IT ManagerИТ в бизнесеУправление

Геоинформационные системы для банков

Сергей Щербина | 25.08.2015

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Геоинформационные системы для банков

Геоинформационные системы уже стали вполне привычной технологией, применяемой практически во всех областях деятельности. Современная ГИС позволяет решать широкий спектр прикладных задач на основе анализа местоположения, особенностей конкретной территории и взаимосвязи между географическими, социальными и экономическими факторами.

Во многих компаниях хорошо понимают, что в процессе принятия управленческих решений в таких сферах, как ритейл, банковский бизнес, недвижимость, необходимо учитывать фактор местоположения. Консалтинговая компания Delloite определила «пространственную визуализацию данных» как одно из 10 приоритетных направлений технологического развития.

Популярность ГИС среди коммерческих организаций быстро растет. Сегодня более 370 компаний из списка Fortune 500 пользуются в своей работе геоаналитикой. Накоплена и определенная статистика по эффективности использования ГИС в банковском секторе. По данным опросов, банки, использующие ГИС, на 10% рентабельнее, а приток в них новых клиентов в среднем на 30% больше, чем в тех организациях, где эти технологии не применяются.

К задачам, решаемым с помощью ГИС-технологии, относятся: формирование сети филиалов, офисов, центров обслуживания, мест размещения банкоматов; изучение рынка, анализ и прогнозирование спроса в конкретном месте на те или иные продукты; логистика и диспетчеризация транспортных средств; управление недвижимостью и активами; запуск новых продуктов и сервисов и многое другое. Решение этих задач посредством традиционного бизнес-анализа часто бывает недостаточно эффективным, поскольку не учитывает географическую составляющую: в «классическом» BI нет инструментов выявления географических корреляций, то есть целостная картина оказывается недоступна. Здесь на помощь и приходит ГИС. Например, для правильного выбора местоположения нового отделения банка большое значение имеют демографические параметры, такие как плотность населения и уровень его доходов, а они, в свою очередь, характеризуются географическим распределением. Для их понимания, моделирования и анализа необходимы соответствующие геоинструменты. Их-то и предоставляет ГИС.

Использование ГИС-технологий

В банковском бизнесе существует несколько основных направлений, где применение ГИС приносит значительную выгоду. Во-первых, это управление розничной сетью. ГИС-технология позволяет определять области концентрации спроса и соотносить их с действующей сетью отделений. Наглядная картографическая визуализация предоставляет возможность непосредственно увидеть, где покрытие недостаточно, а где, возможно, избыточно. Глубинный анализ с учетом географических факторов позволяет получать количественные модели успешных и неуспешных отделений, помогает оценить, где отделения перегружены, а где недогружены, насколько продуктовый профиль соответствует рынку в данном месте. В дальнейшем банк может открывать и развивать отделения, соответствующие модели, и закрывать или переформатировать остальные. Выбрав соответствующие зоны и исходя из доступных в этих местах помещений, для каждого из них в ГИС можно построить зону доступности (пешей и транспортной), подсчитать потенциальное количество клиентов в границах этих зон обслуживания, сегментировать и оценить емкость рынка. Крупнейшие и наиболее успешные мировые финансовые институты, такие как Bank of America, уже много лет строят розничную стратегию именно на таком подходе. Так, старший вице-президент по рознице Bank of America Джонатан Вурхис (Jonathan Voorhis) недавно заявил, что в каждом из ежегодно принимаемых трех тысяч решений относительно мест размещения филиалов и банкоматов они используют ГИС-технологии.

Анализ данных

Второе направление – развитие новых методик иинструментов в маркетинге, продажах и конкурентном анализе. При проведении геосегментации рынка задействуются данные из различных внутренних и внешних источников, в том числе корпоративной CRM, данные о структуре кредитов и вкладов на территории, о доходах и расходах, размерах транзакций через POS и ATM и т. п. Анализ этих данных позволяет создать локальные профили клиентской базы и сегментировать территории по характерным признакам, оценивать потенциал и емкость локальных рынков, выявлять факторы, влияющие на лояльность клиентов и их предпочтения. ГИС-анализ можно применять как к собственным точкам, так и к конкурирующим, строя области влияния и определяя соответствующие им емкости рынка. Такой анализ и сопоставление областей влияния позволяет оценить степень конкуренции и выработать оптимальные решения конкурентной стратегии, включая обнаружение и вовлечение новых категорий потребителей, дифференцированный, основанный на информации о местоположении, подход к рекламе и продвижению и т. д. Интерактивный демопример проведения пространственного анализа для принятия решений об открытии розничной точки можно увидеть http://esri-cis.maps.arcgis.com/apps/MapJournal/?appid=274e2807c9e244518abbd1dd31d5f6bf

Оптимизация

Третий фактор – оптимизация операционной деятельности, логистики и сервиса. Например, обслуживание POS и банкоматов. Инструменты пространственного анализа позволяют выполнять кластеризацию точек и оптимально выбирать центры обслуживания для каждого кластера, средства маршрутизации – строить кратчайшие маршруты обхода внутри каждого кластера и выполнять ТОиР с минимумом затрат и времени простоев. Другой пример – оптимизация маршрутов инкассации. Публичные сервисы построения маршрутов плохо подходят для данной задачи, поскольку, во-первых, в них недостаточно решаются вопросы безопасности, а во-вторых, они не могут решить сложные логистические задачи объезда несколькими транспортными средствами многих точек с учетом временных окон, пробок и других возможных ограничений, предлагать альтернативные маршруты и пр. ГИС решает эти задачи. На базе ГИС строятся также диспетчерские центры, где на интерактивной карте можно контролировать местоположение экипажей и оптимально реагировать на нештатные ситуации.

Клиентский сервис

Это еще одно направление. ГИС-технология позволяет создавать мобильные картографические приложения для клиентов с множеством функций, которые предлагают гораздо больше, чем привычная карта отделений банка. Например, такие функции, как информирование о приближении к определенной точке на карте (геотриггеры), «отделения на моем маршруте» для пользователей десктопов и «отделения поблизости» для мобильных пользователей (LBS), информирование клиентов о ближайшем открытом отделении или работающем устройстве самообслуживания банка, отправка специальных предложений и пр. Это помогает существенно повысить качество приложений для онлайн- и мобильного банкинга.

Инструмент для бизнеса

ГИС также помогает управлять активами и корпоративной собственностью, проводить оценочную деятельность. Банки используют различные методики оценки кредитоспособности заемщиков и оценки активов, которые во многом зависят от местоположения. ГИС-технология позволяет проводить географическое районирование по множеству признаков – рыночной стоимости аренды/продажи, транспортной доступности, инфраструктурной обеспеченности, престижности, торговому потенциалу и т. д. ГИС может давать интегральную оценку объектов инвестирования, активов, приобретаемых в сделках слияния и поглощения, непрофильных активов, залогов и пр.

Стоит отметить риски от природных бедствий и антропогенных воздействий, где ГИС также имеет широкое применение, рассчитывая на основе исторических и актуальных данных скоринговые баллы для того или иного района. Да и качество риск-анализа повышается за счет использования моделей, основанных на географических и демографических данных и учете пространственных взаимосвязей между событиями и объектами. Так, для борьбы с мошенничеством анализируются расстояния между местами проживания или работы клиентов и местами потребления ими банковских услуг, проводится пространственно-временной анализ совершения транзакций. Кроме того, ГИС помогает выявлять географические закономерности между обнаруженными нарушениями и тем самым выявлять случаи превышения должностных полномочий сотрудниками.

Наконец, ГИС может применяться для управления зданиями и сооружениями – на микроуровне. Поддерживаемые современными ГИС возможности работы в 3D, интеграция с CAD-системами позволяют построить на базе ГИС системы управления зданиями (в рамках концепции BIM – Building Information Modeling), оптимизировать офисное пространство и т. д. Инструменты пространственного анализа позволяют строить зоны видимости, досягаемости, учитывать и наглядно показывать уязвимости объектов, анализировать и визуализировать потенциальные угрозы и планировать мероприятия по обеспечению безопасности.

Скорость обмена информацией

Необходимо также упомянуть вопрос архитектуры корпоративной ГИС. Опыт использования таких ГИС в крупных компаниях показывает, что наиболее эффективны те из них, которые предоставляют возможность работы с картами и данными сотрудникам всех департаментов и региональных подразделений банка. Современная ГИС-платформа дает возможность просматривать карты, проводить анализ и публиковать результаты своей работы на корпоративном ГИС-портале. При этом большинство сотрудников использует тонкий клиент, веб-геосервисы и мобильные приложения. Это позволяет оперативно обмениваться информацией и получать необходимые данные в любом месте и с любого устройства. Единое корпоративное решение обеспечивает поддержание корпоративных ИТ-стандартов и контроль расходов подразделений на карты и геоданные, гарантирует соответствие корпоративным нормам и требованиям защиты информации.

Журнал IT-Manager № 08/2015    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Сергей Щербина

Сергей Щербина

Заместитель генерального директора Esri CIS

Мероприятия

15.11.2018
Teradata Форум 2018

Москва, Отель «Ритц-Карлтон»

15.11.2018
Docsvision User Day 2018

Москва, ул. Поклонная, д.3 (м. Кутузовская), конференц-центр Newsroom

20.11.2018
Intel® Innovation Day – Осень 2018

Москва, Россия, г.Москва, Новинский бульвар, 8, стр.2 Лотте Отель Москва

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».