Операция «Мобилизация»

Логотип компании
Для принятия быстрых и качественных решений важнее становится обладание всей необходимой информацией «здесь и сейчас»
Из повседневной деятельности компаний мобильные гаджеты постепенно вытесняют ноутбуки и даже настольные компьютеры. Все чаще менеджеры самого разного возраста и звена, работая с информацией, отдают предпочтение смартфонам и планшетам, которые всегда под рукой. Однако для того, чтобы этот процесс не только приводил к повышению комфорта труда отдельных специалистов, но и способствовал повышению эффективности их деятельности в целом, компаниям имеет смысл задуматься о создании полноценной инфраструктуры мобильных рабочих мест.

Еще несколько лет назад такую ИТ-задачу можно было смело причислить к второстепенным. Но сегодня, по мере развития рынка мобильных технологий, а также роста популярности смартфонов и планшетных компьютеров, начал формироваться вполне заметный спрос на продукты в области «мобилизации» бизнеса. «Современные мобильные приложения обеспечивают возможность удаленного мониторинга информационных систем, доступ к базам данных и корпоративной документации, системам отчетности. Нельзя сказать, что подобные решения уже стали массовыми, но, безусловно, рынок разворачивается в эту сторону», — отмечает Евгений Круглов, генеральный директор компании «МобиГир».

Любопытно, но основным драйвером этого тренда выступает не бизнес, а конкретные люди, заинтересованные в том, чтобы как можно больше повседневных задач, в том числе рабочих, выполнять в мобильном режиме. «Все больше руководителей используют мобильные устройства как в работе, так и в обычной жизни. Для принятия быстрых и качественных решений важнее становится обладание всей необходимой информацией «здесь и сейчас». Слова «подождите, пока я дойду до своего рабочего места и загляну в компьютер» звучат неловко и несовременно. Именно поэтому компаниям необходимо уже сейчас продумывать стратегию полной интеграции мобильных устройств в корпоративную ИТ-инфраструктуру и корпоративные приложения», — убежден Роман Будник, управляющий директор по ИТ АФК «Система».

Актуальность задачи

По словам Дмитрия Марченко, руководителя направления развития бизнеса партнеров — разработчиков приложений и облачных сервисов корпорации Microsoft, мобильное приложение, как и любое корпоративное программное решение, является инструментом повышения эффективности бизнеса. И здесь наглядным примером становится опыт авиакомпании Delta Air Lines, которая на 19 тыс. мобильных телефонов, принадлежащих ее сотрудникам и работающих под управлением Windows Phone 8, установила мобильное приложение на базе Dynamics AX for Retail. С его помощью бортпроводники могут в режиме реального времени получать информацию о маршруте, погоде, о номере гейта для выхода пассажиров. В свою очередь пассажиры могут прямо во время полета оплачивать услуги авиакомпании с помощью своих мобильных устройств и банковских карт, без задержек проведения операции.

При этом актуальность интеграции мобильных приложений в корпоративную ИТ-инфраструктуру индивидуальна для каждого предприятия и зависит не только от его масштаба и сферы деятельности, но и от общего уровня автоматизации производственных процессов. «На мой взгляд, этот вопрос существенен в основном для крупных компаний с обширной базой контрагентов. Как правило, в подобных компаниях уже внедрены системы ERP и CRM, а также электронный документооборот. Их сотрудники, находясь вне рабочего места, часто сталкиваются с потребностью доступа к своему почтовому ящику, личному календарю, списку дел, клиентской базе и прочим сервисам. Мобильные приложения немного облегчают подобную задачу, но не более. Поэтому заниматься их развитием имеет смысл лишь тем компаниям, в которых автоматизация достигла определенного, достаточно высокого уровня, а таких компаний немного», — констатирует Олег Лекшин, ведущий инженер-консультант ЗАО «ИВК».

Не каждому дано

«Парадоксально, но при кажущемся повышении пользовательского спроса на мобильные решения многие CIO совершенно не заинтересованы в их реализации. Более того, даже настроены скорее отложить внедрение в долгий ящик», — отмечает Павел Голуб, генеральный директор компании Arcsinus. По его словам, это происходит по нескольким причинам. Во-первых, зачастую активными мобильными пользователями в компании являются лишь несколько топ-менеджеров. Во-вторых, имеющаяся корпоративная ИТ-инфраструктура предприятия совершенно не готова к таким поворотам, а необходимые изменения масштабны, трудозатратны и дороги. «Для большинства компаний актуальна не интеграция новых сервисов, а доступ с мобильных устройств к существующим приложениям. Но зачастую эти приложения не предназначены для использования с планшета, и решения типа терминального сервера здесь не работают, поскольку принципы взаимодействия с устройством другие», — поясняет Юрий Зеленков, директор по информационным технологиям ОАО «НПО "Сатурн"». Наконец, в-третьих, при интеграции мобильных устройств в корпоративную инфраструктуру довольно трудно соблюсти требования по безопасности.

