IT ManagerИТ в бизнесеИнфраструктура

Рецепты экономной связи

| 09.09.2009

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Не секрет, что в условиях кризиса компании стремятся минимизировать любые виды операционных расходов. Эта вынужденная мера приводит к увольнению персонала, сокращению командировок, отказу от сервисной поддержки, замораживанию запланированных проектов, а также урезанию расходов на содержание офисов и филиалов. Часто «под раздачу» попадает и система корпоративных коммуникаций.

Представить себе успешный бизнес без мобильных телефонов, скоростного доступа в Интернет и корпоративных сетей просто невозможно. Но это вовсе не означает, что на связи нельзя сэкономить. Напротив, делать это можно и нужно. Однако жесткое ограничение объемов потребления телекоммуникационных услуг, отказ от дополнительных сервисов и выбор более дешевых тарифов – отнюдь не единственный и далеко не самый эффективный способ снижения издержек. Принципы экономии заложены в само «железо», которое используется для организации того или иного вида связи. Нужно лишь уметь его правильно эксплуатировать. Своим опытом, как с помощью тех или иных решений снизить затраты на корпоративную связь, с редакцией IT Manager поделились технические эксперты. Не исключено, что какой-либо из приведенных ниже рецептов окажется полезным и в вашем случае.

Обходной звонок


По умолчанию телефонный звонок отправляет голосовой сигнал по заведомо определенному маршруту. От сложности этого маршрута напрямую зависит стоимость услуги передачи голоса. По словам Александра Середы, специалиста по предпродажной поддержке корпоративных решений компании Alcatel-Lucent, одним из принципов сокращения расходов на голосовую связь является использование альтернативных маршрутов передачи сигнала с автоматическим выбором наиболее дешевого в данный момент времени и в данной точке соединения. При подборе оптимального маршрута можно руководствоваться степенью загрузки каналов, схемой тарификации в различное время суток и другими критериями, сказывающимися на стоимости соединения. В качестве альтернативного канала связи может быть использована даже сеть Skype, лишь бы при этом существенно не пострадало качество соединения.

Принцип маршрутизации вызовов с использованием соединений с минимальной стоимостью заложен в программный продукт компании Alcatel-Lucent под названием My Cellular Extension for Nokia. Это ПО устанавливается на GSM-телефоны с поддержкой Wi-Fi. Принцип его работы можно проиллюстрировать на следующем примере. По дороге на работу менеджер звонит из Москвы в Хабаровск по некоему междугороднему фиксированному тарифу оператора сотовой связи. Но как только он входит в офис и попадает в зону действия корпоративной сети Wi-Fi, все вызовы с мобильного телефона перенаправляются в нее. То есть, они превращаются в IP-звонки, стоимость которых в разы ниже междугородних тарифов сотового оператора. Сценарий организации мобильного звонка посредством My Cellular Extension может быть и более сложным. Например, при использовании функции business-callback абонент, совершая звонок с мобильного телефона, вместо прямого вызова через GSM-сеть получает обратный вызов от корпоративной системы связи, уже установившей соединение по межгороду посредством IP. При этом весь сложный механизм решения скрыт от пользователя, которому всего лишь нужно выбрать контакт и нажать кнопку вызова.

Магия IP-телефонии

Принцип маршрутизации вызовов заложен практически во все современные решения для организации корпоративной IP-телефонии. Однако это далеко не единственная функция таких решений. По мнению Наталии Дьяконовой, директора департамента телекоммуникаций компании КРОК, системы IP-телефонии на базе мультисервисных сетей являются оптимальной базой для создания центров обработки вызовов и реализации дополнительных сервисов, таких как интерактивные голосовые меню или унифицированная обработка сообщений. В противоположность известному подходу, когда телефон размещается на каждом рабочем месте, IP-телефония использует программное обеспечение, устанавливаемое на ПК и выполняющее функции «программируемого» телефона. По словам Александра Ивакина, директора по продажам компании Avaya в России и странах СНГ, такое ПО можно усовершенствовать, не прерывая рабочий процесс, не тратя средства на дополнительное оборудование и даже не подходя к каждому рабочему месту.

