Быстро, вкусно, недорого
Сергей Павлов | 13.02.2015Приготовить вкусную еду, имея под рукой все самые свежие ингредиенты, рецепты, современное и надежное кухонное оборудование да еще и располагая командой помощников, скорее всего не так уж сложно. Гораздо проблематичнее создать если не кулинарный шедевр, то по крайней мере отменное блюдо из имеющихся в наличии средств, фактически сварить «кашу из топора». Это под силу только настоящему знатоку своего дела. Точно так же и при внедрении информационной системы, порой подобно повару приходится проявлять изрядную долю смекалки и находчивости, чтобы воплотить свои замыслы и построить решение практически на пустом месте.
Так получилось, что бизнес нашей компании достаточно тесно связан с кулинарным делом. Продукция под маркой DeCecco (паста и макаронные изделия) поставляется почти во все известные рестораны итальянской кухни. Но речь здесь пойдет не о нашем основном бизнесе, а об автоматизации вспомогательного и даже достаточно бытового процесса — продажи продукции сотрудникам компании. Не буду здесь останавливаться на организации работы ИТ подразделения, об это сказано и написано достаточно. На мой взгляд, история о том, как мы в компании автоматизировали простой бизнес-процесс, будет гораздо более показательной в плане иллюстрации наших рабочих будней. Возможно, наш опыт будет интересен кому-то, кто столкнется у себя с похожей задачей.
Выбор рецепта
По правилам, действующим в нашей компании, все сотрудники могут приобрести собственную продукцию, причем по специальной цене. Раньше для этого требовалось заполнить заявку в бумажной форме и оплатить заказ при получении. С течением времени популярность такого способа продаж настолько выросла, что пришлось задуматься об автоматизации процедуры обработки заказов. К нам обратились коллеги из отдела логистики с просьбой (привожу дословно): «Предоставить электронную таблицу, с возможностью одновременного доступа к ней большого количества пользователей». Как вы уже понимаете, заказы на готовую продукцию должны были заноситься в таблицу самими покупателями.
Простая электронная таблица в виде единичного файла, конечно же, не годится для решения поставленной задачи. Механизмы коллективной работы с записями, в том числе процедуры блокировки и отката информации для конкурентных запросов, — все это доступно лишь в системах управления базами данных. Но как быть, когда скромные цели и размер проекта явно не предполагают разработки средствами СУБД? Для осуществления такой задачи хочется найти инструмент, дающий практически готовое решение без особых затрат на программное обеспечение и внедрение. Наш выбор пал на Microsoft SharePoint, его редакцией Foundation можно воспользоваться без дополнительных вложений в лицензии, правда, подразумевается, что лицензии на серверную ОС у вас уже имеются. Пользователи будут размещать заказы на корпоративном портале, действующем под управлением SharePoint и СУБД MS SQL server Express. На этом подготовка системного окружения заканчивается, остальные детали системы придется настраивать или дорабатывать.
Приготовление
Идеология, заложенная в основу продукта SharePoint, предполагает, что настройку корпоративных бизнес-процессов можно выполнить на пользовательском уровне, практически без привлечения разработчиков. Для этого в системе предусмотрено несколько типов готовых объектов, основными из которых являются списки и библиотеки. Реализация решения в системе сводится к созданию разных видов списков и доработке прилагающихся к ним стандартных методов, таких как создание и редактирование элемента, вывод перечня элементов и т. д. Замечу сразу, что при всем своем разнообразии возможности стандартного интерфейса системы все же ограничены. Поэтому не стоит надеяться сразу осуществить все задуманное, да еще и в лучшем виде с точки зрения удобства и веб-дизайна, не прибегая к глубокому изучению ASP.NET или javascript. Однако для реализации решения в первом приближении средств, имеющихся в нашем распоряжении, вполне может оказаться достаточно.
Начнем с загрузки перечня продукции, или попросту прайс-листа. Для этого пригодится стандартный интерфейс создания списка на основе загрузки готовой электронной таблицы в формате xls. Очень удобно на практике, поскольку прайс-лист у нас, конечно же, имеется. Затем создаем список заявок и попутно получаем форму заведения заказа на сайте. Настройку перечня полей с различными статусами выполнения заказа и датами оставим за рамками, поскольку это больше относится к области предпочтений в работе конкретной организации. Идентификация сотрудников происходит стандартными средствами ActiveDirectory. Достаточно несложно разрешить пользователю редактировать свои заказы, при этом ограничив доступ к изменению некоторых из полей, дабы избежать в этом процессе полной анархии. В системе автоматически заполняется ряд служебных полей для каждого списка, позволяя, в частности, применять готовые стандартные механизмы ведения версий и контроля изменений.
Логисты получают доступ к полному перечню заказов в системе, в первую очередь путем выгрузки его с сайта в файле формата xls. SharePoint позволяет без особых усилий добавить еще целый ряд усовершенствований, таких как автоматизированная рассылка e-mail-уведомлений об изменении статуса заказа или согласование заявок по маршруту. Впрочем, при желании на первое время можно обойтись и без них.
Сервировка
Итак, наше «блюдо» готово, его можно подавать к столу. Извещаем пользователей, что бумажные формы уходят в прошлое, а все желающие приобрести для себя немного фирменных изделий должны зарегистрировать свои заказы на портале. Логисты довольны, у них появился инструмент оценки спроса, выдающий результат в виде готовой электронной таблицы. Остается только своевременно заказать со склада и подвезти в офис продукцию в необходимом количестве и ассортименте. Сотрудники также получают ощутимое удобство от внедрения электронной услуги, поскольку она удобна и существенно экономит их время. Наконец, и для ИТ-отдела проект оказался результативным и не слишком накладным, практически таким же быстрым и не сложным делом, как и приготовление хорошей пасты.
Поделиться:
Мысли вслух
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
Почему бы при «смартовании» цели не подумать о некоторой геймификации?
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.
Компании сообщают
Мероприятия
XI Международная конференция MobiFinance-2021
Москва, 1-й Зачатьевский пер., д. 4
(Event-холл «ИнфоПространство»)
Бесплатно
13.04.2021
Технологии и доверие: защита подлинности и идентификация – 2021
Москва, Новинский бульвар, 8, стр. 2, «Лотте Отель»
15.04.2021
9:00
Всероссийский форум «Умный город: Инструкция по применению»
Белгород, ул. Белгородского Полка, 56А. Здание Белгородской государственной филармонии
15 000 руб
15.04.2021 — 16.04.2021
09:00