Облачные трансформации

Логотип компании
Облачные трансформации
Сейчас, на мой взгляд, настали самые трудные времена для бизнес-лидеров – у них постоянно появляются новые конкуренты, предлагающие новые стратегии ведения бизнеса.

С Oracle SVP и CIO Марком Санди (Mark Sunday) мы планировали встретиться осенью прошлого года на форуме в Сан-Франциско и обсудить его любимую тему облаков. К сожалению, встрече тогда помешал плотный график старшего вице-президента. А этим летом беседа все-таки состоялась, правда, виртуальная – спасибо упомянутым облакам и IP-телефонии. Вот краткая запись нашего разговора.

Марк, мы всегда представляем спикеров нашим читателям. Пожалуйста, несколько слов о себе.

Вся моя карьера вот уже тридцать лет связана с информационными технологиями. Многие годы работал в Texas Instruments, Motorola и ST Microelectronics. Затем семь с лишним лет был ИТ-директором Siebel, а когда в 2006-м ее купила Oracle, мне предложили аналогичный пост, который я с удовольствием занимаю все эти годы.

С какими трудностями и вызовами приходится сталкиваться? Какие проблемы решать?

ИТ помогают сохранить баланс при решении многих задач. Первая – повышение производительности всех направлений бизнеса и каждого сотрудника в частности. А для этого необходимо, чтобы пользоваться ИТ-инструментами было просто и все системы обеспечивали непрерывность бизнес-процессов. Вторая задача – минимизация рисков: безопасность, конфиденциальность, соблюдение всех регламентов, политик и правил. Третья – непосредственно ИТ-эффективность: сюда входят общая стоимость ИТ-активов и повышение отдачи от них, гибкость, масштабируемость. Соблюсти такой баланс непросто. Например, при увеличении продуктивности может снизиться безопасность, или, наоборот, при повышении безопасности пострадает продуктивность. Все эти задачи решает CIO любой крупной организации. Но у нас в Oracle есть и дополнительные обязанности: мы фактически являемся первыми пользователями всех продуктов компании и даем нашим подразделениям разработки обратную связь – оценки по качеству, возможностям, удобству использования. Иными словами, наша цель – улучшать продукты Oracle, чтобы все остальные клиенты в мире не имели проблем с их применением.

На конференции в Сан-Франциско основатель Oracle Ларри Элисон (Larry Ellison) увлеченно рассказывал о преимуществах облаков. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее актуальны сегодня?

ИТ-сегмент стремительно меняется, и в немалой степени благодаря облачным технологиям. Возьмите традиционные виды бизнеса, особенно индустрию услуг и развлечений: таксопарки несут огромные убытки с появлением сервиса Uber, отели – с появлением Airbnb. Сейчас, на мой взгляд, настали самые трудные времена для бизнес-лидеров – у них постоянно появляются новые конкуренты, предлагающие новые стратегии ведения бизнеса. Особенно сложно быть сегодня лидером в ИТ. Появилась, скажем, какая-то возможность в облаках – нужно мгновенно оценить ее потенциал, актуальна она в данный момент или нет. Задача бизнеса – быть конкурентоспособным, задача ИТ – включить облака в инфраструктуру и максимально эффективно их использовать.

Часто слышишь: облака – это future-proof, залог будущего развития ИТ-инфраструктуры. Что конкретно имеется в виду?

Облака ускоряют ИТ-процессы в компаниях. Если раньше обновления программного обеспечения занимали недели и даже месяцы, то теперь это происходит в течение минут или максимум часов. Облачная архитектура позволяет консолидировать хранение данных и управление ими в одном месте. Например, у нас в портфеле есть маркетинговый инструмент Eloqua, который способен заменить электронную почту и другие ИТ-инструменты, с его помощью мы можем запустить полноценную маркетинговую кампанию и выяснить реальные потребности наших внутренних пользователей, функциональных руководителей. Обычно у ИТ нет ресурсов для таких кампаний внутри. А облака дают возможность тестировать новые продукты, постоянно экспериментировать и получать фидбек. Да, облака – это вклад в будущее, при этом большим плюсом выступает возможность масштабирования, добавления новых функций при изменении бизнеса.

ИТ как сервис. Многие CIO в мире говорят о трансформации своих подразделений, изменившейся модели предоставления услуг. Какую роль сыграют облака в этом тренде?

