проекты по модернизации уже внедренных ERP-систем в части добавления новой функциональности, дающей немедленный финансовый эффект. Например, компании, которые не отказались от использования кредитных ресурсов, внедряют модули управления кредитами, дабы четко понимать графики их погашения и иметь актуальную историю взаимоотношений со всеми банками.

«Наряду с этим заказчики стали больше внимания уделять соответствию предлагаемого решения отраслевой специфике, поскольку они не готовы нести дополнительные издержки по его адаптации под собственные нужды», - дополняет мнение коллег Денис Катюшин, руководитель дирекции по реализации проектов в промышленном секторе компании Optima Consulting. Актуальные задачи у предприятий разных отраслей, по его мнению, тоже разные. Например, энергетики делают акцент на учете выработки, сбыта электроэнергии и своевременного сбора платежей. Промышленные предприятия оптимизируют затраты, сокращая производственные и общехозяйственные издержки, снижают материальные и производственные запасы за счет более точного планирования. Транспортные компании стараются обеспечить более полный и точный учет затрат на всех стадиях перевозки и хранения грузов. При этом все клиенты, независимо от отрасли, сходятся в одном: ERP-система должна быть эффективным инструментом, который позволяет не только управлять бизнес-процессами предприятия, но и выявлять и использовать все возможные резервы.

Момент истины


Существует множество различных признаков, позволяющих определить целесообразность внедрения ERP-системы на предприятии. По мнению Алексея Яковлева из «АйТи», руководителю стоит задуматься об этом, как только он заметит, что принятие более 50% его управленческих решений требует проведения масштабных совещаний или длительного согласования. Если ответ на простой вопрос о деятельности предприятия вызывает серьезные затруднения у топ-менеджмента, а информация, необходимая для принятия управленческих решений перестает быть простой, доступной и понятной - значит, настал час ERP.

К причинам, по которым руководство может принять решение о внедрении ERP-системы, относятся и соображения имиджевого характера, и требования инвесторов, и попытка использовать это событие как катализатор серьезных изменений в компании. «Однако в настоящее время главным поводом внедрения ERP-системы становится конкретная ситуация, потери от неразрешения которой в разы превышают инвестиции в автоматизацию», - уверен Владимир Скородумов, директор направления отраслевых решений компания  «КОРУС Консалтинг».

По мнению Александра Бургардта, руководителя аналитического центра корпорации «Галактика» неавтоматизированных предприятий сегодня уже не существует. Другое дело, что устаревшие информационные системы могут не успевать за развитием бизнеса и не решать актуальных для него задач. Кроме того, во многих компаниях до сих пор  распространена лоскутная автоматизация отдельных процессов, которая не обеспечивает работу в едином информационном пространстве и не позволяет оценить общую картину.

Момент, когда существующие системы перестают соответствовать запросам предприятия в целом и его руководства в частности, и является решающим для перехода на ERP-систему. Однако конечное решение о внедрении ERP-системы зачастую принимает не IT-директор, а топ-менеджмент компании, и чтобы рационализаторские предложения были приняты, они должны говорить на одном языке. По мнению Александра Саксина, заместителя директора департамента корпоративных систем управления компании IBS, современные CIO должны быть не только профессионалами  в сфере IT, но и хорошими производственниками и экономистами, разбирающимися во всех аспектах деятельности предприятия. «Важно понимать, какие именно проблемы наиболее актуальны для бизнеса конкретной компании, и тогда задача CIO сводится к тому, чтобы объяснить, как именно та или иная ERP-система поможет их преодолевать», - добавляет Антон Яковлев, руководитель группы ERP-консалтинга компании Tieto.

