УправлениеИТ в бизнесе

Эволюция здравоохранения

Ольга Попова, Алексей Комов | 27.10.2014

Эволюция здравоохранения

О том, как Тульской области удалось за считаные годы реформировать систему здравоохранения, используя информационные технологии, в интервью журналу IT-MANAGER рассказал Артур Контрабаев, министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области.

О том, как Тульской области удалось за считаные годы реформировать систему здравоохранения, используя информационные технологии, в интервью журналу IT-MANAGER рассказал Артур Контрабаев, министр по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области.

При каких обстоятельствах вы попали в ИТ-сферу?

У меня профильное образование: я окончил математический факультет Челябинского государственного университета по специальности «компьютерная безопасность». На третьем курсе, в 2005 году, попытался устроиться на работу специалистом по маркетингу в челябинский филиал Panasonic, а также программистом-администратором 1C в торговый дом «Судиславский завод сварочных материалов “Ротекс”». Забавно, что тогда о системе 1C я вообще представления не имел, но на собеседовании сказал, что знаю. Через два дня мне назначили на заводе очередную встречу для прохождения практического тестирования, и за это время я успел подготовиться настолько, что из трех поставленных задач решил две с половиной. Уже спустя полгода, глубоко погрузившись в работу с 1C и разобравшись что к чему, понял, насколько «коряво» выполнил тогда эти задачи. Но, тем не менее, в «Ротекс» меня приняли, а потом еще и отпускать не хотели. Кстати, по итогам собеседования в Panasonic меня тоже пригласили, и я принял решение трудиться сразу в обеих компаниях. Вскоре в Panasonic меня повысили, и к субботе и воскресенью добавились еще полторы смены на буднях. Тогда я еще успевал как-то отдыхать. Но через год, в 2006-м мне удалось устроиться в Microsoft. Я решил совмещать эту работу со своей должностью в Panasonic, а из «Ротекса» — уволиться. Однако в «Ротексе» очень не хотели меня отпускать, поэтому в течение полугода трудился сразу в трех местах одновременно, да еще и учился.

Как вам удалось окончить университет при такой загрузке?

Как ни странно, первые два курса я даже шел на красный диплом, но после того, как на третьем курсе начал активно работать, должен был об этом забыть. Тем не менее за первые три курса у меня сформировался имидж отличника, и сложились хорошие отношения с преподавателями. Поэтому, когда устроился в компанию, честно говорил им о своих приоритетах, что работа для меня на первом месте, а учеба на втором, и ко мне относились с пониманием. В периоды сессий приходилось туго, ведь я вынужден был обходиться практически без сна: днем — работа, по ночам — учеба. Но способность быстро усваивать информацию помогла преодолеть все эти трудности, и в итоге у меня в дипломе преобладают хорошие и отличные оценки.

Что было дальше? Как оказались на госслужбе?

Спустя два года работы в Microsoft у меня появилась возможность по одной из программ корпорации для выпускников вузов перебраться в ее екатеринбургский офис. Для этого требовалось пройти череду собеседований. Однако в ходе финального собеседования с тогдашним руководителем бизнеса Microsoft в России Биргером Стеном он предложил мне переехать в Москву, и я не мог отказаться. В московском офисе Microsoft я проработал с 2008 по 2010 год, затем ввиду отсутствия возможностей дальнейшего роста перешел к одному из крупнейших российских партнеров корпорации — в компанию «COMPAREX», где в должности технического директора занимался развитием сервисного направления бизнеса. Там я проработал год, а позже получил предложение создать и возглавить Министерство по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области, на момент создания являвшемся областным комитетом по инновациям и информатизации. Губернатору Тульской области Владимиру Груздеву был нужен на этой позиции адекватный специалист, готовый заниматься решением серьезных ИТ-задач региона. Нужен был молодой и мобильный человек, мотивированный не деньгами, а прежде всего карьерными возможностями и интересными задачами. Но хотя я и подошел по данным критериям, решение мне далось очень трудно, поскольку я убежден, что на руководящей должности невозможно продемонстрировать серьезные результаты меньше чем за два года работы. Однако губернатор предоставил мне свободу в определении того, что и как я должен делать, а также обеспечил необходимые ресурсы и полномочия.

Как это отразилось на вашей работе?

Я ориентирован на результат и новые интересные проекты. Три года назад, начав работу в комитете, я начинал реализовывать ИТ-проекты области с командой из 40 сотрудников. Сейчас у нас работает более 500 человек, из которых 250 — ИТ-специалисты тульского «Центра информационных технологий», остальные — сотрудники многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). За три года моей работы в качестве председателя комитета его годовой бюджет и количество сотрудников увеличились практически в 10 раз, а комитет превратился в Министерство

С чего началась реформа здравоохранительной отрасли в регионе?

