ИТ-ДиректорИТ в бизнесеУправление

Почему творческие люди склонны к нечестному поведению

Богдан Николенко | 28.12.2015

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Почему творческие люди склонны к нечестному поведению

Ленн Винсент (Lynne C. Vincent) и Мариам Кушаки (Maryam Kouchaki) рассказывают о причинах в своей статье на сайте Гарвард Бизнес Ревью.

Мы ценим творческие способности. Вы можете произвести новые и полезные идеи, решения, или продукт, влить инновации во все сферы жизни - это отличает вас от конкурентов. Это объясняет, почему в недавнем глобальном обзоре компании IBM более полутора тысяч руководителей корпоративных и публичных предприятий заявили, что креативность и склонность к творческому мышлению - одно из наиболее важных качеств, которыми должен обладать лидер.

Однако, у креативных людей есть и «темная» сторона, которая может очень дорого стоить любой компании если эту «темную» сторону не держать в узде. Исследование показало, что пока креативные люди умело придумывают новые идеи, они могут быть склонны к нарушению некоторых моральных принципов.

В целой серии исследований, Франческа Джино  (Francesca Gino) из Гарвардской Бизнес Школы и Дэн Ариэли (Dan Ariely) из Дюкского Университета выяснили, что креативщики лучше оправдывают нечестность, чем обычные люди со стандартным типом мышления. Нестандартное мышление может привести к неэтичному поведению: «В нашем исследовании  мы обнаружили, что люди творческие опережают остальных и в умении обосновать нечестное поведение. Прорывное мышление может привести к нарушению этических норм.

В нашем исследовании мы также показываем, что само стремление к тому, чтобы тебя отнесли к творческим людям может привести к нечестности. Это происходит потому (по крайней мере в США), что творческая жилка считается каким-то специальным умением, чуть ли не сверхспособностью».

Уверенность в том, что креативность - это редкая способность, приводит к чувству собственного превосходства и осознанию того, что вы заслуживаете большего.. Лидеры компаний укрепляют это мнение, когда не ограничивают своих творцов правилами, обязательными для остального персонала или дают «особенным» сотрудникам какие-либо специальные поощрения. Например, в 1983 году после того, как их проект по графическому калькулятору был отменен, два программиста компании Apple пробрались на частную территорию компании и тайно использовали ее оборудование для продолжения своей работы. Это продолжалось несколько месяцев.

После того, как их пропуски  были изьяты, сослуживцы снова помогли им пробраться. Да что там говорить, сам Стив Джобс имел привычку парковать свой Мерседес на парковочных местах инвалидов и водил его без номерного знака.  

Речь не просто о творческих людях, способных мыслить нестандартно: Мы говорим о тех, кто сам относит себя к натурам творческим, креативность свою считает за редкий дар и требует к себе нестандартного подхода. И вот что действительно вызывает серьезные опасения: такие люди могут лгать и красть для того, чтобы достигнуть поставленной цели.

Пока нарушение правил приводит к успеху творцов, растет и затратная часть, порожденная неэтичным поведением. В своем исследовании мы изучили примеры, когда и почему люди, считающие себя креативными, будут чувствовать себя на особом положении и поступать нечестно. В одном из исследований данной проблемы участники в  количестве 131 человек были случайным образом распределены в четыре разных группы, в которых они получали индивидуальные задания. Одну группу мы попросили  описать три случая, в которых они решили проблему при помощи своего креативного мышления - это помогло им определить себя, как креативных людей (творческое состояние личности). Вторую группу мы попросили описать случаи, когда они смогли решить проблему при помощи логики (логическое состояние личности). Потом мы попросили одну половину испытуемых в каждой группе написать о причинах, почему они думают, что заслуживают большего (состояние значимости), пока остальные писали о том, почему они в общем-то и не заслуживают никакого специального отношения (состояние меньшей значимости).

Также людям, участвовавшим в исследовании давалось пять минут на решение некоторых математических задач. Без всякого контроля они сами проверяли свои собственные ответы и оплачивали свой труд, основываясь на номерах ответов, которые были правильными. Они не знали, что мы можем выяснить сколько задач решил каждый и сколько раз они соврали.

Испытуемые с творческим мышлением и убежденные в своей значимости лгали относительно того, сколько задач они решили и украли в шесть раз больше денег, чем люди, представление которых о собственной значимости было более скромным. И когда мы посмотрели на творческих людей, мы увидели, что они украли в 1,75 раза больше, чем испытуемые с логическим складом ума. Результаты показывают, что можно быть и креативным и честным - это не проблема. Проблема появляется в том случае, если человек считает себя лучше, чем остальные. Именно это приведет к нечестности.

В другом исследовании мы обнаружили еще одно доказательство, что соотношение между креативностью и неэтичным поведением зависит от веры в то, что креативность - это редкое явление. Мы взяли 153 студента MBA, сделавших несколько упражнений на ассоциативное мышление, обычно применяемых для измерения креативности. Затем мы выслали каждому их них один из трех сообщений:

                 

  1.   Вы хорошо справились с тестом на креативность и это качество очень редкое.

  2.   Вы хорошо справились с тестом на креативность, но ничего примечательного в этом нет.

  3.   Вы хорошо справились с поставленной задачей (никаких упоминаний о креативности в этом сообщении не было).

Затем мы сказали испытуемым, что их анонимно поставят в пару с другим участником для прохождения игры. Они могли выбрать: послать правдивое сообщение их партнеру,  от которого они бы получили меньше денег ($2), или отправить явное обманное сообщение, за которое они бы получили большее денежное вознаграждение ($5). Испытуемые, которым прислали сообщение с заявлением о редкости креатива, были в два раза больше склонны соврать своим партнерам по игре, чем люди из двух остальных групп.