Помощь зала

Помощь в выборе ERP-системы из доступных на рынке вариантов может оказать опыт продаж ведущих поставщиков. Так, решения компании «Компас» в основном приобретают крупные (от 5 тыс. до 15 тыс. сотрудников) и средние (от 1,5 тыс. до 5 тыс. сотрудников) промышленные предприятия, преимущественно машиностроительной и финансовой отрасли. По словам Андрея Филатова, в компании SAP принято сегментировать клиентов на крупный, средний и малый бизнес. Основными драйверами продаж ERP от SAP являются представители верхнего сегмента среднего бизнеса и нижнего сегмента крупного бизнеса (Upper Mid Enterprise и Lower Large Enterprise). На эти же сегменты, преимущественно, ориентированы и разработки Epicor. «В этом вопросе мы руководствуемся международной терминологией, согласно которой к среднему бизнесу относятся компании со штатом 100-1000 сотрудников и оборотом $50-$250 млн., а к нижнему сегменту крупного бизнеса – компании с численностью от 1 тыс. до 3 тыс. сотрудников и оборотом до $999 млн», - поясняет Наталья Сидорова, региональный директор Epicor  в России и странах СНГ. По ее словам, чаще всего клиентами Epicor становятся территориально распределенные  российские и международные компании, которым необходимо отслеживать все данные по филиалам  и получать финансовую отчетность в едином формате.

С недавних пор на рынок ERP-систем для SMB вышла и компания Microsoft. По словам Владимира Водянова, директора Microsoft Business Solutions в России, на малые предприятия с числом пользователей ERP-системы 5-10 человек ориентировано решение Microsoft Dynamics NAV EXPRESS, выпущенное в июле 2009 г. Средние предприятия с десятками пользователей системы отдают предпочтение Microsoft Dynamics NAV. Наконец, компании, в которых насчитываются сотни пользователей ERP-системы, выбирают «тяжелую» артиллерию - Microsoft Dynamics AX. Тестирование последней версии этого продукта, Microsoft Dynamics AX 2009 показало, что он может бесперебойно работать, когда в системе одновременно находится 2250 активных пользователей.

Своими руками


Несмотря на изобилие широко известных коммерческих продуктов, компании нередко отдают предпочтения ERP-системам заказной и даже собственной разработки. Каждый из этих вариантов автоматизации имеет как преимущества, так и недостатки. По словам Дмитрия Островского, технического директора компании «РАМЭК», коммерческие ERP-системы являются реализацией отработанной методологии планирования деятельности предприятия. Если компании необходимо привести бизнес-процессы в соответствие с международными нормами, то оптимальный выбор –  внедрение коммерческой ERP-системы. А заказные и собственные разработки позволяют компании не перестраивать бизнес под заложенную в систему методологию, а, напротив, максимально адаптировать систему под специфику своего бизнеса. Однако Дмитрий Островский обращает внимание на то, что для разработки ERP-системы с нуля нужно очень четко понимать, какие аспекты и какие процессы бизнеса необходимо автоматизировать, а также какую специфическую функциональность должна обеспечивать система и как организовать эффективные транзакции. Все это требует чрезвычайно высокой квалификации специалистов, которые будут формировать техническое задание на разработку системы.

Мировая практика показывает, что в любой ERP-системе функционал является на 85% типовым, поэтому в большинстве случаев разрабатывать систему «с нуля» нет смысла. Однако Владимир Скородумов из «КОРУС Консалтинг» подчеркивает, что существуют компании с уникальными бизнес-процессами, для которых «самописная» система является единственной возможностью учесть все нюансы работы предприятия. Именно поэтому Кирилл Соловейчик, генеральный директор компании «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» принял решение разработать собственную ERP-систему. По его словам, аргументами за принятие такого решения являлись также высокая стоимость коммерческих продуктов и наличие в штате компании опытных разработчиков.

В некоторых случаях «самописная» система может оказаться лекарством против «лоскутной» автоматизации. К примеру, ГК «Бекар» долгое время использовала множество коммерческих офисных приложений, не объединенных единой информационной системой. Поэтому, по словам Алексея Максимачева, IT-директора ГК «Бекар», было принято решение разработать собственную интранет-систему, которая объединила бы используемые в компании бизнес-приложения. В нее включена система распределения доступа к информации, веб-интерфейсы для работы с информацией в различных приложениях, а также отчеты, собираемые из разных подсистем.