В Oracle облака позволили сосредоточиться на предоставлении услуг бизнесу и меньше времени тратить на инфраструктурные вопросы. Наша задача – выяснять потребности пользователей, руководителей направлений и очень быстро их удовлетворять. Теперь в центре внимания ИТ - что это даст организации, какие выгоды получит компания в результате нашей работы.

Проблема номер один – безопасность корпоративных приложений. Можно ли хранить конфиденциальную информацию в публичном облаке?

Последние несколько лет безопасность представляет один из основных рисков в работе с облаками, поэтому зачастую выбор делается в пользу традиционной инфраструктуры. Но если вы посмотрите на картину мира, то увидите, что изменились сами риски ИБ. Далеко не всякая крупная компания, не говоря об СМБ, обладает достаточными навыками и компетенциями, чтобы противостоять растущим ИБ-угрозам и обеспечить полноценную защиту бизнеса, сохранность данных своих заказчиков и сотрудников. Крупные же поставщики облачных решений имеют в штате не пять и не десять, а сотни специалистов по безопасности, что позволяет обеспечивать защиту на более высоком уровне. Облака сокращают затраты не только при масштабировании бизнеса, это еще и экономия на персонале. Таким образом, думаю, очень скоро облака существенно поднимут планку своей ИБ- защищенности.

И все-таки ваши коллеги пока побаиваются облаков, ведь по-прежнему информация может уйти на сторону…

Я убежден, что мы можем обеспечить нашим пользователям высший уровень безопасности. Наша компания предоставляет все инструменты облаков, но внутри вашего собственного фаервола. Это называется Oracle Cloud Machine. Облачное решение обладает всеми достоинствами публичного облака Oracle Cloud, но находится внутри организации, за ее сетевым экраном. И у нас нет доступа к данным клиентов. Многие компании уже интересуются этим предложением, чтобы использовать все преимущества облаков, но без предоставления данных стороннему провайдеру.

Если масштабируемость и гибкость – ключевые характеристики облака, это должно иметь огромное значение для Big Data и аналитики. Какими вы видите перспективы ИТ-службы?

Помимо решений «инфраструктура как сервис», «программное обеспечение как сервис», у нас появилось новшество – «данные как сервис». В одной точке аккумулируются данные из сотен источников, не связанных между собой. Вообще все мы сейчас только начинаем осознавать, какие возможности могут предоставить Big Data. По прогнозам, к концу этого десятилетия к Интернету будет подключено более 35 миллиардов устройств во всем мире. Информация, поступающая с этих устройств, даст понимание новых потребностей пользователей. Появятся новые секторы, новые виды бизнеса. Наша цель – соответствовать этим потребностям и работать в совершенно новых направлениях и сегментах.

Несмотря на бум облаков, многие компании все еще экспериментируют, пробуют их возможности. Частное облако становится логической ступенькой к совместному использованию, например гибридному облаку. А что думаете вы?

Пятнадцать лет назад в Oracle начали тестировать эти самые частные облака: отслеживали процессы, выстраивали в линию все потребности бизнеса, искали пороги гибкости и масштабируемости в имеющейся инфраструктуре. Задача была выяснить, кто и какие инструменты использует, кому что нужно. Многие компании предпочли гибридный подход, когда часть данных находится в частных облаках, а другая в публичных. Это позволяет обеспечивать необходимый уровень безопасности. Чувствительные данные остаются внутри периметра и защищены. Как я уже говорил, для решения подобных задач у нас есть решение Oracle Cloud Machine, входящее в семейство Oracle Cloud@Customer.

Изменение роли ИТ ставит серьезные стратегические вопросы перед CIO. Как в этих новых условиях правильно строить отношения с другими топ-менеджерами?

Повторю. Облака дают возможность CIO тратить меньше времени на обслуживание инфраструктуры и больше – на вопросы бизнеса: глубже разобраться с его целями и задачами, как их лучше решать,обеспечить бизнес передовыми инструментами для реализации открывшихся возможностей. Думаю, что все эти изменения к лучшему. ИТ-служба становится все более интегрированной в бизнес, принося ему дополнительные конкурентные преимущества.

Некоторое время назад ваш коллега Джонатан Фелдман (Jonathan Feldman) из Эшвилла написал для нашего журнала статью, в которой предрек смерть традиционным ИТ. Вы согласны с таким прогнозом?

ИТ не умрут, они будут трансфомированы. В смысле, традиционные ИТ изживут себя, но лишь для того, чтобы, как птица Феникс, возродиться в кардинально новых формах. А вот в каких – мы с вами скоро увидим.

Опубликовано 26.10.2016

Похожие статьи