IT ManagerИТ в бизнесеУправление

Кое-что о жизни идеалиста

Александр Башкиров | 04.02.2014

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Кое-что о жизни идеалиста

Традиционно январский выпуск IT Manager радует авторов и читателей своей необычностью. Вот и на этот раз тема была как минимум интригующей: десять заповедей. И совершенно фантастическая возможность порассуждать о себе. Практически перейти в журнальный формат блога. Чем я и собираюсь воспользоваться. 

Вообще, что такое профессиональные принципы? В первую очередь то, что позволяет нам, как профессионалам, выполнять свою работу максимально эффективно. То есть профессионал выдает такой результат, который, с одной стороны, помогает бизнесу, коррелируется с бизнес-целями и способствует решению бизнес-задач, а с другой — улучшает собственные показатели профессионализма и эффективности. То есть является неким внутренним показателем того, что «все хорошо». Но, честно говоря, собственные показатели эффективности — еще та ловушка. Хотя бы потому, что они и эмоциональны по своей природе, и в силу своей природы очень сложно формализуемы. Так, одно простое выражение «я сделал все, что мог», обладающее богатой эмоциональной выраженностью, с формальной точки зрения обозначает как коррелирующую с личной удовлетворенностью удовлетворенность бизнеса, так и его же негативную оценку. В общем, «дело ясное, что дело темное».

Вообще, говоря о самооценке, я люблю вспоминать простой и незамысловатый тест одного замечательного эйчара: в одной из компаний, где я трудился, каждому кандидату задавали вопрос, как вы оцениваете то, что сделали свою работу хорошо? Ответы распределялись примерно так: «начальник пусть оценит», «в общем, если нет претензий, то и ладно». И лишь малая часть соискателей стремилась «лезть в дебри своего создания» и объяснять, что хорошо — это хорошо, поскольку внутреннее ощущение указывает на то, что это хорошо. И совсем незначительная часть пыталась приводить критерии. Впрочем, к ответу на известный вопрос «что такое хорошо, а что такое плохо» мы еще вернемся. А пока поговорим о профессиональных принципах. На самом деле их совсем не десять (у каждого свое число), и в моем случае они достаточно просты. 

Самое главное — результат

Это первый принцип, которым я руководствуюсь в своей работе. Он, с одной стороны, очень простой, а с другой — достаточно объемный. Ведь что бы мы ни делали, наша работа так или иначе должна приносить пользу. В чем эта польза может выражаться — другой вопрос, но в том, что она должна быть, сомнений нет. Так же, как нет сомнений в том, что результат — проявление той самой пользы. Сложно? Попробую на примерах. Скажем, ты как руководитель подразделения, выстраиваешь работу по обеспечению эффективных быстрых коммуникаций со смежными подразделениями. В таком случае в обычной работе увеличится скорость сквозных процессов, а при форс-мажорных обстоятельствах — потрачено меньше времени на обеспечение адекватной реакции со стороны коллег. Или еще пример: делается описание бизнес-процессов с целью дальнейшей автоматизации. Здесь описание не самоцель, у него есть вполне конкретная задача — получить автоматизированную систему, которая бы качественно улучшила бы те или иные показатели. Вообще, для меня любая работа ради работы, а не ради результатов скучна и бессмысленна. Скажу честно: несколько раз такая позиция приводила к конфликтам, когда коллеги предлагали выполнить работу ради работы. Но тут надо понимать, что следование вообще любому принципу в жизни способно спровоцировать конфликтную ситуацию, поскольку это тот риск, который так или иначе приходится принимать. 

Результат важен. Но это не значит, что он должен быть достигнут любой ценой

Есть вещи, через которые не стоит переступать любому нормальному человеку, и тем более айтишнику и руководителю. Потому, говоря о результате, следует помнить, что это, скорее всего, не «сферический результат в вакууме», а плод твоего труда и твоих подчиненных. Соответственно, презентуя результат, я отмечу, что добился его в том числе благодаря тем или иным сотрудникам. Это будет честно и справедливо. Также честно и открыто я буду обсуждать проблемы, если они есть, не пытаться «продать» то, чего нет, и помнить, что все те, кто составляет твою команду, — в первую очередь люди. Как и те, с кем приходится работать, — коллеги, начальство. И результат для меня более значим, если он честный по отношению ко всем.

Не стоит усложнять задачу там, где это не нужно

Помните знаменитый принцип, говорящий о том, что не стоит плодить сущности сверх необходимого? Применительно к работе, да и к жизни в целом, это, наверное, один из самых важных принципов. Почему? Да потому, что умение упростить сложное воистину бесценно. Кроме того, часто получается, что сложное на первый взгляд, если разобраться, оказывается достаточно простым. Главное, это вовремя заметить и не поддаваться внутренней панике. Вообще следует стремиться быть проще настолько, насколько возможно в данных условиях. Столь нехитрое действие не только обеспечивает внутренний комфорт, но и снимает некоторые внутренние барьеры на пути к личной эффективности. Сознаюсь честно: получается, конечно, но не всегда. Не так часто, как хотелось бы, если быть точнее. 

Любая задача требует разобраться в ней до уровня, когда будет понятно, как ее решать

Очень важно не принимать простоту за нежелание что-либо делать. Соответственно, если попадается сложная задача — нужно наметить путь ее решения, разобрать на составляющие до состояния, когда станет понятна ее суть, и суть каждой из ее составляющих. Трудно? А никто и не говорил, что будет просто. Это раз. А два — правильно понятая задача дает ключ к ее решению. Например, надо описать бизнес-процессы с целью автоматизации. Понятная задача? Отнюдь. Какие процессы должны быть описаны? Как глубоко? Кто принимает участие в реализации этих процессов? Как осуществляется контроль? Кто его осуществляет? Таких вопросов можно задавать если не тысячу, то очень много. И ответы на них будут последовательно приближать нас к пониманию, что же в действительности нужно сделать, как долго продлится решение задачи и что мы можем получить на выходе. 

Слона надо есть по частям

Частично я говорил об этом выше. Любая задача, разложенная на составляющие, кажется менее тяжелой. Правда, я предпочитаю другую формулировку: вещи состоят из пересечений простых геометрических фигур, главное — научиться это увидеть. И этому искусству — видеть простое в сложном, уметь раскладывать сложное на составляющие, — мне кажется, можно учиться всю жизнь. 

В зависимости от вида, для разных слонов может быть разный способ их поглощения 

Это сугубо практический принцип. Действительно, где-то на очень высоком уровне абстракции все задачи решаются по примерно одному и тому же алгоритму. (Да, тому самому, знаменитому «пришел, увидел, победил».). Только если спуститься на уровень ниже, окажется, что зеленого слона надо сначала вымыть, красного — подавать только после обжарки, а синего — предварительно загнать. В переводе на язык серых будней речь идет о том, что существуют разные классы задач, с разными алгоритмами их решения. И уже «на входе в задачу» очень важно понимать, с чем именно мы имеем дело. В противном случае есть серьезный риск либо затянуть по срокам, либо вообще зайти в тупик. 

Вежливость в любой ситуации — наше все 

Это вроде бы настолько просто, что должно быть самоочевидно. Быть вежливым — легко для окружающих и приятно дня себя. Сознаюсь, несколько раз этот принцип мною нарушался. Не могу сказать, чтобы мне это приносило удовлетворение, скорее наоборот — дискомфорт я испытывал каждый раз достаточно сильный. 

Стараться быть гибким 

Вроде бы тоже очевидно, но... Никто не задумывался о том, что это значит: быть гибким? Уметь подстраиваться под ситуацию? Принимать все, как есть? Быть мягким, как вода, и сильным, как ветер? Однозначного ответа у меня нет. Есть лишь вектор, и он лежит в области того, что люди и обстоятельства бывают очень разные. Очень. И принимать их как есть, встретиться в реке жизни, где, кроме тебя, текут еще миллионы струй — и остаться при этом собой — это и есть та самая гибкость. 

Быть открытым. Но не со всеми. И не всегда 

Открытость подразумевает в первую очередь умение и желание делиться — знаниями, навыками, информацией. Исходя из этого, быть открытым full time — даже не мечта. Утопия. Потому что работа любого айтишника, любого консультанта как минимум подразумевает конфиденциальность информации заказчика. А еще бывает такая вещь, как коммерческая, корпоративная и прочая тайны, обеспечение которых лежит на плечах того, кому они доверены. Вот и получается, что знаниями делиться можно и нужно, подсказывать — тоже, а вот что касается всего остального, тут нужно очень и очень хорошо подумать прежде, чем даже сказать кому-то, что ты являешься носителем той или иной информации. Профессиональная этика, она как врачебная тайна. 

Работа должна соответствовать вознаграждению

Тут, наверное, даже пояснять особо не надо: мы все в конечном итоге работаем за деньги. Кроме случаев, когда мы не берем деньги за работу, а трудимся за совесть. Хотите примеров? Да хотя бы вот: есть у меня знакомые, и один из них бесплатно сделал несколько сайтов для благотворительных организаций, второй — работал волонтером в такой же организации. По сути, люди жертвовали самым ценным, что у них есть — своим временем. А в остальном — в остальном я придерживаюсь того мнения, что любой труд должен быть оплачен сообразно тому, с каким качеством и в какие сроки выполнено то или другое задание. 

Не стоить браться за то, что не можешь сделать. Даже если очень хочется 

Тут вроде бы тоже «без комментариев», но, к сожалению, сплошь и рядом этот принцип нарушается в отрасли. Фактически данные нарушения стали чуть ли не основным стимулом того, что я называю «развитие методом авось». Это означает, что берется заказ (желательно с хорошим бюджетом) на то, что еще никто в компании не делал. И дальше со страшной силой выполняется. А потом, откровенно говоря, как повезет: или заказ будет сделан (ведь в компании или найдутся те, кто работал с подобными вещами, или компания уже на этапе тендера поставит работу по освоению новой области, или просто сыграет свою роль фактор «авось»), или же нет. Я пару раз наблюдал финалы, когда заказ «не выполнен». Скажу честно, печально. Хотя в такие моменты я радовался тому, что не имею к провалу никакого отношения. 

Если взялся за что- то, то сделай это так хорошо, как можешь 

Данный принцип вытекает из предыдущего, а также из всех принципов, вместе взятых. Действительно, человек хозяин своего слова, но если дал его (взялся за работу), то задний ход, особенно когда уже вошел в проект, — это неправильно и неприемлемо. Хотя случаи бывают разные, и мне приходилось несколько раз уходить из действующих или почти финализированных проектов. Но в свое оправдание могу сказать, что я делал все для того, чтобы проект состоялся. И они состоялись. 

Сделать мир лучше 

С моей точки зрения, этот принцип должен быть базовым для любого айтишника. Потому что он всеобъемлющ — заставляет расти над собой, дает крылья за спиной и помогает верно расставить ориентиры. А это порой очень важно. 

***

А теперь снова о личной эффективности. На самом деле личная эффективность такое понятие, которое включает несколько аспектов — это и зрелость личности, и ответственность, и желание иметь репутацию, и многое другое, так или иначе имеющее отношение к принципу номер ноль: мы будем эффективны, потому что хотим сделать мир лучше. 

Журнал IT-Manager № 01/2014    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Александр Башкиров

Александр Башкиров

Руководитель департамента разработки и проектирования «Адванта Софт». ИТ эксперт. Высшее техническое образование. Публикуется в ИТ-прессе с 2001 года, с IT Manager сотрудничает с 2009 года. Основные интересующие темы: отношения ИТ и бизнеса, облака, технологии ИТ для бизнеса, управление, проекты, консалтинг, СПО.

Мероприятия

15.11.2018
Teradata Форум 2018

Москва, Отель «Ритц-Карлтон»

15.11.2018
Docsvision User Day 2018

Москва, ул. Поклонная, д.3 (м. Кутузовская), конференц-центр Newsroom

20.11.2018
Intel® Innovation Day – Осень 2018

Москва, Россия, г.Москва, Новинский бульвар, 8, стр.2 Лотте Отель Москва

22.11.2018
Передача Audio, Video и KVM по IP: решения, опыт, истории успеха

Казань, пр. Фатыха Амирхана, 1A, комплекс «Казанская Ривьера».