УправлениеИТ в бизнесе

А у вас «теневые ИТ» взяты под контроль?

| 20.10.2015

А у вас «теневые ИТ» взяты под контроль?

96% директоров по информационным технологиям Великобритании говорят о покупке облачных сервисов без согласования с ИТ-отделом, хотя подобные действия разрешены лишь в 20% организаций.

Облачные вычисления играют сегодня важную роль в нашей жизни, хотя многие порой этого даже не замечают. Мобильные телефоны, компьютеры, игровые приставки, автомобили, «умная» техника, смарт-часы — этот список можно продолжать бесконечно. Все эти устройства, подключенные к Интернету, теперь необходимо регулярно синхронизировать через облако, чтобы использовать их с максимальной отдачей. Облака дают нам новые возможности,  надежность, неограниченное пространство для хранения данных, а также такой широкий выбор и гибкость для пользователя, которые невозможно было  представить двадцать лет назад.

Мы все чаще пользуемся облачными сервисами не только дома и в своей повседневной жизни, но и на работе. Облачные вычисления теперь обеспечивают непрерывную рабочую деятельность как в офисе, так и за его пределами. Работа из дома, обмен и хранение данных, дистанционные возможности и концепция BYOD (Bring Your Own Device, использование сотрудниками личных устройств для работы) — все это становится возможным именно благодаря облакам. Более того, исследования показывают, что облачные технологии делают физические офисы ненужными. Однако из-за того, что среднестатистический сотрудник сегодня без труда осваивает облачные сервисы и активно пользуется ими, традиционная роль ИТ-департамента по выбору и закупке технологий для рабочих мест требует переосмысления и серьезной трансформации.

«Теневые ИТ» — термин, используемый для описания ИТ-проектов, которые осуществляются без разрешения, контроля или ведома ИТ-отдела организации. Еще десять лет назад расходы на «теневые ИТ» ограничивались простыми компьютерными аксессуарами или коробочным программным обеспечением. Но на современном рынке огромные суммы денег тратятся сотрудниками без ведома ИТ-служб на индивидуальные ИТ-сервисы — такие, как облачные вычисления.

Например, многие работники приобретают собственные решения для хранения данных в облаках или платформы для адресных почтовых рассылок взамен существующих внутренних корпоративных инструментов. Во многих отношениях это естественно. Сотрудники, хорошо ориентирующиеся в цифровых технологиях, например, маркетологи или HR-специалисты, конечно, будут стремиться без промедления получить необходимый для них инструмент с помощью нескольких кликов (и корпоративной кредитной карты) —сделать это возможно уже сейчас. Вы можете спросить: если эти инструменты на самом деле повышают их производительность, то в чем проблема?

Если это единичные случаи, то сложностей может и не возникнуть. Но если это станет тенденцией, то такое поведение может быстро превратиться в серьезный вызов для бизнеса. По данным аналитиков, подобные закупки «теневых ИТ» сейчас составляют до 40% всех расходов на ИТ, а это колоссальная цифра. Также, по данным недавнего исследования компании Brocade, эта проблема сейчас затрагивает большинство организации: 96% директоров по информационным технологиям Великобритании говорят о покупке облачных сервисов без согласования с ИТ-отделом, хотя подобные действия разрешены лишь в 20% организаций.

Как и во многих других отраслях, разовые покупки вместо оптовых приводят к более высоким расходам. Эта проблема остро стоит в сфере облачных вычислений, особенно если приобретенные облачные услуги дополняют существующие решения, которые компания предлагает сотрудникам.

Более того, использование облачных сервисов, которые не были одобрены ИТ-отделом, могут подвергнуть корпоративные данные риску. Используя облачные решения третьих лиц без серьезного изучения условий и ограничений, сотрудники не могут знать, что на самом деле происходит с их данными. Учитывая, что маркетинговые отделы планируют запуски новых продуктов, а отделы кадров хранят целые массивы конфиденциальных данных, очевидно, любое нарушение безопасности может иметь катастрофические последствия для компании, ее сотрудников и, конечно, клиентов.

Наконец, без обращения за консультацией к ИТ-специалистам, велика вероятность того, что без внимания останутся такие важные вещи, как соглашения об уровне сервиса с поставщиками облачных услуг, соблюдение требований государственных регуляторов, а также множество других вопросов, о которых организации должны задуматься перед передачей своих денег и данных третьим лицам.

При этом принудительный запрет для сотрудников использовать облачные сервисы не выход для компаний. В современном мире, привыкшем к потреблению ИТ-услуг, применение командно-административных методов уже неэффективно. Пользователи хотят применять технологии, которые помогут им эффективно выполнять свою работу, и не готовы жертвовать производительностью из-за каких-то корпоративных правил. Вместо этого необходим новый подход к ИТ, который будет ставить во главу угла гибкость и адаптивность. Использование официального инструмента, одобренного ИТ-специалистами, — самое простое и очевидное решение в данном случае. Только таким образом ИТ-отделы смогут возобновить контроль над затратами бизнеса на ИТ и сделать их прозрачными.

Это может потребовать значительных изменений как в корпоративной культуре, так и в используемой инфраструктуре, цель которых — обеспечить максимально быстрое и простое внедрение нового ПО и услуг. Именно этого пользователи сегодня ожидают от своих ИТ-отделов.

Для ИТ-специалистов эти ожидания являются серьезным вызовом, который требует обновления подходов к работе с учетом реального положения дел и потребностей бизнеса, сотрудников и клиентов. Отказаться от контроля вопросов, связанных с «теневыми ИТ» сегодня — означает снизить эффективность компании в самом ближайшем будущем, а в кризисное время это является непозволительной роскошью. В связи с этим ИТ-службам уже сегодня нужно задуматься о новой модели развития ИТ-инфраструктуры, которая сможет обеспечивать безопасность и надежность, одновременно удовлетворяя нужды сотрудников. 

Автор — Маркус Джуэлл, вице-президент компании Brocade в регионе EMEA

Облачные технологии Мобильные сервисы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия