IT ManagerИТ в бизнесеИнфраструктура

Вместо бумажной волокиты

Григорий Рудницкий | 22.06.2018

Вместо бумажной волокиты

Цифровая трансформация бизнеса - сложный и многоплановый стратегический процесс, в котором одинаково важна роль ИТ и бизнес-подразделений компании. Как меняется роль CIO в новых условиях, какие изменения потребуется внести в работу ИТ-департамента? На эти и другие вопросы нам ответил Виталий Котов, руководитель Управления информационных систем ГК “Полипластик”, ведущего российского производителя пластиковых труб.

Расскажите о себе, как вы пришли в информационные технологии?

Я по образованию программист. После института работал ведущим разработчиком, специализировался на платформе Java Enterprise. Затем меня пригласили в один международный холдинг на должность ИТ-руководителя и руководителя проекта по внедрению ERP. Это была сложная европейская ERP-система, не локализованная для России. Она была написана на Java Enterprise, и компания не могла найти специалистов, которые бы взялись за ее внедрение в России. Таким специалистом оказался я. В этом иностранном холдинге я работал сначала в ИТ-департаменте, а после внедрения системы мне предложили перейти в реальный бизнес на должность директора по управлению цепочками поставок. Сначала не могли найти кадры, которые бы внедрили систему, а затем потребовались специалисты, которые бы ею грамотно воспользовались. Мне удалось сделать карьеру в этом холдинге. После должности директора по управлению цепочками поставок, я стал исполнительным директором. Наконец, мне поступило предложение из ГК “Полипластик”, гораздо более крупной компании, чем этот российский филиал иностранного холдинга, он фактически сопоставим по размерам и оборотам с крупнейшими европейскими производителями пластиковой трубы. Уже четвертый год я работаю в “Полипластике”.

Насколько глубоко бизнес вашей компании, то есть производство пластиковых труб, завязан на ИТ?

Наш бизнес крупный. Но он растет не сам по себе, а за счет слияний и поглощений. Редко строят фабрики просто так в чистом поле. Как правило, кого-то покупают, и “Полипластик” не исключение. Мы приобрели множество заводов и торговых домов в регионах, каждый из которых обладал своей ИТ-инфраструктурой и учетными системами. Моя основная работа, которой я занимался здесь три года, как раз состояла в унификации и приведении учетных систем к единой норме. Сейчас все наши компании в России работают в одной ERP-системе. Вольницу мы убрали. Транзакционно у нас все общее: остатки, балансы, операции.

Сегодня все говорят о цифровой трансформации бизнеса, о переходе к цифровой экономике. Как эта концепция реализуется на промышленных предприятиях, в частности в компании “Полипластик”?

“Полипластик” не только производит пластиковую трубу, но еще и транспортирует и продает свою продукцию. Приходится использовать все более сложные системы для хранения информации, так или иначе связанные с бизнес-процессами в производстве, продажах и логистике. Усложнение позволяет концентрироваться на самом важном, а вся рутина ложится на плечи автоматизации. Причем, не только рутина, но и сложная калькуляция с оптимизацией. Все это выполняется программными средствами сегодня. Если говорить предметно о производстве, то здесь на первое место выходят вопросы, связанные с оптимизацией планирования. Цифровизация сама по себе ведь никому не нужна. Одна должна приносить пользу, которую можно выразить в реальных цифрах, в экономии средств или увеличении сбыта. К примеру, оптимизация производственного расписания помогает серьезно сэкономить. Автоматизация учета позволяет высвободить людские ресурсы и направить их туда, где они принесут больше пользы и прибыли компании.

Как меняется роль ИТ-директора в условиях цифровой трансформации?

У нас ИТ все больше входит в менеджмент компании. Я, например, стал заместителем директора по экономике. Ценность ИТ в развитии бизнеса и повышении его конкурентоспособности, владельцами Группы “Полипластик”, безусловно, признается. ИТ влияет на успешность бизнеса, на его конкурентоспособность на рынке. Заказчики, клиенты и партнеры смотрят на качество вашего сервиса, а сервис сегодня практически весь цифровой. Чем качественнее ваш сервис, тем больше у вас шансов победить конкурентов. Все движение сегодня происходит именно в этом направлении, и ИТ становятся неотъемлемой составляющей этого похода. У вас может быть отличная продукция и умеющие убеждать менеджеры по продажам, но если вы не можете организовать качественную электронную очередь на складе, люди к вам просто не поедут.

Что происходит с самим ИТ-департаментом в новых условиях?

ИТ-департамент должен участвовать в разработке, адаптации и изменении любого бизнес-процесса. Бизнес уже внутри себя не может сесть и договориться. Нужна ИТ-экспертиза. Привлечение ИТ в процесс управления компанией, как минимум на консультационных ролях, как раз и дает результат.

В ИТ-департаментах многих компаний на ниве цифровой трансформации бизнеса открываются институты бизнес-партнеров. Это люди, которые работают на стыке бизнеса и технологий, они служат связующим звеном между ним. Есть ли подобные специалисты в ГК “Полипластик”?

В управлении информационных систем работают штатные аналитики, задача которых - говорить с бизнесом на понятном ему языке. Никто не будет оспаривать тот факт, что ИТ должны уметь говорить с бизнесом на одном языке. Можно, конечно, выделить таких специалистов в отдельную прослойку, но в случае с нашей компанией, за это отвечает ИТ-департамент, но и бизнес выбирает из своей среды толковых и сообразительных сотрудников, которые могут впитать эти знания и дальше нести их в свою среду. Таким образом, происходит диалог между лучшими представителями бизнеса и ИТ.

В компаниях все чаще появляется позиция директора по цифровизации (CDO). Кто должен занять эту должность, ИТ-директор, которому придется “трансформироваться” или директором по цифровизации должен быть отдельный, самостоятельный топ-менеджер?

У нас в ГК “Полипластик” ИТ изначально были разделены, это было еще до моего прихода. Вопросы учетных систем, бизнес-процессов, да и, собственно, цифровизации, сконцентрированы в Управлении информационных систем. Другие вопросы, относящиеся к железу, инфраструктуре и платформам, находятся в ведении соответствующего подразделения. Как правило, CIO занимается и тем и другим, а вот у нас все это диверсифицировано. Все-таки, разные драйверы, разные интересы. Зачастую эти интересы даже конфликтуют. Для специалистов по инфраструктуре лучше осваивать бюджет, пусть медленно, но верно. Для тех, кто занимается автоматизацией и цифровизацией ключевым фактором будет быстрота решения задач, которые ставит бизнес. Везде свои методологии, свои подходы.

Как вы относитесь к ситуации, когда бизнес самостоятельно заказывает у ИТ-компаний решения и проекты, минуя собственный ИТ-департамент?

 Для ИТ и лично для меня это равносильно проигранному раунду. Объясню свое мнение. Если бы у нас на рынке были замечательные и правильно оцененные системные интеграторы, предоставляющие решения и услуги, то им можно было бы без сомнений довериться, заплатить приемлемые деньги и получить результат. Но как показывает практика, если интегратору просто дать денег, ничем хорошим это не закончится. Нужно постоянно вникать в этот процесс, контролировать, следить. В этом виноват не только интегратор. Сами пользователи, то есть заказчики, не всегда корректно могут поставить задачу, понять, что им надо. Очень легко сбиться с правильного пути и не дойти до результата. Отсюда и берутся страшные цифры о провале 50 процентов проектов по внедрению ERP. Это как раз те случаи, когда интегратор и заказчик не смогли понять друг друга, не сумели договориться. Поэтому я не готов играть в эту рулетку и беру такие проекты под контроль, тем более, когда цена вопроса исчисляется в миллионах. Контролировать могут только свои ИТ-специалисты, которые находятся в штате и могут в нужный момент вмешаться, дать оценку и скорректировать процесс.

Сегодня все больше системных интеграторов позиционируют себя именно в качестве “бизнес-интеграторов”, у которых в штате есть специалисты и эксперты по целому ряду отраслей, за плечами у которых множество реально успешных проектов. Может ли бизнес им доверять безоговорочно?

Вы правы, такие компании есть, но цена вопроса намного выше. Такие специалисты стоят очень серьезных денег. В бюджете таких проектов есть пункт о гарантии. В нем написано, что вы отдаете миллионы рублей просто за то, что все будет сделано так, как описано в строках выше. Безусловно, такие интеграторы есть, но как понять, что вам предоставят опытных экспертов, а не студентов? Риски есть в любой ситуации.

С чего начинать процесс цифровой трансформации бизнеса в компании? В чем отличие проектов по цифровой трансформации бизнеса от проектов по автоматизации бизнес-процессов?

Вообще, цифровизация - очень распиаренный в последнее время термин. Владельцам и руководителям этот термин очень интересен, тем более, что сам Владимир Владимирович Путин говорит об этом. В чем отличие от автоматизации? Это каждый решает для себя сам. Ответ на этот вопрос зависит от того, в какой точке сейчас находится ваша организация, насколько у нее развиты ИТ. Можно использовать для автоматизации бизнес-процессов Excel и для хранения документов Google Drive, а можно внедрить современную ERP-систему, где все давно оцифровано, а нас интересует только интеграция с внешними сервисами партнеров, клиентов, поставщиков, наконец государства. Поэтому важна отправная точка цифровизации, а совершенству нет предела. Зачастую требуется визионерская оценка, поскольку посчитать планово-экономическое обоснование всех этих мероприятий очень сложно, особенно, если речь идет о глобальных проектах.