В 2011 году программа реализации ИТ-проектов в области здравоохранения уже была сформирована в регионе и защищена в Минздраве РФ. Однако никакие поставочные контракты еще не были заключены. Это позволило мне притормозить процесс и разобраться в теме, для чего я ездил по городам, знакомился с уже внедренными ИТ-решениями в учреждениях здравоохранения, общался с врачами. Опираясь на полученную информацию, мы совместно с Минздравом переосмыслили региональную программу. Кроме того, в «Центре информационных технологий» нашего комитета был сформирован отдел, который активно занимается внедрением и развитием медицинских информационных систем.

Какой подход лежит в основе реформы здравоохранения в регионе?

Медицинская информационная система непосредственно влияет на качество работы врачей с пациентами, а потому должна быть максимально отказоустойчивой. Исходя из этой логики, мы сразу отказались от веб-решений. В основу реализации наших ИТ-проектов в сфере здравоохранения легла так называемая трехзвенная архитектурная модель программного комплекса, предполагающая наличие в нем трех обязательных компонентов: клиента, сервера приложений (к которому подключено клиентское приложение) и сервера баз данных (с которым работает сервер приложений). Можно сказать, что система здравоохранения в Тульской области развивается по модели Service Desk — с тремя линиями оказания помощи: первичной, вторичной и специализированной. Первичный, консультационно-диагностический прием пациентов должен закрывать до 70% обращений, вторичная помощь в виде услуг широко востребованных профильных врачей, например хирургов, — до 25% обращений, и третий уровень — услуги узкоспециализированных специалистов (скажем, онкологов), должен удовлетворять оставшиеся 5% обращений. На базе этого выстраивается вся инфраструктура здравоохранения: первичный прием пациентов осуществляется по всей области, повторный прием — в районных и городских центрах, а специализированный — почти весь вынесен в Тулу. Соответственно, первичная диагностика проводится на базе поликлиник. Следующий уровень — стационар, где пациент проходит лечение. На каждом из этих уровней мы осуществляем съем и хранение сопутствующей информации в электронном виде. При этом вся она дублируется в бумажном виде, поскольку действующее законодательство не позволяет нам отказаться от бумажных документов.

img

Какие уровни этой системы уже удалось реализовать?

Федеральные нормативы требовали от нас в первую очередь автоматизировать процедуру записи к врачу. Поэтому для начала мы внедрили в регионе электронную регистратуру с возможностью записи на прием онлайн и через контактный центр. Данный проект преследовал несколько целей. Во-первых, предоставить возможность жителям Тульской области записываться на прием к врачу в удобное время; во-вторых, убрать очереди в регистратуру в учреждениях здравоохранения; в-третьих, упразднить бумажный документооборот; в-четвертых, осуществлять прием врача согласно времени предварительной записи; в-пятых, создать возможность записи пациента врачом на повторную явку. А кроме того, создать гражданам условия для самостоятельной записи на узкоспециализированную помощь и диагностику. Кстати, мы абсолютно не касались так называемых back-end-процессов, которые осуществляются непосредственно в учреждениях здравоохранения. Безусловно, при таком подходе можно было и не делать трехзвенную архитектуру. Но в конечном счете наша глобальная цель заключалась в том, чтобы автоматизировать не только процесс записи на прием к врачу, но и работу всех больничных блоков, включая поликлинику, стационар, рентгенологию, амбулаторию и лабораторный блок. Пока что для электронной записи на прием пациенты могут использовать веб-сайт и сеть инфоматов, но в дальнейшем мы планируем создать специальное мобильное приложение для всех популярных платформ. В личном кабинете пациенту доступен список поликлиник и имеющихся в них специалистов, а также график их работы. К тому же система хранит информацию обо всех записях и визитах к врачам. Весной этого года количество записей пациентов к врачам в системе превысило 600 тыс. человек. Также нам удалось реализовать проект электронной медицинской карты, благодаря которой обеспечен доступ врачей к историям болезни пациентов в электронном виде во всех учреждениях здравоохранения Тульской области. Причем удалось существенно сократить трудозатраты на сбор статистики, а также формирование отчетов и счетов на оплату в ТФОМС.

С какими трудностями столкнулись при реализации проекта?