Компания Avaya предлагает комплексное решение IP Office для малых и средних предприятий. Это не просто телефонная станция, а многофункциональная система для передачи голоса, данных и организации доступа в Интернет. На основе IP Office с помощью несложного ПО и ряда настроек могут быть созданы продвинутый центр обработки вызовов и система интерактивного речевого взаимодействия с клиентом со встроенной голосовой почтой. При этом технология передачи голоса поверх IP (VoIP) позволяет сэкономить на трафике, поскольку междугородные звонки через IP-провайдера существенно дешевле, нежели через традиционных операторов связи. Кроме того, компания может отказаться от аренды или содержания выделенных телефонных каналов для связи между офисами и подразделениями. IP Office позволяет включить офисы в одну сеть, когда все отделения работают как единая АТС, а каждый из абонентов видит, снята ли трубка у коллеги из другого офиса. При этом благодаря технологии FMC (конвергенции фиксированной и мобильной связи) можно сократить расходы на услуги «мобильных» операторов. Тарифы на междугороднюю и международную связь у них, как правило, существенно выше, чем у фиксированных. Технология FMC позволяет сотрудникам организации в рабочее время изменить профиль мобильного телефона так, что любые звонки будут осуществляться через корпоративную телефонную систему. При этом право доступа сотрудника к данной функции контролируется путем идентификации его по номеру телефона. Так достигается экономия на разнице междугородных и международных тарифов фиксированных и мобильных операторов.

Нежелательный трафик

Для предприятий с разветвленной сетевой инфраструктурой актуальной задачей является оптимизация трафика. По оценке Виктора Слизуна, директора по проектам компании LWCOM, многие компании страдают от нестабильности соединений, узкой пропускной способности каналов связи и больших временных задержек при передаче данных, что затрудняет обмен информацией между филиалами и приводит к резкому снижению производительности сетевых приложений.

По словам Наталии Дьяконовой (КРОК), типичная технология оптимизации передачи трафика включает в себя оборудование, устанавливаемое в каждое подразделение компании-заказчика, и систему управления и мониторинга. Это позволяет сократить накладные расходы на каналы связи, оптимально использовать их пропускную способность, снизить нагрузки на сетевое оборудование, уменьшить объем передаваемой информации и ускорить работу сетевых приложений. Для маленьких филиалов территориально-распределенных компаний целесообразнее использовать оптимизацию для мобильных клиентов, т.е. такое ПО, которое устанавливается на каждое рабочее место и позволяет оптимизировать трафик и ускорять работу бизнес-приложений отдельного взятого пользователя.

В качестве примера системы оптимизации трафика Виктор Слизун приводит решение компании Riverbed Technologies. Оборудование Riverbed устанавливается в центральном офисе и в каждом из филиалов за маршрутизатором, перехватывая все исходящие TCP-соединения и оптимизируя их. Поток данных разбивается на небольшие блоки, сохраняемые на локальном устройстве. При повторном запросе тех же данных пересылаются уже не блоки, а только ссылки на них. Кроме того, Riverbed осуществляет динамическое изменение количества ТСР-пакетов на тот же объем данных. То есть, параметры соединения автоматически оптимизируются в зависимости от возникающих событий, таких, как потери пакетов или перегрузка каналов. Наконец, данное решение позволяет минимизировать объем служебного трафика, генерируемого приложениями. Анализируя поведение известных приложений, оборудование Riverbed исключает из обмена многократно повторяющиеся служебные команды и осуществляет упреждающую передачу данных на основе алгоритма предсказания запросов.

