УправлениеИТ в бизнесе

Антикризисный выбор, или На вкус и бюджет все решения разные

Григорий Рудницкий | 31.03.2015

Антикризисный выбор, или На вкус и бюджет все решения разные

Экономический кризис, бушующий сегодня в нашей стране, не мог не затронуть парадигму применения ИТ-решений в бизнесе.

Экономический кризис, бушующий сегодня в нашей стране, не мог не затронуть парадигму применения ИТ-решений в бизнесе. Законы экономического развития говорят о том, что подобные состояния в экономике — явление циклическое и вполне естественное. Серьезным осложнением являются международные антироссийские санкции, которые усугубляют и без того тяжелую и непростую ситуацию. Как бы то ни было, российским компаниям нужно выживать в новых условиях, но не просто выживать, а по возможности завоевывая новые рынки и позиции.

В нашей стране есть много компаний, разрабатывающих управленческое программное обеспечение на любой вкус, масштаб и бюджет, мы же хотели бы сосредоточиться на двух наиболее крупных и заметных участниках этого рынка в России — зарубежной компании SAP и отечественной фирме «1С». Оба вендора в представлении не нуждаются, у каждого имеется огромный портфель проектов в российских организациях всех отраслей и размеров. Что думают разработчики управленческого софта о нынешнем кризисе? Как вести себя компаниям, что делать с ИТ-проектами, как уже начатыми, так и лишь планируемыми? Есть ли смысл искать в кризис что-то «подешевле», что позволит решить те же задачи, но с меньшими затратами? Помимо представителей вендоров, мы поинтересовались и у их заказчиков, как нынешняя непростая ситуация в экономике повлияла на их ИТ-стратегию.

Ударим по кризису антикризисными функциями

«Сейчас в новых условиях многие компании переориентировались на проекты с коротким сроком окупаемости и быстрым эффектом отдачи», — говорит Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора SAP СНГ. — Явление это временное, и, как только наметятся первые признаки «оттепели», многие вернутся к стратегическим программам. Тем не менее мы помогаем нашим клиентам пережить год «замедления», как его часто называют, и предлагаем востребованные сегодня решения в различных индустриях». По словам топ-менеджера, в частности, происходят изменения в банковском секторе. Закрываются традиционные офисы и подразделения, однако активно развивается мобильный и интернет-банкинг, электронные каналы продаж и т. д. В связи с этим компания SAP готова предложить своим клиентам решения в области многоканальной коммерции, которые могут быть интегрированы с SAP ERP, например Sybase 365, платформу многоканальной коммерции Hybris, которая может быть интегрирована с SAP ERP, а также решение по управлению внутридневной ликвидностью Liquidity Management System.

В свою очередь, Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы «1С» отмечает, что сегодня среди заказчиков активным спросом пользуется система «1C:ERP Управление предприятием 2.0», кроме того, многие компании проявляют интерес к внедрению системы электронного документооборота, поскольку она сокращает время согласования документов и позволяет быстрее принимать управленческие решения.

Клиенты не заинтересованы в долгострое и дорогостоящих проектах, поскольку горизонты планирования сокращаются, и необходимо постоянно контролировать ситуацию с доходами и расходами. Вот почему, как отмечает Дмитрий Красюков (SAP СНГ), заказчики стремятся получать «больше из меньшего», и компания видит постоянно увеличивающийся спрос на решения, позволяющие повысить прозрачность издержек и оптимизировать расходы «здесь и сейчас». По словам Алексея Харитонова, в «1С» сегодня работают над развитием продуктов с учетом антикризисных задач и вопросов импортозамещения. В частности, речь идет о расширении возможностей «1С:ERP», что подразумевает интеграцию функциональности MES (оперативного управления производством) прямо в «1С:ERP», развитие «мониторинга целевых показателей» и функциональности казначейства, механизмов управления затратами и многое другое. Также антикризисные функции, по его словам, будут реализованы в СЭД «1С:Документооборот».

img

Алексей Харитонов, руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы «1С»:

"Кризисный период, наверное, не самое лучшее время для того, чтобы продаваться иностранным инвесторам. Сейчас для большинства компаний на первый план выходят несколько другие задачи — сохранение рентабельности и конкурентоспособности, снижение непроизводительных затрат, повышение эффективности, «наведение порядка в доме», быстрая и зачастую неоднократная перестройка бизнес-процессов".