Нина Кварацхелия, руководитель департамента корпоративных систем управления Группы ARBYTE отмечает, что  решение «на заказ» может потребоваться тогда, когда в компании существуют разрозненные системы для разных подразделений, которые становятся причиной дублирования информации, несоответствия в отчетности, трудоемкого документооборота, невозможности провести детальный анализ и сводное планирование. В этом случае компания имеет возможность объединить информацию о ресурсах с помощью единой информационной системы. И чем больше нюансов бизнеса конкретного предприятия будет учитывать эта система, тем больший эффект принесет ее внедрение.

По мнению Максима Андреева из КРОК, основное преимущество «самописных» систем заключается в небольших инвестициях на начальном этапе внедрения, так как оно полностью осуществляется собственными силами компании. Таким образом, при расчете стоимости проекта учитывается только фонд оплаты труда команды программистов. Главным же недостатком «самописных» систем Максим Андреев считает то, что на очередном этапе развития предприятия они становятся стопором, поскольку срок адаптации таких систем под новые требования бизнеса обычно довольно велик. Также самописные ERP-системы практически не документируются, что приводит к сложностям при передаче развития системы от одной команды разработчиков к другой, и даже при любых изменениях в составе этой команды. А любая зависимость от человеческого фактора – это риск для бизнеса. Александр Бургардт, руководитель аналитического центра корпорации «Галактика» напоминает также о требованиях по защите информации, в частности – о защите персональных данных. Согласно Федеральному закону №152-ФЗ в организациях, которые оперируют персональными данными, допускается использовать только сертифицированные системы их обработки. Но получить сертификат на «самописные» системы практически невозможно.

По мнению Алексея Яковлева из «АйТи», эффективный путь из этого тупика — единовременная интеграция уже существующих собственных и заказных разработок на базе коммерческой платформы. Алексей Яковлев допускает компромисс, при котором специфическая функциональность создается и развивается собственными силами компании, а стандартный функционал приобретается на рынке и внедряется силами профессионалов.

Имидж — ничто

Эксперты сходятся во мнении относительно того, что в условиях кризиса рынок информационных систем изрядно «просел». По словам Натальи Сидоровой из Epicor, спад ощущают практически все крупные игроки рынка. Уменьшилось количество сделок, когда систему приобретают из соображений престижа или потому что это модно. Сегодня большинство компаний тщательно считают деньги и покупают систему только тогда, когда в этом действительно есть потребность.

«На рынке ожесточилась конкуренция, зачастую доходящая до неприкрытого демпинга, и чтобы сохранить докризисный объем продаж, нам приходится прилагать впятеро больше усилий, чем раньше», - подчеркивает Владимир Скородумов из  «КОРУС Консалтинг». Андрей Филатов отмечает, что компания SAP в условиях кризиса стала больше фокусироваться на позиционировании конкретных выгод, которые получит тот или иной клиент от внедрения системы, включая Value Engineering (так называемый расчет окупаемости решения).

Александр Бургардт из корпорации «Галактика» обращает внимание на то, что в сложной экономической ситуации компании стали чаще комбинировать решения различных вендоров. К примеру, те задачи, которые не были автоматизированы в рамках проектов внедрения зарубежных ERP-систем, в условиях кризиса часто закрываются российскими разработками, позволяющими сэкономить на стоимости лицензий и услуг по внедрению..

По частям или сразу?

По словам Александра Бургардта, современная ERP-система должна быть модульной. У каждого предприятия своя специфика и собственный путь развития, и только модульная структура позволяет выбрать именно ту конфигурацию, которая необходима конкретному заказчику. «В последнее время внедрения ERP-систем носят преимущественно модульный характер», - отмечает Алексей Яковлев, руководитель отдела внедрения бизнес-приложений компании «АйТи». Комплексный проект требует много времени и возникает  вероятность, что к моменту его завершения используемые технологии и процедуры устареют, а их эффективность для бизнеса существенно снизится. Поэтому автоматизацию бизнеса разумно строить итерационно, имея в голове общую концепцию, и на каждом этапе ориентироваться на передовые разработки и технологии, и тратить на них ровно столько, сколько нужно для получения оптимального результата.