Другим, не менее эффективным решением для оптимизации сетей передачи данных, является Cisco WAAS (Wide-Area Application Services). По словам Алексея Егорова, руководителя управления «Mультисервисные сети» компании «АйТи», данная разработка позволяет в десятки раз ускорить передачу данных по распределенным сетям за счет сжатия, кэширования и ускорения работы протоколов CIFS, MAPI, FTP, HTTP и NFS и фильтрации «ненужных» обращений между клиентом и сервером. Причем, оптимизация трафика происходит симметрично в обоих направлениях. Кроме того, Cisco WAAS позволяет обеспечивает безопасность передаваемых данных, позволяет оптимизировать передачу потокового видео, а также решить проблему резервного копирования. Инструментарий для оптимизации одного канала включает в себя три элемента: два оптимизатора и центральное управляющее устройство. При этом для оптимизации каждого дополнительного канала в этой же сети необходимо дополнительно приобрести и установить лишь одно устройство оптимизации.

Наконец, еще одним верным способом избавиться от лишних расходов на трафик является защита от заведомо ненужных данных. К таковым, в первую очередь, относится главный бич Интернета – спам. По мнению Виктора Слизуна, оптимальным решением этой наболевшей проблемы является Cisco IronPort C150. Прежде чем предлагать это решение клиентам, компания LWCOM испытала его на собственной шкуре. После интеграции Cisco IronPort C150 в IT-инфраструктуру 98,4% спама (или около 122 тыс. «посылок» ежедневно) блокировались еще на этапе сессии, предшествующей передаче писем. Помимо снижения объемов трафика очевидна и временная экономия. По оценке компании LWCOM, в среднем каждый сотрудник тратит на обработку и удаление спама от 5 до 20 минут в день.

Лицом к лицу

Привычные средства связи, такие как телефон, факс и электронная почта, не всегда способны удовлетворить постоянно возрастающие требования бизнеса к обмену информацией. Не секрет, что большинство важнейших решений, договоров и сделок принимается в ходе «очных ставок», лицом к лицу. Однако личное присутствие сотрудников на важных деловых встречах или совещаниях часто сопряжено с высокими материальными и временными затратами на командировки. Обеспечить визуальный контакт без необходимости перемещения сотрудника из региона в регион позволяет видеоконференцсвязь (ВКС). Применение ВКС позволяет сократить расходы, связанные с поездками персонала для участия в совещаниях, семинарах и даже деловых переговорах. К тому же, по статистике, человек усваивает по телефону до 40% информации, а с использованием видеосвязи – до 67%. Не случайно именно в условиях кризиса компания ООО «Ланк Системс» уделяет особое внимание решениям для организации ВКС.

Принцип организации ВКС идентичен для большинства решений. На площадке заказчика в каждой оговоренной точке устанавливается комплекс оборудования, состоящий из кодека ВКС (устройство для обработки видео и звука во время сеансов видеоконференцсвязи), видеокамеры, устройства отображения (плазменные или ЖК-панели, проектор с экраном), микрофонов и акустических систем. В больших помещениях (например, в конференц-залах) обычно устанавливается несколько камер, а также звуковые усилители. Посредством Интернета или ISDN организуются каналы связи между точками, которые в режиме реального времени передают видеоизображение и звук с высоким качеством и скоростью. Чем выше качество, тем сильнее ощущение, будто люди общаются, сидя за одним столом. Помимо просто передачи видео и голоса современное оборудование ВКС позволяет транслировать иные материалы (например, презентации или текстовые документы). Эта функция позволяет в ходе сеанса ВКС демонстрировать важные данные, обсуждать их и быстро принимать коллегиальное решение. Некоторые ВКС-решения обладают опцией, позволяющей организовывать многоточечные сеансы видеоконференцсвязи. Она особенно важна для компаний с офисами в разных городах или даже странах. Многоточечные сеансы ВКС могут проводиться в двух основных режимах: «Активация по голосу» (Voice Activated), когда все участники сеанса ВКС смотрят на говорящего, а он видит предыдущего оратора, или же «Непрерывное присутствие» (Continuous Presence), когда экран разбивается на квадраты и отображает всех участников многоточечной конференции. В обоих режимах предусмотрен так называемый «председательский контроль» (Chair Control), когда ведущий конференции может управлять последовательностью переключения абонентов, отключать абонентов от связи и добавлять новых.

Альтернативное радио

В тех случаях, когда компания не имеет собственной сетевой инфраструктуры масштаба города или региона, удаленное сетевое взаимодействие филиалов часто организуется на базе арендованных у операторов каналов связи. По словам Леонида Богданова, заместителя генерального директора ЗАО «ДОК», вместо дорогостоящей аренды каналов можно использовать радиосвязь. Компания «ДОК» предлагает решения для организации беспроводных радиолиний миллиметрового диапазона волн (40 ГГц и выше) с пропускной способностью до 1 Гбит/с. Радиомосты РРС-100 и РРС-1000 поддерживают стандарты Fast Ethernet и Gigabit Ethernet соответственно. Владея таким оборудованием, компании могут самостоятельно организовать сетевое взаимодействие удаленных филиалов внутри города или на иной территории.

Принцип организации радиолинии посредством таких решений чрезвычайно прост. На каждом конце радиолинии устанавливается радиомост с антенной. К радиомостам через оптический разъем или RJ-45 непосредственно подключается офисное сетевое оборудование. С точки зрения сетевого трафика радиолиния абсолютно прозрачна для всех типов пакетов, то есть, по сути, выступает аналогом длинного отрезка обычного медного или оптического кабеля. При этом никакое специальное ПО для работы радиолинии не требуется: сразу после подключения сетевое оборудование офисов становится частью одной сети. К тому же на оборудование «ДОК» имеется общее решение Государственной комиссии по радиочастотам, разрешающее устанавливать его без предварительного согласования с этим органом. Требуется лишь регистрация в местном органе Связьнадзора.

Единственная сложность установки заключается в обеспечении прямой видимости между антеннами, поскольку сигнал на высоких частотах распространяется подобно лучу лазера и не может проходить сквозь препятствия или огибать их. Но можно использовать стойку для установки на крыше или же разместить радиомост на стене дома. Дальность действия разных моделей в условиях крупных городов достигает 15 км, а в северных широтах и пустынных районах РФ превышает 20 км. Стоимость решения для организации радиолинии зависит от скорости передачи и дальности действия: мосты на 100 Мбит/с стоят от 250 тыс. руб., а гигабитные модели – порядка 900 тыс. руб. Для сравнения: стоимость аренды каналов с аналогичной пропускной способностью у операторов связи в зависимости от региона может составлять от 30 тыс.руб. в месяц. Таким образом, самая дешевая радиолиния окупается уже в течение года эксплуатации. Леонид Богданов подчеркивает, что услуга аренды каналов связи далеко не всегда доступна в пригородах, где компаниям часто приходится рассчитывать только на свои силы. Однако прокладка кабеля по пересеченной местности – задача не из дешевых, а подчас и вовсе неразрешимая. В этом случае радиолиния позволяет сэкономить не только деньги, но и время: радиомосты устанавливаются и запускаются в течение дня, а рыть траншею можно чуть ли не бесконечно.

Поборникам надомного труда

По мнению Александра Середы (Alcatel-Lucent), прекрасный метод сокращения издержек заключается в поддержке надомного труда. Ведь если сотрудники будут выполнять работу дома, то компания сможет экономить средства на аренде помещений, а сам сотрудник - время, силы и деньги на ежедневных переездах. На практике такой способ может принести весьма ощутимую выгоду: благодаря развитию надомной работы компания Cisco стала ежегодно экономить около $277 млн. Однако, трудясь на дому, сотрудник должен быть обеспечен теми же видами коммуникаций, что и на рабочем месте. Для этого компания Alcatel-Lucent предлагает комплексное телекоммуникационное решение под названием Omnitouch MyTeamwork. Оно поддерживает организацию видео, аудио и веб-конференций с разделяемым доступом к файлам и приложениям, а также контроль присутствия и средства мгновенного обмена сообщениями. Таким образом, используя данное решение, сотрудник может работать дома, но при этом общаться и взаимодействовать со своими коллегами почти также, как если бы он находился в офисе.

