IT ManagerИТ в бизнесеУправление

Просто, дешево, вчера

Михаил Петров | 03.06.2013

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Просто, дешево, вчера

Вот и выросло поколение котов, которым не удалось поспать на теплых телевизорах.

Из Интернета

Коммуникации и ИТ. ИТ и коммуникации. Кто из них более матери-истории ценен? Если вдуматься, сейчас между этими понятиями, пожалуй, можно поставить знак равенства.

ИТ – «ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА»

Без ИТ нет коммуникаций. Просто нет. Куда ни кинь – везде технологический клин. Посмотреть фильм? Интернет в телевизоре (кстати, представьте лет двадцать назад фразу: «У меня телевизор в Интернет выходит». Никуда не уходим, крепкие люди в белых халатах уже едут). Почитать газету? Интернет на планшете или телефоне. Переслать документ? Скан и e-mail. Подписать документ? Не вопрос – есть чип-карта с ЭЦП. Позвонить? Скайп. Увидеть? Скайп плюс камера. Мобильный телефон дома забывали? Помните, что чувствуешь при этом? Как будто неодетым на улицу вышел. Паника: «А вдруг кому надо – а я без телефона! И как же он со мной свяжется!!!»

Технологии сделали коммуникацию простой, дешевой, быстрой. Мы плотно подсели на каналы связи, IP-пакеты и прочие чудеса и слезать с них уже даже не предполагаем. Задумайтесь: какова сегодня в общении доля личных встреч, а какова – коммуникаторов различного вида, телефона, почты? И сравните с тем временем, когда было так: если человек уже вышел из дому, но еще не дошел до рабочего места, его просто нет, он недоступен – нет, не просто «абонент недоступен» (недоступный-то абонент выйдет из «мертвой зоны», да и практически нет их уже, «мертвых зон», и снова появится на связи), а – вообще недоступен.

Кто-то уже практикует питие пива по скайпу, символически чокаясь с веб-камерой. Зачем куда-то ехать и стоять в пробках, когда щелк – и друг на экране. А на рыбалку – «да, конечно съездим, чуть попозже, вот только разгребусь…» (лень и массу ее оправдывающих факторов тоже никто не отменял).

ЗА ВСЕ НАДО ПЛАТИТЬ

Но есть и «темная сторона силы». Технологии практически стирают границу между личным и общественным. Появляется постоянное ощущение, что собеседник вот он, рядом, при этом где именно – дома, в офисе, в двух тысячах километров от тебя, в другом часовом поясе, за океаном… – неважно, можно включить экран, и он через секунды окажется в тридцати сантиметрах от твоего носа. Рабочий день закончился? Но ты же в скайпе. Значит – на связи. Значит – можно быстро обсудить рабочий вопрос, тем более что он, в общем-то, плевый и займет не больше пяти минут. «Завтра? Нет, завтра сложно, с утра совещание, потом партнеры приедут, давай сейчас. Ты же все равно на связи, какая тебе разница?» Не в скайпе? Хорошо, эсэмэску можно кинуть: «Слушай, а кто у тебя может справочку вот такую дать?..» И только когда не получаешь ответа в течение получаса, приходит понимание: «Черт, ведь уже 11 ночи, спит, наверное. Вот зараза…»

БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ

Но и без коммуникаций нет нормальных ИТ. Особую значимость приобретает способность ИТ быстро реагировать на нужды потребителя. Со стороны менеджмента постоянно идут запросы – быстрее, быстрее, быстрее… «Такой-то отчет сможете сделать? Как “через пару месяцев”? Нет, две недели максимум, там инвесторы прилетают. Не можете? Надо новый бизнес-процесс для этого автоматизировать, а даже ТЗ еще нет, никак не придумают, чего хотят. М-да. Ладно финансовый директор – пусть его девочки в экселе по ночам поработают. А тебе, главный наш по ИТ, может, стоит задуматься о более спокойной профессии? Я как акционеру буду объяснять, что при наших-то бюджетах на ИТ мы простенький отчет на инвесткомитет два месяца из системы делать будем?..»