По мнению Ильи Федорушкина, руководителя департамента корпоративных продаж мобильных решений «Самсунг Электроникс Рус Компани» (Samsung), если компания намерена применить мобильные рабочие места, то основной задачей ИТ-подразделения становится безопасное использование корпоративных приложений и сервисов на мобильной платформе. Как правило, задача решается либо установкой программного клиента от производителя ПО, либо подключением к облачному сервису, например, через браузер. «Мобильное устройство — это некий терминал, предназначенный для работы как в офисе, так и вне его. Он является частью корпоративной инфраструктуры и к нему относятся все ИТ-политики компании. Проявление внимания CIO к работе на мобильных платформах основана на финансовой выгоде и повышении производительности предприятия при их использовании. Если ее нет, любые изменения и инновации будут восприниматься просто как дополнительная нагрузка», — поясняет Илья Федорушкин.

От мобильной почты к управлению бизнесом

Первым корпоративным приложением, которое обрело мобильность, бесспорно, стала электронная почта. Данный класс мобильных приложений до сих пор наиболее распространен в корпоративной среде, и нередко им и ограничивается мобилизация бизнеса. Темпы внедрения мобильных приложений в бизнес-процессы компаний напрямую зависят от заинтересованности в этом именно топ-менеджмента компании. «Мы пытаемся «мобилизировать» в первую очередь те приложения, которыми пользуются топ-менеджеры — они обычно и ходят с планшетами», — рассказывает Юрий Зеленков («НПО "Сатурн"»). «Основное мобильное приложение для нас — «Портал Совета директоров», а остальные находятся на разных стадиях завершения внедрения и тестовой эксплуатации», — делится опытом Роман Будник (АФК «Система»).
В последнее время, по оценке Павла Голуба, генерального директора компании Arcsinus, в корпоративном сегменте набирают популярность более «тяжелые» мобильные решения, в частности клиенты CRM-систем и так называемые рабочие места руководителей, представляющие собой информационные панели с основными KPI, выбранными из различных корпоративных систем. Артур Сахаров, технический директор компании Redmadrobot, уточняет, что мобильные рабочие места менеджеров обычно комплектуются несколькими классами приложений: финансовыми (рассчитанными на интеграцию с CRM-системой), класса Business Intelligence, образовательными и HR-приложениями, а также бизнес-мониторами для поддержки принятия управленческих решений.

Илья Федорушкин (Samsung) рекомендует условно подразделять мобильные приложения на горизонтальные и вертикальные. К горизонтальным относятся те, что предназначены почти для всех сотрудников, например, почта, служба мгновенных сообщений, доступ к корпоративному порталу, антивирус и тому подобные. Они уже нашли широкое применение в корпоративной среде, причем в компаниях самых разных масштабов. В частности, к набирающим популярность горизонтальным приложениям, по словам Дмитрия Марченко из Microsoft, относится Office 365, обеспечивающий работу с офисными документами посредством мобильных устройств.

К вертикальным же принадлежат специализированные приложения, которые используются в конкретной отрасли или для выполнения функций определенного специалиста. Так, бухгалтеру нужен мобильный доступ к системе бухучета, мерчандайзеру — мобильная система учета товара, работникам торговли — мобильный POS-терминал, а госструктурам — сертифицированный VPN-клиент, снабженный криптоалгоритмами, соответствующими ГОСТам. «Такие внутрикорпоративные мобильные бизнес-приложения, как правило, производятся на заказ, поскольку решают уникальные задачи конкретной организации. Поэтому оценить их популярность очень сложно», — поясняет Дмитрий Марченко.

Безопасность прежде всего

Самым сложным моментом «мобилизации» сотрудников компании является защита информации. Для решения данной проблемы в корпоративной инфраструктуре Дмитрий Марченко из Microsoft рекомендует подходить к разработке и внедрению мобильных приложений так же, как и к классическим информационным системам. Если подобный процесс осуществляются на должном уровне, то использование мобильных приложений будет вполне безопасным. «Впрочем, здесь есть несколько моментов, о которых следует помнить: например, на каких платформах это приложение будет функционировать. При его разработке необходимо учитывать характеристики устройств разных типов, действующих на различных платформах: особенности интерфейса, производительность процессора, возможности для подключения периферийного оборудования и прочие моменты. Решить эту задачу довольно сложно, но необходимо», — подчеркивает Дмитрий Марченко. 

