Корпоративная мобильность

Логотип компании
Корпоративная мобильность
По сути, смартфон давно перестал быть просто средством связи и превратился в полноценный рабочий инструмент.

Когда-то очень давно коллеги показали мне корпоративное приложение, реализованное для Palm. Оно было на немецком языке, не слишком удобное в применении. Несмотря на это, приложением пользовались рядовые сотрудники международной корпорации в нескольких странах Европы, — оно помогало выполнять свои задачи людям, работающим «в полях». Вернувшись в офис, сотрудник ставил свой КПК в кредл, и данные с устройства поступали в общую информационную систему. Ни о каком Интернете и синхронизации онлайн тогда и речи не было.

Искусство опоздать вовремя

С развитием мобильных устройств и приложений ситуация в точности повторяет историю внедрения веб-технологий в корпоративную среду. Еще совсем недавно ИТ-руководители не принимали веб-технологии всерьез. Мы строили, а часто и сейчас строим свои КИС, не глядя на изменяющийся мир вокруг нас. Сколько раз мы слышали фразу: «Интернет — это к отделу маркетинга». Да и сегодня немало крупных компаний использует офлайновые системы там, где онлайн проще, удобнее и информативнее. Причем делается это вовсе не из соображений безопасности или надежности, а просто из-за нежелания меняться. В скольких компаниях до сих пор установлены и действуют системы транспортной логистики, не учитывающие не только пробки, но и появление новых дорог, улиц, изменение режимов движения на дорогах. Карты города в таких системах устарели на несколько лет, и, чтобы их обновить, необходимо проделать долгую дорогостоящую работу. Но если спросить руководителя, отвечающего за транспортную логистику в подобной компании, то окажется, что в личной жизни он давно пользуется навигатором с онлайновым отслеживанием дорожной обстановки.

С течением времени в корпоративную среду вошел Интернет. Появился удаленный доступ, облачные хранилища, интранет- и экстранет-порталы. Постепенно количество мобильных устройств в мире росло, и по объему рынка уже в конце 2010 года смартфоны превзошли ноутбуки и персональные компьютеры. Соответственно увеличивалось и число мобильных приложений. Однако «суровые айтишники» поначалу не замечали преимуществ работы с мобильных устройств. Началось все, конечно, как всегда с электронной почты. Но как только мы разрешили доступ к электронной почте из внешней сети и научились настраивать мобильный клиент, снова возникла пауза. Мы уже общались в социальных сетях со своих смартфонов, считывали QR-коды, ставили себе напоминания и организовывали списки покупок, строили маршруты по городу с учетом пробок, а в корпоративные информационные системы мобильным устройствам входа не было.

Потом появились приложения, позволяющие согласовывать документы для руководителей верхнего звена. Эти приложения возникли даже не в связи с необходимостью, а скорее как возможность для владельца бизнеса показать друзьям, насколько крутой компанией ты управляешь. Не просто автоматизировали документооборот, а еще и можем согласовывать документы с iPad’а. Хотя автоматизирована была чаще всего только пара процессов, да и то лишь на верхнем уровне.

Популярность мобильных устройств росла, и сотрудники начали пользоваться своими планшетами и смартфонами для работы. Это стало реальной головной болью системных администраторов и служб информационной безопасности. Возможность проникновения в корпоративную сеть через мобильное устройство, потеря контроля над мобильным сегментом корпоративной сети и отсутствие понимания того, откуда способна появиться угроза, — далеко не самые приятные вещи. Нельзя забывать, что мобильное устройство сейчас бывает мощнее всем привычных компьютеров. По сути, смартфон давно перестал быть просто средством связи и превратился в полноценный рабочий инструмент. Эту тенденцию не остановить, а если остановить нельзя, то можно возглавить или хотя бы направить в нужное русло. Таким образом, появилось новое понятие — «политика BYOD» — создание контролируемого безопасного доступа в некоторые разделы корпоративной сети с помощью личных устройств пользователей.

Современные трехбуквенные: MDM и MAM

Этого оказалось мало, так как кроме доступа возникла потребность контролировать сами устройства и информацию, оставляемую на них программным обеспечением. Именно для решения вопросов контроля над устройствами появился Mobile Device Management (MDM) — набор технологий и программное обеспечение, разработанное специально для мониторинга, управления, защиты и поддержки большого количества разнообразных мобильных устройств, таких как мобильные телефоны, смартфоны, планшеты и другие гаджеты.

Сейчас приложений становится больше. На мобильных устройствах мы пользуемся разнообразными редакторами, документооборотом, облачными корпоративными порталами, CRM-системами, логистическими приложениями, IP-телефонией, системами класса Sales Force Automation (SFA), сервисами контроля качества и BI-системами. Наверное, не осталось сфер деятельности, не охваченных мобильными устройствами.

Пока в компании существует одно или два корпоративных мобильных приложения, можно ограничиться MDM. Но при увеличении количества корпоративных мобильных приложений, скорее всего, понадобится управлять не только устройствами, но и приложениями, на них устанавливаемыми. Причем управление корпоративными мобильными приложениями иногда не менее важно, чем управление корпоративным программным обеспечением вообще. Для решения этих вопросов был введен новый термин — Mobile Application Management (MAM), который представляет собой набор сервисов и технологий, обеспечивающих управление корпоративными приложениями на мобильных устройствах сотрудников независимо от того, предоставлен гаджет компанией или используется в соответствии с политикой BYOD.

Функциональность MDM и MAM пересекается, но имеет и ряд отличий. Применение MDM предполагает довольно грубое управление устройством — то есть блокировка, уничтожение информации, иногда включая не корпоративную, а личную информацию сотрудников, отслеживание местоположения устройства. MAM предусматривает более гибкие подходы к управлению. Здесь идет работа не с устройством целиком, а с отдельными корпоративными приложениями и информацией, используемой и генерируемой этими приложениями. Кроме того, в задачи управления приложениями может входить каталог рекомендуемых и обязательных для сотрудников приложений. Как следствие, возникает корпоративный магазин приложений (AppStore).

Открыть магазин легко; держать его открытым — это искусство

Управление приложениями означает и управление доступом к информации из этих приложений. Централизуя распространение приложений на устройства работников через корпоративный AppStore, ИТ-служба получает точные сведения, сотрудники каких подразделений используют ту или иную программу. Корпоративный магазин предполагает и возможность распределения ролей доступа к приложениям, соответственно их установка может быть предоставлена только тем специалистам, которым они нужны в работе. Зная количество установленных приложений, гораздо проще управлять и прогнозировать их лицензирование. Сбор информации о том, какие устройства задействованы в компании, можно реализовать как через MDM, так и через MAM, а на основе таких данных более гибко подходить к политике BYOD и к новым разработкам. Возможно, придется создавать приложения не для всех мобильных операционных систем и точно отследить версии ОС на используемых сотрудниками устройствах.

Современные AppStore предусматривают и обратную связь, и рейтинги приложений. Причем с помощью корпоративного магазина компания получает не размытый рейтинг всего мира, а более точную оценку от корпоративных пользователей. Корпоративный AppStore может и должен стать частью общей информационной системы предприятия, частью общего каталога применяемых программных решений, а также элементом общей системы управления программным обеспечением компании (Software Asset Management — SAM).

Полезным будет раздел AppStore с рекомендуемыми приложениями. Они не являются корпоративными, но почему не облегчить сотрудникам поиск и выбор приложений, решающих те или иные задачи? Например, если в организации принято использовать диаграммы связей (mind map), можно найти наиболее удобный мобильный редактор и положить его в раздел рекомендуемых. В этом случае как минимум не возникнет проблемы с несовпадением форматов сохраненных файлов, если сотрудники пересылают их друг другу.

Третий закон знаменитого писателя-фантаста Артура Кларка гласит: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». К сожалению, большинство людей считают компьютеры (и мобильные устройства, в частности) слишком сложной технологией. Чем ниже уровень юзабилити любого продукта, тем более сложным и пугающим он выглядит. Любой экран, который не соответствует стандартам, непривычен пользователю, кажется сделанным злыми волшебниками.

Важно, чтобы корпоративный магазин был так же понятен и удобен сотрудникам, как и давно знакомые официальные Google Play и Apple Store. То же касается и корпоративных приложений. В последние годы люди приносят в работу инструменты, которыми им комфортно и привычно пользоваться в повседневной жизни. Если компания придерживается политики BYOD и позволила вторгнуться в корпоративное пространство личным устройствам сотрудников, логично было бы быть последовательным и уделять большое внимание тому, чтобы вашим пользователям было удобно работать на этих гаджетах. Если сотруднику проще ориентироваться в предоставляемых ему компанией инструментах в корпоративном магазине, а не в публичном AppStore, он будет им пользоваться. И как минимум увидит все варианты, предложенные компанией. А в лучшем случае установит корпоративные приложения. К тому же важно, что сделать это он сможет самостоятельно, не обращаясь к ИТ-специалисту.

Опубликовано 19.11.2015

Похожие статьи