Технологии, которые идут за бизнесом с опозданием, превращаются в чемодан без ручки, а ИТ-директор – в источник постоянного недовольства и вечного мальчика для битья. Что делать? Как говорится, правильная постановка задачи – 50% решения. Отсюда – надо правильно коммуницировать. Надо правильно понимать (предугадывать?) задачу. Надо вытаскивать (под пытками?) из бизнеса информацию о его потребностях, желаниях, планах. Надо – иногда – предугадывать, что ему, бизнесу, будет нужно через месяц, год, три (дайте мне еще зарплату директора по стратегическому развитию, точно). И предлагать те решения, которых ждут (но еще о них не догадываются).

Как к этому прийти? Изучать бизнес. Держать руку на пульсе развития технологий. Готовить ИТ-стратегию, в которой указывать, что, где, зачем, почему и для кого будем делать. Согласовывать ее с бизнесом. Организовывать регулярные обновления. Объяснять, что для того, чтобы что-то получить завтра, надо подумать об этом вчера (по-честному – полгода назад, конечно, но теперь уже какая разница?). Или, чувствуя потенцильаный «подвох», искать решения, способные разворачиваться «мгновенно», за 20% усилий давая 80% результата и «загрубляя» фантазии. И коммуницировать, коммуницировать, коммуницировать – на всех уровнях управления и не только (и, может быть, не столько) по ИТ-вопросам, в том числе «за жизнь», «за бизнес»…

Надо понимать реальную потребность бизнеса, чем он дышит, какие проблемы перед ним стоят. А это понимание приходит не за чтением умных учебников на тему «как делать проекты» и не за походами по выставкам дорогого железа. Оно достигается только живым общением с живыми людьми – начальником производства, коммерческим, финансовым директором. Да порой и рядовой сейлз выдает такую гору информации, что и не подозреваешь.

БЛЕСК И НИЩЕТА ТЕХНОЛОГИЙ

Сейчас нет уже того романтического ореола, той магии, окружавших ИТ еще относительно недавно. А что ж вы хотите, если чуть не каждый школьник носит в своем кармане вычислительную мощь нескольких тонн железа, лет двадцать пять назад занимавшего целый этаж здания? Причем давит на кнопки с такой скоростью, что профессиональная машинистка (это сотрудница такая, которая в докомпьютерные времена набирала, то бишь печатала, тексты на пишущей машинке) позавидовала бы.

Раньше в ответ на потребности заказчика можно было сказать: «Ну вы же понимаете, полгода надо – разработка, отладка, документирование…» И все понимали: «Да, конечно, дело сложное, непонятное, работайте, ребята». Сейчас же в ответ можно услышать: «Какие полгода? Я планшет из коробки достал, и через минуту – почта, фильмы, билеты на курорт, заказы в магазине. У вас-то почему сложнее? Еще и миллион надо? Ну вы даете…»

И правда – почему сложнее? Там и там нули и единички. Программисты. Отладка. И многое другое. Но! Там включил – и работает. Реально работает: вот, например, птицами стреляет – это ж сколько надо труда вложить, чтоб так точно! А вы все про какое-то ТЗ ноете и что сервер надо купить. Два раза сложить, три разделить и несколько раз процент посчитать в отчете не можете. Парадокс?

Впечатляясь простотой и дешевизной технологических решений для массового рынка, бизнес ожидает того же и на корпоративном уровне. И, не получая этого, зачастую ведет себя как капризный ребенок. «Нет, полгода не устраивает, надо за месяц. Миллион? Нет, не может оно столько стоить, тысяч 50-60, не больше. У меня племянник компьютерщик (что означает: прочитал книжку «Эксель для чайников» и теперь в разговоре радует дядю умными терминами, которые сам не до конца понимает), так он говорит, что сделает такое за месяц». А чем черт не шутит, может, и сделает, сумрачный гений, но, как обычно, – непромышленное неподдерживаемое решение с массой глюков и без всякого признака хоть какой-то интеграции в ИТ-архитектуру предприятия, по причине чего ежемесячная поддержка такой поделки сравняется по стоимости с ее созданием, то есть племянника надо просто взять в штат («А что, хороший парень, компьютерщик же, да и вакансия у вас есть, я знаю»).

Если эту иллюзию правильно и аккуратно не объяснить, не прилагать усилий для управления ожиданиями заказчиков от бизнеса, – проблемы будут и у бизнеса, и у ИТ. Будет засилье таких вот полу ИТ-грамотных племянников-компьютерщиков – с понятным финалом. И надо не уставая объяснять, просвещать, втолковывать, что такое «промышленное решение», почему оно не делается на коленке за месяц и стоит денег. И что самое главное – чтобы что-то получить, надо приложить достаточно много усилий, дабы четко прописать, чего же именно ты хочешь.

С одной стороны, каждая компания имеет такие ИТ, которых она заслуживает. С другой, наверное, когда технологиями постоянно недовольны – в этом есть коммуникационная недоработка ИТ-директора. С одной стороны, он может не слышать задачу и понимать ее неправильно, с другой – не суметь донести до бизнес-заказчиков, что конкретно нужно сделать, чтобы задачу выполнить (ведь без их участия решается весьма ограниченный круг вопросов, которые на бизнес влияют весьма опосредованно). Отсюда и разочарование, и неуспешные проекты, и бездарно потраченные бюджеты.

ЧТО ЖЕ БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Наверное, в какой-то момент, маятник «гонки информационных вооружений» должен качнуться обратно и, скорее всего, повальное потребительское отношение к ИТ достигнет точки насыщения, как и коммуникационный шквал с использованием текущих технологий в какой-то момент достигнет своего пика. Мозг просто откажется перерабатывать запредельный объем информации, поступающей по «традиционным» каналам – через зрение и слух… Что останется? Доставлять информацию напрямую в серое вещество, минуя тормозящие инстанции. И тот, кто изобретет такой способ, станет сначала информационным, а затем и просто – властелином мира.

Журнал IT-Manager № 05/2013    [ PDF ]    [ Подписка на журнал ]

Об авторах

Михаил Петров

Михаил Петров

Директор Департамента цифровой трансформации Счетной палаты Российской Федерации.
В ИТ более 20 лет, из них 8 лет - в ведущих российских и зарубежных консалтинговых компаниях ( ФБК, PriceWaterhouseCoopers, i2). В Оргкомитете «Сочи 2014» прошел путь от руководителя Управления ERP до Директора Технологического Операционного Центра, отвечавшего за поддержку всех технологических сервисов (телеком, интернет и информационные системы) для порядка 11,5 тыс. пользователей на более чем 20 объектах проведения Игр. Руководил программой подготовки к Чемпионату Мира по футболу 2018 г. в Минкомсвязи РФ. Принимал участие в создании Проектного офиса Национальной Технологической Инициативы (НТИ). На позиции директора по управлению проектами цифровой трансформации ВТБ работал над организацией корпоративного акселератора и организацией инвестиций в финтех-проекты в группе ВТБ, менторством стартапов.
Член Экспертного Совета портала сообщества ИТ-директоров GlobalCIO. Эксперт Фонда ЦСР, Фонда ФОСТАС.  Преподаватель Высшей Школы Бизнеса МГУ, Высшей школы CIO, MBA МГИМО, Финансового университета при Правительстве РФ, Высшей школы CIO, MBA МГИМО, РАНХиГС. Соавтор Учебника 4CIO.


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Загрузка...

Другие материалы рубрики

Компании сообщают

Мероприятия

27.06.2019 — 28.06.2019
Conversations

Санкт-Петербург

19.09.2019
MOBILE FORENSICS DAY 2019

Москва, ул.Лесная 7, БЦ «Белые сады", конференц-зал «MEETING POINT WHITE GARDENS».