В детстве у каждого были кубики…

Логотип компании
Ни для кого не секрет, что от качества стройматериалов напрямую зависит качество дома. Чем лучше кирпичи, чем они однороднее, тем лучше дом. И, наоборот, построенный из разных по прочности и по размеру кирпичей (не говоря о эстетике) дом вряд ли будет качественным.  

Ни для кого не секрет, что от качества стройматериалов напрямую зависит качество дома. Чем лучше кирпичи, чем они однороднее, тем лучше дом. И, наоборот, построенный из разных по прочности и по размеру кирпичей (не говоря о эстетике) дом вряд ли будет качественным. 

Аналогии на тему кирпичей и рабочих станций провели в совместном опросе Южно-Российский, Новосибирский и Удмуртский CIO-клубы. Среди участников опроса около 61% составили IТ-директора компаний с числом компьютеров более 100,  и 21% - с числом компьютеров более 50-ти.

Портрет рабочей станции

CIO трех клубов точно знают, «что находится внутри только что купленной рабочей станции».  Типовая рабочая станция – это собранный в России (75%) компьютер с процессором Intel Core2 Duo (53%), оперативной памятью размером 1GB (74%), жестким диском 80-160GB (71%), с интегрированной видеокартой (95%) и монитором размером 17 дюймов (53%). Менее популярна станция со следующими характеристиками: процессор Intel Celeron (28%), оперативная память 2GB (22%), жесткий диск 160-500GB (27%), монитор 19 дюймов (35%).

Наличие мультимедийности IТ-директора, судя по всему, считают пятым колесом в телеге: звуковые колонки приобретают только с 8% компьютеров, с 4% идет в комплекте веб-камера, с 3% - микрофон. Чаще приобретается DVDROM (26%) и DVDRW (26%). Несмотря на разговоры в среде IТ и попытки вендоров выпускать рабочие станции с процессорами AMD, только 6% IТ-директоров поддерживают данную идею.

Что почем?

Как показал опрос Gartner, в 1-м квартале этого года IТ-директорам по мере того, как бизнес формировал свой подход к преодолению мирового финансового кризиса, пришлось пересмотреть свои бюджеты.
Более других экономны Южнороссийские CIO: у 69% организаций стоимость приобретаемых станций лежит в пределах 17000 рублей. Поговоркой «скупой платит дважды» руководствуются CIO из Удмуртии, где у 56% опрашиваемых рабочие станции дороже 17000 рублей (табл.1). Мнение, что IТ-директор в силу тех или иных причин не может купить то, что ему требуется, косвенно подтверждают следующие цифры: CIO, которых полностью или частично не устраивает в приобретаемых компьютерах надежность - 26%; производительность -25%:  стоимость (43%).

Таблица 1

Компания NPD Market Research, занимающаяся исследованием компьютерного рынка, собрала информацию о средних мировых ценах на компьютеры. Так, по данным этой компании, средняя стоимость настольных ПК на базе ОС Windows в последние несколько лет находится на уровне 550 $, что эквивалентно 17186 руб. (по курсу ММВБ на 2.07.09). Примерно такая же ситуация в России. Кстати, согласно опросу, полностью удовлетворены стоимостью приобретаемых компьютеров 57% CIO.

В связи с кризисом понятно желание IТ–директоров наряду с удешевлением рабочих станций эксплуатировать их, так сказать, «до последнего вздоха», причем наиболее рачительными хозяевами являются Удмуртия и Ростов: там срок службы рабочих станций более 5 лет зафиксирован на 78 и 59 процентов предприятий соответственно (табл.2). Вот как ситуацию комментирует Сергей Горицкий (Клуб CIO Удмуртии): «Потребность в компьютерах очень большая, а бюджет на закупки ограничен. Поэтому, если есть хотя бы минимальная возможность использовать устаревшие ПЭВМ, мы их используем, а если не ломается – не трогаем: пользуются ведь люди. Старые машины ремонтируем только в том случае, если ремонт несложный и занимает не более часа, иначе говорим пользователю: «проси новую», и разбираем на запчасти. В общем, это все от недостатка денег, «бережливость не порок». Думаю, что когда начнем считать совокупную стоимость владения – ситуация изменится»

  • Таблица 2

    Эта ситуация  подтверждается Джорджем Шиффлером (George Shiffler), директором по исследованиям агентства Gartner: «В период рецессии пользователи склонны продлевать срок использования оборудования, это касается как настольных, так и мобильных ПК. Хорошая новость для игроков на этом секторе рынка – устаревшие компьютеры все равно будут заменены, просто не сейчас, а позже. По нашим данным, пользователи приступят к активному обновлению своих систем в 2010 и 2011 гг.». Таким образом, IТ-директору придется подождать обновления парка как минимум до следующего года. Понятно, что когда компьютеры используются до их естественной «смерти», продажи снижаются. Как утверждает Gartner, поставки настольных систем в 2009 г. составят 125 млн. штук - это на 15,7% меньше по сравнению с 2008 г.