Оценка со стороны коллег способствует мнению о редкости креативности и чувства права на что-то большее, которые могут возникнуть в результате этой веры. В другом исследовании мы опросили 83 пары сотрудников и их  руководителей. Мы обнаружили, что по мнению руководителей сотрудники, относившие себя к творческим личностям, и считавшие креативность редко встречающейся в их команде, были более склонны к неэтичным действиям, чем работники, не причисляющие себя к креативным личностям и не считающие это качество редким.

Это говорит о том, что, когда люди думают, что находятся в компании других креативных людей, они не чувствуют себя получившими право на особые условия или льготы.

Связь между креативностью и нечестностью сильно беспокоит современное человечество. Любая обычная организация от последствий мошенничества своих сотрудников в год теряет около 5% своего дохода, в общей сложности сумма составляет $2,9 триллиона!!! Несмотря на то, что люди с творческими способностями несут ответственность только за часть этих потерь, компании, которые поддерживают самоощущение сотрудников как уникально творческих личностей, работают тем самым на ухудшение этих цифр. Учитывая преимущества творчества, лидеры должны поощрять воображение своих сотрудников. Но, возможно, способ уйти от особого отношения и нарушений этики основан на том, чтобы как можно больше сотрудников видели свой творческий потенциал, и ключ к креативности - не то умение, которое дано ограниченному кругу людей.

Вот четыре предложения, как это осуществить на практике:

1.    Тщательно определите, что такое креативность, а что ей не является. Наши результаты демонстрируют, что нет точного определения креативности, его можно подстроить. И оно может быть изменено. В то время, как творчество включает в себя определенную способность пойти на риск, руководители должны донести, что это не означает игнорирование правил и моральных принципов.

2.    Подчеркните, что креативное мышление может развить каждый. Думать творчески может каждый. Это умение никто не зарезервировал и элиты в данном случае просто не существует. Да, некоторые люди  по своей сути более креативны, чем остальные, но это умение доступно всем желающим. Конечно, лидеры могут превозносить креативность и подчеркивать ее значение, но главное разубеждать свой коллектив в том, что творческой мышление - редкость и кто-то просто рожден с этим умением, а кому-то не дано его освоить. Сосредоточение внимания на культуре группового творческого мышления будет лучшим выбором, чем фокусировка на индивидуальной креативности. Это сможет зажечь искру творчества в каждом сотруднике без побочного эффекта о допустимости неэтичного поведения.

3.     Подчеркните значения командной креативности. Например, Apple и IDEO создали целый бренд вокруг идеи, кто они являются креативными компаниями. Бренд Apple сразу ассоциируется с креативностью и нестандартным мышлением на подсознательном уровне. Если организации создали корпоративное определение того, что “мы все творческие личности”, креатив видится, как что-то общее, но это не делает его менее ценным.

4.     Не обращайтесь с людьми по особенному. Исполнители и лидеры команд должны четко разделять границы между этичным и неэтичным поведением. Это восстанавливает способность людей пересмотреть то, что является приемлемым и это дает сотрудникам смелость держать людей, считающихся "творческими",  на тех же условиях, в которых работают и все остальные.. При четко прорисованных границах морали будет затруднительно выстроить область обмана и нарушений.

Поощрение творчества может увеличить мотивацию и продуктивность сотрудников и может помочь вашей компании конкурировать и добиваться успеха. Но лидерам нужно быть очень осторожными на счет своих действий в этом вопросе, чтобы их организации пожинали сладкие плоды и минимизировали риски. Подчеркивая, что креативность может стать качеством каждого, и каждый может повлиять на успешность того или иного проекта, вы создадите культуру, которая вдохновляет инновационное мышление во всех областях.

img

Комментарий Павла Потеева, руководителя департамента управления организационными изменениями ENRC BTS:

В статье рассмотрен частный случай серьезной организационной проблемы – появления сотрудников и групп на особом положении. С критериями «особости» встречался любой практикующий руководитель: «стояли у истоков», «наш отдел приносит деньги», ходим все вместе с начальством играть в (указать  любимый вид спорта», «без наших знаний фирмы не будет».

Помимо вопросов морали и злоупотреблений, у проблемы есть вполне практическое следствие: наличие «особенных» неизбежно приводит к нарушениям в процедурах принятия решений (governance procedures).

Заработные платы, должности, ресурсы  - от бюджетов до лучшего офисного оборудования. Если критерием принятия решений становится не обоснование бизнес-эффективности, а особый статус – не факт, что это решение будет работать на операционные показатели и исполнение планов организации.

Нужны ли организации «особенные люди»? Нужны обязательно, причем, как правило, их нужно больше, чем есть в компании. Более важный вопрос – как их находить и выращивать? Скажу крамольное: развитие ключевых сотрудников и лидеров – это не очень сложно.

Время и работа выявляют тех, кто превосходит ожидания в отношении своей повседневной работы, но также оказывается в состоянии разрешить кризис, вытянуть проект, последовательно развивать компетенции в своих рабочих группах. Эти сотрудники, как правило, осваивают не только свою, но и смежную рабочие области. Их несложно увидеть, правда. И они, разумеется, оказываются на привилегированном положении. Их привилегия – постепенное расширение области ответственности, задачи  растущей степени сложности. Их привилегия –без помех расти. Возможно, с небольшой помощью. С осознанием того, что они, в принципе, и так справятся.

Ключевые слова: командообразование

Об авторах

Богдан Николенко

Богдан Николенко

Автор, копирайтер, переводчик


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия