SDN: новый взгляд на старые добрые сети

Логотип компании
SDN: новый взгляд на старые добрые сети
Объемы передаваемых данных растут даже не ежегодно, а ежемесячно, постоянно появляются новые сервисы и услуги, но у бизнеса нет времени ждать, ему требуются высокие скорости, максимальная гибкость и безотказная работа сети

Чуть больше 10 лет прошло с тех пор, как ученые в университетах Беркли и Стэнфорда впервые сформулировали принципы программно­определяемых, или программно-­конфигурируемых сетей (software­defined networking, SDN). Эта модель в корне изменила классические подходы к управлению компьютерными сетями. Объемы передаваемых данных растут даже не ежегодно, а ежемесячно, постоянно появляются новые сервисы и услуги, но у бизнеса нет времени ждать, ему требуются высокие скорости, максимальная гибкость и безотказная работа сети.

Концепция SDN выносит управление сетью (control­plane) в отдельное устройство — контроллер. С его помощью администратор может задавать политики и алгоритмы распределения трафика не для каждого коммутатора отдельно, а для целой сети одновременно и централизованно. Такой принцип работы помогает эффективно управлять трафиком, быстро развертывать новые сервисы и масштабировать сеть по запросу. Как только нагрузка на сеть возрастает, SDN подстраивается под ситуацию и направляет сетевые ресурсы в нужном направлении. При необходимости часть серверов можно перенести в облако. Все это не только позволяет сократить расходы на поддержку сети, но и избавить ИТ-­специалистов от лишней «головной боли», что тоже немаловажно.

Нажми на кнопку — получишь результат

Из преимуществ, которые несет использование SDN для бизнеса, следует прежде всего отметить широкие возможности по управлению и манипуляции сетевыми функциями посредством виртуальной модели сети, созданной в ядре SDN. А значит, можно «экспериментировать», менять те или иные настройки и параметры, смотреть, как все эти изменения отразятся на работе сети в целом. Но главное, что, помимо «экспериментов», SDN в значительной степени упрощают сами процессы эксплуатации сетевой инфраструктуры. Такие задачи, как замена IP­-адресов в сетях, содержащих несколько тысяч устройств, изменение маршрутизации, политик безопасности, и многие другие базовые операции по настройке сети осуществляются буквально одним кликом мышки.

Нередко у ИТ­-специалистов возникает потребность развернуть в корпоративной сети новый сервис или приложение, например анализа трафика, виртуальную АТС или что-­то иное. Нет необходимости приобретать и УСТАНАВЛИВАТЬ дополнительное оборудование, тратить время на его настройку — здесь, кстати, есть вопрос к настройкам, так как настраивать все в любом случае нужно. В этом случае, как отмечает Антон Липанин, руководитель отдела по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ, нет необходимости приобретать дополнительное оборудование и тратить время на его инсталляцию и настройку. Достаточно произвести необходимые изменения в виртуальной сетевой модели. Да и сам процесс управления сетью благодаря SDN намного прозрачнее и нагляднее. Можно следить за взаимодействием различных узлов и элементов, что в конечном итоге снижает вероятность возникновения ошибки, связанной с человеческим фактором. Один из наиболее интересных сервисов, которые предлагается развернуть с помощью SDN, — управление корпоративными облачными ресурсами. Облачные решения в целом подразделяются на три основных типа: частный, публичный и гибридный. Доступ к каждому типу облака осуществляется по­разному. SDN позволяет гибко и быстро настраивать сетевые ресурсы для доступа к тому или иному типу облачных решений.

Тестировать все, выбирать лучшее

Разумеется, программно­-определяемые сети — это не какие-то готовые решения. Это концепция использования сетевых ресурсов, а задача поставщиков услуг по построению SDN­сетей, по словам Антона Липанина, заключается в агрегировании различных технологий, доступных на рынке, в обеспечении их совместимости и предоставлении заказчику оптимального варианта, соответствующего его задачам и потребностям.

Сегодня концепцию SDN можно разделить на два уровня: операторский и пользовательский. И тот и другой предосталяют возможность управлять сетью в режиме «виртуального конструктора», однако в операторской части сосредоточены механизмы тонкой настройки и конфигурации устройств, их доступности, надежности, совместимости и взаимозаменяемости. Пользовательская часть, как правило, независима от аппаратной составляющей, поэтому способна работать с любыми моделями оборудования и конфигурациями. Но все настройки «под капотом» можно осуществить только с помощью операторских SDN­-решений. Антон Липанин уверен, что рано или поздно появятся бесшовные SDN­-ин­струменты, которые позволят клиенту самостоятельно обращаться к операторским узлам и осуществлять все необходимые манипуляции.

Технология SDN пока очень молода, и одним из недостатков раннего периода следует назвать отсутствие глобальной концепции развития, что, по словам Антона Липанина, влечет за собой проблемы взаимодействия между оборудованием различных вендоров. «Существуют решения от различных вендоров, как аппаратные, так и программные. Эксплуатируя их, мы будем так или иначе сталкиваться с проблемами совместимости, но рано или поздно это позволит нам идентифицировать различия между работой продуктов разных производителей. В итоге мы сможем найти наиболее эффективные варианты и с их помощью создать подходы к построению SDN, которые не зависят от конкретных вендоров, когда система, например, будет автоматически настраиваться для работы с конкретной моделью маршрутизатора», — говорит он.

Но даже несмотря на все эти «детские болезни», в настоящее время SDN, по мнению нашего собеседника, является наиболее передовым инструментом для работы с сетями, позволяющим операторам и клиентам выйти на новый уровень обслуживания.

Компания Orange Business Services проводит всестороннее тестирование оборудования различных производителей, формирование наиболее оптимальных подходов к его интеграции и построение на этой основе комплексных SDN-­решений под ключ. «Здесь основными игроками должны стать операторы, поскольку им под силу объединять компоненты от различных вендоров в единый сервис», — подчеркивает Антон Липанин.

В первую очередь, как полагает Антон Липанин, SDN могут быть востребованы крупными компаниями, у которых есть большая сеть офисов или иных точек присутствия. Немалый интерес наблюдается и в России. Компания Orange Business Services уже ведет переговоры об осуществлении ряда пилотных проектов в этом сегменте.

Опубликовано 06.04.2017

Похожие статьи