Антикризисный выбор, или На вкус и бюджет все решения разные

Логотип компании
Антикризисный выбор, или На вкус и бюджет все решения разные
Экономический кризис, бушующий сегодня в нашей стране, не мог не затронуть парадигму применения ИТ-решений в бизнесе.

Экономический кризис, бушующий сегодня в нашей стране, не мог не затронуть парадигму применения ИТ-решений в бизнесе. Законы экономического развития говорят о том, что подобные состояния в экономике — явление циклическое и вполне естественное. Серьезным осложнением являются международные антироссийские санкции, которые усугубляют и без того тяжелую и непростую ситуацию. Как бы то ни было, российским компаниям нужно выживать в новых условиях, но не просто выживать, а по возможности завоевывая новые рынки и позиции.

В нашей стране есть много компаний, разрабатывающих управленческое программное обеспечение на любой вкус, масштаб и бюджет, мы же хотели бы сосредоточиться на двух наиболее крупных и заметных участниках этого рынка в России — зарубежной компании SAP и отечественной фирме «1С». Оба вендора в представлении не нуждаются, у каждого имеется огромный портфель проектов в российских организациях всех отраслей и размеров. Что думают разработчики управленческого софта о нынешнем кризисе? Как вести себя компаниям, что делать с ИТ-проектами, как уже начатыми, так и лишь планируемыми? Есть ли смысл искать в кризис что-то «подешевле», что позволит решить те же задачи, но с меньшими затратами? Помимо представителей вендоров, мы поинтересовались и у их заказчиков, как нынешняя непростая ситуация в экономике повлияла на их ИТ-стратегию.

Ударим по кризису антикризисными функциями

«Сейчас в новых условиях многие компании переориентировались на проекты с коротким сроком окупаемости и быстрым эффектом отдачи», — говорит Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора SAP СНГ. — Явление это временное, и, как только наметятся первые признаки «оттепели», многие вернутся к стратегическим программам. Тем не менее мы помогаем нашим клиентам пережить год «замедления», как его часто называют, и предлагаем востребованные сегодня решения в различных индустриях». По словам топ-менеджера, в частности, происходят изменения в банковском секторе. Закрываются традиционные офисы и подразделения, однако активно развивается мобильный и интернет-банкинг, электронные каналы продаж и т. д. В связи с этим компания SAP готова предложить своим клиентам решения в области многоканальной коммерции, которые могут быть интегрированы с SAP ERP, например Sybase 365, платформу многоканальной коммерции Hybris, которая может быть интегрирована с SAP ERP, а также решение по управлению внутридневной ликвидностью Liquidity Management System.

В свою очередь, Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы «1С» отмечает, что сегодня среди заказчиков активным спросом пользуется система «1C:ERP Управление предприятием 2.0», кроме того, многие компании проявляют интерес к внедрению системы электронного документооборота, поскольку она сокращает время согласования документов и позволяет быстрее принимать управленческие решения.

Клиенты не заинтересованы в долгострое и дорогостоящих проектах, поскольку горизонты планирования сокращаются, и необходимо постоянно контролировать ситуацию с доходами и расходами. Вот почему, как отмечает Дмитрий Красюков (SAP СНГ), заказчики стремятся получать «больше из меньшего», и компания видит постоянно увеличивающийся спрос на решения, позволяющие повысить прозрачность издержек и оптимизировать расходы «здесь и сейчас». По словам Алексея Харитонова, в «1С» сегодня работают над развитием продуктов с учетом антикризисных задач и вопросов импортозамещения. В частности, речь идет о расширении возможностей «1С:ERP», что подразумевает интеграцию функциональности MES (оперативного управления производством) прямо в «1С:ERP», развитие «мониторинга целевых показателей» и функциональности казначейства, механизмов управления затратами и многое другое. Также антикризисные функции, по его словам, будут реализованы в СЭД «1С:Документооборот».

Антикризисный выбор, или На вкус и бюджет все решения разные. Рис. 1

Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы «1С»:

"Кризисный период, наверное, не самое лучшее время для того, чтобы продаваться иностранным инвесторам. Сейчас для большинства компаний на первый план выходят несколько другие задачи — сохранение рентабельности и конкурентоспособности, снижение непроизводительных затрат, повышение эффективности, «наведение порядка в доме», быстрая и зачастую неоднократная перестройка бизнес-процессов".

=============================

Внедряем быстро, но эффективно

Многие заказчики вошли в кризис, имея за плечами проекты по внедрению сложных управленческих систем в разной степени завершенности. Что делать с такими проектами? Какой стратегии необходимо придерживаться? Дмитрий Красюков (SAP СНГ) напоминает, что ERP — это не некий монолит. «Очень важно четко представлять себе цели: для чего мы внедряем ERP? какую пользу для организации хотим извлечь из этого внедрения? В кризис бизнесы всегда избавляются от накопленного «жирка». И здесь постоянно возникает вопрос: мы знаем, что затраты нужно сократить, например, на половину, но на какую? ERP всегда позволит довольно точно ответить на этот вопрос», — говорит он. Компания «1С», по словам Алексея Харитонова, несмотря на сохраняющийся до сих пор спрос на «долгоиграющие» проекты, старается ориентировать своих партнеров на более короткие «дистанции», когда в течение месяца заказчик уже должен получить эффект от внедрения, и за этот же месяц заплатить. «Вариант, при котором шесть месяцев будет делаться какое-то решение, а потом еще через полгода заплатят, мало кому подходит. И сотрудников можно шесть месяцев не прокормить, и ситуация за шесть кризисных месяцев может сильно измениться. Сейчас время быстрых эффективных решений, технология должна быть соответствующей. Например, в традиционной технологии пишется техническое задание, согласовывается с заказчиком, заказчик его должен прочесть (а это непростое чтение), всё это делается небыстро, не торопясь. А быстрая технология — это прямо на «1С:Предприятии» можно сделать прототип, показать на экране заказчику, тот сразу проверяет и говорит: «Да, это примерно то, что надо, делайте, ребята», — объясняет он.

Западное — значит лучшее?

Международные санкции, направленные не только против отдельных компаний или отраслей, но даже целых регионов, дали нашей жизни новую реалию — импортозамещение. А последующий рост курса доллара и евро по отношению к рублю и, соответственно, пропорциональное повышение цен на зарубежные продукты, еще более усугубили потребность российских клиентов в поиске приемлемой по стоимости альтернативы западным решениям. Могут ли в качестве таковых выступить ИТ-продукты производства российских компаний? Дмитрий Красюков (SAP СНГ) считает, что главным преимуществом иностранных решений является применение лучших мировых практик поддержки бизнес-процессов, а также почти неограниченная масштабируемость. В свою очередь, Алексей Харитонов (1С) замечает, что еще в докризисный период, по данным международного аналитического агентства IDC за 2013 год, на российском рынке доля «1С» интегрированных систем управления предприятием за 10 лет выросла в денежном выражении с нуля до 30,5%. При этом стоимость лицензий на систему «1С:Предприятие» в пересчете на рабочее место была примерно в 8 раз ниже, чем у основного иностранного конкурента.

Антикризисный выбор, или На вкус и бюджет все решения разные. Рис. 2

Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора SAP СНГ:

"Акционер всегда должен знать, ради чего внедряется система, будь это снижение запасов или уменьшение времени вывода продукта на рынок и т. д. Наверное, для иллюстрации можно было бы привести еще несколько примеров: часто при внедрении системы выявляются неликвидные запасы, которые можно и нужно реализовать. Прекращается закупка лишних материалов при наведении порядка в прозрачности тех же запасов. В процессе применения систем накапливается статистика, которую можно использовать для нормирования и тем самым повышать внутреннюю производственную эффективность".

=============================

И все же, если есть более доступные альтернативные решения, почему заказчики внедряют дорогие западные ERP-системы? Существует стереотип, что если бизнес рано или поздно планируется продать зарубежным владельцам либо компания намерена выйти на IPO, то ей необходимы западные решения, а если она предполагает работать в России и странах СНГ, для этой цели вполне достаточно российских продуктов, таких как, например, «1С», и хорошей команды программистов.

По словам Дмитрия Красюкова (SAP СНГ), одной из основных причин, по которым отечественные заказчики стремились внедрять решения SAP, было желание приобрести лучшие западные практики, «бизнес-консалтинг в коробке». В дальнейшем, по мере выхода на IPO, требовалось сделать бизнес более прозрачным для новых инвесторов. «Решения SAP имеют так называемый аудиторский след, то есть невозможно взять и удалить что-то из системы бесследно, а потому аудиторы и инвесторы оказывают отчетности из этих систем столь высокое доверие», — объясняет Дмитрий. Но в «1С» не согласны со стереотипом. Алексей Харитонов напомнил, что одно из самых успешных публичных размещений акций российских компаний было проведено «Яндексом», причем ведение учета и подготовка отчетности по US GAAP выполнялись в программах на платформе «1С:Предприятие». «В финансовой отчетности, которую смотрят инвесторы, не указано, в какой программе она подготовлена (хоть бы и в Excel), — говорит он. — При этом «1С:Консолидация» и наше новое решение класса CPM (Corporate performance management) «1С:Управление холдингом» позволяют качественно готовить такую отчетность в соответствии с самыми высокими требованиями международных аудиторских компаний «большой четверки» и анализировать показатели бизнеса с необходимой инвестору детализацией». Кроме того, для автоматизации и других задач, связанных с учетом, планированием и контролем эффективности корпораций и холдингов различного масштаба, Алексей Харитонов порекомендовал использовать новое решение «1C:Управление холдингом», интегрируемое с «1С:ERP» и другими продуктами компании. Оно, в частности, позволяет автоматизировать формирование индивидуальной и консолидированной отчетности МСФО, соответствующая подсистема получила положительное заключение EY (Ernst & Young), что она отвечает стандартам МСФО и сложившейся практике подготовки международной отчетности.

Алексей Харитонов выразил также мнение, что и бренд «1С» сегодня звучит модно и привлекателен для клиентов. По его словам, если раньше в том, что у тебя в компании работает система «1С», не было ничего особенного, то сегодня, когда даже в крупных госкорпорациях появились сотрудники, ответственные за импортозамещение, уже никто не стесняется говорить, что у него в компании в большом объеме внедрены программные продукты от «1С».

Цена лицензии — не главное

И все же, что в конечном итоге обходится дешевле — западные ERP или российские? Трудно дать однозначный ответ на этот вопрос. «Стоимость — понятие относительное, и мы много раз рассчитывали так называемую совокупную стоимость владения продуктом на несколько лет. Зачастую по данному показателю решения SAP более привлекательны для заказчика. Четыре года назад мы ставили задачу по удвоению в России количества консультантов SAP, сейчас их более 12000, — комментирует Дмитрий Красюков (SAP СНГ). — Функционал в системе SAP действительно широкий, но я бы причислил его к преимуществам, поскольку, имея платформу SAP, заказчик всегда может развивать систему в нужном ему направлении. А профессиональный язык SAP позволяет коллегам понимать друг друга на всех континентах».

«Мы никогда не рассматривали непосредственно стоимость лицензий как конкурентное преимущество нашей системы,- добавляет Алексей Харитонов (1С) Для бизнес-софта важнее другое. Платформа «1С:Предприятие» позволяет очень эффективно настраивать и адаптировать прикладные решения в соответствии с особенностями и задачами реального бизнеса. При сопоставимой цене человеко-часа запуск в реальную работу «1С:Предприятия», как правило, требует меньше времени, и это существенно — ведь экономится не только оплата внедренца, важно, что менеджеры и исполнители предприятия-заказчика меньше отвлекаются от своей основной работы». Согласно данным проектов, участвовавших в конкурсе портала GlobalCIO «Проект года» за 2013 и 2014 гг., средние трудозатраты на автоматизацию одного рабочего места на ERP-системах «1С» составляют 47 человеко-часов, что примерно вдвое ниже трудозатрат при использовании конкурирующих решений зарубежных вендоров.

Везде свои преимущества

Разговор об управляющем ПО был бы неполон, если бы мы не пригласили к участию в нем и заказчиков. Анатолий Ушаков, заместитель директора по информационным технологиям корпорации «Трансмашхолдинг», придерживается моновендорной стратегии. Большенство решений в его компании работают на платформе «1С», это одно из крупнейших внедрений в России. В качестве ERP-системы на предприятии используется «1С:Управление производственным предприятием», причем «Трансмашхолдинг» тестирует «1С:ERP». До сих пор в компании сохраняется несколько «самописных» систем управления производством, но в ближайшем будущем их также планируют поменять на системы от «1С». «Мы очень долго стремились к моноплатформенности, поскольку вынуждены экономить на всем, в том числе на сопровождении и поддержке, — говорит Анатолий. — Одним из путей обеспечения низкой стоимости внедрений и последующей доступной поддержки и является переход к моноплатформенности, ведь различные приложения могут поддерживать одни и те же специалисты. Кроме того, нам удобно самим оперативно разрабатывать приложения на платформе «1С». Вообще, это платформа хороша тем, что позволяет концентрироваться именно на бизнес-задачах, а не на технических вопросах программирования».

Антикризисный выбор, или На вкус и бюджет все решения разные. Рис. 3

Анатолий Ушаков, заместитель директора по информационным технологиям корпорации «Трансмашхолдинг»:

"Когда твоя работа делается долго и стоит дорого, пусть даже она и приносит эффект, это часто вызывает у бизнеса сомнения в оптимальности выбранного пути".

=============================

«Управляющая компания Волма» использует решения компании SAP для управления ресурсами производственного предприятия (SAP ERP), для управления взаимоотношениями с потребителями (SAP CRM), а также для поддержки управленческих решений и консолидации информации (SAP BW). В то же время кадровый, налоговый и бухгалтерский учет в компании ведется на решениях «1С». По словам Александра Любимова, руководителя управления ИТ «Управляющей компании Волма», одним из главных результатов внедрения продуктов SAP стало практически полное исчезновение инцидентов с высокой степенью влияния на бизнес. Также удалось на 15% сократить число специалистов по поддержке систем и увеличить скорость реакции на запросы изменений в бизнесе, поскольку в 90% изменений необходимы только перенастройки.

Новые грани

И в «Трансмашхолдинге», и в «Управляющей компании Волма» кризис повлиял на ИТ-проекты. Анатолий Ушаков отмечает, что текущие проекты продолжают выполняться, поскольку над ними работают и в дальнейшем сопровождают собственные специалисты компании. Кроме того, в кризис бизнес обратил внимание на те вопросы, которые раньше не были на первом плане, к таковым, например, относится повышение детализации и оперативности консолидации информации по дебиторской\кредиторской задолженности. «С началом кризиса данный вопрос сразу стал интересен нескольким бизнес-подразделениям холдинга, — говорит он. — Поэтому мы в кратчайшие сроки реализовали модуль оперативной (ежедневной) консолидации ДЗ\КЗ, и соответствующий набор управленческих отчетов. Получается, что кризис помогает внедрению, поскольку эффект становится яснее и значимее, а бизнес-подразделения охотнее идут на увеличение своей операционной нагрузки».

По словам Александра Любимова, в «Управляющей компании Волма» вследствие кризиса был взят курс на реализацию процессов, связанных с повышением качества обслуживания клиентов. В частности, с января 2015 года, на основе технологии SAPUI5 ведется разработка и интеграция в ландшафт систем веб-портала для заказа продукции дилерами корпорации.

Антикризисный выбор, или На вкус и бюджет все решения разные. Рис. 4

Александр Любимов, руководитель управления ИТ «Управляющая компания Волма»:

"Максимальный экономический эффект можно получить только при грамотном и комплексном использовании богатого инструментария системы, с обязательным реинжинирингом процессов на основе лучших практик".

=============================

Стоит ли в кризис искать более доступные по цене альтернативные ИТ-решения? Александр Любимов отмечает, что «Волма» постоянно ведет мониторинг имеющихся на рынке управленческих систем, и констатирует значительно возросшее качество российских продуктов. А для «Трансмашхолдинга», по мнению Анатолия Ушакова, главным и определяющим фактором является единая платформа, которую дешевле и проще поддерживать и разрабатывать на ее основе новые решения и масштабировать существующие. Поэтому для любых новых задач в первую очередь ищутся решения среди типовых или партнерских решений на платформе «1С».

Заключение

В целом мы видим, что разница в подходах к использованию и внедрению управленческого ПО российского и западного происхождения лежит скорее в мировоззренческой плоскости, в том, какой стратегии изначально придерживается бизнес. Вместе с тем мы убедились, что решения SAP, программные продукты «1С» и, уверены, разработки других компаний позволяют заказчикам адаптироваться к кризису, сосредоточиться на том, что приносит прибыль «здесь и сейчас», стать ближе к клиенту, а также сделать бизнес более прозрачным, предсказуемым и эффективным.

Опубликовано 31.03.2015

Похожие статьи