CIOwatching: наблюдаем за CIO в естественной среде обитания

Логотип компании
CIOwatching: наблюдаем за CIO в естественной среде обитания
Собираясь вместе на различных конференциях, CIO очень любят обсуждать друг с другом вопросы лицензирования ПО или контроля топологии сети
Все, что будет написано дальше, всего лишь некая самоирония, не стоит воспринимать это слишком серьезно. Хотя, как известно, в любой шутке есть только доля шутки. Странное слово в названии статьи — просто аналогия «бердвотчинга», кто не слышал про такое увлечение, очень рекомендую прочитать прекрасную статью на эту тему Вадима Бояркина в журнале «Наука и жизнь».

Автоматизация (и информатизация вместе с ней) пришли в нашу жизнь плавно и неотвратимо. Сначала, в 60-х годах прошлого века как инструмент сложных научных расчетов, потом в 80-х — как освобождение от рутинных функций, потом начиная с 90-х — как основной инструмент управления процессом. И вместе с ней пришли люди, которые этим всем занимаются.

Сначала был волосатый мальчик, «сисадмин», к которому относились с благоговейным трепетом, почти как к программистам в книге «Понедельник начинается в субботу» Стругацких. Он сам собирал компьютеры, настраивал их, ставил (и даже писал!) разные программы, игры, вообще был и швец, и жнец, и, даже, на дуде мог. Но жизнь шла своим чередом. Программы, компьютеры, инфраструктура становились все сложнее, задачи обширнее. И у всех по-разному.

У того самого мальчика появились помощники, а где-то и первые профильные отделы. Теперь у него были уже не пять ПЭВМ класса «Роботрон 1715», а пятьдесят, все новенькие «пентиумы», в единой корпоративной сети. Но... в 90% случаев работающие в режиме печатающей машинки. Бывает, даже сейчас, анализируя то, чем реально пользуешься на рабочем компьютере с его гигабайтами, терабайтами и гигагерцами, признаешь, что все это в принципе не хуже умел и старый добрый «Роботрон» с его 64-кбайт ОЗУ и 4-МГц процессором. А те самые «сисадмины» продолжали наращивать парк, уверяя руководство, что без нового компьютера новый Word работать не будет.
Бывало и по-другому, хотя и не очень часто. Мальчик рос вместе с бизнесом, постепенно стал его полноправным хозяином, и уже у него самого на службе появились такие же сисадмины. Или развивал систему управления производством, объединяя компьютеры как инструмент управления с системами АСУ ТП, добиваясь при этом порой очень значимых результатов. И предприятие без них жить уже не могло.

Но тенденция была одна: сама идея автоматизации (или информатизации) расслаивалась, взгляды «сверху» и «снизу» уже не всегда видели одно и то же. На предприятии появились уже три мальчика, отвечающих за АСУ ТП, связь и АСУ ПХД. Причем часто открыто конфликтующих между собой. Хотя и все были «при деле».

И вот вместе с перестройкой нам в подарок «оттуда» пришли умные трехбуквенные сокращения, причем вместе с ERP и MES появились CxO, то есть CEO, CFO и CIO! И тут-то в один день все бывшие сисадмины вдруг стали «CIO». Кстати, когда только появились все три волшебные буквы и засверкали на многих визитках, бывало, сами владельцы визиток даже не могли их правильно расшифровать. А сегодня уже невозможно представить себе более или менее крупную организацию без большой, донельзя бюрократизированной структуры поддержки этой самой ИТ... И без «СIО» во главе ее. Вот именно за ними, современными СIО, за их жизнью, вкусами и повадками, мы и будем наблюдать.

Уроки наблюдения

Для того чтобы начать наблюдать за СIО, не нужно каких-то специальных навыков и научных знаний, да и ходить далеко не надо: он есть везде, например, в ближайшем офисе крупной компании. Уже через несколько месяцев наблюдений вы будете хорошо разбираться в их разнообразии, а со временем сможете определять СIО не хуже професCIOналов. Главное — желание.

Обращайте внимание на внешние атрибуты: размер живота, длина волос, способ передвижения, одежду, модель мобильного телефона, манеру разговора. Даже эти простые признаки могут сказать очень многое об объекте наблюдения. Наверняка возникнут аналогии и ассоциации, отметьте и их. Не забывайте обращать внимание на то, в какой обстановке ведется наблюдение.

Еще один важный момент — отмечайте, о чем говорят СIО, какие термины используют. Каждый из них всегда говорит только о своем и только в своей фирменной манере. И зачастую именно по этому качеству их можно легко различать. Но будьте осторожны в своих действиях: не подходите близко и не проявляйте угрозу к любимым детищам СIО. Если про это случайно забыть, они могут стать крайне агрессивными.
Наука СIОлогия пока еще не изобретена, и сообщества наблюдателей не сформированы. Но это не значит, будто CIO никто не интересуется. Большой опыт по привлечению и по наблюдению за CIO есть у руководителей так называемых СIО-клубов. Но они вряд ли поделятся с вами своими выводами.