    У патриотов (коими, согласно опросу, более других являются Южная Россия и Удмуртия) нет повода воскликнуть: «За державу обидно!». Компьютерам российской сборки отдают предпочтение 78% IТ-директоров в Удмуртии и Южной России, 70% - в Новосибирске.
    Ситуация с рецессией мировой экономики не подстегнула CIO к приобретению и внедрению терминальных решений. Количество организаций, где терминалы превышают половину компьютеров, в среднем, составляет не более 9%, хотя респонденты из Южно-Российского клуба говорят о том, что у них этот показатель равен 22%.  Призадуматься над перспективами применения терминалов в непростое кризисное время призывает Константин Мирошниченко (Южно-Российский CIO клуб): «Используемое нами терминальное решение на тонком клиенте нас устраивает полностью. Хотя его стоимость сравнительно высока – примерно 20000 рублей за клиента и лицензию - плюсы несомненны: отсутствие операционной системы, не нужны антивирусы, нет двигающихся деталей, централизованность даже по сравнению с классической системой терминального доступа - в тонких клиентах нет ни одной настройки, 4 ватта потребление энергии системного блока, высокая надежность (из 400 клиентов за 5 лет эксплуатации вышло из строя только 6)».

    Продаем? Нет, покупаем!

    Решающее слово при приобретении компьютеров принадлежат CIO (47%), что не может не радовать. В Южной России (25%) и в Новосибирске (26%)  IТ-директор имеет единоличное право распоряжаться этим событием 9 (табл. 3). Однако примерно у такого же количества опрошенных CIO имеется только совещательный голос.

    Таблица 3

    Согласно опросу, IТ–директора приобретают рабочие станции преимущественно у местных вендоров (88% - в Южной России, 78% - в Удмуртии, 70% - в Новосибирске) (табл.4). На вопрос «Почему IТ-директора не приобретают компьютеры централизованно, в Москве, например?»  Игорь Спасенов (Южно-Российский CIO клуб) отвечает так: «Вы же не едете в Москву покупать телевизор! Во-первых, тратятся время и деньги на доставку, во-вторых, на месте у нас тесная связь с поставщиком, и, в-третьих, возврат в случае поломки не превращается в проблему. Ну а возможные скидки выеденного яйца не стоят. К тому же, я больше чем уверен: Москва к нам, как к клиентам, будет относиться снисходительно. А местные поставщики нас очень уважают». Трудно не согласиться с такими доводами. Что ни говори, дороги, деньги и личные контакты в российском бизнесе играют первоочередную роль.

    Таблица 4

    Интересная ситуация сложилась в Новосибирске. Там компьютеры, собираемые самостоятельно силами IТ-персонала, составляют 17%  (Удмуртия -11%, Южная Россия -0%). Вот что говорит по этому поводу Дмитрий Михантьев (Новосибирский CIO-клуб): «Не всегда состав компонентов, входящих в готовый компьютер, полностью удовлетворяет службу IТ, есть свои предпочтения по брендам и моделям комплектующих».

    ОС в нагрузку

    Цена операционной системы, устанавливаемой при сборке рабочей станции, может доходить до 10% от стоимости всей рабочей станции. Причем, в последнее время производителей в принудительном порядке заставляют устанавливать ОС на компьютер, не считаясь с мнением заказчиков.

     Таблица 5

    IТ-директора разных регионов разошлись во мнении - иметь или не иметь предустановленную операционную систему на приобретаемом компьютере, 57% CIO  Новосибирска, Удмуртии и Южной России решительно говорят: «не ставить»,  а 63%  убеждены, что это крайне полезный «довесок» (табл.5). Алексей Хадиятов (Южно-Российский CIO клуб) считает: «Предустановленная операционная система позволяет сэкономить рабочее время IТ-персонала компании и ускорить ввод в эксплуатацию рабочих станций». Аналогичная точка зрения у Сергея Вольфа (Южно-Российский CIO клуб): «В нашей компании стандартами на приобретение рабочих станций закреплено приобретение компьютеров с обязательной предустановленной ОС. Это вызвано наличием соглашения с производителем ПО, в соответствии с которым мы обязаны иметь на всех рабочих станциях корпоративные версии. Кроме того, при любой проверке управлением «К» первое, что будет выясняться – наличие наклейки на системном блоке, и уже потом будут заданы вопросы по поводу документации и того, что именно установлено на компьютерах. Конечно, есть и другие варианты: использование бесплатного ПО, приобретение специализированных комплектов ОС, но чаще всего они либо несущественно дороже, либо возникает разрыв во времени поставки, а значит - в это время рабочая станция не будет введена в эксплуатацию».

    Иное мнение у представителей Новосибирска. Вот что отмечает Дмитрий Михантьев: «Я считаю, что предустановленная операционная система – это дополнительные затраты, так сказать, вмененный негласный «налог на Microsoft». Но ведь возможны всякие варианты, например, корпоративная лицензия на ОС уже приобретена, или предполагается установка другой ОС, или планируется установка ОС в соответствии с корпоративным стандартом, что влечет за собой снос предустановленного ПО». Вторит ему Виталий Зюляев (Новосибирский CIO-клуб): «Как правило, для сокращения времени инсталляции в IT-отделе компании существует набор образов для рабочих станций. В них уже имеется полноценный набор приложений, необходимых сотруднику функционального отдела для выполнения своих обязанностей. А если есть регламент на организацию рабочего места, то генерация его из образа - оптимальный вариант. В этом случае предустановленная версия ОС удаляется».