=============================

Внедряем быстро, но эффективно

Многие заказчики вошли в кризис, имея за плечами проекты по внедрению сложных управленческих систем в разной степени завершенности. Что делать с такими проектами? Какой стратегии необходимо придерживаться? Дмитрий Красюков (SAP СНГ) напоминает, что ERP — это не некий монолит. «Очень важно четко представлять себе цели: для чего мы внедряем ERP? какую пользу для организации хотим извлечь из этого внедрения? В кризис бизнесы всегда избавляются от накопленного «жирка». И здесь постоянно возникает вопрос: мы знаем, что затраты нужно сократить, например, на половину, но на какую? ERP всегда позволит довольно точно ответить на этот вопрос», — говорит он. Компания «1С», по словам Алексея Харитонова, несмотря на сохраняющийся до сих пор спрос на «долгоиграющие» проекты, старается ориентировать своих партнеров на более короткие «дистанции», когда в течение месяца заказчик уже должен получить эффект от внедрения, и за этот же месяц заплатить. «Вариант, при котором шесть месяцев будет делаться какое-то решение, а потом еще через полгода заплатят, мало кому подходит. И сотрудников можно шесть месяцев не прокормить, и ситуация за шесть кризисных месяцев может сильно измениться. Сейчас время быстрых эффективных решений, технология должна быть соответствующей. Например, в традиционной технологии пишется техническое задание, согласовывается с заказчиком, заказчик его должен прочесть (а это непростое чтение), всё это делается небыстро, не торопясь. А быстрая технология — это прямо на «1С:Предприятии» можно сделать прототип, показать на экране заказчику, тот сразу проверяет и говорит: «Да, это примерно то, что надо, делайте, ребята», — объясняет он.

Западное — значит лучшее?

Международные санкции, направленные не только против отдельных компаний или отраслей, но даже целых регионов, дали нашей жизни новую реалию — импортозамещение. А последующий рост курса доллара и евро по отношению к рублю и, соответственно, пропорциональное повышение цен на зарубежные продукты, еще более усугубили потребность российских клиентов в поиске приемлемой по стоимости альтернативы западным решениям. Могут ли в качестве таковых выступить ИТ-продукты производства российских компаний? Дмитрий Красюков (SAP СНГ) считает, что главным преимуществом иностранных решений является применение лучших мировых практик поддержки бизнес-процессов, а также почти неограниченная масштабируемость. В свою очередь, Алексей Харитонов (1С) замечает, что еще в докризисный период, по данным международного аналитического агентства IDC за 2013 год, на российском рынке доля «1С» интегрированных систем управления предприятием за 10 лет выросла в денежном выражении с нуля до 30,5%. При этом стоимость лицензий на систему «1С:Предприятие» в пересчете на рабочее место была примерно в 8 раз ниже, чем у основного иностранного конкурента.

img

Дмитрий Красюков, заместитель генерального директора SAP СНГ:

"Акционер всегда должен знать, ради чего внедряется система, будь это снижение запасов или уменьшение времени вывода продукта на рынок и т. д. Наверное, для иллюстрации можно было бы привести еще несколько примеров: часто при внедрении системы выявляются неликвидные запасы, которые можно и нужно реализовать. Прекращается закупка лишних материалов при наведении порядка в прозрачности тех же запасов. В процессе применения систем накапливается статистика, которую можно использовать для нормирования и тем самым повышать внутреннюю производственную эффективность".

=============================

И все же, если есть более доступные альтернативные решения, почему заказчики внедряют дорогие западные ERP-системы? Существует стереотип, что если бизнес рано или поздно планируется продать зарубежным владельцам либо компания намерена выйти на IPO, то ей необходимы западные решения, а если она предполагает работать в России и странах СНГ, для этой цели вполне достаточно российских продуктов, таких как, например, «1С», и хорошей команды программистов.

По словам Дмитрия Красюкова (SAP СНГ), одной из основных причин, по которым отечественные заказчики стремились внедрять решения SAP, было желание приобрести лучшие западные практики, «бизнес-консалтинг в коробке». В дальнейшем, по мере выхода на IPO, требовалось сделать бизнес более прозрачным для новых инвесторов. «Решения SAP имеют так называемый аудиторский след, то есть невозможно взять и удалить что-то из системы бесследно, а потому аудиторы и инвесторы оказывают отчетности из этих систем столь высокое доверие», — объясняет Дмитрий. Но в «1С» не согласны со стереотипом. Алексей Харитонов напомнил, что одно из самых успешных публичных размещений акций российских компаний было проведено «Яндексом», причем ведение учета и подготовка отчетности по US GAAP выполнялись в программах на платформе «1С:Предприятие». «В финансовой отчетности, которую смотрят инвесторы, не указано, в какой программе она подготовлена (хоть бы и в Excel), — говорит он. — При этом «1С:Консолидация» и наше новое решение класса CPM (Corporate performance management) «1С:Управление холдингом» позволяют качественно готовить такую отчетность в соответствии с самыми высокими требованиями международных аудиторских компаний «большой четверки» и анализировать показатели бизнеса с необходимой инвестору детализацией». Кроме того, для автоматизации и других задач, связанных с учетом, планированием и контролем эффективности корпораций и холдингов различного масштаба, Алексей Харитонов порекомендовал использовать новое решение «1C:Управление холдингом», интегрируемое с «1С:ERP» и другими продуктами компании. Оно, в частности, позволяет автоматизировать формирование индивидуальной и консолидированной отчетности МСФО, соответствующая подсистема получила положительное заключение EY (Ernst & Young), что она отвечает стандартам МСФО и сложившейся практике подготовки международной отчетности.

Алексей Харитонов выразил также мнение, что и бренд «1С» сегодня звучит модно и привлекателен для клиентов. По его словам, если раньше в том, что у тебя в компании работает система «1С», не было ничего особенного, то сегодня, когда даже в крупных госкорпорациях появились сотрудники, ответственные за импортозамещение, уже никто не стесняется говорить, что у него в компании в большом объеме внедрены программные продукты от «1С».

Цена лицензии — не главное

И все же, что в конечном итоге обходится дешевле — западные ERP или российские? Трудно дать однозначный ответ на этот вопрос. «Стоимость — понятие относительное, и мы много раз рассчитывали так называемую совокупную стоимость владения продуктом на несколько лет. Зачастую по данному показателю решения SAP более привлекательны для заказчика. Четыре года назад мы ставили задачу по удвоению в России количества консультантов SAP, сейчас их более 12000, — комментирует Дмитрий Красюков (SAP СНГ). — Функционал в системе SAP действительно широкий, но я бы причислил его к преимуществам, поскольку, имея платформу SAP, заказчик всегда может развивать систему в нужном ему направлении. А профессиональный язык SAP позволяет коллегам понимать друг друга на всех континентах».

«Мы никогда не рассматривали непосредственно стоимость лицензий как конкурентное преимущество нашей системы,- добавляет Алексей Харитонов (1С) Для бизнес-софта важнее другое. Платформа «1С:Предприятие» позволяет очень эффективно настраивать и адаптировать прикладные решения в соответствии с особенностями и задачами реального бизнеса. При сопоставимой цене человеко-часа запуск в реальную работу «1С:Предприятия», как правило, требует меньше времени, и это существенно — ведь экономится не только оплата внедренца, важно, что менеджеры и исполнители предприятия-заказчика меньше отвлекаются от своей основной работы». Согласно данным проектов, участвовавших в конкурсе портала GlobalCIO «Проект года» за 2013 и 2014 гг., средние трудозатраты на автоматизацию одного рабочего места на ERP-системах «1С» составляют 47 человеко-часов, что примерно вдвое ниже трудозатрат при использовании конкурирующих решений зарубежных вендоров.

Везде свои преимущества

Разговор об управляющем ПО был бы неполон, если бы мы не пригласили к участию в нем и заказчиков. Анатолий Ушаков, заместитель директора по информационным технологиям корпорации «Трансмашхолдинг», придерживается моновендорной стратегии. Большенство решений в его компании работают на платформе «1С», это одно из крупнейших внедрений в России. В качестве ERP-системы на предприятии используется «1С:Управление производственным предприятием», причем «Трансмашхолдинг» тестирует «1С:ERP». До сих пор в компании сохраняется несколько «самописных» систем управления производством, но в ближайшем будущем их также планируют поменять на системы от «1С». «Мы очень долго стремились к моноплатформенности, поскольку вынуждены экономить на всем, в том числе на сопровождении и поддержке, — говорит Анатолий. — Одним из путей обеспечения низкой стоимости внедрений и последующей доступной поддержки и является переход к моноплатформенности, ведь различные приложения могут поддерживать одни и те же специалисты. Кроме того, нам удобно самим оперативно разрабатывать приложения на платформе «1С». Вообще, это платформа хороша тем, что позволяет концентрироваться именно на бизнес-задачах, а не на технических вопросах программирования».

img

Анатолий Ушаков, заместитель директора по информационным технологиям корпорации «Трансмашхолдинг»:

"Когда твоя работа делается долго и стоит дорого, пусть даже она и приносит эффект, это часто вызывает у бизнеса сомнения в оптимальности выбранного пути".

=============================

«Управляющая компания Волма» использует решения компании SAP для управления ресурсами производственного предприятия (SAP ERP), для управления взаимоотношениями с потребителями (SAP CRM), а также для поддержки управленческих решений и консолидации информации (SAP BW). В то же время кадровый, налоговый и бухгалтерский учет в компании ведется на решениях «1С». По словам Александра Любимова, руководителя управления ИТ «Управляющей компании Волма», одним из главных результатов внедрения продуктов SAP стало практически полное исчезновение инцидентов с высокой степенью влияния на бизнес. Также удалось на 15% сократить число специалистов по поддержке систем и увеличить скорость реакции на запросы изменений в бизнесе, поскольку в 90% изменений необходимы только перенастройки.

Новые грани

И в «Трансмашхолдинге», и в «Управляющей компании Волма» кризис повлиял на ИТ-проекты. Анатолий Ушаков отмечает, что текущие проекты продолжают выполняться, поскольку над ними работают и в дальнейшем сопровождают собственные специалисты компании. Кроме того, в кризис бизнес обратил внимание на те вопросы, которые раньше не были на первом плане, к таковым, например, относится повышение детализации и оперативности консолидации информации по дебиторской\кредиторской задолженности. «С началом кризиса данный вопрос сразу стал интересен нескольким бизнес-подразделениям холдинга, — говорит он. — Поэтому мы в кратчайшие сроки реализовали модуль оперативной (ежедневной) консолидации ДЗ\КЗ, и соответствующий набор управленческих отчетов. Получается, что кризис помогает внедрению, поскольку эффект становится яснее и значимее, а бизнес-подразделения охотнее идут на увеличение своей операционной нагрузки».

По словам Александра Любимова, в «Управляющей компании Волма» вследствие кризиса был взят курс на реализацию процессов, связанных с повышением качества обслуживания клиентов. В частности, с января 2015 года, на основе технологии SAPUI5 ведется разработка и интеграция в ландшафт систем веб-портала для заказа продукции дилерами корпорации.

img

Александр Любимов, руководитель управления ИТ «Управляющая компания Волма»:

"Максимальный экономический эффект можно получить только при грамотном и комплексном использовании богатого инструментария системы, с обязательным реинжинирингом процессов на основе лучших практик".

=============================

Стоит ли в кризис искать более доступные по цене альтернативные ИТ-решения? Александр Любимов отмечает, что «Волма» постоянно ведет мониторинг имеющихся на рынке управленческих систем, и констатирует значительно возросшее качество российских продуктов. А для «Трансмашхолдинга», по мнению Анатолия Ушакова, главным и определяющим фактором является единая платформа, которую дешевле и проще поддерживать и разрабатывать на ее основе новые решения и масштабировать существующие. Поэтому для любых новых задач в первую очередь ищутся решения среди типовых или партнерских решений на платформе «1С».

Заключение

В целом мы видим, что разница в подходах к использованию и внедрению управленческого ПО российского и западного происхождения лежит скорее в мировоззренческой плоскости, в том, какой стратегии изначально придерживается бизнес. Вместе с тем мы убедились, что решения SAP, программные продукты «1С» и, уверены, разработки других компаний позволяют заказчикам адаптироваться к кризису, сосредоточиться на том, что приносит прибыль «здесь и сейчас», стать ближе к клиенту, а также сделать бизнес более прозрачным, предсказуемым и эффективным.

Кризис

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 03/2015], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021