IT ManagerИТ в бизнесеУправление

В ожидании мобильных платформ

Александр Селютин, Ольга Селютина | 01.04.2016

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

В ожидании мобильных платформ

На протяжении всего периода существования информационных технологий мы постоянно видим, как постепенно способы автоматизации процессов становятся все более универсальными. Прежде всего, это связано с взрослением обширного российского ИТ-сообщества и хорошо заметно в переходе от распространенных в 2000-е годы box moving и «лоскутной автоматизации» к технологиям и организационным методикам, позволяющим экономить на проектной и эксплуатационной составляющих в условиях расширения ИТ-услуг и автоматизации деятельности корпораций/структур.

Данная тенденция просматривается для каждого из направлений сферы информационно-коммуникационных технологий. При этом можно выделить три основных этапа взросления:

1. Закупка и внедрение разрозненных программных продуктов и решений.

2. Попытка унифицировать закупаемые решения и продукты.

3. Переход на комплексные системы хранения, обработки и публикации информации.

Так, на уровне создания корпоративных информационных ресурсов все начинается с «лоскутного» внедрения информационных систем с индивидуальными базами данных. Далее следуют консолидация, или централизация, данных на уровне информационно-аналитических систем. А по достижении определенной степени зрелости внедряются комплексные платформы — системы MDM[1], единая ERP [2] и т. п.

В свою очередь, при разработке пользовательских интерфейсов первоначально существуют разрозненные информационные системы с уникальными (несопоставимыми) интерфейсами. Затем, на уровне корпорации, формируются правила к внедряемым продуктам, предусматривающие унификацию или минимизацию разновидностей интерфейсов. Третий этап зрелости, как правило, сопровождается внедрением корпоративных портальных технологий, объединяющих в рамках единых интерфейсов большинство приложений организации.

Поговорим о мобильности

Очередным шагом развития корпоративных ИТ становится применение мобильных устройств ведущими корпорациями и, соответственно, создание корпоративных мобильных приложений как для решения задач сотрудников, работающих вне офиса, так и для взаимодействия с клиентами. Процесс мобилизации, как правило, направлен на повышение эффективности предприятия, формирование его позитивного имиджа и, как следствие, на получение конкурентного преимущества и на рынке товаров и услуг, и на рынке труда. Неминуемость если не тотальной, то как минимум масштабной мобилизации прекрасно демонстрирует динамика стабильного прироста не только пользователей мобильных сервисов, но и мобильных сервисов электронного правительства (по информации, опубликованной Департаментом информационных технологий Москвы).

img

Что же нас ждет с точки зрения тех же трех этапов зрелости на рынке мобильных решений? Опираясь на этапы развития ИТ, можно описать текущие тенденции развития приложений в части мобильной работы с информацией как движение от отдельных разрозненных мобильных сервисов (первый уровень зрелости) к целостным мобильным надстройкам для стационарных приложений. Как следствие, прогнозируемое развитие подходов мобильной работы с данными возникает из потребности сформировать единое мобильное пространство в рамках деятельности структуры (органа государственной власти, государственной или коммерческой корпорации).

Исходя из этого, очевидно появление в ближайшие год-два на российском рынке информационно-коммуникационных технологий продуктов, которые можно условно назвать платформами мобилизации, позволяющими с помощью единого решения (инструмента) обеспечить мобильный доступ ко всем информационным ресурсам организации, вне зависимости от ландшафта и архитектуры ИТ-back-офиса.

Следует отметить, что, когда речь идет о полноценном мобильном доступе, его не следует ограничивать лишь онлайн-доступом к существующим системам и приложениям. Должно поддерживаться выполнение высококритичных и частых операций, в том числе и без доступа устройства к сети Интернет, должна существовать гарантированная доставка контента получателю, корректная синхронизация данных и другие неотъемлемые инструменты и сервисы полноценной мобилизации.

Появление мобильных платформ именно отечественного производства обусловлено, во-первых, общероссийскими тенденциями импортозамещения, во-вторых, неподъемными для многих российских организаций (особенно относящихся к государственному сектору) лицензионными отчислениями в пользу иностранных компаний, разрабатывающих продукты подобного уровня. Опираясь на мировой опыт создания аналогичных решений и на сформировавшиеся потребности российских органов государственного управления, а также коммерческих корпораций, можно определить состав компонентов и модулей платформы, которые действительно будут востребованы.

В таблице приведен обзор рынка существующих мобильных платформ, в котором акцент сделан на основные функциональные возможности решений, предлагаемых мировыми вендорами.