Кроме того, если сотрудники работают с личными мобильными устройствами, компаниям необходимо распространять политики предоставления доступа к информации и на них. Причем уровни контроля и безопасности должны отличаться в зависимости от того, кто является владельцем девайса. Самое очевидное решение этих задач, по мнению Дмитрия Марченко, заключается в унификации или ограничении разнообразия устройств, для которых создается приложение. Но тогда компании либо придется покупать гаджеты за свой счет, либо часть сотрудников не получит доступа к корпоративным приложениям. Также компания может изменить архитектуру решения, чтобы наибольшая часть функционала была единой независимо от операционной системы и оборудования. 

По словам Павла Голуба (Arcsinus), уязвима любая система и самым узким местом остается человеческий фактор. Существующие системы лишь инструменты, которые зачастую используются совершенно неправильно. Поэтому подход к созданию корпоративной инфраструктуры с использованием мобильных приложений должен базироваться в первую очередь на подготовке соответствующих корпоративных стандартов и инструкций, регламентирующих взаимодействие с корпоративными системами посредством мобильных устройств. «Только сформировав однозначную концепцию применения мобильных технологий на предприятии, возможно выбрать техническое решение, максимально отвечающее требованиям построения эффективной системы защиты», — резюмирует Игорь Корчагин, специалист по ИБ компании «ИВК». 

Корпоративная цензура

Для того чтобы личные мобильные терминалы сотрудников не превращались в генераторы информационных угроз, компании могут использовать простые, но эффективные инструменты контроля. В частности, по словам Евгения Круглова, обеспечить его можно, например, с помощью стандартных веб-технологий — логирования действий пользователей и разграничения уровней доступа к информации.

Как считает Игорь Корчагин («ИВК»), одно из основных средств организации и регламента мобильного доступа пользователей к бизнес-приложениям — технология виртуальных частных сетей (VPN). Она позволяет реализовать контролируемый вход в корпоративную сеть и защиту данных в процессе их передачи по открытым каналам связи. При внедрении мобильных устройств в корпоративную среду Игорь Корчагин рекомендует присмотреться к системам класса MDM (Mobile Device Management), благодаря которым осуществляется централизованное управление парком мобильных устройств, защита данных на мобильных устройствах, контроль используемых приложений, функции «анти-вор», защита от вредоносного ПО. «В соответствии с политиками компании, MDM управляет мобильными устройствами сотрудников. Но, как правило, люди хотят использовать смартфоны и планшеты еще и в личных целях. Поэтому для критичных бизнес-приложений важно обеспечить максимальную защиту, не совместимую со свободой личного применения устройств. Для этого подходит виртуализация или создание изолированного от персональной среды защищенного контейнера, эмулирующего полноценный функционал ОС», — рекомендует Илья Федорушкин (Samsung).

Обратная сторона медали

К основным критериям эффективности внедрения мобильных приложений в корпоративную среду Павел Голуб, генеральный директор компании Arcsinus, относит повышение активности их использования и, как следствие, результативности труда. Например, одним из KPI для CRM может быть процент новых контактов, внесенных с помощью мобильного клиента, от общего числа всех новых контактов, в связке с показателем их роста. Кроме того, важно учитывать сокращение времени протекания тех или иных бизнес-процессов. На основе этих критериев можно вывести интегральный денежный показатель, характеризующий эффект от использования мобильных корпоративных приложений.
«У нас есть такой кейс: рабочее место сотрудника фармацевтической компании. Все представители компании имеют по устройству с установленным приложением, интегрированным с системой ERP, откуда они получают все материалы и точки, которые должны посетить. Так формируется план на день и к нему подгружаются актуальные материалы-презентации. Когда на встрече с врачом представитель компании показывает презентацию, это автоматически учитывается приложением. В конце рабочего дня наш сотрудник синхронизируется с базой данных, и компания видит в режиме реального времени результаты его работы. Прежде судить о результатах труда можно было лишь по факту увеличения продаж», — делится опытом Алексей Макин, коммерческий директор компании Redmadrobot. По его словам, корпоративное мобильное приложение, как инструмент деятельности, повышает ценность самой компании и лояльность сотрудников. К тому же данный подход становится своеобразным индикатором того, что компания следует тенденциям развития современных технологий и применяет их в повседневной работе.

