В одном фарватере с бизнесом

Логотип компании
В одном фарватере с бизнесом
Какие задачи сегодня на повестке дня у ИТ-специалистов «Северной верфи»? Об этом нам рассказал недавно пришедший на предприятие ИТ-директор Константин Митин

Судостроительный завод «Северная верфь», построенный в 1912 году в Санкт-Петербурге, занимается как гражданским, так и военным судостроением. Сегодня заводу приходится жить и работать в условиях международных санкций, при этом расширять и модернизировать свои производственные мощности. Информационные технологии не должны и не могут оставаться в стороне от данного процесса. Какие задачи сегодня на повестке дня у ИТ-специалистов «Северной верфи»? Об этом нам рассказал недавно пришедший на предприятие ИТ-директор Константин Митин.

Чем вы занимались до прихода на «Северную верфь»?

Впервые я занялся промышленной автоматизацией в 2008 году на соседнем с Верфью предприятии — Кировском заводе. Сначала был системным администратором, затем программистом, ведущим программистом, руководителем группы, а потом и отдела.

Когда я стал работать системным администратором на Кировском заводе, мне предложили заняться системами «1С». К тому моменту мне казалось, что я отлично изучил возможности платформы «1С», однако, как выяснилось на практике, я почти ничего о ней не знал и программировать абсолютно не умел. Тем не менее, через некоторое время систему я освоил. Кроме того, некоторыми проектами по автоматизации занимался совсем один. Уже когда стал ведущим разработчиком, появились коллеги. Позднее я возглавил группу эксплуатации и развития решений «1С». И несмотря на все сложности внедрения этой системы  - ведь Кировский завод - одно из крупнейших предприятий Петербурга, со сложной организационной структурой, где работает несколько тысяч человек, - воспоминания об этом опыте очень позитивные.

Я благодарен руководству завода, что мне позволили учиться. Я прошел множество управленческих курсов. Учился, развивался и понял, что управление в ИТ представляет для меня самый большой интерес. Уже когда руководил отделом, пришлось заниматься не только «1С», но и продуктами компании SAP.

Набрав определенный опыт в производственной сфере, решил перейти в консалтинг. Хотелось попробовать что-то новое, да и основные объемы автоматизации на Кировском заводе к тому времени уже завершились. В 2012 году я перешел в петербургскую компанию «1С-Рарус» на должность руководителя консультационно-методического отдела корпоративного рынка. Погрузился в консалтинг, оказавшись «по ту сторону баррикад». Проработав там год, решил вернуться на производство, на этот раз в приборостроение, в концерн «Океанприбор», который занимается созданием гидроакустического оборудования. У концерна очень интересный подход к внедрению. Много говорят о том, что успех внедрения зависит от поддержки главного руководителя. Везде об этом говорят, но мало где это есть на самом деле. А в «Океанприборе» топ-менеджмент полностью поддерживал любые инициативы ИТ. За очень короткий период мы смогли автоматизировать полный спектр: финансовый и управленческий учет, бюджетирование и многое другое. Не только «топы», но и сотрудники подхватили проект. Наконец, некоторое время назад мне предложили возглавить ИТ-подразделение «Северной верфи». Генеральный директор предприятия Игорь Борисович Пономарев показался мне очень интересным и опытным человеком, как с точки зрения переговоров, так и с позиции восприятия картины мира. Так я и оказался на этой позиции.

Верфь строит как гражданские, так и военные корабли. Каковы требования к информационной безопасности? Есть ли различия по сравнению с другими отраслями промышленности?

Если в целом вести речь о требованиях ИТ для судостроения, то они опираются на особенности отрасли. Существует стереотип, что судостроение и машиностроение очень близки. На самом деле это не так. Как человек, долгое время проработавший в машиностроении, могу сказать, что они очень сильно различаются, и не только по терминологии. Бизнес-процессы похожи, конечно, но в судостроении один из самых длинных циклов производства. Это накладывает определенный отпечаток и на информационные системы. В машиностроении финансовый результат можно получить относительно быстро: от момента запуска до момента отгрузки проходит немного времени. В судостроении совсем иная ситуация. Соответственно, требования к предоставлению отчетности на любом этапе крайне важны. Вторая особенность — огромное количество контрагентов. Все это предъявляет специфические требования и к учету, и к планированию.

И, конечно, вопросы обеспечения безопасности – отдельное важнейшее направление. События последнего времени, а именно вирусные эпидемии, говорят о том, что информационная безопасность — ключевой вопрос деятельности любой компании. А для предприятий, выполняющих оборонные заказы- тем более.

Завод выпускает суда полностью готовыми к эксплуатации. ИТ работают на всех этапах создания судна?

ИТ участвуют во всех этапах производственного процесса. Я не могу похвастаться тем, что этот процесс является максимально сквозным, не разорванным на кусочки, но, так или иначе, присутствуем мы везде, на всех операциях.

Часто приходится слышать об имеющемся «зоопарке» информационных систем и оборудования на старых производственных предприятиях. Есть ли у вас такая проблема?

