IT ManagerИТ в бизнесеУправление

ИТ-тренды сезона

Александр Башкиров | 19.12.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

ИТ-тренды сезона

Уходящий 2014-й оказался богат на разные сюрпризы. В начале года, наверное, и в страшном сне не могли привидеться ни санкции, ни скачки курса валют, ни дешевеющая нефть... Как следствие, к концу года возник вопрос импортозамщения, среди ИТ-специалистов стала модной шутка о том, что «пиратский софт считаем трофейным», а бизнес, как обычно, внес свои коррективы. Вот и получилось, что в сезоне зима-2014/2015 в ИТ явно прослеживаются ранее менее заметные тренды.

Небольшое примечание: все изложенное в статье — отражение опыта автора, его кругозора, его восприятия событий. Вполне возможно, что коллеги, находясь в другой ситуации, наблюдают иные тенденции.

Скорость

Речь идет в первую очередь о скорости разворачивания новых решений. И если раньше ситуация была более-менее предсказуема, то в настоящий момент она... тоже очень понятна: пока еще есть бюджет и имеются определенные потребности. Пока деньги стоят столько, сколько они стоят, — надо успеть сделать максимум. Следовательно, решение должно быть быстрым (быстро внедряемым). Если же оно иное, надо или найти аналогичное, или сделать так, чтобы текущее решение было оперативно введено в эксплуатацию. Думаю, комментарии о качестве излишни. Это если смотреть на ситуацию с одной стороны. А если с другой — внедренцы тоже хотят хлеба. И не меньше заказчика заинтересованы в динамичном (и успешном) процессе. При этом «успешность» также является ключевой оценкой, наравне со скоростью. Почему? Да потому, что время внедряемых неработающих ИТ-решений, кажется, уже прошло. Особенно там, где считают каждую копейку, то есть в малом и среднем бизнесе. Хотя нет, неправ. Все известные мне ИТ-внедрения в крупных компаниях также «работают на результат». Можно сказать, любое ИТ-внедрение обязано закончиться действующим продуктом. (Отдельный вопрос, будут ли его использовать.) И при этом оно должно быть быстрым. В каком-то смысле напоминает научную фантастику, не так ли? Но именно такие внедрения мало того что попали в тренд, но и стали реальностью. 
Отдельно, наверное, следует порассуждать, «а в чем фокус»? На самом деле секрет прост: с одной стороны, быстрые внедрения обеспечиваются методиками быстрого старта (не “Quick guide istall”, а именно хорошими, большими, продуманными методиками). А с другой — быстрые внедрения обеспечивают специализированные потребительские качества продукта. Проще говоря, продукты стали «затачивать» под быстрый старт: будь то предустановленный набор процессов, специализированная конфигурация или вообще готовое отраслевое решение, основанное не только на лучших практиках, но и на предустановленных настройках, соответствующих требованиям законодательства, преднастроенной интеграции и т. д. В итоге такой подход может дать существенную экономию по времени. Правда, чудес не бывает — и за это приходится платить стоимостью лицензии. Впрочем, никто не застрахован от обратной ситуации — когда система не готова к быстрому внедрению, а именно оно и требуется. Данная ситуация плоха тем, что с большой вероятностью приведет к низкому качеству внедрения, и, как следствие, недовольству пользователей и заказчиков.

Требования и ожидания

ИТ должны работать быстро. ИТ-бюджет необходимо сократить. ИТ должны быть более продуктивными и менее инертными. ИТ должны «быть на острие» и более гибко реагировать на изменение ситуации. Знакомые лозунги? А не приходилось работать в условиях, когда это не лозунги, а настоятельные рекомендации, имеющие под собой определенную бизнес-потребность? Да, современный мир таков, что от ИТ подсознательно или сознательно ждут чуда. Причем порой — чуда непрекращающегося. В каком-то смысле ИТ стали заложником собственной значимости для бизнеса, превратившись в «конвейер чудес». Тем не менее реализация каждого отдельно взятого чуда (быстрой и устраивающей всех системы, скорости реагирования, построения единого информационного пространства, организации дешевой межфилиальной связи) вполне измерима. Бюджетом, ресурсами, вложенными трудом и знаниями. Однако на выходе бизнес запросто может сказать «не то». Причина? Очевидна! Несогласованность требований, ожиданий и реализации. В разрезе трендов это означает, что бизнес (практически любой) привык считать, что «ИТ могут если не все, то очень многое». А ИТ не то чтобы остались на том же месте, они просто не успевают адекватно реагировать на все ожидания бизнеса, удовлетворяя при этом его требования (хотя бы по формальному признаку). Получается достаточно печальное «итого»: ИТ вынуждены постоянно «догонять» бизнес. Выход, кстати, простой (который трендом еще не стал, но имеет все шансы): достаточно ИТ «перейти на темную сторону», то есть встать на позиции бизнеса, начать думать в терминах бизнеса. Это, с одной стороны, требует от ИТ-специалистов более высокой квалификации и знаний в предметной области, с другой — сводит на нет гонку ожиданий за счет того, что ИТ начинают их самостоятельно генерировать и управлять ими, рассматривая проблему со всех сторон, а не основываясь на одном, зачастую узкосфокусированном (технологическом) мнении. Тут, правда, есть нюанс: можно изначально задать высокую планку с точки зрения требований и ожиданий. Разумеется, это неплохо, хотя нужно иметь уверенность в том, что принятые на себя обязательства будут выполнены. Потому что «доверие легко потерять и трудно приобрести».

Экономия

Про кризис, кажется, говорить уже неприлично. Тем не менее основной тренд этой осени-зимы — тотальное сокращение издержек. ИТ, к сожалению, область импортозависимая, и, соответственно, такие вещи, как увеличение курса валют, ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров не могут не отразиться на текущей деятельности. Причем это касается как новых внедрений, так и поддержки. По данному поводу даже грустная шутка есть в Сети: «у нас весь софт трофейный». А действительно, что делать, если цены, например, на персональные компьютеры и ПО повышаются (естественным образом, из-за роста курса), бюджет неплохо бы сократить (экономия плюс бюджет рублевый), но одновременно необходимо оборудовать, скажем, десять новых рабочих мест, закупка по которым планировалась на конец года? Собственно говоря, поле возможностей в подобных ситуациях достаточно невелико. Мне известно несколько случаев, когда в строй вводили ранее снятую с эксплуатации технику, устанавливали на нее OpenSource ПО — лишь бы работало. (Понятное дело, отталкивались от задач, но тем не менее). В общем, ситуация выглядит довольно грустно. Но радует, что выход так или иначе удается найти, в каждом конкретном случае — свой. Где-то подбирают резервы, где-то изыскивают и перераспределяют излишки... Скажу лишь очевидную вроде бы вещь: ИТ гораздо легче перенести кризис в том случае, если они будут «в одной обойме» с бизнесом. Где-то подвинуться, где-то предложить оптимизацию, где-то перераспределить ответственность, получить более привлекательные условия... В конце концов, ИТ и существуют для автоматизации и сокращения издержек: в противном случае все бы до сих пор считали на счетах и делали записи вручную в гроссбухах.

Взгляд в будущее, проектирование архитектуры с учетом дальнейших изменений

Четвертый тренд сезона следует из третьего: любое решение ИТ должно иметь перспективы развития, заложенные на уровне архитектуры. Дело в том, что дешевле и целесообразнее один раз спроектировать и реализовать «правильную» архитектуру, чем с нуля перестраивать решение каждые несколько лет. Век экспериментов прошел — бизнес в общем случае предпочитает иметь дело с более долговременными вложениями в ИТ. Очень простая арифметика: дешевле сразу вложить на 20% (например) больше и потом не вкладывать лет пять, нежели каждый год добавлять по 15% от общей стоимости. Разумеется, есть масса нюансов: от принципиальной пригодности ПО для решения будущих задач (мы же не ясновидцы) до возможности построить и развернуть систему согласно спроектированной технологии. Тем не менее тренд проявляется все более ярко: при серьезном проектировании в систему стараются вложить максимум потенциальных возможностей, даже если про них ничего нет в ТЗ — просто, чтобы было. И не факт, что пригодится, но присутствовать обязано. Такой подход, кстати, я считаю абсолютно оправданным: время, когда можно было позволить себе часто менять системы, позади. Скорее сейчас во главу угла становится сохранность информации — компании накопили определенный объем данных, потеря которых (как физическая, так и логическая) недопустима. И требуется обеспечить преемственность средств обработки и логики. Приведу, наверное, самый известный отечественному айтишнику пример: отдельные компании до сих пор не мигрировали с 1С 7, поскольку миграция данных и логики в более современные системы имеет чересчур высокую стоимость. Если же вернуться к сохранности данных и внимательному проектированию архитектуры, то наличие грамотно выстроенной архитектуры (в частности, структуры данных и средств их обработки) является залогом эволюции информационной системы. А это, в свою очередь, в какой-то мере залог того, что система будет работать долго. 

Предпочтение современным технологиям

Пятый тренд так или иначе вытекает из предыдущих. Прогресс не стоит на месте, и для того чтобы спроектировать систему, которая будет иметь значительный срок полезного применения, нужно ориентироваться на современные технологии, иначе спустя несколько лет система окажется «тупиковой веткой», со всеми вытекающими последствиями — от дороговизны и сложности поддержки до больших трудозатрат в наращивании новой функциональности. Правда, при внедрении новинок тоже нужно быть разумным консерватором: использование неапробированных технологий, как правило, может привести к не менее фатальным последствиям, чем устаревшие методики и процессы. Кроме того, при проектировании архитектуры всегда важно выбрать соответствующую ей технологию. В противном случае будет или «из пушки по воробьям» (кстати, не самый плохой случай, если не оглядываться на бюджет), или «протиснуть верблюда в игольное ушко» (что значительно хуже). Ну или как вариант — заработает, но не так, как запланировано. И искусство хорошего архитектора состоит в том, чтобы заложить, с одной стороны, перспективную технологию, а с другой — в рамках этой технологии реализовать те решения, которые не только перекроют потребности пользователя, но и создадут задел на будущее. Впрочем, я повторяюсь.

Что интересно: несмотря на то что времена настали непростые, тенденция к использованию перспективных технологий сохраняется и крепнет — сегодняшние инвестиции в технологии дадут в дальнейшем вполне ощутимую экономию.

Осторожность

Последний тренд — осторожность. Она же — внимательность, взвешенность и аккуратность как в принципиальных решениях (о необходимости модернизации, о необходимости внедрения), так и в текущей оперативной работе. Семь раз отмерь, один отрежь. И это особенно актуально в условиях высокой неопределенности, потому что экономия. Потому что бюджет. Потому что ошибка имеет свою цену, которую, в числе прочего, можно измерить в конкретной сумме. И точно не «погладят по головке», если будет допущен ляп. Особенно серьезный. Особенно если речь идет о внутренней разработке: заказчик-то рядом, и «если что», способен «настучать по голове» достаточно ощутимо. Внешнему подрядчику, кстати, осторожность тоже не помешает: клиентов не так много, а репутация — вещь тонкая... Тут, конечно, можно сказать, что кризис ничего нового не привнес: аккуратность и предусмотрительность в работе всегда хороши. Отчасти это верно, но кризис, скажем так, обострил данный аспект, сделал его более значимым. Раньше относительная цена ошибки была ниже, сейчас (в условиях большого количества специалистов на рынке) она повысилась.

***
Таким образом, получается, что отрасль входит в 2015 год трезвым прагматиком: нет шапкозакидательского настроения, ИТ-компании перешли из режима «покажите бюджет» в более конструктивную фазу «предлагаем решить вашу задачу», внутренние ИТ «подросли» и подучились как на прошлых ошибках, так и на достижениях, причем в целом по отрасли присутствует здоровый оптимизм и готовность решать, строить, внедрять. А это, по-моему, главное. По крайней мере, для айтишников.

Журнал IT-Manager № 12/2014    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Александр Башкиров

Александр Башкиров

Руководитель департамента разработки и проектирования «Адванта Софт». ИТ эксперт. Высшее техническое образование. Публикуется в ИТ-прессе с 2001 года, с IT Manager сотрудничает с 2009 года. Основные интересующие темы: отношения ИТ и бизнеса, облака, технологии ИТ для бизнеса, управление, проекты, консалтинг, СПО.

Мероприятия