Индустрия непрофессионалов

Логотип компании
Индустрия непрофессионалов
На недостаток специалистов в индустрии информационных технологий не пожаловался только самый ленивый руководитель ИТ-компаний
На недостаток специалистов в индустрии информационных технологий не пожаловался только самый ленивый руководитель ИТ-компаний. Этой теме посвящены круглые столы общественных организаций и заседания министерств. Пишутся и утверждаются магистерские программы, профильные вузы создают специфические кафедры. Компании переманивают друг у друга специалистов, доводя их компенсацию до заоблачных высот.

Как и где готовить технических специалистов — хотя бы понятно, но индустрии высоких технологий нужны не только инженеры, консультанты и программисты. Необходимы руководители проектов, организаторы производства, продакт-менеджеры, специализирующиеся на ИТ пиарщики, маркетологи и продавцы. 

Сочетание относительно низкой маржи (по сравнению с ТЭК и финансовой отраслью, конечно) и высокой стоимости рабочей силы, очевидно, приводит к дефициту кадров в отрасли. Маркетологи, PR-менеджеры и управленцы стремятся переместиться в отрасли, которые обеспечат им большую компенсацию за тот же труд. Инженеры, консультанты по внедрению и программисты предпочитают работать в банках и нефтяных компаниях не только потому, что там больше платят, но еще и потому, что там они решают интересные и масштабные задачи.

Отсутствие квалифицированной рабочей силы реально тормозит прогресс. Где взять столько ИТ-специалистов и ИТ-предпринимателей, чтобы двигаться вперед, переводить экономику на инновационные рельсы, конкурировать с китайцами и индусами, да и просто зарабатывать деньги?

Кто здесь?

Давайте, однако, взглянем на нынешний ИТ-рынок и попросим поднять руку тех владельцев успешных ИТ-бизнесов, которые учились этому. Что, никто не поднимает? Геолог, математик, химик, железнодорожный инженер, физик, инженер-металлург, инженер-связист, педагог и дальше в том же духе? Думаете, это про пятидесятилетних компьютерных олигархов первой волны? Вовсе нет. Посмотрите на бизнесменов новой волны, создавших свои компании уже в «нулевых» и успешных стартаперов последних лет — экономист, физик, механик, журналист, нет высшего образования, социолог, инженер, экономист и т. д.

Вам кажется, будто такая ситуация только по руководителям? Отнюдь. Посмотрите на своего технического директора. Он что, окончил институт по специальности «технический директор»? Часто он даже не инженер по образованию. Подрабатывал программистом со второго курса, понравилось, не пошел в магистратуру или аспирантуру, посвятил себя любимому делу, рос от рядового программиста до технического директора. То же, кстати, происходит практически со всеми ведущими разработчиками — это программисты не по образованию, а по призванию. 

Инженеры-сетевики, ERP-консультанты — все они не оканчивали сетевых и ERP-вузов. Причем такая ситуация характерна не только для России, а для большинства стран. 

Теперь взгляните на фронт-офис. Вряд ли ваш коммерческий директор и лучшие продавцы окончили соответствующие вузы. Это те же физики и геологи, тоже занимавшиеся изначально ИТ-деятельностью, только оказавшиеся более общительными,а потому мигрировавшими в продажи.

Профильное образование не справляется

Это происходит не только из-за недостатка специализированных вузов. Отрасль меняется быстрее, чем методические планы, а значит, выпускники даже специализированных вузов вынуждены постоянно заниматься самообразованием. Ну а поскольку для самообразования в области ИТ нужно понимание базовых принципов, математика на уровне нематематического вуза, логика и здравый смысл и, главное, мотивация, то выпускники ИТ-вузов не имеют здесь никакого преимущества перед выпускниками фундаментальных и инженерных вузов. Соответственно, лидируют не самые образованные, а самые мотивированные студенты курсов повышения квалификации.

Поэтому ИТ-отрасль уникальна еще и тем, что сформирована и развивается исключительно благодаря «непрофессионалам». Биотехнологии продвигают дипломированные фармацевты, химики и биологи; нефтянку — дипломированные буровики, геологи и разработчики; металлургию — ну и так далее. ИТ-отрасль же двигают дипломированные биологи, математики, военные, физики, журналисты, политологи и да, чуть не забыл, программисты. Такое разнообразие непрофессионалов на ключевых позициях можно увидеть только в телевизионном шоу-бизнесе, где кузницами кадров являются студенческие театры и передачи типа КВН.

Вам это не напоминает присказку маркетологов, что девушки с красивыми пальцами рекламируют кольца, с красивыми шеями — ожерелья, глазами — тушь, волосами — шампунь? Там, где дальше про то, что «и только девушки с красивой грудью рекламируют все подряд — от джинсов до автомобилей и яхт». Роль такого удачного элемента успеха в ИТ играет здравый смысл и желание постоянно учиться.

Конечно, нужно готовить специалистов. Конечно, надо учитывать, что за время обучения, 4–6 лет, ландшафт индустрии может поменяться драматически, оставив ненужными добрую половину полученных знаний. Ну кто, поступая в институт в 2000-м, изучал виртуализацию? А в 2005-м — мобилизацию ИТ и облака? Понятно, что нет смысла учить деталям — надо учить базу и, конечно, учить учиться. Но что делать, пока не составлены и не утверждены учебные планы, предусматривающие не только сам фактический материал, но и скорость его изменения?

Трудовые резервы

В то время, когда появляются новые отрасли, специалистов берут из смежных. В свое время меня удивило интервью тренера команды по лыжному фристайлу, который сказал: «Наши соперники учили тренированных лыжников делать сальто, мы же выступили лучше потому, что поставили тренированных акробатов на лыжи». Идея следующая: раз все равно учить и переучивать людей с мотивацией и здравым смыслом, почему бы не обескровить другие отрасли, так же как ТЭК и банки обескровливают нас?

Когда мы столкнулись с дефицитом кадров в продажах и пересмотрели несколько десятков интеграторских продавцов, которые хотели за выход на работу 150 тысяч рублей фиксированной оплаты плюс бонус, идея пришла ровно из тренерского интервью: мы решили, что навыки сложных продаж важнее технических знаний. Поэтому начали искать продавцов, предлагавших сложные системы корпоративным заказчикам. В их отраслях не было крупных системных интеграторов, сидящих на госзаказах, и вендоров с многомиллиардной капитализацией, поэтому для них совершенно нормально было получать «фиксом» 50–60 тысяч рублей, а остальное зарабатывать процентами. Мы довольно быстро укомплектовали необходимый штат, и некоторые из продавцов первого поколения сейчас очень известны на рынке и получают раз в десять больше.

Потом пришел черед проектных менеджеров, сотрудников службы поддержки, сотрудников по работе с партнерами. Оказалось, что сотрудники из оптовой торговли замороженными продуктами, дистрибьюторы автомобильных красок, ресторанного инжениринга, торговли канцтоварами, производства корпоративных сувениров и других конкурентных отраслей экономики переходят с удовольствием в ИТ. Не только потому, что платят больше, но и потому, что в нашей отрасли принципиально меньше ответственность. Ну где еще можно продать проект на десяток миллионов, не запустить его и просто сказать: «Упс, в следующей версии исправим» — без риска быть разоренным или получить штрафные санкции «коктейлем Молотова»?

Нас разоряют — мы разоряем

В эту игру можно играть не только со специалистами фронт-офиса и поддержки. В других отраслях тоже есть и программисты, и системные администраторы. Недостаток опыта масштабных проектов и системного образования они с лихвой компенсируют навыками самообразования буквально по интернет-формумам, многозадачностью и головокружительной универсальностью — каждый такой «эникейщик» может не только писать программы, но и администрировать кучу систем, ремонтировать компьютеры, а также инструктировать пользователей. Они не находят работы по какой-то одной из этих специальностей, поскольку проигрывают в сравнении со специалистом в такой отрасли. Но если вы готовы подтягивать его по нужной вам специальности, то в качестве бонуса получите неплохого «коммуникатора» со знаниями в смежных специальностях по сходной цене. 

Мы прекратили переманивать «перегретых» специалистов года два назад. Цены на них стали абсолютно неадекватными, а для развития нам требовались все новые и новые специалисты. Пока в других отраслях еще есть кадровые резервы.

Четверть суперспециалиста или полный середнячок?

Безусловно, из других отраслей не переманишь суперспециалистов, готовых создавать прорывные продукты и уникальные услуги. Растить их долго, стоят они безумно дорого — где их брать? Ведь кроме существенной оплаты их труда, им нужны еще и интересные задачи, и возможности роста. Мы их арендуем. Ту же работу, которую делает суперспециалист за пару выходных, средний специалист в штате сделает за месяц. Причем цена за результат будет точно такой же, а вот качество у «аутсорсинга» — неизмеримо выше. Но задача должна быть реально интересной для профессионала. И неважно, из какой области профессионала использовать — копирайтера, дизайнера, программиста или специалиста по высоконагруженным системам. Важно, чтобы задача была небольшой и ограниченной во времени, а квалификация позволяла быстро и качественно с ней справиться.

Прогнозы, а как же без них

Прогнозы типа «все будет только хуже» имеют склонность сбываться. К сожалению, ничего хорошего спрогнозировать не получается, поэтому постараемся найти хорошее в плохих прогнозах. По всему — нас ждет возврат к ситуации 2008 года: падение производства и связанное с ним драматическое уменьшение ИТ-бюджетов и госпрограмм. Такая ситуация приведет к сокращению персонала, что немного сбалансирует спрос и предложение на рынке труда. Значит, снова будут цениться не узкие специалисты, а универсалы, готовые работать за пятерых за двойную зарплату. Просто неплохие сотрудники потеряют работу, создав рынок покупателя, а не продавца. То есть работодатель снова не будет гоняться за сотрудниками, а станет терпеливо отбирать лучших из жаждущих получить работу. Но и в этой ситуации тактика привлечения людей из других отраслей и time-sharing дорогих, но редко нужных специалистов позволит сэкономить столь нужные в непростые времена средства без потери качества.

Опубликовано 20.12.2013