Среда обитания СIО

В рабочее время они, как правило, обитают в агрессивно настроенной среде, изобилующей хищниками. В организационной цепочке они стоят где-то между Самым Главным Руководителем (СГР) и Простым Сотрудником (ПС). Поэтому, чтобы выжить, надо не только хорошо уметь маскироваться, но и временами принимать устрашающий вид, громко кричать и топать ногами. Если вам вдруг посчастливилось увидеть в этих условиях умиротворенного СIО, считайте, что очень повезло.

Ареал обитания в офисном мире у СIО обычно тот же, что и у СГР, но на Общие Советы их приглашают только тогда, когда обсуждаются оперативные вопросы. Стратегические бизнес-решения, как правило, принимаются без их участия, а информацию о них СIО получают в виде сюрприза и указания срочно все подготовить. 

У каждого уважающего себя CIO есть подчиненный ему прайд, который смотрит на него с нескрываемым восторгом и восхищением, с полуслова понимает все его указания и готов незамедлительно и с радостью браться за их выполнение. Сверхурочная работа для них — праздник, прерванный отпуск — счастливое избавление от бремени вынужденного отдыха. Понаблюдав, вы сами заметите, что многие СIО в этом абсолютно уверены. Сами же члены прайда тщательно это скрывают, чтобы не прослыть в своей среде мягкотелыми.

Часто СIО страдают от паразитов — простых сотрудников. Они портят кровь, постоянно нервируя своими обращениями и даже тщательно выстроенный заградительный рубеж Сервис-деска не всегда спасает. В таких условиях каждый СIО избирает свою защитную тактику и стратегию. Одни прячутся за толстенными СУСами (SLA в простонародье), другие строят сложные бюрократические схемы общения. Если оборона была выстроена правильно, то очень скоро ПС перестанет паразитировать и начнет работать по своему основному направлению, изыскивая внутренние резервы в виде таблиц Excel (так как ничего другого он не видел). Если вам повезет, то сможете увидеть СIО, прекрасно маскирующегося за фразой: «Это внесистемный и неформализуемый процесс». После чего, как правило, ПС уже СIО не замечает и перестает паразитировать. Исключением, естественно, является бухгалтерия и поддержание работоспособности планшетного компьютера СГР. Но на святое никто не покушается.

Когда организации перепадает прибыль и начинается ее дележ в виде бюджета на следующий отчетный период, СIО, как это ни грустно, оказывается практически в конце очереди, громко крича оттуда, чтобы ему оставили такую-то сумму. Очень интересно наблюдать за ними, пытающимися обосновать свои потребности у СГР. Зная, что в конце бюджет на ИТ все равно урежут как минимум в два раза, СIО раскрывает свое творческое начало. Эмоциональный рассказ о срочных потребностях (а его только СIО может преподнести так, что у СГР накатывается скупая слеза) достоин того, чтобы вы его услышали. И только благодаря этому СIО все-таки, урывает свой кусок бюджета, позволяющий выживать ему и его прайду.

Если организация является частью некой вертикально-ориентированной структуры или просто занимается сложным и подконтрольным видом деятельности, то жизненное пространство СIО наполняют многочисленные регламенты, распорядительные документы и т. д. Выражение нескрываемой радости, возникает на его лице всякий раз, когда он открывает первый раз свалившийся «сверху» очередной регламент со сроком исполнения «вчера», поверьте, оставит неизгладимый след в вашей памяти.

Как и любой другой сотрудник организации, он живо интересуется, чем же занимается его организация, к чему стремится и какие цели перед собой ставит. Это только кажется, что СIО не видит в деятельности своей организации ничего, кроме корпоративной сети, документооборота, бухгалтерского и кадрового учета. Просто он хочет сконцентрироваться на главном и не распыляться по пустякам.

Как живут СIО

Разных дел у нашего героя действительно много. В этом можно убедиться, если понаблюдать за ним во время рабочего дня. Сплошные переговоры по телефону, совещания, визитеры, бумажки... В таком напряженном графике CIO даже не всегда успевают подумать о насущных делах, а уж тем более о какой-то стратегии. Чтобы придумать последнюю, часто CIO приглашают к себе помощников — внешних консультантов, желательно с «мировым именем». Им они верят безоговорочно, и в редкие моменты общения с такими консультантами можно даже наблюдать почтительно внимающего CIO.
Если вам повезет, вы можете встретить CIO, реально работающего не для сопровождения процесса автоматизации, а для процветания и развития своей организации. Его отличительные черты — блеск в глазах, уважительное отношение к нему со стороны ПС и СГР. Встречаются подобные экземпляры, как правило, на предприятиях, чья деятельность носит непрерывный характер и прибыль в существенной степени зависит от ИТ или ИТ является сильным конкурентным преимуществом: банки, логистические компании и т. д. Обязательно его запомните, поскольку это достаточно редкий вид, занесенный в «Красную книгу CIO».

