УправлениеИТ в бизнесе

Наступаем на грабли правильно. Рекомендации по внедрению 1С:УПП

| 18.09.2009
Прежде чем начинать крупный проект по внедрению управляющей системы, нужно ответить на много вопросов. Каковы цели внедрения? Насколько готово руководство к глобальным изменениям? Имеются ли необходимые ресурсы? Сколько времени займет проект?

Прежде чем начинать крупный проект по внедрению управляющей системы, нужно ответить на много вопросов. Каковы цели внедрения? Насколько готово руководство к глобальным изменениям? Имеются ли необходимые ресурсы? Сколько времени займет проект?

От ваших ответов во многом будет зависеть судьба проекта, его успех или неудача. В нашем случае основной целью проекта было внедрение системы одного документа, то есть настройка цепочки ввода «документов на основании». Мы справились с поставленной задачей, набив немало шишек, прежде чем все пришло в норму. В прошлой статье я рассказал о том, как мы автоматизировали предприятие с помощью 1С:УПП, об этапах работы, о том, какие трудности встретились нам на пути и как мы их преодолевали. Сегодня речь пойдет о поствнедренческом периоде, техническом сопровождении и реализации проекта на втором предприятии.

Изменение типовой конфигурации

Памятуя об опыте работы с конфигурацией 7.7, которую мы сначала полностью переработали, а затем долго и напряженно возвращались к типовой, мы решили постараться не наносить вреда текущей конфигурации, внося изменения внешними отчетами и обработками. На данный момент у нас накопилось 46 изменений.  В числе наиболее важных из них хотел бы отметить контроль отрицательных остатков при неоперативном проведении и контроль редактирования документов с привязкой к подразделению сотрудника, предпринимающего попытку произвести редактирование.

Проблемы быстродействия

В предыдущей публикации я уже говорил о запасе ресурсов у серверов, обслуживающих УПП  . Но и этих мер, как оказалось, недостаточно для полноценной и удобной работы с системой, если она неправильно настроена. На момент, когда было подключено уже около 50 пользователей (около 20 одновременно работающих), мы столкнулись с проблемой проведения документов так называемым DeadLock. Ошибку обусловила невозможность одновременно блокировать таблицы в SQL-сервере. Переход на версию MS SQL 2005 немного уменьшил проблему, но не решил полностью, и с дальнейшим увеличением пользователей мы получили ярко выраженный «час пик», когда документы провести стало практически невозможно. Как оказалось, все дело в особенностях партионного учета конфигураций «1C:УПП» и «1С:управление торговлей»: во время проведения некоторых документов задействуется до 11 регистров, и пока транзакция не будет полностью выполнена, все они считаются заблокированными для записи. Решением проблемы будет уход от проведения партий вместе с документами (настройка параметров учета) и последующее регламентное проведение в конце отчетного периода. К слову, сейчас уже существует отличный и удобный продукт от «1С» – «Центр управления производительностью».
   
Посмотрим на результаты

Казалось бы, можно смело утверждать, что мы добились всего, чего хотели, и все у нас хорошо. Однако мои уважаемые коллеги наверняка посчитают, что есть еще над чем поработать. И будут правы. Но, как уже говорилось выше, мы склонны считать это текущим сопровождением системы. Проект внедрения завершен в ноябре 2006 года, и вот его результаты:
  • Автоматизированы все без исключения подразделения.
  • Сводка о выполнении плана выпуска продукции, а также данные о наличии ТМЦ и остатков готовой продукции стали доступны в реальном времени.
  • Расчет себестоимости продукции за отчетный период сократился с 20 до 5 дней.
  • Резко снизилось число сотрудников, участвующих в формировании сводки.
  • Уменьшилось общее количество сотрудников бухгалтерии и расчетного отдела.
  • •Все данные вводятся в единую систему, что необходимо для полноценной работы ERP-системы.
  • Единая БД обеспечивает необходимую доступность, оперативность и защищенность управленческих данных. К тому же повысилась отказоустойчивость всей ИС предприятия.
Патронаж на аутсорсинге

Аутсорсинг или штат «1С»-программистов – вот главный вопрос, возникающий при обслуживании системы, переведенной в промышленную эксплуатацию. Само внедрение такой системы, как УПП, без участия внешних методологов и программистов вряд ли возможно –слишком уж велик риск нанести вред типовой конфигурации неправильным внесением изменений. Вот текущее сопровождение после внедрения –  вопрос другой. Велик соблазн сокращения расходов на содержание внешних специалистов – «аутсорсеров». Но тут кризис расставил все на свои места. Содержание внешних программистов и методологов во времена сокращения бюджета позволило нам просто-напросто уменьшить количество производимых работ.