Олег Лекшин, ведущий инженер-консультант компании «ИВК», убежден, что главный эффект от внедрения мобильных приложений — рост скорости доступа сотрудников к корпоративным сервисам за счет сокращения времени выполнения рутинных операций. Однако, по оценке Романа Будника (АФК «Система»), основным плюсом, но и одновременно минусом «тотальной корпоративной мобилизации» является стирание грани между трудом и отдыхом. Сотрудник, имеющий мобильное устройство, почти круглосуточно вовлечен в рабочие процессы, и как показывает практика, даже в отпуске большинство как минимум читают офисную почту. «Надо помнить, что человек не робот и невозможность периодически отключаться от работы негативно влияет на общую производительность труда. Важно соблюдать баланс между напряженной деятельностью и необходимостью перерывов на восстановление», — отмечает Роман Будник.

Тренды «мобилизации»

В России, по оценке Олега Лекшина из «ИВК», корпоративные мобильные приложения находятся на начальной стадии развития: происходит первичная оценка удобства их применения, формируется перечень типовых задач и требований. «Первой волной «мобилизации» было просто создание каких-то мобильных интерфейсов для доступа к корпоративным данным. Но по мере того, как совершенствуются устройства, улучшаются и способы работы с ними: сейчас уже можно не только прочитать документ на своем смартфоне, но и отредактировать его или прокомментировать для коллег. Сами по себе приложения тоже усложняются, предлагая все более широкий и гибкий набор функций, доступных для пользователя. То есть приложения, адаптируясь под корпоративную среду, наращивают свои возможности, позволяя оптимизировать рабочие процессы в соответствии с бизнес-требованиями компаний», — подчеркивает Евгений Круглов, генеральный директор компании «МобиГир».

По прогнозам Дмитрия Марченко из Microsoft, рынок корпоративных мобильных приложений будет развиваться быстрыми темпами. При этом, по мнению Павла Голуба, начнется постепенное замещение мобильными приложениями более «тяжелых» решений, а также упрощение и автоматизация даже тех процессов, которые, казалось бы, невозможно оптимизировать. 

Комментарии:

Операция «Мобилизация». Рис. 1
Олег Лекшин, ведущий инженер-консультант ЗАО «ИВК»:
«Мобильные приложения немного увеличивают удобство и скорость доступа к корпоративным сервисам, не более. Поэтому заниматься их развитием имеет смысл только тем компаниям, в которых автоматизация достигла определенного, достаточно высокого уровня».

Операция «Мобилизация». Рис. 2
Илья Федорушкин, руководитель департамента корпоративных продаж мобильных решений «Самсунг Электроникс Рус Компани»:  
«Если в организации наряду с ИТ-политиками существуют ИБ-политики, то важно доработать их для мобильных платформ. Необходимо реализовать защиту информации на самом устройстве, безопасность доступа в корпоративную инфраструктуру, а также удаленное управление парком мобильных терминалов и принять ряд необходимых для этого организационных мер».

Операция «Мобилизация». Рис. 3
Евгений Круглов, генеральный директор компании «МобиГир»:
«Если использование смартфона или планшета сокращает время реакции сотрудника, то, соответственно, возрастает и эффективность его работы. Так в свое время случилось с электронной почтой, тоже самое происходит и с другими корпоративными инструментами».
 
Операция «Мобилизация». Рис. 4
Алексей Макин, коммерческий директор компании Redmadrobot:
«Самая интересная тенденция в сфере использования корпоративных мобильных приложений то, что теперь автоматизируются процессы, которые раньше невозможно было автоматизировать».

Операция «Мобилизация». Рис. 5
Павел Голуб, генеральный директор компании Arcsinus:
«Парадоксально, но при кажущемся растущем спросе на мобильные решения со стороны пользователей многие CIO совершенно не заинтересованы внедрять их. Даже скорее настроены на то, чтобы отложить внедрение в долгий ящик».

Операция «Мобилизация». Рис. 6
Роман Будник, управляющий директор по ИТ АФК «Система»:
«Основным плюсом, но и одновременно минусом «тотальной корпоративной мобилизации» является стирание грани между рабочим и нерабочим временем».

Операция «Мобилизация». Рис. 7
Дмитрий Марченко, руководитель направления развития бизнеса партнеров-разработчиков приложений и облачных сервисов корпорации Microsoft:
«Рынок корпоративных мобильных приложений будет развиваться быстрыми темпами».

Операция «Мобилизация». Рис. 8
Юрий Зеленков, директор по информационным технологиям ОАО «НПО "Сатурн"»:
«Мы пытаемся «мобилизировать» в первую очередь те приложения, которыми пользуются топ-менеджеры».

Опубликовано 01.11.2013

Похожие статьи