При организации надомного труда компании часто сталкиваются с рисками в области информационной безопасности. Ведь если сотрудник работает за пределами офиса, где вся информация находится на контроле у службы безопасности, то возникает угроза утечки данных, используемых и хранящихся на домашнем компьютере. Для решения этой проблемы Александр Середа предлагает использовать решение Alcatel-Lucent OmniAccess 3500 NLG. Оно позволяет не только зашифровать данные на жестком диске компьютера и мгновенно уничтожить их в случае его кражи, но и, благодаря встроенному 3G-модему, отследить местоположение компьютера, передать необходимые обновления ПО, а также автоматически организовать безопасный доступ к ресурсам компании посредством VPN-соединения, не отвлекая пользователя необходимостью «ручного» вмешательства в эти процессы.

Вместо эпилога

Древняя восточная притча гласит, что истинная экономия заключается в том, чтобы не жалеть средств на экономию денег. Однажды ночью мудрый дворянин со слугой переправлялся через реку, и слуга нечаянно уронил в воду десять монет. Дворянин немедля приказал нанять людей, зажечь факелы и отыскать пропавшие деньги. Глядя на это со стороны, случайный прохожий заметил, что покупка факелов и наемный труд людей обойдутся гораздо дороже потерянных монет. Услышав эти слова, дворянин ответил: «Если не подобрать десять монет, которые утонули в реке, они будут навсегда потеряны для мира. А потраченные с толком деньги никогда не пропадают: они продолжают ходить по свету и приносить пользу». Резюмируя приведенные в обзоре рецепты, можно сделать вывод, что первое правило и первый шаг к существенной экономии на связи  - это не скупиться на приобретение умных технических решений. Благо, компаниям есть из чего выбирать.

КОММЕНТАРИИ:

Александр Размахаев, технический консультант Siemens Enterprise Communications:
«Внедрение решения для объединенных коммуникаций на предприятии позволяет обеспечить тесную интеграцию разнородных коммуникационных сервисов, что приводит к повышению эффективности работы сотрудников и снижению издержек. Ярким примером может послужить система для объединенных коммуникаций HiPath OpenOffice ME, предназначенная для компаний с числом сотрудников от 20 до 150. Эта система обладает интегрированной поддержкой всех современных коммуникационных услуг: проводной, беспроводной и сотовой телефонии, конференцсвязи, электронной и голосовой почты, факсимильной связи, обмена сообщениями и доступа в Интернет. Ключевыми ее особенностями системы является наличие предустановленного программного пакета OpenScape Office и использование Linux в качестве операционной системы».

Андрей Ковязин, руководитель группы сетевых решений компании «Комплит»:
«В условиях кризиса пересматриваются бюджеты на корпоративную связь и количество приобретаемого сетевого оборудования. Экономить можно и нужно на всем. Надо только отдавать себе отчет, что экономия на начальном этапе строительства сети при ее дальнейшем расширении может вылиться в гораздо более высокие вложения. Тут все зависит от того, насколько заказчик перестарается с экономией. Мы рекомендуем нашим клиентам проверенные качественные решения от мировых производителей оборудования, таких как Cisco, Riverbed и Citrix».

Виктор Слизун, директор по проектам компании LWCOM:

«В случае, когда одного голоса для обмена информацией недостаточно, и необходимо видеть собеседника перед собой, можно обратиться к решениям для организации видеоконференцсвязи высокой четкости и системам телеприсутствия. По сути, это великолепная альтернатива личной встрече, ибо по восприятию практически ничем от нее не отличается - благодаря широким возможностям представленных линеек оборудования. Используя такие решения, предприятие может избежать расходов, связанных с командировками. Нетрудно подсчитать, что внедрение подобного решения окупается буквально за счет нескольких деловых поездок, превращенных в видеоконференцсвязь».

Алексей Губин, руководитель направления «Видеоконференцсвязь» компании ООО «Ланк Системс»:
«Как правило, затраты на построение системы ВКС окупаются в течение двух-трех лет, а иногда и быстрее – в течение первых 6-9 месяцев после начала эксплуатации. Кроме совещаний с сотрудниками, находящимися в удаленных офисах, ВКС позволяет проводить деловые встречи руководителей, дистанционное обучение сотрудников, демонстрацию и совместное обсуждение презентаций и любых документов во время сеансов видеосвязи».

Александр Середа, специалист по предпродажной поддержке корпоративных решений компании Alcatel-Lucent:
«Крупные предприятия проявляют повышенный интерес к системам связи, адаптированным к распределенным филиальным структурам. В условиях кризиса этот интерес вызван, главным образом, стремлением сэкономить на связи за счет подключения к публичным сетям в одной точке по выгодному тарифу и желанием получить максимальный эффект от внедрения SIP, VoXML и централизованной голосовой почты. Новым интересным продуктом в данном сегменте является платформа BiCS (Business Integrated Communications Solution). Ее изюминка - в использовании одного единственного стандартного Intel-сервера для построения полнофункциональной коммуникационной системы на среднем предприятии. Некоторые наши конкуренты для решения такой задачи устанавливают «стопку» из 5-6 серверов, каждый из которых выполняет специфическую роль, поддерживая, например, конференц-связь, контактный центр, сервер IP-телефонии и т.д. Нетрудно догадаться, что иметь такую «пирамиду» в текущей ситуации предприятию накладно».

Александр Ивакин, Директор по продажам компании Avaya в России и странах СНГ:
«В той или иной степени все компании пострадали от кризиса, и теперь важно найти оптимальные пути для его эффективного преодоления. Большинство организаций стремится снизить текущие расходы. В том числе сокращаются бюджеты на офисную связь и систему корпоративных коммуникаций. Вводя эти вынужденные меры, важно сохранить высокое качество обслуживания, не потерять старых клиентов и продолжать поиск новых. В этой ситуации Avaya предлагает свои бизнес-решения для IP-телефонии и унифицированных коммуникаций, способные помочь компаниям выстоять в нелегкий для них период. IP-телефония обеспечивает экономию затрат благодаря объединению функций голосовой связи и передачи данных в одну сеть, а также за счет ликвидации расходов на платежи за междугороднюю и международную связь при звонках на удаленные объекты».

Евгений Шугаев, коммерческий директор  Oberon:
При бурном росте компании на рынке и отсутствии четко выстроенной IТ-политики, компании, работающие в сфере розничных продаж - банки, страховые компании, торговые сети, «обрастают» большим количеством телекоммуникационного оборудования различных производителей. Реорганизация корпоративной сети телефонной связи позволяет не только сократить операционные затраты на междугороднюю/международную  связь, аренду каналов передачи данных и  обслуживание филиалов, но и снизить в дальнейшем капитальные затраты на разворачивание таких, важных для бизнеса, систем, как распределенный контакт-центр, систем самообслуживания, записи телефонных переговоров. Вместо большого количества разнообразных АТС, создается единая телефонная сеть на базе Avaya Communication Manager  с  необходимым количеством выносов. Это позволяет обеспечить надежность и  единообразие внутренних телефонных сервисов, возможность реализации и контроля исполнения организационных  мер, направленных на сокращение расходов, а так же обеспечить непрерывность и единообразие обслуживания клиентов в любой точке.


Алексей Комов

Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».