ИТ-ДиректорИТ в бизнесеИнфраструктура

Чем полезны «умные» сети для телекомов?

Иван Иашагашвили | 16.08.2016

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Чем полезны «умные» сети для телекомов?

Сегодня российские телеком-операторы переживают нелегкие времена: падение трафика, изменение поведения пользователей, конкуренция со стороны интернет-компаний, снижение выручки и необходимость поддерживать инфраструктуру. Есть ли технологии, способные им помочь и выйти на новый уровень?

Проблемы развития телеком-операторов

На телеком-рынке происходит настоящая трансформация, связанная с увеличением доли мобильного контента и изменением поведения клиентов при потреблении информации. Растет количество пользователей мобильного Интернета, а значит, для телеком-операторов на первый план выходят вопросы, которые позволят предоставлять качественные услуги в области мобильной передачи данных и сопутствующих сервисов. Рынок фиксированной телефонной связи сокращается. По данным iKS Consulting, его объем в 2014 году в России уменьшился на 7%. И эта тенденция характерна не только для отечественного, но и для мирового рынка в целом.

Еще один серьезный вызов для телекома — снижение выручки за счет усиления конкуренции со стороны интернет-компаний. Из-за высокой популярности мессендежеров телеком-операторы отмечают сокрарщение собственной доли трафика.

В то же время растет популярность OTT-сервисов, в частности сервисов доставки видеоконтента. Это требует от сетей еще большей производительности и пропускной способности, что подталкивает операторов к планированию перехода на 5G. А это, в свою очередь, потребует обращения к современным средствам мониторинга и аналитики сети, с помощью которых можно будет контролировать затраты, а также создавать новые услуги и генерировать новые источники дохода. Как показывает практика, традиционные решения в данной области не предназначены для работы с новыми поколениями мобильных сетей.

При этом сегодня объем трафика телеком-операторов растет быстрее доходов, компании отмечают, что вынуждены снижать и стоимость абонентской платы из-за высокой конкуренции. А поддержка и развитие ИТ-инфраструктуры, запуск новых сервисов и удержание клиентов предусматривают постоянное увеличение расходов. Этот финансовый разрыв можно компенсировать запуском новых сервисов, но их развитие также предполагает немалые вложения. Растут и требования к качеству услуг и со стороны клиентов, повышается число используемых ими мобильных приложений. Вопрос с привлечением сильных кадров остро стоит на повестке дня. Все эти причины заставляют операторов искать новые возможности для развития. Одной из них может стать внедрение решений класса SDN и NFV.

Сетевые инновации: программно определяемый подход

SDN — программного-конфигурируемые сети — новый подход к организации сетей, позволяющий отделить управление сетевым оборудованием от управления передачей информации. Интерес к этой технологии подтверждается исследованиями IDC: по их данным, в ближайшие несколько лет мировой рынок сетевого оборудования и приложений для SDN и NFV будет расти в среднем на 89,4% в год и к 2018-му может достигнуть порога в $8 млрд.

Технология NFV, в свою очередь, позволяет запрограммировать сервисы, которые раньше были доступны только в виде аппаратных решений. С помощью NFV можно установить сервис в нужном объеме и в нужном месте.

Согласно опросу, проведенному среди крупнейших игроков ИТ-рынка, 80% участников ожидают внедрение SDN и NFV в 2016–2017 гг., а 30% опрошенных операторов/провайдеров обещают внедрение не раньше ближайших пяти лет, то есть ориентировочно в 2020 году. При этом на мировом рынке внедрение технологий SDN и NFV происходит с некоторым опережением: большинство зарубежных компаний планируют вплотную заняться этим направлением уже в 2016–2017 гг.

Ключевым драйвером для внедрения SDN/NFV на телеком-рынке сегодня является потребность операторов в сокращении затрат. Если говорить о NFV, когда сетевые функции выполняются в виде сетевых ресурсов, то глобальная виртуализация — один из ярких трендов завтрашнего дня в телеком-сфере. При этом речь идет о возможной экономии не только затрат, но и ресурсов со стороны ИТ-служб. Централизованное управление устройствами корпоративных пользователей позволяет упростить их настройку в зависимости от требования ИТ-персонала.

Еще одно преимущество внедрения SDN/NFV — минимизация зависимости от конкретного вендора, поскольку при менее дорогом оборудовании можно обеспечить выполнение сложных процессов на верхнем уровне сети.

И конечно, не последний фактор при обращении к этим технологиям — новые возможности, которые они дают операторам связи. NFV поможет обеспечить эластичность сети и простоту масштабирования в будущем. А технология SDN — снизить затраты на содержание ИТ-инфраструктуры с одновременным повышением эффективности функционирования оборудования.

Преградами для активного использования SDN/NFV на практике является неготовность технологий к немедленной коммерческой эксплуатации, недостаток успешно завершенных российских кейсов, а также проблемы с совместимостью решений. Я думаю, что западные примеры внедрения, которые успешно пройдут уже в самом ближайшем времени, смогут убедить и отечественных игроков ИТ-рынка в необходимости перемен.

Ключевые слова: телекоммуникации, мобильные технологии, мобильные сервисы

Журнал IT-Manager № 07-08/2016    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Иван Иашагашвили

Иван Иашагашвили

Генеральный директор компании Brocade в России и странах СНГ


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия