ИТ-ДиректорИТ в бизнесеУправление

Эволюция здравоохранения

Ольга Попова, Алексей Комов | 27.10.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Эволюция здравоохранения

О том, как Тульской области удалось за считаные годы реформировать систему здравоохранения, используя информационные технологии, в интервью журналу IT-MANAGER рассказал Артур Контрабаев, министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области.

При каких обстоятельствах вы попали в ИТ-сферу?

У меня профильное образование: я окончил математический факультет Челябинского государственного университета по специальности «компьютерная безопасность». На третьем курсе, в 2005 году, попытался устроиться на работу специалистом по маркетингу в челябинский филиал Panasonic, а также программистом-администратором 1C в торговый дом «Судиславский завод сварочных материалов “Ротекс”». Забавно, что тогда о системе 1C я вообще представления не имел, но на собеседовании сказал, что знаю. Через два дня мне назначили на заводе очередную встречу для прохождения практического тестирования, и за это время я успел подготовиться настолько, что из трех поставленных задач решил две с половиной. Уже спустя полгода, глубоко погрузившись в работу с 1C и разобравшись что к чему, понял, насколько «коряво» выполнил тогда эти задачи. Но, тем не менее, в «Ротекс» меня приняли, а потом еще и отпускать не хотели. Кстати, по итогам собеседования в Panasonic меня тоже пригласили, и я принял решение трудиться сразу в обеих компаниях. Вскоре в Panasonic меня повысили, и к субботе и воскресенью добавились еще полторы смены на буднях. Тогда я еще успевал как-то отдыхать. Но через год, в 2006-м мне удалось устроиться в Microsoft. Я решил совмещать эту работу со своей должностью в Panasonic, а из «Ротекса» — уволиться. Однако в «Ротексе» очень не хотели меня отпускать, поэтому в течение полугода трудился сразу в трех местах одновременно, да еще и учился.

Как вам удалось окончить университет при такой загрузке?

Как ни странно, первые два курса я даже шел на красный диплом, но после того, как на третьем курсе начал активно работать, должен был об этом забыть. Тем не менее за первые три курса у меня сформировался имидж отличника, и сложились хорошие отношения с преподавателями. Поэтому, когда устроился в компанию, честно говорил им о своих приоритетах, что работа для меня на первом месте, а учеба на втором, и ко мне относились с пониманием. В периоды сессий приходилось туго, ведь я вынужден был обходиться практически без сна: днем — работа, по ночам — учеба. Но способность быстро усваивать информацию помогла преодолеть все эти трудности, и в итоге у меня в дипломе преобладают хорошие и отличные оценки.

Что было дальше? Как оказались на госслужбе?

Спустя два года работы в Microsoft у меня появилась возможность по одной из программ корпорации для выпускников вузов перебраться в ее екатеринбургский офис. Для этого требовалось пройти череду собеседований. Однако в ходе финального собеседования с тогдашним руководителем бизнеса Microsoft в России Биргером Стеном он предложил мне переехать в Москву, и я не мог отказаться. В московском офисе Microsoft я проработал с 2008 по 2010 год, затем ввиду отсутствия возможностей дальнейшего роста перешел к одному из крупнейших российских партнеров корпорации — в компанию «COMPAREX», где в должности технического директора занимался развитием сервисного направления бизнеса. Там я проработал год, а позже получил предложение создать и возглавить Министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области, на момент создания являвшемся областным комитетом по инновациям и информатизации. Губернатору Тульской области Владимиру Груздеву был нужен на этой позиции адекватный специалист, готовый заниматься решением серьезных ИТ-задач региона. Нужен был молодой и мобильный человек, мотивированный не деньгами, а прежде всего карьерными возможностями и интересными задачами. Но хотя я и подошел по данным критериям, решение мне далось очень трудно, поскольку я убежден, что на руководящей должности невозможно продемонстрировать серьезные результаты меньше чем за два года работы. Однако губернатор предоставил мне свободу в определении того, что и как я должен делать, а также обеспечил необходимые ресурсы и полномочия.

Как это отразилось на вашей работе?

Я ориентирован на результат и новые интересные проекты. Три года назад, начав работу в комитете, я начинал реализовывать ИТ-проекты области с командой из 40 сотрудников. Сейчас у нас работает более 500 человек, из которых 250 — ИТ-специалисты тульского «Центра информационных технологий», остальные — сотрудники многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). За три года моей работы в качестве председателя комитета его годовой бюджет и количество сотрудников увеличились практически в 10 раз, а комитет превратился в Министерство

С чего началась реформа здравоохранительной отрасли в регионе?

В 2011 году программа реализации ИТ-проектов в области здравоохранения уже была сформирована в регионе и защищена в Минздраве РФ. Однако никакие поставочные контракты еще не были заключены. Это позволило мне притормозить процесс и разобраться в теме, для чего я ездил по городам, знакомился с уже внедренными ИТ-решениями в учреждениях здравоохранения, общался с врачами. Опираясь на полученную информацию, мы совместно с Минздравом переосмыслили региональную программу. Кроме того, в «Центре информационных технологий» нашего комитета был сформирован отдел, который активно занимается внедрением и развитием медицинских информационных систем.

Какой подход лежит в основе реформы здравоохранения в регионе?

Медицинская информационная система непосредственно влияет на качество работы врачей с пациентами, а потому должна быть максимально отказоустойчивой. Исходя из этой логики, мы сразу отказались от веб-решений. В основу реализации наших ИТ-проектов в сфере здравоохранения легла так называемая трехзвенная архитектурная модель программного комплекса, предполагающая наличие в нем трех обязательных компонентов: клиента, сервера приложений (к которому подключено клиентское приложение) и сервера баз данных (с которым работает сервер приложений). Можно сказать, что система здравоохранения в Тульской области развивается по модели Service Desk — с тремя линиями оказания помощи: первичной, вторичной и специализированной. Первичный, консультационно-диагностический прием пациентов должен закрывать до 70% обращений, вторичная помощь в виде услуг широко востребованных профильных врачей, например хирургов, — до 25% обращений, и третий уровень — услуги узкоспециализированных специалистов (скажем, онкологов), должен удовлетворять оставшиеся 5% обращений. На базе этого выстраивается вся инфраструктура здравоохранения: первичный прием пациентов осуществляется по всей области, повторный прием — в районных и городских центрах, а специализированный — почти весь вынесен в Тулу. Соответственно, первичная диагностика проводится на базе поликлиник. Следующий уровень — стационар, где пациент проходит лечение. На каждом из этих уровней мы осуществляем съем и хранение сопутствующей информации в электронном виде. При этом вся она дублируется в бумажном виде, поскольку действующее законодательство не позволяет нам отказаться от бумажных документов.

img

Какие уровни этой системы уже удалось реализовать?

Федеральные нормативы требовали от нас в первую очередь автоматизировать процедуру записи к врачу. Поэтому для начала мы внедрили в регионе электронную регистратуру с возможностью записи на прием онлайн и через контактный центр. Данный проект преследовал несколько целей. Во-первых, предоставить возможность жителям Тульской области записываться на прием к врачу в удобное время; во-вторых, убрать очереди в регистратуру в учреждениях здравоохранения; в-третьих, упразднить бумажный документооборот; в-четвертых, осуществлять прием врача согласно времени предварительной записи; в-пятых, создать возможность записи пациента врачом на повторную явку. А кроме того, создать гражданам условия для самостоятельной записи на узкоспециализированную помощь и диагностику. Кстати, мы абсолютно не касались так называемых back-end-процессов, которые осуществляются непосредственно в учреждениях здравоохранения. Безусловно, при таком подходе можно было и не делать трехзвенную архитектуру. Но в конечном счете наша глобальная цель заключалась в том, чтобы автоматизировать не только процесс записи на прием к врачу, но и работу всех больничных блоков, включая поликлинику, стационар, рентгенологию, амбулаторию и лабораторный блок. Пока что для электронной записи на прием пациенты могут использовать веб-сайт и сеть инфоматов, но в дальнейшем мы планируем создать специальное мобильное приложение для всех популярных платформ. В личном кабинете пациенту доступен список поликлиник и имеющихся в них специалистов, а также график их работы. К тому же система хранит информацию обо всех записях и визитах к врачам. Весной этого года количество записей пациентов к врачам в системе превысило 600 тыс. человек. Также нам удалось реализовать проект электронной медицинской карты, благодаря которой обеспечен доступ врачей к историям болезни пациентов в электронном виде во всех учреждениях здравоохранения Тульской области. Причем удалось существенно сократить трудозатраты на сбор статистики, а также формирование отчетов и счетов на оплату в ТФОМС.

С какими трудностями столкнулись при реализации проекта?

В процессе создания электронной регистратуры было очень много работы по инфраструктуре. В частности, требовалось соединить каналами связи 322 объекта здравоохранения. Это был первый этап проекта, затем мы перешли к внедрению конкретных элементов системы: блок «Поликлиника» для первичного приема пациентов и блок «Стационар» для решения конкретных проблем со здоровьем, чем мы и занимаемся последние два года. Поликлинический блок развернут уже во всех больницах региона.

Внедренная система электронной регистратуры — это собственная разработка министерства по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области ?

Нет, мы выбрали систему «Инфоклиника», созданную компанией «Смарт Дельта Системс», которая специализируется на ИТ-решениях для медицины. В качестве платформы для базы данных в этой системе применяется Red Database на основе открытого кода Firebird. Преимущество «Инфоклиники» в том, что она уже используется многими коммерческими медучреждениями. Однако в отличие от государственных организаций здравоохранения они имеют свою специфику, поэтому система приведена в соответствие с нашими потребностями и дорабатывается в процессе эксплуатации.

Как решается вопрос с защитой используемых в системе персональных данных пациентов?

Вся инфраструктура построена на базе решения ViPNet, включающего программно-аппаратные средства защиты информации ограниченного доступа. Все каналы связи в системе защищены по классу К1, для передачи данных предусмотрено туннелирование. Для доступа к информации все врачи используют USB-ключи с цифровой подписью и работают с данными исключительно в терминальном режиме. Система функционирует на базе аттестованного по всем правилам дата-центра. То есть все реализовано в соответствии с нормативами и регламентирующими документами. Пока что работа с данными в мобильном режиме у нас в системе не ведется. Однако мы планируем осуществить сценарий, при котором врач, например во время вызова к больному, сможет временно сохранять на своем мобильном устройстве полученные данные о посещенных пациентах, а затем, по возвращении в поликлинику выгружать их в систему. Но подобный сценарий мы только обдумываем. Поэтому сейчас занятые на выезде врачи вынуждены всю полученную информацию заносить в систему вручную, со своего стационарного рабочего места.

Насколько трудно работать в системе без специальной подготовки?

Неподготовленному человеку сложно. Поэтому в «Центре информационных технологий» создан отдел внедрения, специалисты которого в индивидуальном режиме обучают сотрудников учреждений здравоохранения работе в системе. . Те, кто уже прошел обучение, отмечают очевидные преимущества. С помощью системы можно получить доступ к информации, детально в динамике описывающей всю картину состояния пациент, и дополнять ее в соответствии с произошедшими изменениями. Тогда как раньше врачам приходилось всякий раз воссоздавать и описывать эту картину фактически с нуля. К сожалению, штаты врачей в государственных медучреждениях Тульской области укомплектованы не до конца, а средний возраст специалистов составляет 50 лет. Многие из них никогда не были связаны с работой на компьютере, и большинству приходится заниматься повышением квалификации в этой области. На текущий момент, работе в системе обучено уже свыше 400 сотрудников регистратуры медучреждений области, и более 4 000 врачей освоили работу с электронной медицинской картой пациентов. Одна из целей подобной автоматизации — удовлетворенность врачей работой в системе, поэтому мы постоянно измеряем данный показатель. В 2013 году, когда только началось внедрение системы, он составлял 3,3 из возможных 5 баллов, а в нынешнем году увеличился до 3,9 балла. Это говорит о том, что благодаря постепенному обучению врачей, а также нашей работе по улучшению «юзабилити» системы удовлетворенность от ее использования стабильно растет. Наша цель — до конца следующего года довести этот показатель до уровня не ниже чем 4,5 балла.

Каковы планы развития медицинской системы в регионе на ближайшие годы?

Кроме перечисленного, в рамках электронной регистратуры мы планируем реализовать онлайн-рейтинг медицинского персонала и учреждений здравоохранения, внедрить систему SMS-оповещений, добавить на единый портал системы doctor71.ru страницы всех медучреждений, а также возможность получать гражданам медицинские справки и платные услуги. В дальнейшем предполагается интегрировать медицинскую информационную систему с порталом электронных госуслуг gosuslugi71.ru, реализовать для пользователей возможность просмотра назначенных врачом медикаментов с выбором аптечного пункта в режиме онлайн, а также создать мобильные приложения  для вызова врача на дом, а также дневник осмотра пациента, находящегося в стационаре. Кроме того, мы всегда открыты для обмена опытом и готовы реализовать или помочь во внедрении нашей системы коллегам из других регионов. Обращайтесь!

Журнал IT-Manager № 10/2014    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Ольга Попова

Ольга Попова

С 2008г. главный редактор IT Manager. В журналистике с 1986 года, правда, с перерывом на "лихие 90-е". До информационных технологий организовала несколько успешных бизнес-проектов в "Деловом Петербурге". Убеждена, что грамотный менеджер может работать в любой сфере, вне зависимости от специальности, так как ИТ-управленец мало чем отличается от управлеца-логиста. Но считаю, что именно в ИТ сейчас происходит все самое интересное.

Алексей Комов

Алексей Комов

Журналист, автор статей, интервью и аналитических обзоров для изданий IT News, IT-Weekly и IT Manager.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

17.07.2018
NetApp Directions

Москва