По словам Владимира Скородумова из компании «КОРУС Консалтинг», в экономике сложилась слишком неопределенная ситуация, и даже те компании, кому требуется полномасштабное внедрение, разбивают проект на очереди в соответствии с приоритетами бизнеса. Из-за этого один большой проект превращается в целую программу отдельных мероприятий. «Так нашим клиентам проще принимать решения, выделять инвестиции и контролировать результат», - подчеркивает Владимир Скородоумов.

В условиях кризиса все четче проявляется тенденция автоматизации отдельных участков бизнеса, от которых руководство компаний ожидает наибольшую отдачу. Однако, по мнению Александра Саксина, заместителя директора департамента корпоративных систем управления компании IBS, основная ценность от внедрения ERP-системы заключается в организации сквозных процессов и цепочек, увязки производственных, сбытовых и финансовых планов и бюджетов. Именно это способствует ускорению принятия управленческих решений и повышению эффективности бизнеса.

КОММЕНТАРИИ:

Владимир Водянов, директор Microsoft Business Solutions в России:
Весной 2009 г. оживился спрос со стороны компаний, которые раньше не были нашими заказчиками, на недорогие, быстро внедряемые решения. Именно поэтому мы предложили рынку Microsoft Dynamics NAV EXPRESS. Заметен также интерес к ERP-системам и со стороны компаний, которые и раньше активно использовали наши технологии, а теперь решили  усовершенствовать и оптимизировать внедренные у них решения для повышения собственной конкурентоспособности.

Виталий Баум, старший менеджер по развитию бизнеса компании Ciber:
Кризис заставил многие компании отложить внедрение ERP-систем. Однако это связано не с тем, что в них отпала необходимость, а с тем, что у компаний резко снизились оборотные средства, которые можно было бы инвестировать в данные проекты. Те же компании, которые не испытывают дефицитов средств, поспешили запустить проекты внедрения ERP-систем, что позволит им быть готовыми и в будущем к подобного рода экономическим ситуациям.

Алексей Максимачев, IT-директор ГК «Бекар»:
Недостатков «самописных» информационных систем много. Специалистов для их разработки не так много, они достаточно дороги и этого зачастую бывает достаточно, чтобы уже на первом шаге отказаться от собственной разработки. Вторая проблема состоит в том, что компания попадает в зависимость от разработчика, написавшего информационную систему. Заменить такого специалиста крайне тяжелая задача. Третья проблема – это поддержка. Часто случается так, что специалист, разрабатывавший систему, вынужден потом ее и поддерживать. В какой-то момент это становится слишком дорогим удовольствием для компании. Плюсов в «самописных» системах по количеству, наверное, гораздо меньше. Во-первых, такая система создается под бизнес-процессы конкретной компании, поэтому ее внедрение проходит более «мягко», а компании не приходится подстраиваться под работу информационной системы. Но самое главное преимущество заключается в том, что эффективность «самописной» информационной системы может быть на порядок выше, чем у готового решения.

Кирилл Соловейчик, генеральный директор компании «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ»:
Кто-то полагает, что тиражируемое ПО стоит намного дешевле индивидуального. Если это так, то почему же стоимость лицензий и их поддержки ежегодно растет? Добавив к этому неизбежную необходимость компании покупать не нужный ей функционал «в довесок», мы приходим к не такой уж неоспоримости дешевизны тиражных систем. Собственные и заказные разработки всегда более технологичны, поскольку их программисты свободны в выборе платформ для разработки, тогда как поставщики тиражных решений являются заложниками необходимости обеспечить совместимость и преемственность их решений. Заказные системы обычно передаются заказчику вместе с исходным кодом, что существенно повышает их безопасность. Что же касается мифа о том, что чем больше и известнее разработчик – тем менее вероятно его банкротство, то не лишним будет вспомнить судьбу компании JD Edwards.