Если говорить об оборудовании, здесь ситуация не такая плохая. Устаревшее оборудование постепенно модернизируют. Компьютеры и серверы у нас хорошие и вполне соответствующие нашим задачам. Что касается программного обеспечения, то проблема существует. Раньше на всех предприятиях действовал отдел АСУ, занимавшийся автоматизацией. Появилась целая россыпь информационных систем, причем каждая решала свою задачу. Они были написаны на базе устаревших платформ, и для их поддержания требовалась особая среда. Как правило, люди, которые готовили данные системы, уже не работают на предприятии. И хотя опираться сегодня на эти системы было бы большим риском, преимущество, на первый взгляд, у них очень серьезное. Оно в том, что подобные программы создавались для конкретных людей, в полном соответствии с их предпочтениями. Так что с фактором привыкания людей приходится работать. Тем не менее, переход на новые системы обязательно должен происходить. Мы на предприятии определили, что основной учетной платформой для нас будет «1С». Ее возможностей достаточно для наших учетных задач — финансовых вопросов, бюджетирования, документооборота. Что касается конструкторско-технологической подготовки и оперативного планирования производства, то мы пока находимся в процессе выбора. Как вы знаете, у нас есть определенные ограничения в плане импортных систем. Есть много компаний, готовых наобещать золотые горы в вопросах автоматизации. Но мы исходим из специфики судостроения, и нам крайне важно наличие лучших практик, важно, чтобы предлагаемые нам системы уже работали на судостроительных предприятиях. Мы общаемся с коллегами, приезжаем к ним, разбираемся в проектах.

У судостроения есть ряд особенностей, одна из них — наличие огромного количества контрагентов, смежников, партнеров. Как организовано взаимодействие с ними с точки зрения ИТ?

«Северная верфь» сделала ряд важных шагов по учету взаимоотношений с контрагентами. Мы внедрили электронный документооборот, и сейчас большинство договоров проходит согласование в электронном виде. Это позволяет нам отслеживать всю иерархию документов. Сейчас мы работаем над управленческим договорным учетом, над планированием заключения договоров, ведением аналитик и характеристик, которые не интересны классическому бухгалтерскому и налоговому учету. Здесь мы позаимствуем опыт коллег, надеюсь, сможем оперативно его реализовать. Система сотрудничества с поставщиками будет в «Объединенной судостроительной корпорации» центральной, и мы должны максимально подготовиться к тому, чтобы интегрировать эти взаимоотношения с нашими информационными системами. Причем речь идет не только о договорной работе, но и обо всех процедурах, связанных с закупкой, публикацией и многим другим. Помимо учета и классического согласования, есть определенная цепочка шагов, чтобы договор перешел из состояния А в состояние Б. И мы над этим работаем.

Судостроительная отрасль долгое время не получала государственного финансирования. Сегодня она активно восстанавливается. Что изменилось в ИТ?

Уже многие годы ИТ серьезно встроена в жизнь любой организации. Если организация сбавляет свои обороты, ИТ все равно присутствуют. Меняются масштабы. Мне важно, чтобы ИТ не были вещью в себе, а чтобы наши цели и цели бизнеса, которые, в свою очередь, проистекают из целей ОСК, были напрямую взаимосвязаны. Есть, конечно, блок задач, которые мы решаем для себя, — современный ИТ-ландшафт, сокращение затрат. Но основные наши цели напрямую соотносятся с бизнесом. Поэтому с появлением финансирования автоматически возникли и проекты, с ними мы и начинаем работать.

У вашего предприятия своя ИТ-стратегия или вы пользуетесь ИТ-стратегией ОСК?

У нас собственная стратегия. Мы используем базовые постулаты стратегии ОСК. Мои предшественники в определенной степени формулировали этот документ, я пришел со своим собственным видением, и мы в текущей редакции стратегии его отображаем. Один из постулатов — соответствие целям бизнеса. Стратегия корпорации нам помогает. Обычно регламентирующие документы в чем-то ограничивают, но у ОСК, наоборот, инновационная стратегия.

Поддерживает ли генеральный директор «Северной верфи» ваши инициативы?

Я не так долго работаю, но могу сказать, что Игорь Борисович не только во всем поддерживает автоматизацию, но и дает полную свободу действий.

На «Северной верфи» проводится широкая модернизация производства. Как в ней задействованы ИТ?

Строится новый большой эллинг, с определенным образом оптимизированными бизнес-процессами. ИТ в рамках этого проекта планирует построить и оснастить новый ЦОД. Пока наших мощностей хватает, но если начнется расширение производства, потребуется их увеличение. Планируем добавить до тысячи рабочих мест. Это пока все, что я могу рассказать.

Ведется ли на предприятии собственная разработка ПО?

 Да, и в основном она касается унаследованных решений. Одна из наших стратегических задач заключается в том, что мы переводим все информационные системы на единую платформу.

Ваше предприятие попало под международные санкции. Как решаются задачи по импортозамещению в области софта и оборудования?

Мы в определенной степени находимся в зависимости от иностранного софта. Эти ограничения, думаю, позволят российским поставщикам разрабатывать достойную замену западным продуктам. Но у судостроения есть своя специфика, и отечественных САПР, ориентированных под отраслевые потребности, просто не существует. Мы, как клиент, хотим получить законченный продукт, которым можно было бы сразу или после небольших доработок начать пользоваться. Если говорить о PDM-системах, их тоже можно посчитать по пальцам. Так что пока мы используем то, что у нас есть, а замены никакой не видим. Это я говорю о КТПП и ОПП. Что касается учетных систем, тут ситуация намного проще. Принципиальных особенностей в плане учета у судостроения нет.

По оборудованию для информационной безопасности могу сказать, что существуют отечественные компании, предлагающие аппаратные решения для любых задач. И мы верим, что в этом направлении все будет хорошо. Но отечественные компьютеры мы пока не можем использовать.

И последний вопрос. Применяются ли у вас технологии единой цифровой модели представления продукции, то есть 3D?

 Мы на пути к этому. С одним из проектантов работаем в данном направлении, но мы пока в начале пути. В чем преимущество 3D-модели? Можно получать на ее основе конструкторскую документацию. За этим будущее.

 

 

Опубликовано 04.09.2017

Похожие статьи