УправлениеИТ в бизнесе

PR в IT, разрешите ROI войти

| 15.11.2012

PR в IT, разрешите ROI войти

Исследования показали, что за 2011 год бизнес, который был активен в социальных медиа повысил продажи на 18%, неактивный – снизил на 6%.
Любой современный бизнесмен понимает важность и необходимость пиара. PR – это узнаваемость, PR – это реклама, PR – это лояльность к компании. Но ни один человек, знающий как делать деньги, не будет вкладывать их в PR, если не видит в этом смысла. А смысл, в данном случае, выражается в прибыли. 

Но как показать руководителю эффективность PR? Обычно «раскрыть глаза» помогает показатель ROI (Return on Investment – возврат инвестиций). Оно и понятно – бизнес любит язык денег. И хоть ROI изначально относительный коэффициент, выражаемый в процентах, его довольно легко «конвертировать» в рубли, евро или любую другую валюту, пришедшуюся по душе. 

ROI подсчитывают практически для всего. Так как он призван наглядно показать доходность или убыточность бизнеса, в простейшем случае расчёт сводится к разнице между прибылью с продаж товара и затратами на его приобретение. Формула достаточно сложна, поэтому мы упростим ее для большей наглядности. 

Пусть у нас есть небольшой интернет-магазин по продаже гусей. Товар продаётся с наценкой в 10%. В ассортименте  «гусь серый» (за 1500 р.), «гусь белый» (за 2000), а также уникальная порода «гусь педальный» (за 3000). Тогда коэффициент подсчитать так:
img
B – сумма, полученная за продажу гуся;
А – инвестиции (себестоимость гуся + дополнительные затраты на питание)
С – цена достижения цели «Клиент пришёл и купил гуся».

Для подсчёта последней величины необходимо использовать системы аналитики, настроенные на сайт магазина. К примеру, так будет выглядеть статистика в Яндекс.Метрике:
img
Теперь у нас есть всё необходимое для того, чтобы подсчитать, каких гусей продавать выгоднее всего.

Для этого сначала переведём все значения в рубли и посчитаем средние затраты на привлечение клиента по каждому направлению. Затем остаётся лишь подставить соответствующие значения продажи, закупки и стоимости привлечения в формулу, которую мы приводили выше. 
img
Если в результате подсчётов ROI оказался менее 100% или около того, такой способ рекламы убыточен и от него лучше отказаться.

Как видите, исходя из наших подсчётов, всеми выдуманными гусями торговать выгодно. Однако оказалось, что наибольший доход принесла не самая дорогая порода, а неприметный серый гусь. При относительно небольших затратах на привлечение покупателей, это направление гораздо рентабельнее и приносит больше прибыли. Значит, имеет смысл постепенно уменьшать бюджет на рекламу «гуся лапчатого» и увеличивать «гусю серому».

Целью сего абстрактного примера было показать, как в упрощённом варианте оценить выгодность вложения средств в то или иное направление. Поэтому пришло время поговорить о главном, о PR  в IT.

ROI, PR и IT

С развитием информационных технологий, начали появляться не только новые направления бизнеса, но и новые способы их пиара. К примеру, за последние несколько лет объем инвестиций в социальные сети возрос колоссально. Многие компании осуществили свою давнюю мечту: вкладывать меньше, при этом получая больше. Вот несколько ярких примеров:

  • Более 300 тыс компаний по всему миру сегодня имеют страницы в Facebook.
  • 37% пользователей социальных сетей сказали, что готовы купить новый Ford Fiesta еще до официального выпуска автомобиля на рынок. 25% денег на рекламу Форд инвестирует в интернет.
  • Naked Pizza побила все рекорды продаж пиццы за один день благодаря обсуждениям в твиттере.
Исследования показали, что за 2011 год бизнес, который был активен в социальных медиа повысил продажи на 18%, неактивный – снизил на 6%. Бизнес понял, что сегодня без продвижения в Сети быть успешным сложно. Тем не менее, никто не отменял эффективность публикаций в «оффлайне». А ведь ещё и SMM (Social Media Marketing) есть. Как определить, куда вкладывать средства? Ответ прост – считайте ROI по каждому из этих направлений. Кстати, поговорим о них чуть подробнее.

Публикации онлайн, оффлайн и SMM

Быть «на гребне волны» хочет любая компания. А значит хочет она того или нет, ей придётся быть в Сети. У современного покупателя сегодня даже мысли не возникнет о том, что фирму нельзя найти «в интернетах». Сайт, блог, форум, твиттер, страничка в социальной сети. Хотя бы одно из перечисленных, а может и всё сразу, должно быть. Наполнение и поддержание этих ресурсов – непосредственная задача PR. Возьмём к примеру компанию Intel? Вряд ли кто-то заходит на их сайт также часто, как в блог на Хабрахабре. Последнее – хороший пример успешного продвижения через SMM. Само направление главной задачей ставит продвижение сайтов, товаров или услуг через различные социальные проекты. «Изюминками» подхода является с одной стороны независимость от поисковых систем (здесь прицел на «сарафанное радио», а не на SEO-оптимизацию), а с другой – отсутствие такого понятия, как «спам». 

SMM – это подача качественного контента туда, где он «ко двору». Почувствуйте разницу: "запостить" новость о выходе на рынок новой модели ноутбука в сообществе любителей макраме и "запостить" новость о выходе на рынок новой модели ноутбука в сообществе программистов.

Публикации в онлайн-СМИ также не лишены смысла. Во-первых, охват аудитории здесь на порядок больше, чем у сообществ или традиционных средств массовой информации. В то же время, так как ресурс онлайновый, он должен наполняться контентом ежедневно. А значит цены на размещение обычно ниже «бумажных» версий.

И что бы ни говорили злые языки о смерти газет и журналов, вряд ли они потеряют свою актуальность в ближайшее десятилетие. Размещение «на бумаге» порой имеет коэффициент полезного действия куда более высокий, чем перечисленные подходы.

Наконец, никто не мешает вам самостоятельно завести собственную группу\блог\аккаунт в таких сетях, как Facebook, ВКонтакте, Linkedin, Twitter, YouTube или Google+. Останется лишь наполнять их интересным контентом. И вполне возможно, что через некоторое время всё внимание будет приковано только к вам.

Выбрать правильный путь поможет опыт и ROI. Важно лишь помнить, что оценка эффективности того или иного метода – заключительная стадия. Гораздо сложнее разработать идеи и правильно их реализовать. А кто с этим справится лучше – решать вам.

Дмитрий Авдосьев, руководитель компании Intelligent Matters


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021