    Один из вариантов, который, возможно, примирит противоположные точки зрения CIO больших компаний Юга и Севера - приобретение компьютеров с образом ОС и ПО, установленном производителем «железа» по договору с компанией. Такой пакет должен включать ОС и набор программ, стандартных для данной компании. Безусловно, все ПО должно быть лицензировано и снабжено всеми необходимыми сертификатами.

    Кстати говоря, может быть CIO вздохнут свободнее от того, что недавно ФАС возбудила дело в отношении некоторых производителей ноутбуков по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции». ФАС сообщается, что «признаки нарушения антимонопольного законодательства усматриваются в согласованных действиях компаний — производителей ноутбуков, которые предустанавливали операционную систему одного и того же производителя на ноутбуки, покупателями которых являются потребители, не имеющие возможности в большинстве случаев выбрать и приобрести необходимую модель ноутбука без предустановленной операционной системы, либо не имея возможности отказаться от использования навязываемой вместе с покупкой продукции». Как говорится, поживем - увидим.

    Сам себе сервис-центр

    Поскольку компьютер всегда приобретается в определенных целях, понятно стремление CIO осуществить его ремонт как можно быстрее, не останавливая производственный процесс на длительное время. Как выяснилось из опроса, в данном случае сервисная служба IТ-директору не помощник. Чаще всего (68%) рабочая станция ремонтируется долго (более 3 рабочих дней) и бесплатно в сервисном центре, либо платятся деньги и неполадки устраняются быстро, своими силами (30%). Похоже, IТ-директора в целях экономии выбирают из двух зол наименьшее (табл.6).

    Таблица 6

    Горячими приверженцами идеи чучхе с опорой только на собственные силы являются IТ-директора Новосибирского клуба. Они полагают, что ремонтировать рабочие станции проще и быстрее силами IТ-службы (39%). Не столь оптимистично относятся к «самоделкиным» в Южной России  (28%) и (22%) в Удмуртии. Вот мнение Виталия Зюляева (Новосибирский CIO-клуб): «Для сокращения времени простоя в IТ отделе есть ЗИП для рабочей станции. Поэтому ремонт, как правило, сводится к поиску вышедшего из строя компонента системного блока (материнская плата, видеоадаптер, память, процессор, жесткий диск) и его замене в условиях отдела IТ. На сегодняшний день существует большое количество тестов, позволяющих весьма точно определить неисправность. А в случае работы с сервисным центром только период поиска неисправности может длиться несколько недель (в зависимости от загрузки сервисного инженера)». Мнение о слишком длительных ремонтах поддерживает Андрей Хрипунов (Южно-Российский CIO клуб): «В сервис мы сдаем только вышедшие из строя серьезные комплектующие, а, например, блоки питания, вентиляторы, даже жесткие диски меняем самостоятельно. Сломанные «винчестеры» списываем на подставки под кофе. Время дороже».

    Случай из жизни

    В одной компьютерной компании из относительно высокой зарплаты руководителя сервисной службы высчитывался каждый гарантийный ремонт. Понятно, в каком положении оказывался пришедший ремонтироваться по гарантии клиент. (Столь прогрессивный менеджмент не помог данной фирме, и она в конце концов развалилась.)

    Кто быстрее?

    Максимально ускорить процесс «заказ бизнеса - заказ компьютеров – получение – настройка - включение в работу», сократить время на прохождение каждого этапа – вот мечты IТ-директоров.

    Таблица 7

    Проблему быстрой настройки рабочей станции для ее использования по назначению максимально успешно решают в Удмуртии, там менее чем за 2 часа настраиваются 56% компьютеров, в Новосибирске – 48%, и только 25% - в Южной России (табл.7). Андрей Далгадьян утверждает: «Унификация парка компьютеров - мать порядка, а коль порядок наведен, разворачивание образа с готовым ОС и ПО позволяют запустить рабочую станцию, вытащенную из коробки, за 30 минут»

    В заключение

    Важность рабочих станций как структурного элемента IТ-инфраструктуры не поддается сомнению, поэтому столь велико внимание CIO к данной теме.

    В завершении обзора хочется поблагодарить руководителя Южно-Российского клуба ИТ-директоров Михаила Сахно, главу Новосибирского клуба Сергея Голубицкого и руководителя Удмуртского клуба Дениса Келейникова, а также  всех членов  CIO-клубов, которые приняли участие в опросе и своими ответами помогли прояснить ситуацию по данной теме. Относительная  схожесть ответов, полученных от CIO всех регионов, позволяет предположить, что российские IТ-директора двигаются в одном и - будем надеяться - правильном направлении.

    Владимир Пышнов, ИТ-директор. Ростов-на-Дону

  • Опубликовано 18.09.2009