ИТ по расчету

Логотип компании
ИТ по расчету
В любом традиционном бизнесе, а наш не исключение, информационные технологии не могут стать системообразующей функцией.

О том, чем могут быть полезны информационные технологии для консервативного бизнеса, оставаясь на вспомогательных ролях, в интервью журналу IT-MANAGER рассказывает Герман Эпштейн, вице-президент по информационным технологиям пивоваренной компании «Балтика» и Carlsberg Group в регионе Восточная Европа.

Когда вы приняли решение о том, чтобы сделать карьеру ИТ-руководителя?

Я такое решение не принимал — так уж все сложилось. Однако информационные технологии имеют непосредственное отношение к моему базовому высшему образованию: я окончил Латвийский государственный университет в Риге по специальности «Прикладная математика». Ну а дальше началась работа. Сразу после университета по распределению попал инженером-программистом на пивной завод в Латвии. С 1989 года в СССР началась перестройка, и работу найти было очень тяжело, поэтому я оставался на пивзаводе до 1999-го и покинул его в должности директора по финансам. После уехал работать в Швецию в пивоваренный концерн Baltic Beverages Holding, который являлся одним из совладельцев «Балтики». Там я, можно сказать, вернулся к основам, то есть занялся информационными технологиями. В компанию «Балтика» перешел в 2005 году — сразу после реструктуризации акционерами бизнеса в России.

В последние годы ИТ все теснее соприкасаются с бизнесом, постепенно превращаясь из некоего вспомогательного инструмента в основное средство производства и генерации дохода, то есть фактически становясь сутью бизнеса (несмотря на то, что некоторые компании до сих пор пытаются разделять бизнес и ИТ). Какова ситуация в пивоваренной компании «Балтика»?

Это не про наш бизнес, так как мы очень консервативны, в том числе и в отношении использования информационных технологий. Пиво — оно и есть пиво, и современный продукт по сути мало чем отличается от того, каким он был столетия и даже тысячелетия назад. В любом традиционном бизнесе, а наш не исключение, информационные технологии не могут стать системообразующей функцией. Такой, например, как в телекоммуникационной отрасли, попросту не существовавшей еще двести лет назад. Основа нашего бизнеса — непосредственное производство: 99% операций связаны с изготовлением продукции, ее транспортировкой и обеспечением продаж.

То есть в пивоваренной отрасли информационные технологии не обеспечивают конкурентные преимущества для бизнеса?

И да и нет. Чем шире масштабы бизнеса, тем теснее он связан с информацией. Безусловно, для небольших пивоваренных компаний ИТ не являются конкурентным преимуществом. В нашем же случае ввиду больших масштабов и географической распределенности бизнеса появляется множество задач, связанных с управлением, планированием, оптимизацией работы и так далее. Это как в армии: если на уровне взвода проблем с управлением практически нет, то по мере повышения уровня подразделения в структуре войск решать задачи координирования становится все труднее. Соответственно, чем выше качество информационного обмена и чем более оперативно он осуществляется, тем выше отдача любого подразделения. Стратегия определяется доступной информацией еще со времен Сунь Цзы: чем больше информации ты имеешь и чем она качественнее, тем лучше ты ей оперируешь и тем более эффективным становишься на рынке. Для решения именно этих задач и применяются информационные технологии, в том числе и в тех бизнесах, где ИТ не являются средством производства. Вот здесь и проявляется конкурентное преимущество от использования ИТ.

Какая роль отводится информационным технологиям в формировании бизнес-процессов компании «Балтика»?

ИТ играют ключевую роль в формировании информационного обмена. Типичная задача для нашей компании: в российском городе N должна появиться наша продукция — где и когда мы ее должны произвести, в каком объеме, как ее доставить в искомый город, откуда поставить сырье на завод? И так далее. На сегодняшний день у нас восемь заводов, в прошлом году мы вынуждены были два завода закрыть.

А чем вызвано такое сокращение производства?

