УправлениеИТ в бизнесе

CRM-системы в условиях кризиса

Сергей Голубицкий | 24.05.2016

CRM-системы в условиях кризиса

Компании, которые не имеют своих ресурсных емкостей или не хотят эти ресурсы использовать, предпочтут для размещения CRM-систем облачные технологии.

2015 год по сравнению с 2014-м, конечно, был намного хуже в плане экономической ситуации. Соответственно, объемы продаж программного обеспечения снижались. Но, на мой взгляд, во времена потрясений и экономических катаклизмов программные продукты класса CRM не просто должны сохранять свои продажи, но, наоборот, увеличивать их. Это, прежде всего, связано с тем, что компании, стремящиеся пройти период кризиса, будут стараться всеми способами (в том числе и с помощью информационных технологий) оптимизировать свою работу. А, как мы знаем, CRM-системы помогают навести порядок именно во взаимоотношении работы с клиентами и поставщиками.

Тренды ИТ-рынка

По оценкам ведущих аналитических агентств, в 2012–2013 годах рост рынка CRM (продажа лицензий, поддержка и услуги по внедрению) находился на уровне 15–25%, а участники данного рынка пытались преодолеть барьер в $100 млн. Но, как тогда отмечали аналитики, к сожалению, этого не произошло: рынок CRM оказался на уровне $90 млн, поскольку сократилось число крупных внедрений на тысячу рабочих мест, особенно в банковской отрасли, где большинство таких проектов уже подошло к своему завершению. Однако наблюдался рост проектов в среднем и малом бизнесе, в торговле и телекоме, на транспорте и в других отраслях, что стало свидетельством изменения вектора на рынке и его дозревания.

В 2014 году, как считают аналитики, рынок CRM увеличился на 10%. Рост мог быть и больше, однако на динамику рынка повлияла сложная экономическая ситуация, сложившаяся в конце года, а также скачок курсов валют, из-за которого лицензии на иностранные решения стали дороже для отечественных заказчиков. Еще один фактор снижения динамики — сокращение числа крупных проектов.

Тогда же, в 2014-м, прогнозировалось, что на следующий год рынок CRM все-таки продолжит свой рост, но уже с уровнем 5%. Это обусловлено именно тем, что CRM-решения используются как инструмент для зарабатывания денег. Причем, как мне кажется, падения спроса на CRM-системы не будет, а, наоборот, обострение конкуренции позволит сохранить продажам CRM положительную тенденцию.

В 2016 году, на мой взгляд, отрасли, прежде обращавшие не слишком много внимания на CRM-системы, будут вынуждены обратиться к ним. Как я писал выше, это обусловлено именно конкуренцией между компаниями, а CRM, конечно при правильном внедрении и использовании, помогут держать с клиентом, партнером и поставщиком постоянный положительный контакт. Отрасли, которые раньше считались аутсайдерами (страхование, недвижимость, транспорт, телекоммуникации), я думаю, больше сил и средств будут вкладывать в CRM-решения, чтобы остаться на своих рынках.

Ввиду сложной экономической ситуации клиенты в большей степени станут ориентироваться на получение быстрого результата. Длительные проекты окажутся единичными. Поэтому вероятно преобладание «коробочных» решений с минимальными доработками. Компании, которые не имеют своих ресурсных емкостей или не хотят эти ресурсы использовать, предпочтут для размещения CRM-систем облачные технологии, что также является актуальным и определенным ориентиром потребностей клиентов. Соответственно, компании-интеграторы и производители будут развивать такие направления и расширять возможности облачных CRM-решений.

Импортозамещение

С 2015 года наше правительство весьма активно продвигает идею импортозамещения программного обеспечения. А с начала 2016-го мы видим составление государственного реестра (каталога) программного обеспечения, усиление требования правительства в отношении государственных компаний отказаться от приобретения и использования иностранного ПО и ориентироваться только на российские программные продукты. Безусловно, это затронет и рынок CRM. Большинство потребителей CRM — коммерческие компании, которые могут и не учитывать рекомендации правительства, но определенное воздействие на рынок, конечно, будет оказано. Думаю, в 2016 году мы увидим рост на рынке CRM, поскольку эти системы расцениваются бизнесом как способ выживания и повышения конкурентоспособности.

Итак, какие же рекомендации можно дать ИТ-директорам, директорам и собственникам компаний?

Во-первых, если в настоящее время в ваших компаниях не используются указанные продукты — присмотритесь к ним, ознакомьтесь с принципами работы и результатами, которые могут дать такие решения. Возможно, это послужит новым толчком в развитии вашего бизнеса, а в некоторых случаях и позволит сохранить компании.

Во-вторых, если вы все же поймете, что CRM вам нужна — проведите самостоятельно, а лучше с привлечением специалистов, обзор уже готовых решений. Предложений на рынке более чем достаточно, а вот оптимальных вариантов, подходящих именно вам и способных масштабироваться в ближайшие 7–10 лет, может быть и не так много. Сделав правильный выбор, вы сэкономите значительные средства и избежите лишних расходов на приобретение заведомо избыточного и не совсем нужного решения.

И в-третьих, если вы определились с системой и готовы к внедрению и процессу изменений — найдите партнера, который вам в этом поможет. В этом случае как раз экономить не нужно, ведь от профессионализма вашего партнера по внедрению и зависит конечный результат. Эффект вы получите после внедрения, когда максимально быстро сможете использовать все преимущества установленной вами CRM-системы.

Удачи вашему бизнесу!

Облачные технологии Кризис Импортозамещение

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 05/2016], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021