У вас в группе компаний централизованная структура и управление ИТ. Как происходит слияние и интеграция в нее новых приобретаемых предприятий? Помогает ли здесь цифровая трансформация бизнес-процессов?

Она может как помогать, так и мешать. Если на предприятии есть бизнес-процессы, блестяще отлаженные с точки зрения ИТ, причем даже лучше чем в целом по группе компаний, внедрена какая-то очень хорошая система, то бывает очень сложно договориться с руководством. Для бизнеса ведь самое важное — это зарабатывать деньги. Если отказавшись от этой старой системы он потеряет деньги, то ее придется сохранить. Такие прецеденты у нас были, и мы спустя несколько лет постепенно ее “переваривали”. Универсальных рецептов здесь нет. Крупный бизнес в первую очередь смотрит на деньги, а перенос системы сопряжен со значительными затратами. Что касается нас, то у нас в России все пока единообразно. Правда, если бизнес купит крупного конкурента или партнера-смежника, то начнется длительный интеграционный проект.

Какие специалисты в первую очередь сегодня нужны ИТ-департаменту?

В первую очередь, требуются специалисты по жизненному циклу сервисов. Что касается администраторов, то в первую очередь нужны специалисты по сетевой инфраструктуре. В то же время потребность в администраторах операционных систем и, особенно Unix, идет на спад. Держать в штате таких специалистов нецелесообразно. Если вам нужны Unix-сервисы, вы, скорее всего уйдете в облако, а там свои специалисты будут обязательно.

Какие проекты в русле цифровой трансформации ГК “Полипластик” по работе с внешними клиентами или контрагентами вы считаете наиболее важными и интересными?

Прежде всего, это работа с партнерами-перевозчиками. Мы много возим, но не своими силами, а сотрудничаем с транспортными компаниями. У нас разработан транспортный портал, куда заходят партнеры, вводят туда данные по своему транспорту и водителям, могут бороться за заявки в режиме мини-аукциона. На портале выводятся карты маршрутов с точками разгрузки и погрузки, есть встроенный электронный документооборот с поддержкой электронной подписи, которую нужно подтверждать по SMS. Есть и мобильное приложение. Это очень удобно, поскольку в маленькой транспортной компании работает всего два-три человека, и все они находятся за рулем. В целом для нас очень важно заменить цифровыми процессами бумажную волокиту. Представьте себе, ведь нашим водителям зачастую приходится складировать трубы буквально в чистом поле, где нет никакого склада, а есть прораб, который может подписать бумажный документ и, в лучшем случае, поставить печать, вынув ее из кармана. Поэтому мы сейчас работаем над тем, чтобы заменить бумажную подпись цифровой, юридически выверенной, как это уже сделано в банках.

И последний вопрос. Какие решения помогают вам в цифровой трансформации бизнес-процессов? Находят ли применение Большие данные, искусственный интеллект и другие новейшие технологии?

Аналитики Gartner заявили, что Big Data умерла. Конечно, сами данные есть, они лежат в реляционных базах. Мы не в ритейле, чтобы активно применять Большие данные, как это задумывалось. Все-таки, у нас другая область. Что касается искусственного интеллекта, то сами алгоритмы появились несколько десятилетий назад, но с развитием вычислительных мощностей, расчет этих алгоритмов уменьшился с часов и минут до секунд. Что это дало нам? Мы используем библиотеки ИИ для автоматизации планирования. Это долгосрочные инвестиции, но первые результаты уже есть. У нас есть целое направление бизнеса, которое рассчитывает свой производственный план буквально нажатием одной кнопки.

 

 

 

модернизация ИТ-инфраструктуры

Горячие темы: Бизнес в цифре

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 06/2018], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Можно ли, поняв, что половина информации не доходит до серого вещества, отсеиваемая «вратами сортировки», что-нибудь с этим сделать?
Уже довольно многие согласны с тем, что в крупных организациях необходимо создавать т. н. «службы заказчика», предоставляющие аутсорсинг ИТ-услуг.
На первой встрече по первому проекту, на котором я выступала в роли аналитика, я молчала, хмурила брови и писала что-то в блокнот. В общем-то, я и сейчас на встречах с бизнесом хмурю брови и пишу в блокнот. Но только раньше я это делала от неопытности, а теперь от неожиданности.

Компании сообщают

Мероприятия