В процессе создания электронной регистратуры было очень много работы по инфраструктуре. В частности, требовалось соединить каналами связи 322 объекта здравоохранения. Это был первый этап проекта, затем мы перешли к внедрению конкретных элементов системы: блок «Поликлиника» для первичного приема пациентов и блок «Стационар» для решения конкретных проблем со здоровьем, чем мы и занимаемся последние два года. Поликлинический блок развернут уже во всех больницах региона.

Внедренная система электронной регистратуры — это собственная разработка министерства по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области ?

Нет, мы выбрали систему «Инфоклиника», созданную компанией «Смарт Дельта Системс», которая специализируется на ИТ-решениях для медицины. В качестве платформы для базы данных в этой системе применяется Red Database на основе открытого кода Firebird. Преимущество «Инфоклиники» в том, что она уже используется многими коммерческими медучреждениями. Однако в отличие от государственных организаций здравоохранения они имеют свою специфику, поэтому система приведена в соответствие с нашими потребностями и дорабатывается в процессе эксплуатации.

Как решается вопрос с защитой используемых в системе персональных данных пациентов?

Вся инфраструктура построена на базе решения ViPNet, включающего программно-аппаратные средства защиты информации ограниченного доступа. Все каналы связи в системе защищены по классу К1, для передачи данных предусмотрено туннелирование. Для доступа к информации все врачи используют USB-ключи с цифровой подписью и работают с данными исключительно в терминальном режиме. Система функционирует на базе аттестованного по всем правилам дата-центра. То есть все реализовано в соответствии с нормативами и регламентирующими документами. Пока что работа с данными в мобильном режиме у нас в системе не ведется. Однако мы планируем осуществить сценарий, при котором врач, например во время вызова к больному, сможет временно сохранять на своем мобильном устройстве полученные данные о посещенных пациентах, а затем, по возвращении в поликлинику выгружать их в систему. Но подобный сценарий мы только обдумываем. Поэтому сейчас занятые на выезде врачи вынуждены всю полученную информацию заносить в систему вручную, со своего стационарного рабочего места.

Насколько трудно работать в системе без специальной подготовки?

Неподготовленному человеку сложно. Поэтому в «Центре информационных технологий» создан отдел внедрения, специалисты которого в индивидуальном режиме обучают сотрудников учреждений здравоохранения работе в системе. . Те, кто уже прошел обучение, отмечают очевидные преимущества. С помощью системы можно получить доступ к информации, детально в динамике описывающей всю картину состояния пациент, и дополнять ее в соответствии с произошедшими изменениями. Тогда как раньше врачам приходилось всякий раз воссоздавать и описывать эту картину фактически с нуля. К сожалению, штаты врачей в государственных медучреждениях Тульской области укомплектованы не до конца, а средний возраст специалистов составляет 50 лет. Многие из них никогда не были связаны с работой на компьютере, и большинству приходится заниматься повышением квалификации в этой области. На текущий момент, работе в системе обучено уже свыше 400 сотрудников регистратуры медучреждений области, и более 4 000 врачей освоили работу с электронной медицинской картой пациентов. Одна из целей подобной автоматизации — удовлетворенность врачей работой в системе, поэтому мы постоянно измеряем данный показатель. В 2013 году, когда только началось внедрение системы, он составлял 3,3 из возможных 5 баллов, а в нынешнем году увеличился до 3,9 балла. Это говорит о том, что благодаря постепенному обучению врачей, а также нашей работе по улучшению «юзабилити» системы удовлетворенность от ее использования стабильно растет. Наша цель — до конца следующего года довести этот показатель до уровня не ниже чем 4,5 балла.

Каковы планы развития медицинской системы в регионе на ближайшие годы?

Кроме перечисленного, в рамках электронной регистратуры мы планируем реализовать онлайн-рейтинг медицинского персонала и учреждений здравоохранения, внедрить систему SMS-оповещений, добавить на единый портал системы doctor71.ru страницы всех медучреждений, а также возможность получать гражданам медицинские справки и платные услуги. В дальнейшем предполагается интегрировать медицинскую информационную систему с порталом электронных госуслуг gosuslugi71.ru, реализовать для пользователей возможность просмотра назначенных врачом медикаментов с выбором аптечного пункта в режиме онлайн, а также создать мобильные приложения  для вызова врача на дом, а также дневник осмотра пациента, находящегося в стационаре. Кроме того, мы всегда открыты для обмена опытом и готовы реализовать или помочь во внедрении нашей системы коллегам из других регионов. Обращайтесь!

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 10/2014], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021
Форум «Внутренний и внешний электронный документооборот»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
20.05.2021 — 21.05.2021
09:30–17:00
Хакатон Program boost: Eduthon
ОНЛАЙН
21.05.2021 — 23.05.2021
14:00