УправлениеИТ в бизнесе

Лицом к гражданину

Григорий Рудницкий, Ольга Попова | 28.06.2014

Лицом к гражданину

Мы создали единую корпоративную сеть, связавшую не только органы власти, но и все администрации муниципальных образований
Название «Нижний Новгород» часто мелькает в высших строках рейтингов по внедрению электронного правительства. Однако Сергей Кучин, министр информационных технологий, связи и СМИ Нижегородской области, не почивает на лаврах, поскольку считает, что рейтинги — вещь достаточно условная. Перед региональными властями стоит множество задач в области ИТ, и далеко не всё удается решить сразу. Тем не менее нижегородскими государственными айтишниками реализован ряд интересных проектов, как самостоятельно, так и в сотрудничестве с бизнесом. Кроме того, ведется активная работа по поддержке муниципальной информатизации. Мы задали Сергею Кучину несколько вопросов. 

Согласно рейтингам, уровень внедрения электронного правительства в вашем регионе достаточно высокий. Как удалось этого добиться и каким образом вы сохраняете такие позиции?

Начнем с того, что все рейтинги относительно условны и всегда были такими. Всё зависит от того, кто и как измеряет. Действительно, по оценке ряда экспертов и рейтингов, проводимых независимыми профессиональными изданиями, например рейтинга журнала «Госменеджмент» мы занимали достаточно высокие позиции в рейтинге регионов по внедрению электронного правительства. В первую очередь оценивалась работа по оказанию услуг в электронном виде посредством регионального портала госуслуг. В этой номинации мы три года возглавляли список, а иногда менялись местами с Москвой или Санкт-Петербургом. В текущем году данный рейтинг не проводился. Есть и другие рейтинги, ведомственные. Их составляют Минкомсвязи, Минэкономразвития. Кроме того, нас периодически «измеряет» аппарат полпреда Президента России в ПФО. В одних рейтингах мы находимся в середине списка, как твердые «хорошисты», в других — на верхних строчках. Очень редко мы опускаемся ниже середины списка, но и такое случается. 

Наши высокие позиции в рейтинге связаны с тем, что в свое время был неплохой задел, который касался, в частности, портала госуслуг и региональной системы, ставшей неким прообразом нынешнего межведомственного электронного взаимодействия. Аналогичная технология появилась в Нижегородской области до того, как все начали говорить о СМЭВ. На региональном уровне мы создали инструмент под названием «Мастер электронных форм и запросов», позволяющий всем участникам электронного обмена документами создать необходимые формы, через которые можно запросить информацию в других ведомствах и получить ее в рабочем режиме. Это некая надстройка между вчерашней СЭД и сегодняшней СМЭВ.

 Когда появилась идея перевести государственные услуги в электронный вид и возник Нижегородский портал госуслуг, мы сами стали его сопровождать и делаем это по сей день. Портал постоянно наполняется, мы стараемся с ним работать как в части контента и технического наполнения, так и в вопросах эргономики и юзабилити. Словом, стремимся делать так, чтобы он стал хорошим и эффективным рабочим инструментом. Когда его оценивают люди со стороны, они делают вывод, что на сегодняшний день это один из лучших региональных порталов государственных и муниципальных услуг. Вот на таком фоне мы и выглядим несколько лучше других регионов. Кроме того, Нижний Новгород и Нижегородская область очень часто называют ИТ-регионом, что тоже добавляет плюсов к нашему имиджу. Все знают, что у нас очень хорошо развита ИТ-промышленность. У нас работает компания Intel, целый ряд крупных российских системных интеграторов. Можно вспомнить и структуры ВПК в Сарове, и все, что с ними связано. Третье, что нам помогает сохранять лидерство, — ежегодный ИТ-форум, который мы проводим в Нижнем Новгороде в апреле. Он собирает неплохое представительство участников как на региональном, так и на федеральном уровне. Я могу сказать, что это сегодня один из ключевых региональных ИТ-форумов федерального масштаба и значения. А в остальном у нас те же задачи, что и у всех — СМЭВ, УЭК, электронный документооборот, защита информации.

Какие наиболее интересные ИТ-проекты были реализованы вашим ведомством за последний год?

Чем-то глобальным мы похвастаться не можем, поскольку последние годы были очень тяжелыми с точки зрения бюджета. Приходилось расставлять приоритеты и жить в режиме сохранения инфраструктуры. Я могу вспомнить известный по всей России проект «Электронный гражданин», в рамках которого мы создали 60-ти серийный обучающий фильм, сегодня доступный в Интернете. Из него родился другой проект — «Понятный Интернет», предназначенный для людей старшего поколения и социально незащищенных категорий и рекомендованный комиссией при Президенте РФ по делам ветеранов для использования его по всей территории нашей страны. 