Каждая страна имеет свою традиционную культуру потребления алкогольных напитков: например, для Италии и Франции приоритетно вино, а для Германии и Финляндии — пиво. Любую традицию можно изменить только посредством направленных внешних воздействий — например, с помощью рекламы или изменением в государственном регулировании. Таким образом можно повлиять на традиционные предпочтения людей. Но как только внешнее воздействие исчезает — все возвращается на круги своя. Для России традиционным алкогольным напитком является водка. Пока государственная политика была направлена на сокращение потребления крепкого алкоголя, который существенно более вреден для здоровья, в пользу слабоалкогольных напитков, наш рынок рос. Но тренд изменился и под влиянием новых законодательных инициатив происходит большой спад в отрасли: как только государство приравняло пиво к крепкому алкоголю — традиционный тренд начал восстанавливаться, то есть водка стала возвращать свои позиции, а пиво — их терять. На текущий момент мы уже утратили более 30% рынка из-за сокращения потребления пива. Поэтому не только мы, но и другие производители пива в последние годы активно закрывали заводы на территории России.

Видите ли вы возможность в удержании или даже расширении текущих рыночных позиций компании за счет конкурентной борьбы?

На сегодняшний день мы занимаем около 35% рынка, а ближайший наш конкурент — более чем в два раза меньше. Если кто-то из наших конкурентов рынок покинет, мы, конечно, сможем несколько укрепить позиции. Но поскольку в стране происходит общее снижение потребления пива, то даже если с рынка вдруг уйдут все конкуренты, мы все равно не сможем выйти на уровень производства 2008 года, с которого и началось падение. Основной доход компании все-таки приносит именно пиво.

Но ведь компания «Балтика» производит не только его. В частности, с 2010 года было запущено производство питьевой воды «Живой ручей» из артезианской скважины в Ярославле. Чем был вызван такой шаг?

А почему бы и нет? Ведь для производства любого напитка, будь то пиво или квас, все равно нужна вода. А вода — достаточно сложное, многокомпонентное вещество, содержащее различные примеси, минералы и соли, которые способны оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на организм человека. Поэтому добросовестный производитель напитков, помимо того, что перед использованием воды обязан очистить ее от ненужных примесей, должен уметь обеспечить сбалансированный состав минералов, оптимально соответствующий его продукту. Это, можно сказать, основа основ. Пиво на 90% состоит из воды, а дрожжи — тоже живой организм, и они в чем попало жить не могут. Ну а делать качественную воду «Балтика» умела всегда: на каждом нашем заводе есть большой отдел, который занимается специальной подготовкой воды к производству. Так со временем и родилась идея выпустить новый продукт — питьевую воду со сбалансированным химическим составом. Однако пока что его вклад в доходы компании, как и вклад других производимых нами напитков, не существенен по сравнению с пивом. Кроме того, необходимо понимать, что любой напиток — низкомаржинальный продукт. Поэтому по нашему бизнесу бьет не только ограничительное госрегулирование в сфере распространения алкоголя, но и общее снижение покупательной способности граждан.

Представители бизнеса открыто заявляют о существенном снижении расходов на ИТ-проекты. Что происходит с бюджетами на ИТ в компании «Балтика» в связи с описанными вами негативными трендами?

У нас происходит то же самое: ведь если пирожок уменьшается, то и его кусочки становятся меньше. Не следует забывать и о падении курса национальной валюты по отношению к доллару и евро, что в целом складывается в весьма безрадостную картину. Есть два замечательных выражения на английском: must to have и nice to have. То есть для любой компании есть то, что «необходимо» и есть то, что «хорошо, чтобы было». В кризисные периоды компаниям приходится отказываться от второго, оставляя только самое необходимое. Для нас это означает, прежде всего, ужесточение контроля за количеством приобретаемой оргтехники для рабочих мест и лицензий на пользовательское ПО, а также за эффективностью их использования. Поскольку при наших масштабах бизнеса наиболее существенные затраты на ИТ приходятся именно на клиентскую часть, а не на развитие глобальных информационных систем или дата-центра. При этом если цены на «железо» постоянно стремятся вниз, то стоимость лицензий на ПО — напротив, все время растет, и, на мой взгляд, необоснованно. Потому что те изменения, которые реализованы в обновленных пользовательских продуктах, — будь то, к примеру, операционные системы или офисные пакеты от Microsoft — по большому счету ничего принципиально не меняют и, главное, 99% пользователей особенно не нужны. В общем, время разбрасывать хлеб прошло — наступило время подбирать крошки. И это сказывается на всем. Так, если брать устройства для печати, мы занимаемся оптимизацией не количества принтеров и копиров, как прежде, а стоимости одной печатной копии.