Таблица «Обзор рынка мобильных платформ»

img

Итак, если говорить об «ожидаемой идеальной» отечественной мобильной платформе, то среди ее необходимых характеристик прежде всего следует выделить гибкость инструментария платформы в части «поглощения данных» и, как следствие, высокую интегрируемость, возможность настройки своими силами с высокой степенью независимости от разработчика, быстрые средства разработки визуализации в мобильных приложениях различных видов информации, обеспечение двунаправленного взаимодействия, простоту внедрения, кросс-платформенность разработки и использования приложений.

Задачи для мобилизации

Первый класс задач, требующих мобилизации и закрывающих более 70% потребностей сотрудников, клиентов (в случае с коммерческим сектором) и граждан (в случае с государственными организациями) — доступ к корпоративным информационным ресурсам и сервисам. Что имеем: набор отраслевых и межотраслевых информационных систем и баз данных, разрозненных или частично консолидированных, как правило, обладающих открытыми API. Что требуется: определить наборы данных, необходимых для работы сотрудников в мобильном режиме или востребованных в мобильном исполнении; разработать ETL и ELT-коннекторы, которые будет «понимать» мобильная платформа; разработать мобильные интерфейсы, способные эти данные отображать.

Второй класс задач — разработка мобильного Dashboard руководителя. Что имеем: как правило, тот же набор информационных систем и баз данных, иногда — консолидированные информационно-аналитические системы, MDM и ERP. Что требуется: сформировать наборы ключевых показателей и индикаторов деятельности корпорации, разработать ETL и ELT-коннекторы, создать мобильный интерфейс Dashboard.

Третий класс задач — оперативное информирование и оповещение сотрудников. Что имеем: набор корпоративных регламентов. Что требуется: подключить к мобильным интерфейсам сотрудников инструменты информирования и оповещения, обеспечивающие гарантированную адресную доставку, при необходимости — со сбором обратной связи.

А сейчас попробуем отойти от теории и представить варианты использования мобильной платформы потенциальным заказчиком, организационно и технологически достигшим уровня зрелости для перехода к полноценной корпоративной мобильности. На примере мобильной информатизации сферы здравоохранения абстрактного региона.

Медицинскому учреждению важно предоставить доступ к информации о своем местоположении и о режиме работы специалистов: если оно государственное — чтобы разгрузить специалистов регистратуры и исполнить требования законодательства, если коммерческое — чтобы привлечь потенциальных пациентов; гражданину в данном случае важно в первую очередь, в зависимости, например, от геопозиции, найти ближайшую коммерческую клинику либо определить принадлежность к конкретному медицинскому учреждению и участку, где ему смогут оказать услуги в рамках обязательного медицинского страхования. . Гражданину, который зависим от дефицитных лимитированных лекарственных средств, оперативное информирование о поступлении жизненного важного препарата на ближайшую к нему точку отпуска, может спасти жизнь или избавить от бюрократических проволочек. Столь популярная сейчас услуга электронной записи на прием к врачу может быть тоже заведена на мобильный телефон пациента, причем подобный сервис на индивидуальном устройстве позволит минимизировать ввод информации при повторных обращениях пациента к мобильному сервису. И поскольку сейчас все регионы работают с единым федеральным сервисом записи на прием к врачу, необходимость его многократной реализации отпадет при наличии мобильной платформы, поскольку логичным было бы включить в платформенную поставку набор доступных «по умолчанию» инструментов подключения к федеральным сервисам и интеграции с широко применяемыми российским отраслевыми информационными системами – эти инструменты могут быть реализованы в виде встраиваемых в приложения «коннекторов» либо в виде готовых к использованию мобильных приложений.

Итак... Ждем ярких платформ мобилизации от отечественных разработчиков. И пополнения реестра отечественного программного обеспечения!




[1] Master Data Management, управление мастер-данными — совокупность процессов, политик, стандартов и инструментов, позволяющих единообразно работать с данными; управление мастер-данными обеспечивает согласованность в управлении, сохранении и доступе к информации, гарантирует использование согласованных версий одних и тех же данных для решения различных задач.


[2] Enterprise Resource Planning, планирование ресурсов предприятия — организационная стратегия интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами, ориентированная на непрерывную балансировку и оптимизацию ресурсов предприятия посредством специализированного интегрированного пакета прикладного ПО, обеспечивающего общую модель данных и процессов для всех сфер деятельности.



Ключевые слова: мобильные сервисы, Система ERP, мобильные приложения

Журнал IT-Manager № 03/2016    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Александр Селютин

Александр Селютин

ИТ-эксперт

Ольга Селютина

Ольга Селютина

ИТ-эксперт

Мероприятия

14.12.2018 — 16.12.2018
Новый год Рождения Клуба

Переславль-Залесский, AZIMUT Отель Переславль

17.12.2018
QIWI Techday make it real

Москва, Loft #2 ул. Ленинская Слобода, д. 26с11

25.02.2019 — 26.02.2019
Teamlead Conf

Москва, Инфопространство