Наталья Сидорова, региональный директор Epicor  в России и странах СНГ:

В нынешних сложных экономических условиях компаниям приходится тщательно взвешивать все за и против, принимая решение о приобретении ERP-системы. Прежде всего, об этом стоит задуматься, когда существующие инструменты перестают справляться с обработкой возросшего количества данных. Если на предприятии остро ощущается нехватка информации о текущем положении дел, если эта информация противоречива, если очевиден разрыв между финансовыми, операционными показателями деятельности и показателями деятельности отдельных сотрудников и ресурсов, то внедрение системы является насущной необходимостью.

Денис Катюшин, директор дирекции по реализации проектов в промышленном секторе Optima Consulting:
Сравнивать распространенные на рынке ERP-решения и «самописные» ERP-системы достаточно сложно. Связано это в первую очередь с тем, что информации о возможностях «самописных» ERP-систем и реализованных на их базе проектах очень мало. На первый взгляд к преимуществам «самописных» ERP-систем можно отнести практически полную адаптацию системы под бизнес-процессы предприятия, невысокую стоимость внедрения, дружественный интерфейс системы за счет реализации большинства пожеланий пользователей. Но в итоге все приведенные плюсы оказывают серьезное влияние на стоимость владения решением. Величина последней определяется необходимостью постоянного содержания большого штата разработчиков, которые адаптируют «самописную» систему под изменяющиеся требования законодательства и развивают ее функционал.

Нина Кварацхелия, руководитель департамента корпоративных систем управления Группы ARBYTE:
Как показывает практика, предприятия-конкуренты существенно отличаются друг от друга по своей структуре, бизнес-процессам и ролям сотрудников. Поэтому основное преимущество индивидуальных систем в том, что они могут быть доработаны непосредственно под заказчика. Второе существенное преимущество – это опыт разработчика, который поможет заказчику выбрать оптимальный вариант и полностью использовать весь функционал системы эффективно (функционал «коробочной» ERP-системы обычно либо слишком мал, либо слишком велик и не используется полностью). Из минусов можно отметить высокую стоимость, так как любые индивидуальные доработки требуют трудозатрат высококвалифицированных специалистов.

Андрей Филатов, руководитель департамента по работе с клиентами SAP СНГ:

Основные проблемы компаний, которые не имеют ERP-систем, связаны с получением достоверных данных о своей деятельности. Это снижает возможности руководства по принятию правильных бизнес–решений и повышает риски, связанные с деятельностью компании, и, как следствие, повышает накладные расходы. Сегодня особенно остро стоят вопросы повышения эффективности деятельности, сокращения расходов и выживаемости компании, поэтому внедрение ERP-систем зачастую является наиболее оправданной инвестицией для любых компаний из любых секторов экономики.

Дмитрий Островский, технический директор компании «РАМЭК»:
Серьезным аргументом в пользу заказной разработки может служить отсутствие на рынке подходящей коммерческой системы. Ели коммерческую систему нужно дорабатывать более чем на 40%, имеет смысл задуматься о заказной разработке. Есть вероятность, что это получится экономически эффективнее в силу более низкой стоимости «небрендовых» специалистов. Для автоматизации уникальных бизнес-процессов можно разрабатывать не ERP-систему, а отдельный функциональный модуль. Серьезным аргументом против «самоделок», о котором CIO нужно задуматься сразу, это вероятность архитектурных ошибок при проектировании решения и неправильный выбор технологической платформы. Коммерческие решения проверены временем, они постоянно развиваются и дорабатываются. При заказной же разработке все риски берет на себя заказчик.      


Текст: Алексей Комов

Опубликовано 16.10.2009