Многие компании полностью отдают печатные процессы на аутсорсинг — не будет ли это выгоднее и для вас?

Для меня вообще не существует понятия «аутсорсинг». Я считаю, что надо поменьше слушать ИТ-консультантов, чей бизнес заключается в том, чтобы все время что-то кому-то продавать. Вначале они активно продавали ERP-системы, потом — MRP и MRP II (Material Requirement Planning — системы планирования материальных потребностей предприятия), затем — CRM, сейчас усиленно популяризируют облака и Big Data, дальше в ход пойдет «Интернет вещей» и что-нибудь еще. Для меня же, как для ИТ-руководителя, имеют значение лишь себестоимость и управление рисками. Какая разница, как мне обслуживать принтеры, — внутренними силами или сторонними, все равно главное — лишь цена вопроса. Если у меня при инсорсинге печатная копия будет стоить 1 рубль, а при аутсорсинге — 90 копеек, значит я выберу аутсорсинг, потому что он для меня выгоднее. А ради улучшения KPI или перевода CAPEX в OPEX переходить на аутсорсинг нет никакого резона: для любого бизнеса существенны только деньги и их счет, особенно в кризис.

Но ведь печатные процессы не являются критически важными для бизнеса «Балтики»?

Это как посмотреть: благодаря усилиям государства объемы требуемого законодательством документооборота нашей компании составляют в среднем 32 млн страниц A4 в год. И никаким электронным документооборотом этого, увы, не исправишь, потому что практически каждый наш критически важный электронный документ должен в обязательном порядке дублироваться его бумажной копией. Кроме того, за последние два-три года в связи с изменениями в законодательстве появилось множество новых документов, которые мы обязаны делать в бумажном виде — сертификаты качества, справки об обороте алкоголя и многое другое. В результате их введения наш бумажный документооборот увеличился в десятки раз. Если раньше автомашина, перевозящая нашу продукцию, снабжалась единственным документом — товарно-транспортной накладной, то теперь необходимый пакет включает в себя минимум 70 страниц на одну единицу транспорта.

Какую роль в бизнесе «Балтики» играет мобильность сотрудников?

С развитием мобильных технологий никаких принципиальных изменений в деятельности наших сотрудников не произошло, за исключением того, что у них появились новые инструменты для выполнения своих обязанностей. И если раньше наши торговые представители должны были в рамках своей работы выполнять много ручного труда, то сейчас процесс существенно оптимизирован благодаря использованию CRM-системы и доступу к ней со смартфонов. В частности, компания получила возможность более эффективно контролировать и координировать работу таких сотрудников. В настоящий момент наша система «Монолит: CRM» доступна более чем для 8 тысяч пользователей.

Ваша компания практикует BYOD?

Все мобильные устройства можно условно разделить на те, которые необходимы сотруднику для выполнения его должностных обязанностей, и те, что могут применяться в качестве терминала для доступа к информации. Если сотруднику нужен мобильный информационный терминал — он может использовать для этого любое собственное устройство, поскольку наши стандартизированные информационные сервисы одинаково доступны на любых гаджетах. Но как только возникает вопрос обеспечения функционирования специализированных сервисов той или иной информационной системы, без которых сотрудник не может выполнять свои обязанности, компания предоставляет ему необходимое устройство. И делается это потому, что практически невозможно обеспечить одинаково качественное функционирование всех специализированных сервисов на любых мобильных гаджетах. В выборе мобильной платформы мы делаем ставку на Android, поскольку он предоставляет широкий выбор устройств с различными характеристиками и в разных ценовых категориях, а среди вендоров отдаем предпочтение Samsung как компании с наиболее широкой продуктовой линейкой и отлаженной технической поддержкой.

Насколько актуальна для пивоваренной компании «Балтика» задача импортозамещения ИТ-решений?

Для нас, опять-таки, все упирается в деньги: любые ИТ-решения мы выбираем, прежде всего, отталкиваясь от стоимости необходимого нам функционала. И именно руководствуясь этим критерием, мы в свое время выбрали такие системы отечественной разработки, как «ERP Монолит» и «Монолит: CRM». Помимо того что это хорошие системы, нам очень выгодно, что наш поставщик работает с нами в одной стране и мы рассчитываемся с ним в той же валюте, в которой сами зарабатываем.

Опубликовано 23.05.2016

Похожие статьи