Истоки проекта «Электронный гражданин» относятся к 2007–2008 годам, когда для России была адаптирована международная программа ECDL по обучению граждан компьютерной грамотности. Группы людей старшего поколения обучались силами сотрудников министерства, потом стали привлекать школы и вузы. В 2011–2012 годах проект получил новый толчок в развитии, появились новые учебные пособия. Спрос на курсы значительно превысил предложения, и в рамках проекта мы начали сотрудничать с министерством социальной политики региона, используя его инфраструктуру. Затем проект трансформировался, и на его базе возник сокращенный вариант — «Понятный Интернет». Если «Электронный гражданин» представляет собой 40-часовой курс, по окончании которого человек может достаточно уверенно работать на компьютере, то «Понятный Интернет» дает базовые знания о том, что такое онлайн-ресурсы. Данный курс организован в партнерстве с компанией Google и в качестве примера приводит ее сервисы. В то же время и «Электронный гражданин» продолжает развиваться. В 2012–2013 годы мы активно привлекали к участию в нем вузы, подписали ряд соглашений с учебными заведениями. На их базе для пенсионеров сформированы учебные группы, многие из них функционируют и по сей день. Также было решено создать видеокурс, в работе над ним участвовали специалисты ECDL и региональных ведомств. Курс включает 60 серий по 25 минут, в которых педагог с ученицей, женщиной средних лет, проходят все, начиная от азов и заканчивая достаточно специализированными вещами, в том числе обучением пользованию государственными ресурсами и порталами. Этот курс — один из наиболее интересных проектов, реализованных нашим министерством. Он очень популярен и присутствует в социальных сетях, а кроме того, выпущен на DVD-дисках, которые доступны в библиотеках региона.

Кстати, пожилые люди очень быстро подхватывают знания компьютерных технологий, а мотивация у них зачастую намного выше, чем у молодежи. Это подтверждает и тот факт, что спрос на наш курс остается весьма высоким. 

Хотелось бы вспомнить ряд небольших и недорогих проектов, реализованных в рамках нашего портала госуслуг совместно с коллегами из других ведомств. Это либо информационные сервисы, либо сервисы, не имеющие отношения к оказанию услуг, но способные облегчить их получение. К ним можно отнести обращения в жилищно-коммунальные структуры, сервис по выяснению размера своего социального пособия, кстати, уникальный для России, поскольку он есть только в Нижнем Новгороде. С помощью данной услуги любой гражданин может узнать, положены ли ему какие-то пособия или льготы от государства. Нужно лишь указать фамилию, имя отчество, паспортные данные и номер СНИЛС. Ведь есть люди, даже не знающие о том, что они могут претендовать на какую-то государственную поддержку. 
img

Используются ли облачные информационные системы в госструктурах Нижегородской области?

Разумеется. Я не буду говорить о применении облачных сервисов в частном порядке, поскольку это давно стало привычным для всех. Если же говорить о госсекторе, то мы, прежде всего, имеем в виду единую инфраструктуру, позволяющую всем работать на одной платформе, а не изобретать каждому что-то свое. Естественно, у нас есть региональный ЦОД, предоставляющий виртуализированные облачные ресурсы для других ведомств. К примеру, у нашего министерства существует несколько решений, требующих значительного объема вычислительных ресурсов — причем это не какие-то локальные решения, они используются на всей территории региона. К ним относятся система занятости населения, электронная жилищная инспекция, электронный документооборот, а также упомянутый мной «Мастер электронных форм-запросов». Все они работают в облаке. 

Муниципальная информатизация, как правило, отстает от региональной. Прослеживается ли такая тенденция в вашем регионе?

Я не соглашусь с этим утверждением. Очень часто самые передовые решения появляются именно на уровне муниципалитетов. Чаще всего, конечно, это крупные города. Прикладные системы инициируются обычно на местах. Нередко это связано с задачами по управлению различными системами жизнеобеспечения — транспортом, ЖКХ, здравоохранением и т. д. Да, муниципалитеты разные и возможности у них тоже разные. Во многих вещах без региональной поддержки им не обойтись, тем более если речь идет о реализации решений, принятых на верхнем уровне, — таких как межведомственное электронное взаимодействие, МФЦ и другие. Здесь меры поддержки должны быть административными и финансовыми. Третья мера поддержки — создание неких типовых продуктов, которые впоследствии бесплатно передаются муниципалитетам. Естественно, мы практикуем и то, и другое, и третье. В качестве примера типового решения, выполненного на региональном уровне, могу вспомнить конструктор сайтов муниципальных образований. Сегодня более половины муниципальных образований Нижегородской области сделали свои сайты с его помощью. Многие даже используют наши региональные ресурсы для хостинга. 