Мы перевели сотрудничество на другую систему оплаты, перейдя на абонентскую плату для выполнения текущих задач сопровождения – а она гораздо меньше зарплаты программиста, которого в противном случае пришлось бы принять на работу. И в конечном итоге у нас не стояла задача сокращать штат, принимая труднейшее решение, кого оставить, чтобы обеспечивать нормальное функционирование системы для бизнеса. Конечно, заморозить текущие проекты недопустимо в силу их важности. Нашей нынешней задачей является внедрение системы подачи отчетности в формате МСФО. Выполнить ее без участия внешних методологов невозможно, и посему было решено оставить для этой цели систему аутсорсинга. А в условиях резкого сокращения расходов это можно реализовать, лишь привлекая своих сотрудников к постановке задач.
        
Дубль два

В июне 2006 года началось строительство второго завода. С точки зрения IT-системы предприятие полностью зеркальное, но более глубокий взгляд обнаружит серьезные отличия. Предприятие строилось с нуля, и не было необходимости переходить с одного продукта на другой. Учет ошибок первого внедрения позволил проще и быстрее запустить систему в эксплуатацию. Новые грабли не попали точно по шишке от предыдущих. Во втором проекте мы привлекали больше сотрудников головного предприятия для обучения, что помогло существенно сократить расходы и использовать удачные наработки первого проекта. Сегодня оба предприятия полностью перешли на использование последней конфигурации «1С:УПП», все процессы автоматизированы, и хотя текущих вопросов много, проект можно считать успешным. Есть недочеты в работе налогового учета, но мы надеемся, что в будущих конфигурациях они будут исправлены.

Надеюсь, что наш опыт принесет вам пользу, убережет от типовых ошибок, поможет справиться с трудностями, подстерегающими IТ-директора в нелегком деле автоматизации предприятия.

    Советы IT-директору:
  • Разбейте исследование текущей конфигурации на этапы. Не делайте общего исследования – оно не будет глубоким и продуманным.
  • Не берите в советчики Наполеона – его методика: «Ввяжемся в драку, а там посмотрим» – в нашем с вами деле неуместна. В первую очередь важно тщательно подготовиться: на момент начала ввода документов в подразделениях должны быть подробные инструкции для сотрудников. Мы, например, после внедрения системы даже внесли изменения в ДИ сотрудников, работающих с ИС, предусмотрев четкую последовательность необходимых операций и личную ответственность каждого сотрудника.
  • Внимательно отнеситесь к ресурсам серверов. Менять конфигурацию «на лету» значительно труднее, к тому же это приводит к частичной остановке работы системы. Рассчитайте необходимые мощности заранее.\
  • Снижайте кастомизацию. Используйте внешние отчеты и обработки – не меняйте конфигурацию системы. Если это невозможно, создавайте собственные виды документов для решения нестандартных задач. Это здорово облегчит последующее обновление типовой конфигурации. Вынесите свои изменения в собственный отдельный общий модуль.
  • Фиксируйте каждый свой шаг. Ведите документацию по проекту, протоколы совещаний. Сохраняйте решения – это очень пригодится в будущих проектах и облегчит отношения с фирмой, участвующей в проекте.
  • Внимательно отнеситесь к запросам руководства. Постарайтесь определить потребности руководителей заранее и по возможности реализуйте их в первую очередь. Это сделает результаты проекта более значимыми.
  • Старайтесь участвовать в принятии решений. Это позволит вам направлять проект в нужном направлении и видеть его критические точки. Не доверяйте решение вопросов другим –ответственность все равно останется на вас.
  • Наберитесь терпения. Проекты такого масштаба длительны и трудны. От вас потребуются решительность и гибкость.
  • Не лишним будет пройти обучение в компании «1С». Мне, например, оно дало общее понимание работы системы в целом и отдельных возможностей по встроенным модулям, в частности.
  • Используйте в подразделениях схему «Обучение обучающего». Выберете среди сотрудников ключевых специалистов, которые, в свою очередь, станут центрами компетенций по работе с ПП в ваших подразделениях.
Антон Думин, заместитель генерального директора по IT группы компаний «Чагодощенский стеклозавод»

Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021