В обыденной жизни CIO вынужден всячески скрываться, по этой причине вы редко увидите на его визитной карточке номер мобильного телефона. Многочисленные поставщики товаров и услуг, свято уверенные, что у CIO денег куры не клюют и он не знает, куда их потратить, могут вывести из состояния душевного равновесия кого угодно. 

Все CIO очень тяготеют к знаниям и поэтому регулярно ходят на всякого рода курсы и тренинги. Часто не очень нужные им по своей сути, но любознательность свое берет. Понаблюдайте, если будет возможность, как на таких курсах некоторые CIO изо всех сил пытаются получить максимум пользы и завернуть ход обучения на решение только их собственной конкретной задачи. Заметьте при этом, что встретить на столе у CIO распечатанный (в смысле, вытащенный из прозрачного пакетика), а уж тем более раскрытый профильный журнал — большая редкость, что является, кстати, подтверждением професCIOнализма.

CIO — это не только кабинетные обитатели. Вы можете встретить их в горах и на курорте, на горном сплаве и горнолыжном спуске, на яхте в Средиземном море... Кажется, что они знают толк в отдыхе и умеют красиво отдыхать. Но это только кажется. И отдых это лишь на первый взгляд. Годовая конференция крупного вендора в загородном доме отдыха или на далеких островах организуется совсем не для отдыха и не как знак благодарности за крупный корпоративный контракт (как многие ошибочно думают), а исключительно, чтобы ознакомить CIO с новыми возможностями современных систем. Постижение нового — тяжелый и неблагодарный труд. Понаблюдайте за ними в такой обстановке, и у вас исчезнут всякие в том сомнения.

Питаются CIO по-разному. Конечно, было бы правильно, если бы CIO питались от доходной части предприятия. В виде процента от него, чтобы был стимул за этот процент грызться. Но так в основном питаются другие CxO, CIO же остается в лучшем случае годовая премия. В таких суровых условиях приходится идти на уступки и против совести принимать благодарности от подрядчиков, закрывая глаза не некоторые недоработки или низкую квалификацию последних. Если бы вы могли наблюдать CIO в такой ситуации, была бы совершенно очевидна внутренняя борьба и та безысходность, от которой это делается.

Для настоящего CIO дорогая иномарка, даже при наличии служебного авто, последняя модель айпада и айфона и т. п. — не роскошь, не последствие «ай, сломал», а просто суровая необходимость. Понаблюдайте за ними и поймете, что все эти предметы для него не более чем безделушки, к тому же многие приносятся в качестве презента восхищенными талантом CIO подрядчиками и сослуживцами. Отказывать им в этом выражении почтения было бы верхом бестактности.

Собираясь вместе на различных конференциях, CIO очень любят обсуждать друг с другом вопросы лицензирования ПО или контроля топологии сети. Это понимают все и охотно поддерживают разговор. Если же вдруг разговор случайно коснется основного производственного процесса предприятия, взгляды окружающих CIO тускнеют от непонимания и они расходятся. Тем не менее крайне редко, но иногда удается наблюдать даже CIO на производственной площадке, обсуждающим реальные вопросы организации управления производством в терминах этого самого производства. Не упустите такой момент для наблюдения.

Иностранные CIO

Вот он, тот самый случай, когда не стоит смотреть за кордон. Наблюдать за иностранными CIO совсем не так интересно. Они сидят с серьезным видом на корпоративных Стратегических Советах, предлагают свои идеи, отвечают финансово за общие финансовые показатели компании, думают не о внедрении системы «ХХХ», а о том, как повысить эффективность такого-то процесса и получить от этого прибыль для всей компании. Прайды у них совсем маленькие, а то и вовсе их нет, подрядчики послушные и работящие. Работают не на процесс, а на цель. Одним словом, наблюдать за ними просто скучно.

Подведем итоги

Ну что, как вам понравился CIOвотчинг? Узнали себя или коллег по цеху? А может, даже сделали для себя какие-то выводы? Не зря же постоянно говорят, что CIO расшифровывается по-разному. Можно как «Carrier Is Over», а можно как «Chief Innovation Officer». Все по Высоцкому: «Все зависит в доме оном от тебя от самого, хочешь — можешь стать Буденным, хочешь — лошадью его». Хочется, чтобы дети гордились вашими достижениями, слыша про успехи предприятия по телевизору — «это папа сделал»? Вперед, все в ваших руках.

Суть в том, что сегодня ИТ из инструмента обеспечивающего становится инструментом ведущим. И человек, ответственный за роль ИТ на предприятии, должен стать уже не ИТ-завхозом, а настоящим Директором по ИТ, то есть человеком, который управляет (точнее, участвует в управлении) не «ИТ», а Предприятием, отвечая за направление «ИТ», точно так же, как директор по производству отвечает за производство, директор по маркетингу — за продажи и т. д. Это уже жесткое требование времени. И хочется, очень хочется, чтобы владельцы предприятий и СГРы это наконец-то поняли и приняли.

Опубликовано 24.12.2013