Рецепты ИТ: как готовить и как лечить

Логотип компании
Рецепты ИТ: как готовить и как лечить
Когда уровень ИТ в организации критически отстает от необходимого для ее деятельности, надо приглашать «врачей» — консультантов или антикризисных менеджеров
Я очень люблю готовить. Поэтому тема рецептов близка моему сердцу. В отдельном шкафу хранятся кулинарные книги, которые мне нравится перелистывать в поисках новых идей, способных порадовать близких очередным кулинарным шедевром. Однако мне придется разочаровать любителей различных кукбуков — я никогда точно не следую написанному в них. А когда кто-то из знакомых, отведав моей стряпни, просит рецепт, я часто оказываюсь в затруднительном положении. 

Спрашивают, например, сколько ты берешь муки или сколько ложек сахара кладешь. А мне ответить нечего, ведь я, как и мои знакомые хозяйки, все делаю на глазок. Интуитивный подход оправдываю тем, что точные меры сильно зависят от качества используемых продуктов и условий приготовления, которые нельзя заранее предугадать и сложно измерить. Вот и приходится поступать по обстоятельствам. 
Если говорить про рецепты для управления ИТ, то у меня возникает множество вопросов по поводу их применимости.

Неопытные руководители и тут нуждаются в кукбуке, просят точных инструкций, чтобы без особых усилий принимать правильные решения. Инструкции дать можно, многие так и поступают, забывая простую истину: то, что хорошо сработало в одной организации, с «одними продуктами» в одних условиях, может оказаться неприемлемым и даже вредным для другой, «с другими продуктами» в другой ситуации. Управление ИТ существенно сложнее процесса приготовления конкретного блюда и имеет намного более широкое влияние на общество и бизнес. 

Как готовить?

Если сравнивать ИТ с приготовлением пищи, то представьте, что на ваше самочувствие и вкусовые ощущения влияет все съеденное вами, скажем, за последние три года. То есть процесс выведения ИТ из организма организации («вывод из эксплуатации») намного длительнее, чем пищи из организма человека. А влияние отдельных «ИТ-блюд» друг на друга не только значительно сложнее, но и гораздо менее предсказуемо. Тут уже не ограничиться тем, что огурцы не надо запивать молоком.

Однако я вовсе не хочу полностью отрицать пользу рецептов в ИТ. Их, конечно, не стоит слепо копировать в своей организации. Но, как и кулинарные рецепты, они являются незаменимым источником идей. Это некие эталоны, которые надо творчески применять на своей кухне. Правда, не нужно спрашивать у успешного ИТ-директора, сколько раз он собирал сотрудников и что именно им говорил. У вас и сотрудники будут другие, и говорить им придется что-то своими словами и собственным голосом.

Возможно, информации о рецептах ИТ намного меньше, чем о кулинарных блюдах. Именно поэтому многие наивно полагают, будто появление кукбуков разрешит все проблемы. Хотя количество таких кукбуков прямо соответствует уровню развития отрасли. В этом смысле кулинария намного впереди. Для продвижения рецептов ИТ много делает компьютерная пресса, профессиональные и клубные порталы. Но все равно это капля в море. Кто-то, наверное, возразит: рецепты нельзя приводить из-за условий конфиденциальности, руководители ИТ связаны договорами о неразглашении. Однако и многие уникальные рецепты приготовления пищи также сохранялись и сохраняются в тайне. Но по истечении времени все, как известно, становится явным. Думаю, то же произойдет и с ИТ. Тем более что даже один и тот же CIO не сможет в другой организации или проекте в точности повторить свой успех. И заказчик, и подчиненные будут новые, да и ситуация иная. Так какой смысл скрывать свой опыт от других? В крайнем случае, «тайный ингредиент» можно заменить на вполне открытый. 

Рецепты в ИТ

В моем понимании это не совсем то же самое, что case study — история успешных примеров применения ИТ на предприятиях. Однажды приготовив вкусное блюдо, вряд ли стоит писать его рецепт. Надо повторять снова и снова, попробовать различные комбинации ингредиентов и процесса приготовления. Ведь здесь предполагается относительно устойчивый состав «продуктов» и последовательность их обработки. Словом, описывать следует то, что сработало не один раз.

Возможно, вы обращали внимание, что структура кулинарных рецептов схожа. Сначала перечисляют необходимые продукты и их количество, потом рассказывают о процессе подготовки, а затем и о самом приготовлении. Хорошо еще приложить фотографию шедевра, чтобы можно было полюбоваться, как это выглядит, и сравнить с тем, что у тебя появится в результате.

В рецептах ИТ, как и в кулинарных, должно быть как минимум три части: статическая — какие ресурсы, «продукты» надо использовать, подготовительная — что надо с ними делать, прежде чем начать кашеварить, и динамическая, определяющая порядок их приготовления. В заключение хорошо привести описание того, что должно получиться. В кулинарных журналах это делают в виде фото готового блюда. Для ИТ, вероятно, предпочтительнее видео с рассказом топ-менеджеров об успехах своих ИТ, или презентация того, что удалось сделать.
Хочу также напомнить, что для приготовления одного и того же блюда существует множество способов, из которых каждый выбирает нужный именно ему. Поэтому чем больше рецептов хороших и разных, тем лучше.

Как лечить?

Однако не забыли ли мы про другую группу рецептов? Про те, что выписывает врач для лечения больного. Структура медицинских рецептов похожа на кулинарные: в них описываются препараты, которые надо принимать, и указывается, как именно это делать. Но по сравнению с кулинарными рецептами динамическая часть существенно упрощена. Приготовление лекарства обычно возложено не на больного или его близких, а на специалиста — фармацевта. Это может быть как готовое лекарство, так и составленное для конкретного больного.

Можно ли по этим же принципам лечить ИТ? Прежде всего, как определить, болеет ли ИТ? Где тот градусник, который позволит измерить температуру? Возможно, таким градусником станет корпоративная модель эффективности ИТ. Ведь если на ИТ тратится больше, чем от них получает предприятие, то они явно «не здоровы». Я имею в виду не только финансовую составляющую.

Когда уровень ИТ в организации критически отстает от необходимого для ее деятельности, надо приглашать «врачей» — консультантов или антикризисных менеджеров. Проведя обследование (аудит) пациента, они при наличии должной квалификации смогут подготовить комплекс мер по выведению больного из кризиса. Не очень очевидна параллель с готовыми лекарствами. Возможно, в некотором роде тут подойдут облачные сервисы и аутсорсинг. Однако способы применения этих лекарств вряд ли удастся сделать такими же простыми, как в медицине.

Одно можно сказать точно: тот, кто берется лечить ИТ, не поставив диагноза, опасен. Поэтому бойтесь таких «докторов». 

Есть еще рецепты непрерывного производства, например, производства нефти. Но об этом как-нибудь в другой раз. Уж слишком это далеко от кулинарии. Хотя, может быть, я ошибаюсь?

Опубликовано 09.02.2015