УправлениеИТ в бизнесе

Все системы сконцентрированы в одной точке

Яков Шпунт | 04.09.2017

Все системы сконцентрированы в одной точке

История о том, как удалось интегрировать разнородные информационные в единое целое, причем в начальной фазе информатизации предприятия.

Наша беседа с заместителем главного инженера, начальником ЦИТ АО «Адмиралтейские верфи» Сергеем Михайловым была посвящена тому, как удалось интегрировать разнородные информационные в единое целое, причем в начальной фазе информатизации предприятия.

Какова история внедрения систем автоматизации на вашем предприятии? Кому ИТ-служба подчиняется организационно? 

Все начиналось с компьютеризации, с закупки компьютеров в начале 1990-х, которые тогда нередко использовались как усовершенствованные пишущие машинки. А к средине 90-х стали создавать локальные сети, и для обмена информацией между подразделениями устанавливались первые серверы. Так появилась возможность информатизации. Затем у нас была разработана программа компьютеризации ГП «Адмиралтейские верфи», принятая на совете НТО. В соответствии с ней мы подготовили техническое задание, предусматривающее формирование первой очереди интегрированной информационной системы управления предприятием «Адмирал» (ИИС «Адмирал»), утвержденное в 1998 году. Основными целями создания этой системы стали: автоматизация процессов управления производственным комплексом предприятия; внедрение процессов информационного взаимодействия предприятия и проектанта в процессе проектирования, подготовки производства, строительства и эксплуатации кораблей, судов и специальной морской техники в рамках реализации инновационных проектов Федеральной целевой программы; внедрение новых информационных технологий обработки и хранения информации для технической подготовки производства; оптимизация численности персонала общества за счет внедрения программных средств и информационных технологий; снижение издержек предприятия за счет применения информационных технологий для рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятия; формирование аналитической информации для принятия управленческих решений; внедрение комплекса программных средств, для использования оптимального режима обработки информации по бухгалтерскому и налоговому учету.

ИИС «Адмирал» разработана с помощью инструментальных средств Oracle. За основу мы взяли СУБД Oracle (БД Oracle). Первые модули создавались для службы материально-технического обеспечения и технологической подготовки производства — основной при строительстве судов. В начале 2000-х эти модули были сданы в промышленную эксплуатацию. На сегодня система охватывает автоматизацию большинства бизнес-процессов в Обществе. ИИС «Адмирал» интегрирована с системой управления проектами Primavera, PDM Windchill, в которой хранится графическая и текстовая информация о проектах, как строящихся, так и выполненных на предприятии, с САПР TRIBON и Aveva Marine, в которых создается 3D-модель корабля, а также другими системами, применяющимися при автоматизации бизнес-процессов на предприятии.

Сегодня ИТ-подразделение подчиняется главному инженеру предприятия. До 2000-х отдел именовался ОАСУП (отдел автоматизированных систем управления производством) и подчинялся генеральному директору, причем статус руководителя был — начальник отдела. При переводе в службу главного инженера ОАСУП превратился в центр информационных технологий, а его руководитель стал заместителем главного инженера. Соперничества между ИТ-службой и производственниками нет, и многие вопросы мы решаем совместно. К примеру, сейчас активно ведутся работы по внутрицеховому планированию по схеме «деталь — операция». Поставлена задача не просто сформировать план по цеху, но и рассчитать загрузку каждого станка, определить узкие места, приводящие к задержке сроков изготовления и сборки изделий.

Насколько согласуются программы информатизации и автоматизации? Как решаются организационные вопросы взаимодействия ИТ и АСУ ТП?

Как я же сказал, на предприятии исторически сложилось так, что специализации ИТ и АСУ ТП были сконцентрированы в одной точке. Конечно, на первом месте стояли задачи развития ИТ-инфраструктуры: вначале развивались сети и программно-аппаратные комплексы, на которых, как здания, этаж за этажом, строилась автоматизация бизнес-процессов общества, процессов конструирования и формирования производственных технологий. После того как ИТ-инфраструктура достигла современного уровня, мы смогли перейти к вопросам создания специализированной сети АСУ ТП — это было связанно в основном с масштабной реконструкцией заводских мощностей, в частности машиностроительного производства, в рамках которого введены в эксплуатацию десятки современных станков с ЧПУ. В процессе объединения новых станков в единую сеть возник вопрос о получении онлайн-информации о загруженности и состоянии не только новых станков с возможностью подключения к сети предприятия, но и всего парка станков и технологического оборудования. В этом году нами подготовлен пилотный проект по изучению возможностей сопоставления реальных процессов в цехе, получаемых с части подключенных станков из сети АСУ ТП и планируемых технологических процессов в информационной системе Общества.

Интеграция ERP и производственных систем. Нужна ли она? И если да, то чего она позволяет добиться?

Проектирование интегрированной информационной системы «Адмирал» не было разделено на подсистемы, по своей сути это единый информационный комплекс. Вот почему у нас на предприятии никогда не возникало подобных вопросов: все системы, когда-либо, внедренные на производстве, изначально интегрировались в ИИС «Адмирал», и всегда основная информация хранилась в единой базе. Так происходило и с системами технологической подготовки производства, и с системами управления архивом чертежей, и с документооборотом — как с конструкторско-технологическим, так и распорядительным. Все вновь вводимые в эксплуатацию приложения получают данные из единой базы и при необходимости отправляют туда информацию. 

С какими еще системами можно и нужно интегрировать АСУ ТП?  Каковы потенциальные выгоды подобного процесса?

В нашей ИТ-структуре основная ставка сделана на интеграцию сервисов и на единую точку доступа к ним, создаваемую на базе корпоративного портала. Добавление информации из сети АСУ ТП, от станков и технологических механизмов позволит получать реальную картину производства, выполнять загрузку существующего оборудования, планирование как производства с обратной связью, так и технического обслуживания станков и механизмов. Все это в дальнейшем поможет построить виртуальную модель производственного планирования и на ранних стадиях прогнозировать отклонения от намеченных показателей.

Экономика АСУ ТП проектов. За счет чего происходит возврат инвестиций?

Это один из наиболее сложных вопросов. Обеспечение станков устройствами сбора и передачи информации, создание системы опросов станков с ЧПУ разных производителей и годов выпуска, расстановка киосков сбора информации для ручных операций, обучение персонала и многое другое требует и финансовых, и временных затрат. Возвращение инвестиций же возможно лишь после полного внедрения системы. Исходя из этого, мы решили строить единую систему для решения сразу нескольких задач:

Во-первых, для достижения оперативных целей, таких как сбор данных со станков и технологического оборудования, для определения наиболее благоприятных периодов проведения технического обслуживания и ремонта (система ТОиР) и своевременного уведомления технических служб об отказе оборудования;

Во-вторых, для обеспечения безопасности — защита сети от внешнего воздействия, контроль внутренних угроз, резервное копирование управляющих программ и систем управления;

В-третьих, для достижения стратегических целей —полное планирование и учет производственных мощностей до уровня «деталь — операция».

Что изменилось для вас после того, как вступил в действие закон о защите критической инфраструктуры? Что планируется делатьо, чтобы соответствовать его требованиям?

Если вы имеете в виду Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», то, насколько мне известно, он еще не вступил в силу, это произойдет 1 января 2018 года, соответственно, пока ничего не изменилось.

В любом случае, необходимо дождаться, когда будут определены критерии и показатели значимости критической информационной инфраструктуры и введен реестр значимых объектов критической информационной структуры. Не разработана в полной мере нормативная база и методические рекомендации. И, как ожидается, на это уйдет весь 2018 год.

Однако мы уже работаем над защитой нашей инфраструктуры, и я считаю, что дополнительные рекомендации по безопасности не будут лишними.

Мы также решаем вопрос подключения к системе ГосСОПКА. Идет подготовка к проверке нашей инфраструктуры регуляторами на возможности проникновения. По окончании проверки нам обещали выдать рекомендации по устранению недочетов. На 2018 год планируем заложить средства на серверное оборудование для подключения к ГосСОСПКА в соответствии с выданными рекомендациями.

АСУ ТП

Темы: Индустрия 4.0

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 08/2017], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Мы много и часто говорим о том, что "ИТ меняют наш мир". Посмотрим, как это происходит в Китае с применением конкретных инструментов и затрагивает сотни миллионов человек.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Apple Tech Business Week
Санкт-Петербург, IT-пространство для бизнеса Resonance Space
22.06.2021 — 24.06.2021
VI Конференция ЦИПР-2021
Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, дом 13, «Нижегородская Ярмарка»
15 000 руб
23.06.2021
Выставка «EXPO-RUSSIA KAZAKHSTAN 2021»
Республика Казахстан
23.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
ЖКХ Будущего. Актуальные вопросы и решения
ОНЛАЙН
10 500 руб
24.06.2021 — 25.06.2021
10:00–18:00
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021
Москва, Космодамианская наб., 52/7, «Центр Цифрового Лидерства»
25.06.2021
09:00