Мы создали единую корпоративную сеть, связавшую не только органы власти, но и все администрации муниципальных образований, которые, подключаясь к нашим ресурсам, экономят на каналах связи. Также в муниципалитетах бесплатно внедряется АИС МФЦ. Что касается финансирования муниципальной информатизации, региональные власти не занимаются напрямую этим вопросом. Есть финансовая поддержка, направленная на конкретные проекты. К примеру, наше министерство распределяет ресурсы на создание МФЦ. В прошлом году мы в режиме конкурса предоставили средства ряду муниципалитетов, и в нынешнем году тоже объявлен конкурс, и сейчас нами обрабатываются заявки, поступившие от муниципалитетов. Если они удовлетворят нашим требованиям, то получат конкретные деньги из регионального бюджета на строительство и оборудование МФЦ. Еще одно направление работы с муниципалитетами — координация их деятельности. Мы создали орган под названием «ИТ-муниципал», объединивший ИТ-специалистов всех муниципальных образований. Этот орган собирается как очно, так и в онлайне, для чего предназначены определенные площадки, где специалисты общаются между собой и получают консультации в ежедневном режиме. На таких площадках публикуются сотни сообщений в день. Это действительно живая профессиональная среда. Также мы организуем обучение муниципальных сотрудников и по продуктам, которые внедряем сами, и тому, что необходимо муниципалитетам, в частности ведем курсы в области информационной безопасности. 

Насколько широко используется в региональных ИТ-проектах частно-государственное партнерство?

В Нижегородской области были попытки привлечения бизнеса по конкретным ИТ проектам, и мы получили как положительные, так и отрицательные результаты. Что касается положительных, могу вспомнить проект «Безопасный город», где в формате частно-государственного партнерства компания «Ростелеком» инвестировала достаточно большие ресурсы, оборудовала инфраструктуру, установила камеры наблюдения, а затем передала это все правительству Нижегородской области. Таким образом, правительство, не вкладывая больших средств, получает сейчас в бюджет средства от штрафов, за счет которых и оплачивает услуги Ростелекома, компенсирует затраты оператора по данному проекту. Сегодня в работе есть похожие проекты по применению навигационной системы ГЛОНАСС, но пока я не буду раскрывать его детали. Один из проектов в области частно-государственного партнерства у нас не пошел, хотя мы рассчитывали, что бизнес проявит к нему интерес. Он был связан с установкой терминалов доступа к порталу госуслуг. Мы получили поддержку по данному проекту на уровне губернатора, включили зеленый свет на административном уровне. Нужно было обеспечить присутствие хотя бы в крупных населенных пунктах, установить терминалы в МФЦ. Мероприятие это затратное, поскольку масштабы большие. Мы предлагали льготные условия организациям, которые занимаются такими решениями. Нашим пожеланием было, чтобы помимо коммерческих услуг, эти терминалы обеспечивали бы доступ граждан и государственным услугам. В течение полутора лет мы пытались развернуть проект, но поняли, что у бизнеса пока нет коммерческого интереса к подобного рода инициативам. Ведь эти терминалы остаются прибыльными, только если они устанавливаются в местах массового скопления граждан, скажем, в крупных торговых центрах. 

И последний вопрос. О каких планах по региональной информатизации вы хотели бы рассказать?

К сожалению, планы мы вынуждены строить исходя из возможностей, очень скромных возможностей. Сегодня мы ориентируемся на решение крупных задач федерального уровня, таких как продолжение перевода госуслуг в электронный вид, реализация ГЛОНАСС, работы по поддержке УЭК либо, если изменится законодательство, то «Электронного паспорта». Помимо этого, мы будем заниматься сопровождением, доработкой и настройкой имеющихся информационных систем. Если говорить о желаниях, то, конечно, хотелось бы создать ситуационный центр с аналитическим ПО, со специалистами, с возможностью ВКС-связи с каждым муниципалитетом и органом власти. Есть намерение реализовать ряд проектов с геоинформационными системами. Но здесь нужны большие ресурсы. 

Мы планируем создать центр, который объединил бы ряд текущих и будущих проектов по управлению территорией. Все службы предполагается разместить в одном центре и создать соответствующую инфраструктуру. Это проекты ГЛОНАСС, «112», «Безопасный город», ситуационный центр, а также все, что касается геоинформационных систем. Уже от них будут исходить прикладные проекты, имеющие отношение к сельскому хозяйству, экологии, управлению дорогами, транспортом и т. д. Надеюсь, что к 2017 году мы придем к решению отраслевых задач, стоящих за рамками федеральных инициатив. И разумеется, нельзя забывать о подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 года, который будет проходить и в Нижнем Новгороде. 

Облачные технологии Модернизация инфраструктуры

Журнал: Журнал IT-Manager [№ 06/2014], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Мысли вслух

Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.
Сейчас мы вступаем в следующую фазу выздоровления и восстановления, но гибридный мир никуда не денется
В России опрос показал: 48% составляют технооптимисты, а больше половины – технофобы и техноскептики.

Компании сообщают

Мероприятия

Юникон & гейм экспо минск / unicon & game expo minsk
Минск, пр. Победителей, 20/2 (футбольный манеж)
14.05.2021 — 16.05.2021
12:00
SAS Global Forum 2021
ОНЛАЙН
18.05.2021 — 20.05.2021